Каждый начинающий актер мечтает сразу выйти на сцену в серьезной роли и творить под звуки аплодисментов. Но мечтать, к сожалению, не достаточно, сценический триумф начинается задолго до получения роли и далеко не с читки пьесы, а с кропотливой и тяжелой работы. Ведь талант – это на 99% упорный труд и только на 1% божественная искра.
Конечно, сколько ни работай, без одного процента ста все равно не получишь, но и на одном далеко не уедешь. Чтобы блистать на сцене и в кино, нужно с самого начала четко понимать, что такое актерское мастерство.
С чего все начинается
Чтобы не услышать при первом же выступлении знаменитое «Не верю!» Станиславского, юноше или девушке, ступающим на тернистый путь жизни в творчестве, придется много работать над собой. В игре актеров важны не только истинные переживания, но и то, каким образом актер их выражает. Ведь можно хоть десять раз все чувствовать, быть на изломе, но зритель не увидит ничего, кроме вялых движений и непонятной, слабой мимики. Чтобы донести мысль или эмоцию до зрителя, нужно обладать выразительным актерским аппаратом, то есть телом и лицом.
Первое упражнение для начинающего актера, шахматиста или музыканта, естественно, будет самым легким. Но только добившись идеального исполнения, можно приступать к следующему заданию.
Во многих учебных заведениях, обучающих юные таланты по системе Станиславского, занятия по актерскому мастерству начинаются с выноса стула на сцену. Это задание часто вызывает недоумение у студентов, ведь они хотят стать актерами, а не рабочими сцены! Но только добившись легкости и точности в таком простом (на первый взгляд) упражнении, можно идти дальше. Всегда нужно с чего-то начинать, и вынос стула – это первый шаг на сцену.
Как исправить мимические привычки, старящие наше лицо?
Как исправить мимические привычки, старящие наше лицо?
Итак, в статье «Причины старения лица» ссылка мы разобрались с тем, каких врагов молодости нашего лица мы можем легко победить.
Сегодня поговорим о главном и самом страшном враге — Мимических привычках.
Большинство морщин на нашем лице является мимическими, то есть образовывается вследствие регулярного сморщивания кожи и спазмирования мышц в одних и тех же местах.
Некоторых морщинок избежать очень трудно, например, гусиных лапок – ведь для этого нам пришлось бы перестать улыбаться и никогда не щурить глаза на солнце.
Но самых заметных морщин и деформаций лица все-таки можно избежать благодаря изменению мимических привычек.
Последите в течение недели за тем, как морщат лицо люди
, которые думают, что на них никто не смотрит. Что они делают, когда нервничают, выполняют напряженную работу за компьютером, сдают экзамены, сердятся? Морщат лоб и сдвигают брови? Поджимают губы? Поднимают брови? Щурят глаза? Раздувают ноздри? Если целенаправленно за этим наблюдать, можно поразиться, насколько сильно и насколько некрасиво кривляется большинство людей, причем абсолютно неосознанно!
А теперь обратите внимание на себя
: какие мышцы вы напрягаете чаще всего? Какую часть лица вы сморщиваете, когда волнуетесь, сердитесь, сосредотачиваетесь, обижаетесь, как вы разговариваете? Не менее двух дней нужно понаблюдать за собой, подлавливая малейшее напряжение в какой-либо зоне лица, а то как вы артикулируете, когда говорите, лучше всего записать на видео. А теперь посмотрите внимательно в зеркало. В чем проявилось влияние ваших мимических привычек на лицо? Проследите, от какого постоянного мимического действия образовалась та или иная морщина. Не связано ли образование морщин, носогубных складок, брылей, бугров над бровями с теми мимическими привычками, которые вполне можно исправить?
Как исправить?
Следить за правильной осанкой и мимикой, заменять вредные мимические привычки на правильные, расслаблять мышцы сразу после перенапряжения. Устранять зажимы в мышцах и учиться больше их не создавать.
Приведу пример.
У меня с детства была привычка поднимать брови (унаследованная от мамы), поэтому поперечная морщина на лбу была заметна уже с 12 лет, а к 25-ти она была уже достаточно глубокой. К тому же, в юности я очень часто расслабляла щеки и скулы, редко улыбалась и часто, по любому поводу, делала «несчастное лицо». В результате к 25 годам нижняя часть лица заметно опустилась, уголки губ «уползли» вниз и создалось впечатление, что у меня есть некое подобие брылей. Эффект усилил неправильный прикус и привычка постоянно поджимать губы и сжимать челюсти. У девушки на фото ниже выражение лица, которое я очень часто делала в юности :
Только после того как я это осознала, я начала контролировать мимику в течение дня (не позволяю лбу морщиться, постоянно расслабляю его и делаю массаж после того как нечаянно его сморщу, не поджимаю губы и не стискиваю челюсти, как раньше, а привычку опускать уголки рта я заменила на привычку иногда подтягивать мысленно вверх скуловые и височные мышцы). Это принесло свои результаты: сейчас, в 30 лет, морщина на лбу гораздо менее выражена, чем в 25 лет, а «провисание» уголков рта и намечавшихся «брылей» заметно уменьшилось, хотя до этого только прогрессировало.
Основные советы по работе в мимическими привычками:
1. 1. Почаще в течение дня подлавливайте все мимические зажимы, которые возникают на лице, и тут же их устраняйте, а затем похлопывающими движениями пальцев и растиранием в вертикальном защипе расслабляйте место перенапряжения. Можно буквально разглаживать по всей длине мышцу, которая перенапрягалась(не растягивая кожу). Старайтесь искоренить вредные мимические привычки.
2. 2. Попросите кого-то из близких записать на видео то, как вы разговариваете и сердитесь – сделайте выводы. Чаще всего люди не видят себя со стороны, ведь, глядя в зеркало, мы непроизвольно «подтягиваем» лицо и приподнимаем уголки губ. Поставьте зеркало рядом с рабочим местом и обращайте внимание на выражения лица, когда вы погружены в работу или разговариваете по телефону. Чтобы не лгать самой себе, сначала фиксируйте мимику, которую держите в момент напряженной работы, и в таком зафиксированном виде кидайте взгляд в зеркало.
3. 3. Почаще в течение дня расслабляйте все мышцы лица(те, которые усмирить не удается, успокаивайте массажем нагретыми растиранием ладонями), затем пытайтесь почувствовать поочередно каждую лицевую мышцу и мысленно привести ее в тонус, подтягивая вверх и назад – затем снова расслабьте лицо и сделайте массаж лица легкими похлопываниями, а затем легкими придавливаниями пальцами или растираниями(будьте осторожны, не растягивайте кожу!). Особое внимание тем мышцам, которые вы напрягаете чаще всего.
4. 4. Почаще в течение дня давайте отдых глазам, делайте обычную зарядку для глаз, открывайте их пошире на несколько секунд, зажмуривайте, вращайте вправо-влево-вверх-вниз, расслабляйте область переносицы, массируйте ее(без сильных сдвигов кожи), расслабляйте лоб, массируйте, разглаживайте легкими движениями.
5. 5. Делайте массаж и растяжку щечных, скуловых мышц и круговой мышцы рта после смеха( вытяните губы трубочкой, произнесите несколько раз «о, у, а, ы, э», надуйте щеки на 30 сек, чтобы разгладить область носогубных складок и потренировать щечную мышцу).
6. 6. Почаще пытайтесь почувствовать скуловые и щечные мышцы, мысленно подтягивая их назад и вверх, задействуя одновременно мышцы на затылке, висках, а также ушные мышцы — такое «подтянутое вверх» выражение лица полезно вводить в привычку для борьбы с силой тяжести. Но не переусердствуйте – напрягать можно пульсациями и не надолго, а за напряжением должно следовать расслабление. Если в этих мышцах есть гипертонус, выполнять такую подтяжку не стоит.
7. Немаловажную роль в образовании морщин играет привычка спать на лице. Об этом читайте в статье «Сон и морщины»: ( wellvideo.ru/stati/uhod-za-licom-i-telom/son-i-morschiny.html ).
Если борьба с вредными мимическими привычками войдет в привычку(прошу прощения за тавтологию) – результат работы будет виден уже через несколько месяцев.
Берегите свое лицо: другого вам не выдадут!
Артикуляция
Упражнения по актерскому мастерству и сценической речи начинаются именно с артикуляционного аппарата. Это наши губы, челюсть, язык и все, что участвует в процессе формирования слов, которые мы произносим вслух. Если актер обладает вялым артикуляционным аппаратом, его слова со сцены не будут понятны зрителям, звучать они будут нечетко. Поэтому речевой аппарат не только разогревается перед спектаклем, но и постоянно развивается и улучшается.
Разминка начинается всегда с челюсти, ведь от того, насколько хорошо открывается рот актера, зависит, каким будет посыл произносимого.
Необычные ощущения
Бывает так, что человек может чувствовать в области лица и головы несвойственные обычному состоянию явления. Они носят название парестезий, проявляются такими симптомами:
- покалывание;
- жжение;
- «ползание мурашек»
- онемение;
- зуд и высыпания.
Нередко парестезии лица имеют органическую основу, и становятся признаком заболевания:
- неврит, невралгия черепно-мозговых нервов;
- рассеянный склероз;
- инсульт и другие нарушения кровообращения в головном мозге;
- опоясывающий лишай;
- мигрень;
- сахарный диабет;
- эпилепсия;
- гипертония.
В определенных случаях непривычные ощущения наблюдаются в отдельных частях лица. Например, подобные проявления в языке могут появиться по вышеперечисленным причинам, но часто имеют и другую этиологию. Провоцирует их рак языка и гортани, а также травматизация осколком зуба или протезом.
Стоматологические манипуляции вызывают онемение и другие нетипичные чувства, особенно после удаления зуба. Другим основанием к их появлению может стать неудобная поза во время сна или неподходящая подушка. Но ощущения, вызванные подобными явлениями, обычно вскоре проходят.
Другую группу провоцирующих факторов составляют психогенные и неврогенные расстройства.
Мимика
Упражнения для мимики лица в актерском тренинге не вынесены в отдельную категорию. Но подвижная мимика не менее важна, чем подвижный артикуляционный аппарат. Ведь для того, чтобы зритель сопереживал герою, он должен понимать, какие чувства и страсти владеют им в данную минуту, а для выражения внутреннего состояния одних глаз не достаточно. В этом участвуют и мимика, и поза, и движения. Конечно, показ чувств с помощью мимики сопереживания не вызовет — она должна быть подкреплена реальными чувствами, которые в данный момент испытывает актер в образе героя.
Чтобы развить мимику и придать подвижность чертам лица, достаточно просто покривляться перед зеркалом, изображать то радость, то грусть, то испуг, то злобу. Какие при этом работают мышцы, начинающий актер может увидеть в жизни – для этого им ведутся наблюдения, и все увиденное тщательно записывается в личный дневник.
МАСКИ
Владимир Высоцкий
Смеюсь навзрыд среди кривых зеркал, Меня, должно быть, ловко разыграли: Крючки носов и до ушей оскал — Как на венецианском карнавале
Что делать мне? Бежать, да поскорей?
А может, вместе с ними веселиться? Надеюсь я — под маскою зверей У многих человеческие лица.
Все в масках, париках — все, как один. Кто сказочен, а кто — литературен. Сосед мой справа — грустный арлекин, Другой палач, а каждый третий — дурень.
Я в хоровод вступаю хохоча, Но все-таки мне неспокойно с ними, — А вдруг кому-то маска палача Понравится, и он ее не снимет?
Вдруг арлекин навеки загрустит, Любуясь сам своим лицом печальным? Что, если дурень свой дурацкий вид Так и забудет на лице нормальном?
Вокруг меня смыкается кольцо, Меня хватают, вовлекают в пляску. Так-так, мое обычное лицо Все остальные приняли за маску.
Петарды, конфетти! Но все не так… И маски на меня глядят с укором. Они кричат, что я опять не в такт, Что наступаю на ноги партнерам.
Смеются злые маски надо мной, Веселые — те начинают злиться, За маской пряча, словно за стеной, Свои людские подлинные лица.
За музами гоняюсь по пятам, Но ни одну не попрошу открыться: Что, если маски сброшены, а там Все те же полумаски-полулица?
Я в тайну масок все-таки проник. Уверен я, что мой анализ точен: И маска равнодушья у иных — Защита от плевков и от пощечин.
Но если был без маски подлецом, Носи ее. А вы? У вас все ясно. Зачем скрываться под чужим лицом, Когда свое, воистину, прекрасно?
Как доброго лица не прозевать, Как честных угадать наверняка мне? Они решили маски надевать, Чтоб не разбить свое лицо о камни.
Дыхание
От правильного дыхания на сцене, как и в спорте, зависит половина успеха. В первую очередь с помощью дыхания создается посыл, который доносит звуки до самых последних рядов. Также упражнения для актерского тренинга включают в себя задания для увеличения объема легких. Не очень красиво и органично выглядит на сцене актер, который во время длинного монолога начинает задыхаться – это сразу «выбивает» зрителя, а вернуть его в спектакль очень сложно. Также актеру нужно уметь произносить слова четко и с посылом в тот момент, когда он делает различные акробатические трюки или физические упражнения. Удержать при этом дыхание на одном уровне довольно сложно, и этому тоже надо учиться путем выполнения определенных упражнений.
- «Воздушный шарик» — с помощью дыхания поддерживаем в воздухе воображаемый (или реальный) воздушный шар.
- «Дровосек» — резко выдыхаем одновременно с движением руками, как будто рубим дрова.
- «Лыжная гонка» — при каждом выдохе совершаем движения руками и ногами, как будто едем на лыжах, с длинным выдохом съезжаем с горы.
- «Свеча» — представляем, что на кончике указательного пальца горит огонек, своим дыханием гасим его, относя палец все дальше и дальше.
- «Присядка» — медленно (на 10 счетов) с выдохом садимся, внизу делаем вдох, так же медленно с выдохом встаем.
Как избавиться от нервного тика
Для того чтобы освободить себя от неприятных ощущений, нужно, прежде всего, устранить их проблему. Иногда для этого достаточно просто хорошенько выспаться. В другом случае требуется на некоторое время сменить обстановку, выйти из разрушающей среды.
Из вспомогательных методов применяют травяные успокаивающие чаи, ванны с добавлением ароматических масел, плавание, прогулки на свежем воздухе или занятия спортом: бег, йога.
Внесите в ваше меню ингредиенты с повышенным содержанием кальция и магния. К таковым относят кисломолочные продукты, гречка, отрубной хлеб, красная рыба, яйца, мясо. Среди овощей и фруктов выделяют свеклу, смородину, сухофрукты, орехи и петрушку.
Если данные продукты не вписываются в ваш рацион, подумайте о приеме соответствующих витаминных комплексов. Не злоупотребляйте крепким чаем и кофе.
А главное: сохраняйте оптимизм и спокойствие в любой ситуации!
В случаях, когда состояние усугубляется, прибегают к помощи психотерапии. Особо действенной является когнитивная поведенческая терапия, помогающая пресечь тиковые нарушения в стадии их предвестников.
При проведении терапии реверсии привычек пациентов обучают движениям, способствующим предотвращению развития неврологических лицевых симптомов.
Из медикаментозных средств используют противосудорожные препараты и миорелаксанты, уколы ботокса, антидепрессанты.
Если перечисленные методы неэффективны в борьбе с нервным тиком, обращаются к глубокой стимуляции мозга. В ГМ устанавливают устройство, которое контролирует электрические импульсы.
Движения
Хороший актер сейчас немыслим без полного владения своим телом. И в кино, и в театре ему может выпасть роль с непростыми трюками и немалой физической нагрузкой. Кроме занятий по актерскому мастерству, возможности тела развиваются еще на занятиях по сценическому движению. Они включают в себя общую разминку и растяжку мышц, снятие зажимов и скованности, акробатику, эквилибристику, отработку сценического боя, пощечин, ударов, поцелуев и так далее, часть циркового искусства. Все эти упражнения начинаются с простых разминок и заканчиваются сложными пластическими постановками, когда актеры выражают свои мысли без слов, только с помощью пластики.
Упражнение для начинающего актера, связанное с движением, в будущем поможет ему вызывать сопереживание зрителей, выражать мысли и эмоции всеми доступными способами: не только мимикой и голосом, но и пластикой.
Диагностика
Установление причины асимметрии лица чаще всего осуществляется стоматологами или неврологами. При обнаружении соответствующей симптоматики пациента направляют к отоларингологам, онкологам, эндокринологам, другим специалистам. План обследования может включать следующие диагностические процедуры:
- Опрос, физикальное обследование
. Врач устанавливает время и обстоятельства появления симптома, расспрашивает пациента о других проявлениях болезни. Оценивает выраженность асимметрии в покое, при мимических и жевательных движениях. Выявляет другие изменения: отек, покраснение, побледнение, повышение локальной температуры, опухолевидные образования. - Стоматологический осмотр.
Включает изучение состояния зубов, десен, твердого и мягкого неба, слизистой других участков, костей лицевого скелета. Позволяет подтвердить наличие больных зубов, воспаления, травмы, нагноения, опухоли. - Неврологический осмотр.
Специалист изучает иннервацию лицевых мышц, предлагая пациенту выполнить определенные движения: наморщить лоб, поднять и опустить брови, надуть щеки, показать язык, оскалить зубы, проследить глазами за движениями неврологического молотка. Затем невролог осуществляет пальпацию доступных точек выхода нервов. - Оториноларингологический осмотр.
Предусматривает проведение специальных исследований. При подозрении на патологию придаточных пазух может быть выполнена эхосинусоскопия или диагностическая пункция. При жалобах на нарушение слуха производятся аудиометрия, камертональное исследование и др. При вестибулярных расстройствах рекомендованы вестибулометрия, вращательные тесты. - Рентгенография
. С учетом выявленных патологических изменений пациенту назначают рентгенографию зуба, рентгенологическое исследование челюсти или околоносовых синусов. В некоторых случаях необходимы рентгенограммы черепа, шейного отдела позвоночника. - Ультразвуковое исследование
. В ходе обследования может быть проведена сонография слюнных желез, придаточных пазух, мягких тканей. При обнаружении признаков сдавления головного мозга показана эхоэнцефалография. - Другие визуализационные методики
. Чаще всего для уточнения диагноза, детального изучения характера изменений, объема и расположения патологического очага применяются КТ или МРТ. При неврологической патологии могут быть назначены ПЭТ-КТ, ОФЭКТ головного мозга. - Лабораторные анализы
. По общему анализу крови судят о наличии и выраженности воспаления, по результатам микробиологического исследования определяют возбудителя и его чувствительность к антибиотикам. При объемных образованиях проводят гистологическое и цитологическое исследование мазков, пунктатов, биоптатов.
Устранение асимметрии лица
Воображение
Сложно представить актера, у которого не развиты воображение и фантазия. Ведь ему постоянно нужно верить в то, чего на самом деле нет. Только истинная вера самого актера, его полное погружение в роль и в ситуацию заставит зрителя поверить, что это Гамлет, а не странный мальчик в смешных штанах; Король Лир, а не дедушка, похожий на Деда Мороза, и так далее.
Нет людей, совсем не обладающих воображением. Но есть люди, у которых оно слабо развито. Чтобы вообразить правдивость ситуации и себя главным героем в ней, воображение нужно развивать. В первую очередь это делается с помощью наблюдений, написаний сказок, стихов, рассказов, чтения хороших авторов. Затем начинается работа с актерскими этюдами. Этюд – это небольшая зарисовка, в которой актер должен действовать органично, а значит, должен верить.
Можно сказать, что главное упражнение для начинающего актера – этюд. Он может быть разным: на беспредметное действие, в условиях оправданного молчания, со словами и с предметами, одиночный и парный. Главное, чтобы в этюде были сюжет и событие. При этом актер должен сам придумать ситуацию (или работать в заданной) и вести себя в ней натурально и органично, а для этого должен поверить, что он в образе героя действительно попал в такую ситуацию.
Трудности в управлении эмоциями
Управление эмоциями не следует представлять как особенно трудную задачу, но ее нельзя и упрощать. На самом деле, своими эмоциями умеют управлять не все, и не всеми эмоциями управлять можно в принципе. Умение владеть собой в трудных жизненных ситуациях — отдельная задача, требующая специальных знаний.
Когда активность мышц сильнее отражается на лице
Когда активность мышц сильнее отражается на лице (фото: @roseinc) Чем ниже уровень увлажненности, а также упругости и эластичности кожи, тем более заметны на лице результаты активной мимики. Кстати, такой она может быть с рождения. Так, например, на тонкой и сухой кожи мимические морщины становятся очевидны уже в 25–30 лет, а иногда и раньше.
Мнение эксперта
Ксении Кузнецовой, врача-дерматолога, косметолога, врача первой категории клиники «СМ-Косметология» «На состояние кожи активно влияют внешние факторы: качество воды, загрязненность воздуха, климат с резкими колебаниями влажности и температуры. К их числу относятся и причины фотостарения — частое и длительное пребывание на солнце без солнцезащитных средств. Не будем забывать и о внутренних факторах: например, из-за гормональных изменений мимические морщины могут стать заметнее».
К числу факторов, увеличивающих вероятность раннего появления мимических морщин, относятся несбалансированные диеты и недостаток питательных веществ — все это негативно сказывается на коже.
Ботокс, лазерная шлифовка и контурная пластика: почему некоторые процедуры не дают эффекта? Читать
Лечение
Этиология асимметрии лица очень разнообразна. Многие заболевания, сопровождающиеся этим симптомом, могут представлять серьезную угрозу для здоровья пациента, особенно – при позднем начале лечения. Самолечение в подобных случаях недопустимо, появление данного признака должно рассматриваться как повод для немедленного обращения за медицинской помощью.
Консервативная терапия
План лечебных мероприятий варьируется с учетом особенностей патологии. Во многих случаях рекомендована специальная диета. При стоматологических заболеваниях может проводиться лечение кариеса, пульпита, периодонтита. Больным с асимметрией лица назначают медикаменты следующих групп:
- Анальгетики
. Показаны при выраженном болевом синдроме. Возможны внутримышечные инъекции или прием таблетированных форм. - НПВС
. Требуются для уменьшения выраженности воспаления, отека, болевого синдрома. Средства общего действия принимаются короткими курсами для снижения риска развития побочных эффектов со стороны печени и ЖКТ. - Антибиотики
. Необходимы при общих бактериальных инфекциях, локальных воспалительных процессах. Вначале используют препараты широкого спектра действия, после получения результата микробиологического анализа корректируют схему антибиотикотерапии с учетом чувствительности возбудителя. - Антисептики
. Медикаменты местного действия применяются в форме полосканий. Рекомендованы при наличии воспаления, ран на слизистой, после проведения операций.
Медикаментозную терапию в ряде случаев дополняют физиотерапией. При лечении заболеваний, провоцирующих асимметрию лица, могут назначаться электростимуляция, УВЧ, лекарственный электрофорез, другие методы. При онкологических патологиях проводят химиотерапию, лучевую терапию.