Конспект НОД с детьми старшей логопедической группы на тему: Фрукты
Программные задачи: 1. Обогащать и совершенствовать знания детей о фруктах, месте их произрастания 2. Формировать умение узнавать фрукт на вкус 3. Упражнять в четкости проговаривания слов и предложений 4. Формировать умение образовывать и называть прилагательные 5. Развивать слуховое внимание 6. Развивать артикуляционный аппарат 7. Воспитывать интерес к фруктам Ход.
Организационный момент Воспитатель вносит в группу корзинку, прикрытую платочкомВоспитатель: Ребята, я сегодня пришла к вам с угощением, только вы сами угадайте, что это за угощение Игра «Узнай на вкус» Дети: банан, груша, яблоко, апельсин и т.д. Воспитатель: Правильно, ребята, а как все это можно назвать одним словом? Дети: Фрукты Воспитатель: Правильно, это фрукты, а какие они фрукты? Игра «Какой, какая, какое» (дети называют прилагательные, относящиеся к тому или иному фрукту. Например: Банан сладкий, вкусный, желтый, легкий, спелый)Воспитатель: Скажите, а где растут фрукты? Дети: В саду, на дереве, на пальме Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру Игра «Чего много?» (Дети проговаривают полным предложением. Например: В саду растет много… яблок, на пальме много бананов и т.д.)Воспитатель: Здорово! Скажите, а полезны ли фрукты? Дети: Да! Воспитатель: из фруктов можно приготовить много разных блюд и напитков, давайте побудем немного поварятами Игра «Готовим из фруктов» (дети проговаривают полным предложением. Например: я приготовлю варенье из груш, компот из слив и т.д.)Воспитатель: Молодцы! Вижу, что мамочке вы помогаете готовить, а ваши мамы готовят варенье из различных фруктов? Дети: Да Воспитатель: Давайте мы вспомним какое варенье готовит мама Игра «Фруктовое варенье» (детям по очереди предлагается называть фрукт и получившееся из него варенье. Например: Варенье из слив – сливовое варенье, варенье из персиков – персиковое варенье и т.д.)Воспитатель: Хорошо, а умеете ли вы отличать фрукты от овощей Дети: да (нет) Воспитатель: А чем отличаются фрукты и вощи? Дети: Фрукты растут в саду, на дереве или пальме, а овощи растут на грядках Воспитатель: давайте поиграем в игру, где нужно собрать овощи в одну корзинку, а фрукты в другую Игра — эстафета «Собирайка» (Дети делятся на 2 команды. Посередине группы стоит стол, на котором лежат модели фруктов и овощей. Каждой команде дается корзинка. Одна команда собирает овощи, другая команда собирает фрукты) Воспитатель: Для того, чтобы найти фрукты, нужно быть очень внимательным, посмотрите на картинки правильно ли собраны фрукты? Найдите лишнее Игра «Четвертый лишний» (детям предлагаются картинки, из которых необходимо выбрать лишний продукт, не относящийся к фруктам)
Воспитатель: Ребята, а вы любите есть фрукты? Дети: Да Воспитатель: А как их можно назвать ласково? Игра «Назови ласково» (воспитатель показывает детям картинки фруктов, дети по очереди называют их ласково. Например: яблоко – яблочко, банан – бананчик и т.д.)Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте подготовим наш язычек для проговариания скороговорки Артикуляционная гимнастика Упражнение «Заборчик»
Упражнение «Блинчик»
Упражнение «Чашечка»
Воспитатель: проговорим скороговорку «В том саду живет садовник, он за сливами следит» (Дети проговаривают)Воспитатель: Хорошо мы сегодня поработали, а теперь угостим друг друга фрутами Тренинг «Угощайся» (каждый ребенок предлагает другому ребенку угоститься фруктом. Например: Маша, угощайся яблочком или Витя, эта груша для тебя.)Дети говорят друг другу спасибо!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с творчеством поэта Фета Конспект сюжетно — игрового НОД по физкультуре для детей старшей группы Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности НОД в детском саду для старших дошкольников
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе на тему «Общение»
Конспект НОД в старшей группе детского сада на тему «Отдых»
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Молочная продукция»
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Строительные профессии»
Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные промыслы»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Описание фруктов».
Конспект занятия по развитию речи
в средней группе на тему «Описание фруктов».
Образовательная область Речевое развитие
Тема занятия «Описание фруктов».
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цели: учить сравнивать и описывать фрукты.
Программные задачи:
Образовательные: продолжить знакомство с фруктами путем отгадывания загадок; учить описывать фрукты по цвету, форме, размеру; учить использовать прилагательные в речи, образовывая их от существительных.
Развивающие: развивать умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, логическое мышление, внимание.
Воспитательные: Воспитывать бережное и любовное отношение к природе, которая щедро одарила нас своими богатствами; воспитывать умение слушать друг друга;
Словарная работа: фрукты, фруктовый, апельсиновый, лимонный, вишневый, сливовый, персиковый,
Предварительная работа: рассматривание картинок фруктов, игра «Что где растет», беседа на тему «Фрукты», «Заготовки из фруктов».
Материалы и оборудование: Ежик и Лисенок, конверт, картинки с изображением фруктов, мяч, листы бумаги с изображением овалов и кругов; две картинки с фруктами для нахождения различий, муляжи фруктов, свежие фрукты.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Воспитатель: Добрый день! Веселый час!
Очень рада видеть вас.
Вы друг другу повернитесь, улыбнитесь.
И тихонечко садитесь.
Воспитатель: Ребята, а кто к нам пришел? (около доски на стульях сидят Ёжик и Лисенок, держат конверт)
Дети: Ежик и лисенок
Воспитатель: Да, это наши друзья. Ребята, посмотрите, они сегодня необычные, Ёжик – что-то приготовил нам в конверте. Давайте его откроем и прочитаем. (Берет конверт, открывает его)
Ребята, наши друзья предлагают нам поиграть, отгадать загадки.
Дети: стоят полукругом и смотрят на доску.
2. Отгадывание загадок. Описание фруктов по цвету и форме.
1.Круглое, румяное
Оно растет на ветке
Любят его взрослые
И маленькие детки (яблоко)
(повесить на доску картинку яблока, и дети должны рассказать о нем).
Воспитатель: Что это? Какого цвета яблоко? Какой формы? Какого размера яблоко?
Дети: Яблоко красное, круглой формы. Яблоко большое.
2.С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно. (Апельсин)
(На доске — картинка апельсина).
Воспитатель: Что это? Какого цвета апельсин? Какой формы? Какого размера? Как вы думаете, апельсин сладкий или кислый?
Дети: Апельсин оранжевого цвета, круглой формы…
3.Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один –
Кислый очень-очень (лимон)
(на доске – картинка лимона).
Воспитатель: Что это? Какого цвета лимон? Какой он формы? Какого размера лимон?
Дети: отвечают на вопросы
4.Синий мундир, белая подкладка,
В середине сладко. (Слива.)
(на доске – картинка сливы).
Воспитатель: Что это? Какого цвета слива? Какой формы? Какого размера слива?
Дети: отвечают на вопросы
5.Целый табун лошадей на одной привязи. (Виноград.)
Воспитатель: Что это? Какого цвета бывает виноград? Какой формы? Какого размера виноград?
Дети: отвечают на вопросы
Воспитатель: Сижу на дереве, кругла как шар,
Красна, как кровь, сладка, как мед. (Вишня.)
Воспитатель: Что это? Какого цвета бывает вишня? Какой формы? Какого размера вишня?
Дети: Вишня красного цвета, круглой формы. Вишня маленького размера.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все загадки отгадали.
Воспитатель: Ребята, как одним словом назвать яблоко, апельсин, лимон? Что это? Дети: фрукты.
Воспитатель: Ребята, где растут фрукты?
Дети: на деревьях
Воспитатель: Как называются деревья, на которых растут фрукты?
Дети: фруктовые
Воспитатель: Где растут фруктовые деревья?
Дети: в саду.
Воспитатель: Как называется сад, в котором растет много фруктовых деревьев?
Дети: фруктовый сад
Воспитатель: Молодцы! Ежик и Лисенок тоже вами довольны.
Физкуль
Воспитатель: Давайте немного отдохнём. Выходите из-за столов, проходите ко мне. Вставайте в круг. А Ежика и Лисенка мы посадим в центре круга.
Дети: Выходят на ковёр к воспитателю, встают в круг.
«Мы вчера в саду гуляли, Идут по кругу, взявшись за руки.
Мы смородину сажали, Изображают, как выкапывают яму и сажают в неё куст.
Яблоню белили мы известью, белилами. Движение правой рукой вверх-вниз.
Починили мы забор. Имитируют удары молотком.
Завели мы разговор: Стоят лицом в круг
— Ты скажи, садовник наш,
Что ты нам в награду дашь? На каждое название загибают один палец.
Дам в награду слив лиловых, груш медовых,
Самых крупных спелых яблок, Протягивают руки вперёд.
Вишен целый килограмм,
Вот что вам в награду дам.
Вишен целый килограмм, Вот что вам в награду дам.
3. Игра «Какая(-ое, -ой)? Какие?».
Воспитатель: А сейчас мы с вами присядем на палас Ежик и Лисенок будут вам катать мяч и называть цвет и предмет в единственном числе, например желтая груша, а вы должны сказать как будет во множественном числе – желтые груши..
Воспитатель от имени Ежика и Лисенка: оранжевый апельсин
Ребенок: оранжевые апельсины
4. Раскрашивание.
Воспитатель: раздает каждому ребенку лист бумаги, на котором изображены овалы и круги.
Дети: по инструкции воспитателя раскрашивают фигуры, затем определяют, на что стала похожа раскрашенная фигура.
Инструкция: раскрасьте фигуру в первом правом нижнем углу зеленым цветом (яблоко); в левом верхнем углу – желтым (лимон), в середине – оранжевым (апельсин).
5. Игра «Угощения».
Воспитатель: Ребята, но Ё. и Л. не знают, зачем люди выращивают столько много фруктов. Ведь если их не есть все сразу, они что сделают?
Дети: испортятся, станут не вкусными
Воспитатель: Давайте расскажем нашим друзьям, как можно хранить фрукты.
Дети: варить, сушить, замораживать
Воспитатель: А что можно готовить из фруктов?
Дети: варенье, компот, сок, повидло
Воспитатель: Я – ведущая, даю вам фрукт и спрашиваю: «Сок из апельсина какой?»
Ребенок: апельсиновый
Воспитатель: «Сок из персика какой?»
Ребенок: персиковый
Воспитатель: «Сок из яблока какой?»
Ребенок: яблочный
Воспитатель: «Сок из груши какой?», «Сок из банана какой?», «Сок из лимона какой?» (надо поиграть с каждым ребенком) ).
6. Сравнение изображений.
Воспитатель: демонстрирует на доске картинку
Дети сравнивают две картинки, находят и называют отличия.
7. Игра «Забывчивый покупатель».
Выбирается «продавец» и «покупатель». На столе разложены муляжи или картинки с изображением фруктов. «Покупатель» говорит, что он забыл название предмета, который хочет купить. «Продавец» просит описать предмет: цвет, форму, вкус, какой он на ощупь, какой внутри. По описанию «продавец» отгадывает фрукт, который хочет купить «покупатель».
8. Рефлексия. Игра «Определи на вкус».
Воспитатель: Ежик и Лисенок принесли нам угощения. Сейчас мы с вами наденем на наши глазки повязки, подойдем к столу и на вкус должны определить, что это за фрукт? Ну, а Ежик и Лисенок посмотрят правильно вы выполните задание или нет. Дети: закрывают глаза и берут подготовленные фрукты в рот и отгадывают, что съели.
Воспитатель: Молодцы! Ежику и Лисенку пора возвращаться в лес, давайте мы с ними попрощаемся. До свидания ребята..
Дети: До свидания
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Овощи-фрукты»
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Овощи-фрукты» (в старшей группе для детей с ОНР)
Цели: Образовательные: закрепить знания об овощах и фруктах, местах их произрастания; уточнить и расширить знания о витаминах, их пользе для организма; закрепить знания детей основных характеристик овощей и фруктов (цвет, формы, ощущения, что из них можно приготовить) . учить составлять описательный рассказ о фруктах по предложенной схеме. Воспитательные: развивать культуру речевого общения детей друг с другом, педагогом. Коррекционно-развивающие: закрепление умения образовывать относительные прилагательные; развитие связной речи; развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления, воображения; развитие фонематического слуха; развитие мелкой моторики, координации речи с движением; развитие тактильных ощущений; развитие плавного речевого выдоха. Здоровьесберегающие: создание эмоционального комфорта. Ход занятия. 1. Организационный момент. Мы проснулись, потянулись и соседу улыбнулись. 2. Беседа о витаминах. Ребята, к нам в детский сад пришло какое-то письмо. Давайте его прочтем. «Есть волшебная страна, Витаминов там гора. Чтоб здоровым, сильным быть, Надо вам туда спешить! В той стране едят продукты – Это овощи и фрукты. Все содержит витамины: Помидоры, мандарины, Груши, сливы, ананас, В общем, ждем, ребята, вас! Поскорее приезжайте И здоровье укрепляйте! » Это письмо вам прислали Витаминки из волшебной страны Овощей и Фруктов. Витаминки вам напомнили о том, как они для вас важны. А для чего нам всем нужны витамины? (Для того, чтобы питался наш организм, и дети росли сильными и здоровыми) . Ребята, хотите отправиться к Витаминкам в волшебную страну Овощей и Фруктов? Ехать нам далеко, а машин у нас нет. Давайте немножко пофантазируем и что-нибудь придумаем! Превратим наши стулья в машины! 3. Речевая зарядка. Превращаем стулья в машины (махи руками – «колдуют») . Накачаем дружно шины (с – с – с – с … .) . Заведем мотор мы громко, Здесь, друзья, нужна сноровка! (р – р – р – р) . Подольем бензин чуть – чуть (буль – буль – буль) . Можно трогаться нам в путь! (Звучит музыка) . 4. Развитие слухового внимания, логического мышления. Ребята, пока мы едим в страну Овощей и Фруктов, давайте вспомним, что вы о них знаете. Где растут фрукты? (В саду на деревьях) . Где растут овощи? (В огороде на грядках) . Чтобы вы вспомнили овощи и фрукты, я буду загадывать вам загадки, а вы внимательно слушайте и отвечайте! Д/И «Доскажи словечко». 1. Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку) . 2. Весной на грядках было пусто, потом выросла … (капуста) . 3. Из земли за чуб плутовку тянем сочную … (морковку) . 4. От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла) . 5. Для Андрюши и Катюши соберем в корзину … (груши) . 6. Никого не огорчаю, а всех плакать заставляю (лук) Молодцы! А теперь дам вам задачу потруднее: Назовите фрукты по размеру больше сливы, но меньше ананаса. (Яблоко, груша, апельсин) . У каких овощей красный нос? (редиска, свекла) . У какого овоща есть глазки? (картошка) . Хорошо, вы справились со всеми моими заданиями! Ну вот мы и приехали в волшебную страну! Попасть в страну Овощей и Фруктов не легко. Но я вам открою один секрет: В той стране нужны билеты – Разноцветные наклейки. Это не простые наклейки, а волшебные! Стоит детям пожелать, Всем на свете могут стать! Вокруг себя повернитесь, Быстро в фрукты превратитесь! Скажите, ребята, каким фруктом вы стали? (Дети называют фрукт, подбирают несколько признаков) . Вы стали фруктами, теперь вам можно заходить! Наконец-то мы в волшебной стране Овощей и Фруктов. Сейчас мы с вами оказались в саду. Почему? (Вокруг фруктовые деревья) . Назовите, какие вы видите деревья. (Яблоня, груша) . Ребята, какие фрукты привозят к нам из жарких стран? (Бананы, киви, ананасы) . 5. Развитие мелкой моторики, профилактика нарушения зрения. Поскольку у нас в городе не растут апельсины, давайте их нарисуем. Но рисовать мы будем необычно. Сначала нарисуем пальчиками в воздухе. (Дети «рисуют» в воздухе точками круг влево, затем вправо) . А теперь нарисуем глазами. (Дети вращают глазами, голова должна быть на месте) . 6. Развитие связной речи. Давайте посмотрим на схему и составим рассказ. Недавно в сад приходил Незнайка. Он услышал, что фрукты очень полезные, нарвал яблок, груш, слив и наелся. Но он почему-то заболел – отравился. Какими фруктами мог отравиться Незнайка? (Грязными, немытыми, испорченными) . А вы всегда ли моете фрукты перед едой? А сейчас на минутку давайте станем деревцами. 7. Упражнение на координацию движений и равновесие «Деревце». Упражнение «Деревце». 1. Потянуться вверх, ладони сомкнуты. 2. Покачаться корпусом вперед – назад, сохраняя равновесие. 3. Приподняться на носки и снова покачаться влево – вправо, как деревце на ветру. 8. Дифференциация понятий «овощи» — «фрукты». А теперь Витаминки приглашают вас в огород. Что в огороде растет? (Овощи). Поэтому вам надо скорее превращаться в овощи: Вокруг себя повернитесь, Быстро в овощ превратитесь! (Дети говорят, каким овощем они стали) . Одни овощи растут на земле, а другие овощи растут под землей. Давайте поиграем в игру «Вершки и корешки». Д/И «Вершки и корешки». Я буду называть овощи. Если овощ растет на земле, вы должны будите подпрыгнуть вверх, а если под землей растет овощ, вы должны присесть. (Морковка, капуста, картошка, свекла, огурцы, помидоры) . Ребята, а зачем люди выращивают так много овощей и фруктов? Ведь если их не съесть сразу, они могут испортиться. Как можно заготовить овощи и фрукты на зиму? (Их консервируют, варят, замораживают, маринуют, сушат) . А из чего варят компот – из овощей или фруктов? (Из фруктов) . 10. Образование относительных прилагательных. Посмотрите, какие соки заготовили Витаминки на зиму. (Дети называют соки: яблочный, сливовый, грушевый) . 11. Подведение итогов. Вам понравилось наше путешествие в волшебную страну Овощей и Фруктов? (Да). Теперь вы знаете, что все овощи и фрукты очень полезные и необходимые для вас. Чтоб здоровым, сильным быть, Надо фрукты, овощи любить. Все без исключения, В этом нет сомнения! А теперь нам пора возвращаться назад, в детский сад. Вы очень понравились жителям этой страны. Они решили подарить на память волшебный апельсин. Вот он. Нам надо его разделить на всех. Пальчиковая игра «Апельсин». Мы делили апельсин, Много нас, а он – один. Эта долька – для ежа. Эта долька – для стрижа. Эта долька – для утят. Эта долька – для котят. Эта долька – для бобра, А для волка – кожура!