Слуховые диктанты для школьников 1-4 классов с нарушениями речиучебно-методический материал по логопедии на тему


слуховые диктанты по логопедии для 1-7 классов

Скворцы (С—Ц)

Была середина марта. Весна в этом году выдалась ров­ная, дружная. Изредка выпадали обильные, но короткие дожди.

Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад прилетят скворцы. Скворцы — милые, веселые, общительные пти­цы, первые перелетные гости, радостные вестники весны. (40 слов)

Весна (Ц—Ч)

Вот и зиме пришел конец. Как-то сразу все измени­лось. Ветер пригнал низкие тучи. Укрыли они все небо, и вдруг на землю полился первый дождь. А потом тучи разошлись, показалось солнце, пригрело землю.

Раньше других отметили начало весны синицы. Они бойко перелетали с ветки на ветку, искали в складках коры жучков, червячков.(52 слова)

Птицы (Ц—Ч)

В одной деревне было много садов. В них звонко пели птицы. Осенью в садах было много яблок.

Но вот однажды озорники мальчишки разорили гнезда у птиц. И улетели птички.

Пришла весна. В саду было тихо без птиц. Вредные черви развелись и объели цветы и листья. Осенью не ста­ло в садах яблок. (52 слова)

Находчивость (Ц—Ч)

Однажды пастух пас большое стадо овец в горах. Про­изошел обвал и перегородил путь овцам. Тогда пастух привязал записку к ошейнику собаки и послал овчарку домой. Люди увидели собаку, прочитали записку и поспе­шили на помощь. Овцы были спасены.

Правильно говорят, что собака — друг человека.(44 слова)

Злая мачеха (Ц—Ч)

Была зима. Шел январь месяц. Снегу намело много. Деревья в лесу стояли по пояс в сугробах. Люди сидели в домах и топили печи.

В такую пору, под вечер, злая мачеха приказала падче­рице сходить в лес за подснежниками. Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и пошла в лес. (49 слов)

Насекомые (Ц—Ч)

Мухи, жуки, стрекозы и бабочки — насекомые. Ба­бочка кладет яички. Из яичка выходит гусеница. Гусеница превратится в куколку, а куколка — в бабочку.

Бабочки красивы, но гусеницы их вредны. Гусеницы объедают листья и почки на деревьях.(35 слов)

Новый город Чулак (Ц—Ч)

Кругом лежала безводная степь. Редко встречались в ней колодцы с горькой водой. Такую воду не пьют даже овцы.

Но вот пришли в этот край строители. Из глубин земли добыли прозрачную вкусную воду и стали строить дома. Закипела в Чулаке большая работа. Сейчас улицы в городе прямые, широкие. А по берегам речек — зеле­ный шум деревьев. (56 слов)

Весной в роще (Ч—Щ)

Был теплый солнечный денек. Ребятишки пошли в бе­резовую рощу. Девочки ищут ландыши и щавель. Маль­чики нашли в кустах ежика. Долго бродили ребята в лесу. Они возвращались домой поздно вечером. (32 слова)

Летнее утро (Свистящие — шипящие)

Наступило чудесное утро. Дул теплый весенний ве­терок. В овраге журчал чистый быстрый ручеек. Ласточ­ки гонялись за насекомыми. Слышалась звонкая пес­ня жаворонка. По небу поднималось яркое солнышко. (28 слов)

Понятие дисграфии как нарушения письменной речи

Что же такое дисграфия?

В одной из предыдущих статей мы разбирали тему дислексия. Там же было сказано, что это похожие нарушения развития, и они почти всегда пересекаются, но не всегда сопровождают друг друга. В России, получая начальное образование, более тридцати процентов учеников младшей школы имеют это отклонение, поэтому нарушение распространенное и очень важно научиться распознавать его, понимать его причины и знать пути преодоление такой проблемы.

Дисграфия – это нарушение письменной речи, при котором делаются очевидные ошибки при письме и которое требует логопедической коррекции.

Подобно дислексии, дисграфия имеет несколько форм, у каждого из которых свои признаки, а если быть точнее – свои примеры ошибок, допускаемых детьми. Можно выделить следующие формы дисграфии:

  • Акустическая
  • Артикуляторно-акустическая
  • Оптическая
  • Аграмматическая
  • Дисграфия, связанная с невосприятием языкового анализа и синтеза

Причины нарушения письма и речевого воспроизведения информации

Почему ребенок плохо пишет или почему ребенок плохо читает ? Не удивительно, но причины дисграфии схожи с причинами дислексии.

  • Наследственная предрасположенность
  • Заболевания, перенесенные в перинатальный период развития, а также различные осложняющие факторы (вредные привычки матери, осложненный токсикоз, асфиксия, короткий промежуток между беременностями матери и так далее)
  • Внутренние функциональные причины (длительные соматические заболевания и прочее)
  • Внешние функциональные причины (неправильное речевое воспитание)
  • Отсутствие школьной готовности письма
  • Минимальная мозговая дисфункция
  • Задержка психического развития
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности
  • Общая недоразвитость речи
  • Нарушение произносительной стороны речи (дизартрия)
  • Инсульты, черепно-мозговые травмы, нейрохирургическое вмешательство и опухоли головного мозга (возможно и во взрослом возрасте)

Дисграфия, наравне с дислексией, может привести ко многим проблемам. Среди них — падение учебной мотивации, недоразвитие речи,школьная неуспеваемость,незаслуженно плохая характеристика и так далее. Поэтому очень важно осознать, что ребенок не виноват в том, что неправильно пишет, и эта проблема не связана с его школьным обучением.

Ответственность за коррекцию нарушения лежит, конечно, на специалистах, но в первую очередь – на родителях!

Как и за процессом развитие их питомца в целом. Все, что требуется от педагогов, — это вовремя распознать нарушение и обеспечить на уроках условия, способствующие гармоничному развитию детей, в том числе, коррекции дисграфии.

Но можно ли перепутать дисграфию и другие нарушения развития?

Как этого не сделать?

Симптомы дисграфии у ребенка

Фонемное восприятии

Эта форма нарушения письменной речи подразумевает наличие плохого фонемного восприятие. Занимающийся при письме, заменяет вместо одних другими буквы, обозначающие похожие звуки. Например замены парных согласных «б»/ «п», «д»/ «т», «г»/ «к», созвучные гласные «о»/ «у», «ё»/ «ю» или сложные звуки и их составляющие «а»/ «я», «ц»/ «с», «ц»/ «т», «ч»/ «щ» и так далее.

При акустической дисграфии нет нарушений со слухом и устной речью

.

Ошибки произношения звуков

В данном случае сохраняются симптомы, описанные выше, только к акустической дисграфии добавляются ошибки в произношении звуков. Фактически это сочетание вместе акустической с фонематической дислексией. Ребенок и читает, и записывает слова неправильно, путает похожие звуки.

Артикуляторно-акустические и артикуляционные нарушения встречается у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

Аграмматическое нарушение речи

Отмечаются трудности проговаривать текст, который прочитан и обусловлен несформированностью речи. Школьник пишет и произносит, не до конца осознавая слоговое восприятие и значение сформированности слов. Ему трудно подобрать синонимы или антонимы, описать правильно что-либо или образовать нужную форму слова (например, уменьшительно-ласкательную или множественное число). Возможны также сложности в построении сложных предложений (например, он пропускает тот или иной член грамматического предложения или нарушает правила их последовательности). Аграмматическая дисграфия нередко встречается в билингвальных семьях.

Оптическая дисграфия письма

В данном случае детский мозг путает визуально похожие буквы. Он может добавлять или убирать элементы букв, в результате формирования слова получаются как существующие, как и не существующие знаки. Например, можно перепутать «Х» и «Ж», «А» и «Л», а из буквы «Э» можно сделать «С» наоборот. Также иногда при оптической дисграфии происходит отзеркаливание букв.

Недоразвитие языкового анализа и синтеза

Несмотря на сложное название, этот вид дисграфии определить довольно просто. Ученик, страдающий им, в процессе письма пропускает буквы или слоги, меняет их местами, дублирует или вовсе добавляет то, чего нет. Также школьник может путать в письменной работе, где нужен пробел, а где нет, или не дописывать слова. Существуют также сложности в определении границ предложения.

Упражнения для исправления дисграфии дома

Можно ли исправить и как исправить дисграфию дома. Да,после консультации с логопедом и проведенного им анализа ситуации, основная нагрузка ложиться на выполнение упражнений в домашней обстановке. Ниже приводятся упражнения для коррекции. Вы сможете их самостоятельно применить и позаниматься. Таким образом Вы не только поможете коррекции, но и сблизитесь со своим малышом.

«Лабиринт»

Требуется пройти лабиринт, проведя на листе непрерывную линию, не отрывая руки и не поворачивая лабиринт.

Графические диктанты

Это такие задания, в которых нужно по подсказкам нарисовать что-то на листе в клетку. Существуют графические диктанты, в которых должна получиться какая-либо буква или цифра.

Конструирование знаков из элементов

Можно составлять буквы и цифры из разных предметов: счетные палочки, карандаши, крупы, пластилин и так далее. Можно рисовать на бумаге рисунки в форме знаков. Из уже составленных символов можно их пересоставить. Разбирайте их и составляйте заново.

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте, методика Мюнстенберга и прочие психологические методы на развитие внимания, связанные с цифрами.Как утверждают психологи это особо эффективно ,когда ребенку от 10 до 11 лет.

Кроссворды

Сканворды, кроссворды, английские кроссворды, судоку и прочие головоломки.

Узнавание неполных обозначений

Играйте в узнавание букв и цифр, которые нарисованы не полностью. Пусть ребенок добавит ту часть знака, которой не хватает. Некоторые рисунки можно продолжить до нескольких разных символов. Например, буква «Б» и цифра «5» имеют общую часть.

Поиск пропущенных букв в слове

Напишите слово и нарочно пропустите в нем букву или даже слог. Пусть воспитанник проведет анализ слова, найдет пропуски, выделит слог, исправит ошибку и назовет правильный вариант его написания.

Заучивание стихотворений

Это тоже своеобразное упражнение, которое развивает память и речь. В нашем случае поэзия поможет обрести чувство ритма в речи.

Играйте со словами

Составляйте анаграммы: переставляйте буквы и слоги в словах так, чтобы из них получались новые слова или словосочетания. Можно также взять какое-нибудь среднее или большое слово и попробовать составить из букв, входящих в него слова. Подобных приемов целое множество.

Развитие мелкой моторики

Кажется, что уже все вокруг твердят об этом: развитие речи связано с мелкой моторикой. Используйте эту возможность по максимуму: пусть детская психика отдохнет от русского языка, а он займется лепкой, бисером, конструктором, оригами и другими интересными занятиями. Включите фантазию – и у Вас все получится. Кроме того это будет крайне интересно и Вам, и ребенку!

Психологический комфорт при письме

Вы должны обеспечить своему воспитаннику в первую очередь психологический комфорт, потому что без него проблема либо не решится, либо решится, но с последствиями другого характера. Боязнь учителя, ненависть к письму и урокам, стыд перед одноклассниками и другое.

  • Поговорите с педагогами. Объясните серьезность ситуации и попросите вести себя компетентно. Пусть они не акцентируют внимание остальных детей на проблеме и запасутся терпением. Обязанность учителя – отнестись к своему ученику с пониманием. Это значит помогать, пресекать насмешки других и не ругать за ошибки. Педагог, который не понимает этого, может не только помешать коррекции дисграфии, но и довести ученика до перенапряжению на нервной почве. Только представьте себе ситуацию. Вы – маленький ребенок 8 лет, у которого никак не получается то, что все девочки и мальчики делают с легкостью. При этом взрослый человек, учитель, с которым Вам часто приходится контактировать, ругает Вас за ошибки письма, а сверстники тем временем их высмеивают. И так продолжается достаточно длительное время изо дня в день. Думаю, очевидно, что ни учебной мотивации, ни доверия к окружающим, ни здоровой самооценки у маленького человека не будет.
  • Заряжайте своё чадо только позитивной энергией. Чаще хвалите малыша за успехи и не говорите о плохом. Очень важно, чтобы он верил в себя и не сдавался, то есть не прекращал выполнять упражнения по письму только потому что надоело или что-то не получается. В то же время не заставляйте его переутомляться: все должно быть в меру. Иначе срывов избежать не получится. Помните, что родители – это самое важное, что есть у вашего сына или дочери. Они его лучшие друзья и самые близкие в жизни люди. Кто, если не Вы, поддержите малыша в достижении успеха?

Работа по коррекции дисграфии с логопедом

Любой врач скажет Вам, что самолечение недопустимо, и это действительно так.

В основном, с дисграфией работает логопед, но могут также и нейропсихолог, и психотерапевт, и педагог-психолог.

Следует приготовиться к тому, что процесс устранения речевого нарушения и письма не будет быстрым. Коррекционная программа выстраивается в зависимости от того каковы причины, вид нарушения и особенности возраста. Чем он старше, тем сложнее проводить коррекцию.

Случаи, когда необходимо медикаментозное, физиотерапевтическое лечение

Если присутствует органическая причина дисграфии, то будет назначено ее лечение (медикаментозное, физиотерапевтическое и так далее). Сходные способы лечения назначается и при усугубленной дезорганизация письменной речи, приводящей к невозможности действия письма (Аграфия). Будут проводиться различные упражнения с логопедом. Некоторые из них Вы сможете самостоятельно применить и позаниматься с ребенком дома, таким образом Вы не только поможете коррекции, но и сблизитесь со своим малышом.

Диагностика нарушения дисграфии у логопеда

К сожалению, Вы не сможете поставить диагноз и поэтому обратитесь медицинский центр. Необходимо проведение процесса речевого анализа письменной грамматики. Придется пройти диагностику и обследование у ряда специалистов, среди них: невролог, окулист, отоларинголог, логопед и психоневролог (последние, собственно, ставят окончательный диагноз). Каждый из врачей проверяет, нет ли у обследуемого проблем со здоровьем, которые могут привести к нарушению процесса письма, помимо дисграфии. Предположим, что диагноз уже поставлен. Главный вопрос, который стоит перед нами теперь, — как бороться с дисграфией у ребенка ?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]