Нарушение фонематического слуха. Как его преодолеть?

Фонематический слух — это способность человека различать, анализировать и дифференцировать слоги и звуки человеческой речи.

Нарушение фонематического слуха (ФС) — это не ЛОР-нарушение. При дефектах фонематического слуха физиологический обычно развит хорошо. Ребенок даже может обладать музыкальным слухом. Проблема заключается в том, что он плохо распознает фонемы — отдельные звуки. Например, вместо слова «кашка» говорит «кафка», вместо «ложка» – «лоска» и т.д.

При подобном отклонении у детей в школьном возрасте появляется акустическая дисграфия. Из-за этого возникают трудности с обучением и правильным воспроизведением услышанных слов. Особенно тяжело дается правописание и изучение новых языков. Но и в остальных предметах преуспевать будет сложно — способность правильно писать и говорить пригодится везде. Неуспешность в учебе негативно влияет на самооценку ребенка, он привыкает чувствовать себя аутсайдером, это закрепляется в его подсознании. Именно поэтому очень важно скорректировать этот недостаток до школы или, если этого не произошло, в начальной школе.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух начинает развиваться с рождения. Грудничок сначала учится различать бытовые звуки: стук молотка, шум воды из-под крана, щелчок выключателя. Но это еще не фонематический слух, а его предпосылки – различение бытовых предметных шумов. За эту функцию отвечает височная кора правого полушария, так же, как и за музыкальный слух, ри животных и птиц.

Дальнейшее развитие слухового восприятия можно разделить на следующие этапы:

  • Ребенок в возрасте 1-2 месяцев начинает не просто реагировать на звуки окружающей среды, но и пытается повторять их (гуление).
  • Постепенно отличает различные интонации, практикуется в воспроизведении гласных звуков и их сочетаний.
  • Потом учится различать ритмический рисунок слова. Уже повторяет за взрослыми звуки и прямые открытые слоги.
  • Примерно к 8 месяцам малыш использует только те звуки, которые присутствуют в его родной речи (лепет).
  • В 1-2 года доказательством правильного развития фонематического слуха будет служить понимание ребенком той речи, с которой обращаются к нему взрослые. Он способен выполнять простые поручения, такие как: «принеси куклу», «сядь на машинку». Также даёт адекватные ответы на элементарные вопросы: «где мама?», «хочешь ли пить?»
  • При нормальных темпах развития интеллекта уже к 3 годам у ребенка практически сформирован фонематический слух, он способен распознавать неверное произношение, отличать родную речь от иностранной. Также в возрасте 3-4 лет у ребенка должны быть заднеязычные звуки (Х-К-Г). Если ребенок произносит их неправильно («кх» вместо «к») или заменяет один звук другим («Д» вместо «Г»), то причина может быть также в нарушении фонематического слуха.
  • В 4-5 лет ребенок без отклонений хорошо усваивает технику произношения большинства звуков (кроме шипящих-свистящих и Р-Л, которые в норме должны появиться до 6-7 лет). Если этого не произошло, то имеет место нарушение фонематического слуха, которое необходимо устранить, чтобы не иметь проблем с произношением и обучением в дальнейшем.

В процессе формирования речевого слуха и развития речи у ребенка сначала происходит развитие височной зоны правого полушария, а затем (примерно в 1,5 года) левое полушарие начинает специализироваться на речи. Соответственно, височная кора правого полушария остается «ответственной» за ритмы, музыку и предметные шумы, а фонематический слух «обосновывается» в височной коре правого полушария. Таким образом, при грубом варианте нарушения понимания обращенной речи (речевой слуховой агнозии) ребенок может понимать интонации, реагировать на музыку, даже использовать реалистичные звукоподражания животным, но при этом не понимать человеческую речь.

Второй этап

На следующем уровне нужно показать ребенку разницу в качестве звучащей человеческой речи.

• «Кто говорит?». Запишите на диктофон голоса знакомых ребенку взрослых (мама, бабушка, отец, брат или сестра) и обязательно – голос самого малыша. Путь угадывает, кому принадлежит голос.

• «Три медведя». Это упражнение-имитация. Почитайте сказку про трех медведей вместе, а затем говорите за персонажей. Ребенку следует угадать, когда говорит мама-медведица, папа-медведь и медвежонок.

• «Громко или тихо?» Придумайте действия, которые ребенок должен выполнять при тихом мамином голосе и при громком.

Признаки нарушения фонематического слуха

Как было сказано выше, самый грубый вариант нарушения слухоречевого восприятия – это слуховая речевая агнозия. При нарушениях именно фонематического слуха у ребенка формируется ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи). У детей дошкольного возраста оно проявляется так:

  1. Нарушается произношение отдельных звуков, не обусловленное нарушением артикуляции. Например, звонкие могут заменяться на глухие или похожие, в речи преобладают шипящие и свистящие. «Кладрат» вместо «квадрат»;
  2. Ребенок пропускает или меняет местами согласные и гласные в словах. Вместо слова «машина» — «маниша», «мшина»; «поровот» вместо «поворот»;
  3. Смягчение согласных, где это не требуется, или, наоборот, произнесение твердого согласного вместо мягкого: «каряндаш» вместо «карандаш», «пю» вместо «пью», «песьня» вместо «песня».
  4. Пропуски слов в речи или слогов в словах.

Нарушение фонематического слуха может привести к дислалии.

У школьников наблюдаются такие признаки ФФНР:

  1. Фонологическое письмо (пишет так, как слышит);
  2. Подстановка мягких знаков или их пропуск. «Медведь» — «медвед», «ранка» — «ранька» и др;
  3. Пропуски слов в предложениях, слогов в словах. Обычно пропускаются предлоги и частицы: «Я еду машине», «Пойдем магазин»;
  4. Грамматические ошибки на письме – пропущены безударные гласные, удвоены согласные, неверная постановка разделительного мягкого знака, что при диагностике определяется как акустическая дисграфия.
  5. Невозможность определить правильное ударение в слове, потому что ребенок не слышит ударный звук, он для него схож с безударным.

Как мы слышим

Узнайте как устроено ухо, и как оно функционирует. Это поможет Вам определять условия и состояния, оказывающие влияние на слух вашего ребенка.

Человеческое ухо состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего.

  • Наружное ухо – это ушная раковина. Она собирает и передает звуковые волны по наружному слуховому проходу на барабанную перепонку.
  • Среднее ухо имеет сложную конструкцию: это полость в височной кости, образованная тремя крошечными слуховыми косточками – молоточком, наковальней и стремечком. Среднее ухо проводит звуковые волны от барабанной перепонки к внутреннему уху.
  • Улитка – часть внутреннего уха, благодаря которому мозг получает звуковые сигналы. Камеры улитки заполнены жидкостью, которая колеблется, когда двигаются слуховые косточки среднего уха. Это стимулирует волосковые сенсорные клетки внутреннего уха, преобразующие звуковые вибрации в электрические импульсы.

Электрические импульсы, попадая в слуховой нерв, и являются тем, что наш головной мозг воспринимает, как звук, который мы слышим. Нарушения на любом участке этой цепочки — будь-то обычная серная пробка в слуховом проходе, отек при воспалении среднего уха, разрыв барабанной перепонки, повреждения косточек или нервов, станут препятствием для хорошего слуха у ребенка.

Причины нарушения фонематического слуха

Поскольку за фонематический слух отвечает левое полушарие мозга, очень важно состояние именно этой зоны. При обследовании детей, имеющих нарушение ФС, часто выявляются:

  1. Проблемы кровоснабжения мозга (например, повышенное внутричерепное давление, венозный застой, расширение мозговых желудочков, особенно слева);
  2. Нарушение проведения слухового импульса на уровне «до коры», особенно от правого уха в левое полушарие (выявляется с помощью обследования методом вызванных потенциалов). Это не является грубым нарушением слуха (как правило, врач-ЛОР пишет в таком случае: «норма»), но проявляется именно при восприятии звуков речи на определенных частотах.
  3. На ЭЭГ у детей с ФФНР также бывает нарушение электрогенеза именно в области левого виска (но не обязательно).

Таким образом, можно сказать, что нарушение ФС – это неврологическое, нейрофизиологическое нарушение, которое чаще всего обусловлено проблемами беременности и родов. Помимо нарушения фонематического слуха у таких детей часто есть сопутствующие проблемы: гиперактивность, проблемы поведения, питания, эмоционально-волевой сферы.

Строим будущее

Вот уже более 40 лет компания Phonak занимается разработкой и внедрением в сурдологическую практику инновационных технологий для детей с расстройствами слуха. Высокотехнологичные решения от Phonak помогли сотням тысяч маленьких пациентов с несовершенным слухом влиться в нормальную коммуникативную среду.

Это пособие предназначено для родителей, чьи дети здоровы или уже страдают сниженным слухом. Ознакомившись с ним, Вы узнаете о причинах проблемы, профилактике тугоухости, и о том, как помочь своему ребенку обрести чудесный мир звуков, если он плохо слышит. В добрый путь!

Диагностика

При подозрении на ФФНР у своего ребенка важно обратиться за помощью к логопеду. На первом приеме специалист должен провести обязательное обследование фонематического слуха. Для этого проводятся следующие процедуры: определение ребенком источника звука, различение схожих слов, дифференциация слогов и фонем, звуковой анализ.

В нашем центре мы также рекомендуем пройти консультацию нейропсихолога и принести необходимые заключения по результатам ЭЭГ, обследования методом вызванных потенциалов (АСВП, КВП), допплерографию и заключение невролога для понимания полной картины развития ребенка.

По результатам всех диагностических процедур педагог составляет индивидуальную программу для коррекции дефектов.

У моего ребенка тугоухость IV степени или глухота, как ему помочь?

Вашему ребенку можно будет помочь, как только ему исполнится годик: в самых тяжелых случаях на помощь приходят кохлеарные импланты.

Кохлеарный имплант – электронный медицинский прибор, внедряемый во внутреннее ухо хирургическим путем

Имплант заменяет поврежденные участки структуры уха или нервной цепи. Прибор имеет и наружную часть, которая выглядит как обычный слуховой аппарат и включает в себя микрофон, речевой процессор и приемник. Кохлеарный имплант показан детям от 1 года и старше, страдающим тугоухостью IV степени или глухотой на оба уха, при отсутствии эффекта от ношения слуховых аппаратов.

Коррекция нарушения

Для развития фонематического слуха прежде всего нужны регулярные занятия с логопедом. Также в нашем центре успешно применяется метод нейросенсорной слуховой стимуляции Томатис для улучшения слухоречевого и фонематического восприятия. В процессе прослушивания специальной программы в наушниках с костной проводимостью расширяется диапазон воспринимаемых мозгом частот, в том числе тех, на которых височная кора распознает звуки речи. Также улучшается слухоречевое внимание.

На логопедических занятиях специалисты нашего центра используют гарнитуру Forbrain, которая также имеет костную проводимость и специальные динамические фильтры. С помощью данного аппарата ребенок с нарушением фонематического слуха начинает слышать свои ошибки и может скорректировать их. При регулярных занятиях с Forbrain улучшается речь, ее плавность, произношение, ритм и музыкальность, различение на слух и память.

Коррекция ФФНР должна проводиться комплексно. Логопед проводит занятия, а невролог назначает терапию, направленную на устранение проблем в работе нервной системы (нормализация работы сосудов, питание мозга и т.д.). Помимо занятий у логопеда родители должны заниматься с ребенком и дома. Для этого специалист дает домашние задания.

Упражнения на умение различать слова, близкие по звучанию

  1. «Что я сказал?» Перед ребенком разложите картинки с изображениями разных предметов. Называйте слова, звучащие похоже (лак-рак-мак, мышка-мишка), ребенок должен показывать карточку с нужной картинкой.
  2. «Исправь ошибку». Дети очень любят поправлять взрослых. Попросите их найти ошибки в ваших словах — «На ногах шапки, на улицу наденем тапки» и т. п.
  3. «Рифмы» — читая стихи, делайте в конце четверостишия паузы, пусть ребенок сам закончит предложение. На этом же принципе построено много загадок.
  4. «Аплодисменты». Покажите картинку и попросите ребенка хлопать в ладоши в том случае, если вы назовете ее правильно. Например, шляпа-сляпа-кляпа.

Упражнения и игры для развития фонематического слуха

Игра «Поймай звук». Взрослый говорит какое-то слово, а задача ребенка — при произношении заранее оговоренного звука хлопнуть в ладоши. Сначала подбирайте слова, которые начинаются с нужного звука. Затем усложняйте — звук должен находиться в середине или конце слова. Задание можно разнообразить, чтобы ребенку было интереснее, а также развивались различные каналы восприятия звука. Для этого говорите ребенку слова из соседней комнаты. Спустя какое-то время следует читать текст, в котором он будет ловить нужный звук. Этот способ отлично тренирует внимание и концентрацию.

Игра «Доскажи слово». Ребенку говорят начало фразы, а он должен её закончить: чтобы играть, нужна игра, чтобы шить, нужна… (игла). Придумайте как можно больше подобных созвучий.

Поиграйте в «Рифмы». Говорите какое-нибудь слово и бросайте ребенку мячик. Он должен поймать его и произнести в ответ рифму. Если рифма не названа — скажите её сами. Начинайте с очень простых слов и постепенно переходите к более сложным. Игра рассчитана на детей в возрасте от 4-5 лет и старше.

Для записи на консультацию логопеда или нейропсихолога звоните по тел..

Первый этап

Начальный этап работы позволяет создать базу, фундамент для развития тонкого слуха и подходит для совсем маленьких детей. Что нужно делать? Играть! Например, в игру «Угадай, что звучит». Бытовые ситуации можно обыгрывать любые: шум льющейся воды, звон посуды, шаги человека, мяуканье кошки, шуршание бумаги.

Другие упражнения для этого этапа:

• «Волшебные звуки». Вместе с ребенком наполните тканые мешочки, непрозрачные пластиковые контейнеры или просто спичечные коробки любыми «звучащими» материалами: крупой, металлическими скрепками, пуговицами. Нужно угадать по звуку, что внутри.

• Обычные «Жмурки» отлично подойдет для решения фонематических задач. Ребенку нужно двигаться на оговоренный звук, например, хлопки в ладоши или звон колокольчика.

• «Волшебный карандаш». Дайте ребенку в руки обычный карандаш и попросите постучать по разнофактурным предметам из дерева, стекла, металла, бумаги.

• «Похлопай!». Ребенку нужно повторить за взрослым ритм хлопков и чередующихся пауз разной длины. Сначала упражнение делается с открытыми глазами, потом можно усложнить: завязать глаза платком или просто закрыть их.

Чтобы было понятно, как заниматься, посмотрите информационные ролики о развитии фонематического слуха. Видео поможет не только понять логику занятия, но и освоить наиболее эффективные приемы работы.

Мой ребенок носит слуховой аппарат, но все-равно плохо слышит в школе

Индустрия слухопротезирования – это не только слуховые аппараты, но и множество полезных аксессуаров, позволяющих детям общаться друг с другом, слушать музыку, смотреть телевизор, обмениваться информацией с помощью Bluetooth-девайсов. Очень удобное устройство — FM Система Roger.

Эта беспроводная технология будет полезна для школьника. Использование в учебном процессе основанных на Roger платформ позволяет ребенку наравне со всеми воспринимать информацию. Это цифровая радиосистема, которая улавливает звуковые сигналы и передает их на слуховой анализатор пользователя без искажений. Roger делает речь разборчивой и понятной, даже если вокруг шумно. Система Roger включает один или несколько беспроводных микрофонов, предназначенных для говорящего (это могут быть родители дома или учитель в школе) и ресиверы, прикрепляемые или интегрированные в слуховой аппарат.

Формы дислалии

Существует две формы дислалии – функциональная и органическая или механическая. Если у ребенка отсутствуют нарушения органического характера, обусловлены периферической или центральной нервной системой, можно говорить о функциональной дислалии.

Такой тип появляется в детском возрасте, при усвоении правильности произношения звуков. Механическая может появиться в любом возрасте из-за нарушений в переферическом речевом аппарате.

К функциональной дислалии относятся дефекты произношения звуков – фонем, без механических нарушений артикуляции. Ее причинами являются:физическая слабость из-за соматических заболеваний;

  • задержки психологического развития (незначительные нарушения мозговой деятельности);
  • задержки в развитии речи;
  • нарушения, связанные с фонетическим восприятием;
  • социальное окружение (неправильная речь взрослых, недостаточное общение с другими детьми и взрослыми, недостаточное внимание к воспитанию ребенка).

Все эти причины не являются критичными и могут быть устранены работой квалифицированных психологов, логопедов и другими специалистами по развитию детей.

Патогенез дислалии

Причины у разных типов различные. Соответственно, коррекция необходима разная.

Физиологические предпосылки механической дислалии

Механический тип вызывается физиологическими и анатомическими дефектами. Они не дают возможность произносить звуки правильно звук, который были ими услышаны. Обычно это возникает вследствие стоматологических дефектов – прикус, неправильная форма и расположение резцов, недоразвитость челюстей. Медики считают основными причинами:

  • уздечка языка слишком короткая;
  • особенности строения костей челюсти и лица;
  • дефекты нёба;
  • патологии верхней губы;

Для избавления от механической дислалии необходим стоматолог и ортодонт. Ребенку необходимо пройти специальный коррекционный курс. Наиболее лучшие результаты достигаются в возрасте 5-6 лет.

Случаи, когда необходимо медикаментозное, физиотерапевтическое лечение

Если присутствует органическая причина дисграфии, то будет назначено ее лечение (медикаментозное, физиотерапевтическое и так далее). Сходные способы лечения назначается и при усугубленной дезорганизация письменной речи, приводящей к невозможности действия письма (Аграфия). Будут проводиться различные упражнения с логопедом. Некоторые из них Вы сможете самостоятельно применить и позаниматься с ребенком дома, таким образом Вы не только поможете коррекции, но и сблизитесь со своим малышом.

Особенности течения сложной дислалии

Чем сложнее комбинация нарушений, тем сложнее с ней справляться. Соответственно это влияет на общий фон протекания заболевания. При сложных формах могут наблюдаться задержки психического и общего развития. Необходимо заниматься углубленным исследованием ребенка в аспекте его психики, интеллектуального развития, слуха, зрения. Сложная дислалия может быть сигналом что есть проблемы с ними. Слабослышащие часто искажают или меняют звук «Т».

Ребенок, имеющий вторую или третью степень тугоухости не имеет в своем голосе металлический тон. Голос имеет мягкость или другими словами вязкость. Дети с проблемами со зрением могут иметь дефекты дислалии, соответствующие ее сложными типам. Это вызвано низким зрительным контролем. У таких пациентов сигматизм наблюдается в 4 раза чаще, чем у здоровых детей.

Распространенность проблемы

Дислалия является частой проблемой. На этот счет существуют разные оценки, в среднем, количество детей, страдающих от этого речевого нарушения составляет около 25-30% в дошкольном возрасте. По мере взросления это количество сокращается. В младшем школьном возрасте этот процент снижается до 17-20%. В старшем возрасте таких детей всего 1-2%.

Болезнь является частым явлением, наиболее распространенным в практике логопеда. По разным оценкам среднее количество детей, имеющих такие проблемы в дошкольном возрасте, составляет 25-30%, в младших классах – 17-20%, и в старшем возрасте – 1%.

Чаще в практике логопедов встречаются комбинированные нарушения артикуляции, которые создают барьер для развития письмом. Дети, при этом имеют обширный словарный запас, структура построения речи не нарушена. Соблюдаются все грамматические законы – падежи, склонения, окончания.

Меры профилактики дислалии

Главными профилактическими мерами являются:

  • Для полноценного речевого развития, формирования артикуляционного аппарата, ребенок должен получать твердую пищу.
  • Нарушения с речью встречаются у детей, получающие только мягкую пищу, чаще чем у других.
  • Необходимо заниматься развитием мелкой моторики ребенка.
  • Выявить имеющиеся речевые нарушения и приступить к их устранению.

Внимание к речевым проблемам ребенка, адекватная коррекция позволят избежать негативные последствия и вовремя устранить все проблемы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]