самоанализ логопедического занятияматериал на тему


самоанализ логопедического занятияметодическая разработка (логопедия, старшая группа) по теме

Самоанализ

открытого индивидуального логопедического занятия

Логопед : Павлова Е.В. Февраль 2014

Тема: «Звук [Л]. Этап автоматизации. «Животные»

Занятие проводилось с ребенком c диагнозом ФФНР. Занятие по теме автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях, в тексте.Занятие занимает важное место в системе занятий по изучаемой теме, организовано в соответствии с перспективным планом индивидуальной коррекционно- развивающей работы.

На занятии была поставлена следующая цель: автоматизировать звук л в слогах, словах, предложениях, тексте.

На занятии были поставлены следующие задачи:

1. Образовательные: закреплять знания о механизме образования звука, его акустических особенностях, формировать умение строить связное высказывание при анализе звука, закрепление словаря по теме «Животные», формировать окончания существительных в косвенных падежах)

2. Коррекционные: развивать общую и мелкую моторику, развивать мимическую мускулатуру, формировать силу силой и продолжительностью выдоха, развивать подвижность артикуляционного аппарата, формировать кинестетические ощущения и правильные артикуляционные движения на данный уклад, развивать умение производить анализ артикуляции звука, развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа и синтеза c опорой на графическую запись, закрепить правильное произношение в слогах, словах, предложениях, текстах, развивать внимание и память.

3. Воспитательные: воспитывать любовь к животным, воспитывать усидчивость, умение сосредоточиться на задании.

Цель и задачи поставлены соответствуют содержанию занятия. Цели выполнялись в единстве коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задачах. Решение задач достигается различными методами и приемами: словесными, наглядными, практическими.

Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому. Каждый этап занятия подготавливал детей к последующей работе. Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии с возможностями ребенка и задачами занятия. Занятие длилось не более 20 минут

Весь материал в соответствии с речевыми и возрастными особенностями ребёнкаРечевой материал соответствует целям и задачам занятия. На занятии были использованы практические, наглядные, словесные методы работы. Учитывались следующие дидактические принципы: принцип наглядности обучения, принцип сознательности и активности обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Все эти принципы были реализованы на занятии.

На занятии были использованы упражнение на развитие речевого выдоха, упражнение на развитие общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики, а также упражнение на развитие мимики, эмоционально-волевой сферы, развитие силы голоса. Речевой материал был подобран с учетом возможностей ребенка, уровнем его речевого развития, возрастными особенностями. Проводилась работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза, формирование падежных окончаний дательного падежа существительных. Развитие связной речи на материале лексической темы :»Животные».

На занятии ребенок работал активно. Результат был достигнут.

Самоанализ индивидуальное логопедическое занятие по мотивам сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Самоанализ индивидуального логопедического занятия

Дата проведения: 22.01.2016

Город (район) МБОУ «Центр образования № 57»

Форма занятия (индивидуальное

) Тема
«
По лексической теме
«Автоматизация звука[ж] в слогах, словах и фразовой речи(по мотивам сказзки К . Чуковского «Муха-Цокотуха»)
Возраст, количество детей:
1ребёнокподготовительной группы.
Логопедическое заключение
ОНРIIIуровня
Цель

– закрепление правильного произношения звука [ж] изолированно, в слогах, словах и чистоговорках.».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Развивать умение образовывать прилагательных от суще­ствительных.
  • Развивать навыки чтения слогов.
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность Коррекционно-развивающие:
  • Развивать тонкую моторику пальцев рук.
  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать фонематический слух.
  • Развивать зрительное и фонематическое восприятие, внимание.
  • Закреплять навык автоматизации звука [ж] в слогах, словах, чистоговорках.
  • Развивать навык слогового анализа.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость.
  • Воспитывать усидчивость, бережное отношение к природе, чувства сопереживания.
  • Воспитывать самостоятельность в работе, инициативность, ответственность

Занятие было проведено с ребенком ОНР III уровень и соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной для детей с ОНР с учетом рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Речевой материал соответствует целям и теме занятия, которое построено логично и последовательно.

Цели достигались через решение ряда задач: развивающих, образовательных, воспитательных и оздоровительных. была доведена до ребенка, была ему понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали его возрасту и были подобраны с учётом его индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством показа, совеместной деятельностью, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих, применение наглядных опор (слайдов презентации). Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.

Структура НОД построена из следующих элементов: организационный момент – отгадывание загадки, в которой заключалась цель занятия; создание условий для решения проблемы; с целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата ребенка была проведена артикуляционная гимнастика (с помощью презентации), В целях предупреждения утомления была проведена веселая пальчиковая гимнастика, физминутка, которые способствуют снятию усталости и развитию мелкой моторики; в игровой форме закрепление и обобщение знаний ребёнка; итог, где дети достигают поставленной перед ним цели.

Для реализации задач в ходе проведения образовательной деятельности использовала различные педагогические технологии: ЭОР, ИКТ, игровые и здоровьесберегающие технологии.

  1. Заинтересовала ребёнка, создав условия для возникновения мотивации к новой деятельности: наличие сюрпризного момента — загадки, просмотр презентации и выполнение артикуля для шипящих, прослушивание аудио сказки «Муха-Цокотуха», дидактических игр «Найди букву», «Домики Жужжалочки»; предметные картинки (слова со звуком [ж]).

2. Организация НОД:

а) на занятии соблюдались санитарно-гигиенические требования, чередование видов деятельности, установка на соблюдение осанки ребёнка длительность занятия, воздушно тепловой режим, освещение;

б) структура и содержание занятия соответствуют предложенной тематике, отвечает целям и задачам, и соответствует возрастным особенностям ребёнка;

в) в НОД использовалось несколько методов образовательной деятельности: наглядные (показ действий арт/г, рассматривание предметных картинок, слайдов,); словесные: рассказ педагога, вопросы, рассуждения, беседа; игровой: дидактических игр «Найди букву», «Домики Жужжалочки»; практический: рисование (чертим линии)

г) в НОД использовались современные технологии: ИКТ (просмотр слайдов, прослушивание аудио); игровые ( подвижная игра, сюрпризный момент-загадки);

д) в НОД были реализованы все виды образовательных областей: социально- коммуникативное развитие ( общение и взаимодействие ребенка со взрослым, развитие самостоятельности, развитие эмоциональной отзывчивости); речевое развитие (развитие связной речи, анализа и синтеза, обогащение активного словаря); познавательное развитие ( развитие представлений о насекомых); художественно- эстетическое развитие ( восприятие аудиозаписи, художественной литературы, реализация самостоятельной деятельности); физическое развитие (артикулционная и пальчиковая гимнастики, логоритмика);

е) на протяжении всего занятия поэтапно происходила смена видов деятельности, что позволяло сохранить положительный эмоциональный настрой у ребёнка (практическая, коммуникативная, игровая);

ж) на протяжении всего занятия ребенок был активно включён в деятельность, с интересом отвечал на вопросы, участвовал в беседах, выполнял задания;

з) во время проведения занятия я называла ребёнка по имени, давала возможности высказываться, дослушивала ответы до конца, соблюдая этикета в общении с ребёнком. В ходе занятия использовала знания об индивидуальных эмоциональных особенностей ребёнка, что помогало осуществить индивидуальный подход. Это проявлялось в том, что разные по степени трудности задания сопровождались комментариями, а иногда «авансовой» похвалой и поддержкой;

е) речевой материал подобран и преподнесён в доступной форме, хотя были взяты достаточно трудные слова и сложные задания, что в свою очередь указывает на реализацию принципа развития;

к) на протяжении всего занятия сохранялся положительный эмоциональный настрой у ребёнка, применялась словесная система поощрения девочки мною, следуя игровой мотивации на протяжении занятия поддерживался интерес к результату;

4. По окончании занятия я провела анализ занятия, рефлексию (девочка с большим удовольствием слушала аудио – сказку «Муха-цокотуха»).

В ходе НОД были достигнуты следующие поставленные задачи: развивающие; (развитие связной речи, логического мышления, зрительного внимания, фонематических процессов, познавательного интереса); образовательные; (умение правильно отвечать на вопросы, выполнять упражнения, закрепила способ правильного держания карандаша при рисовании линий); воспитательные; ( воспитала положительные отношения к насекомым, эмоциональное восприятие сказки).

5. В процессе проведенного занятия девочка была активна, заинтересованна, с положительно-эмоциональным настроем проявила положительное отношение к результату деятельности, старалась аккуратно и правильно выполнять задания.

Я считаю, занятие было очень насыщенным, проделан большой объем работы, выполненные задания показали, что цели занятия достигнуты.

Система данных занятий разработана для профилактики ошибок, связанных с обозначением мягкости согласных на письме гласными 2-го ряда и буквой Ь.

Логопедические занятия провожу с учетом принципа системности, т.е. работаю над развитием всех компонентов речи. Стараюсь, чтобы знания, полученные учащимися на моих занятиях, усваивались ими в системе. Формирую умения и навыки последовательно и поэтапно, постепенно усложняя речевой материал.

До прохождения темы «Твердые и мягкие согласные» дети усвоили такие понятия, как: «Слова, обозначающие предметы», «Слова, обозначающие признаки предметов», «Слова, обозначающие действия предметов». Ученики научились составлять простые предложения, распространять предложения словами-признаками, дополнениями, выделять главные члены предложения, составлять короткие рассказы. Вся работа по формированию навыка и умения обозначать мягкие согласные на письме опирается на ранее усвоенный учащимися материал и постоянно рассматривается как компонент речевой системы.

Ошибки обозначения мягкости согласных на письме обусловлены недостаточной сформированностью фонематических процессов у детей, имеющих вышеуказанные речевые нарушения. Поэтому первые два занятия в рамках предложенной системы занятий провожу работу, направленную на дифференциацию твердых и мягких согласных звуков на слух и в собственном произношении детей.

Опыт моей работы показывает, что логично сначала научить детей обозначать мягкость согласных гласными 2-го ряда, а затем уже буквой Ь, т.к. до прохождения данной темы мы изучаем звук и букву Й, а затем образование гласных 2-го ряда, что дает основание перейти к теме обозначения мягкости согласных гласными 2-го ряда. Такая последовательность прохождения учебного материала гарантирует стойкий положительный результат, и ребята в дальнейшем практически не делают ошибок, связанных с обозначением мягкости согласных на письме. Не нужно тратить время на занятия, посвященные дифференциации А – Я, О –Ё и т.д.

Тема обозначения мягкости согласных на письме буквой Ь знак не ограничивается одним занятием. Однако, я посчитала целесообразным представить для публикации занятия именно в таком виде, потому что на них формируется умение вслушиваться в звуковой состав слова, выделять в нем мягкие согласные звуки, дифференцировать понятия звук и буква и осознавать, что одна буква может обозначать 2 звука – твердый и мягкий. Для того, чтобы показать на письме, что буква обозначает мягкий звук, нужно после нее написать особые буквы, которые придумала царица Грамматика (это дети узнают на предшествующих занятиях) – гласные 2-го ряда, ну а затем к ним добавляется еще одна буква-помощница, буква Ь.

Облегчает усвоение материала еще и то, что на предыдущих логопедических занятиях, при изучении темы «Звуки речи», дети узнали про звуковые замки, в которых «живут» разные звуки, в том числе: в синем замке – твердые согласные звуки, а в зеленом замке – их мягкие «братцы», которых они успешно называют.

На всех занятиях предусмотрены этапы работы по развитию общей и мелкой моторики. Учёными доказано, что развитие рук и общей моторики находится в тесной связи с состоянием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук — один из основных показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Поэтому провожу физминутки в виде проговаривания стишков, сопровождаемых движениями (речь с движением), которые выполняются, стоя на массажных ковриках.

Мелкую моторику развиваю через массаж су-джоками, пальчиковую гимнастику, использую сухие бассейны из фасоли и гороха.

Часто в своей работе опираюсь на кинестетические ощущения, которые доступны и понятны ребенку.

Стараюсь, чтобы на каждом занятии развивался какой-то сюжет, интересный для детей и доступный их пониманию. Это дает дополнительную мотивацию школьникам для выполнения заданий с удовольствием. Элементы сюжетно-ролевой игры, когда дети примеряют на себя роль садовников Тима и Тома, путешественников, гостей гномов Била и Бола, вызывают у детей положительные эмоции. В каждом сюжете предусмотрены проблемные ситуации, разрешение которых приводит детей к открытию новых знаний, которые уже можно считать их личным опытом, а так же воспитывают у ребят умение сопереживать и помогать ближнему. Стараюсь учить детей умению мыслить, ведь знание можно забыть, а умение мыслить остается на всю жизнь.

Элементы психогимнастики позволяют подключить внутреннее внимание детей, их фантазию, дают возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, изменять характер своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств.

Очень важным элементом каждого занятия с первоклассниками, страдающими НВОНР, считаю развитие временных и пространственных представлений, что служит профилактикой различных ошибок письма, связанных с недоразвитием этой психической функции. Развитие на логопедических занятиях таких психических функций, как внимания и памяти, создает почву для более успешного усвоения программного материала начальной школы.

Таким образом, система занятий реализует поставленные цели и приводит к отличным результатам логопедической работы.

Тема: «Звуки [Ж] и [Ш] и буквы Ж, Ш»

Скачать конспект занятия

Задачи:
Коррекционно-развивающие:

  • закреплять знания детей о согласных звуках и буквах Ш-Ж;
  • познакомить детей со сравнительной характеристикой звуков [Ш] [Ж], нормами их артикуляции;
  • учить выделять звуки [ж], [ш] в словах, словосочетаниях и предложениях, соотносить звуки с буквами, и символами;

Образовательные:

  • развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
  • формировать произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание и память;
  • развивать словарь в экспрессивной речи по лексической теме: « Зимние виды спорта».
  • развивать умение составлять словосочетания, закреплять знание норм орфографии;
  • формировать грамматические стереотипы словообразования в экспрессивной речи;

Воспитательные:

  • развивать навыка самоконтроля;
  • воспитывать чувство гордости за свою Родину;
  • совершенствовать умение оценивать результаты работы по заданию;
  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и индивидуальной работе;
  • воспитывать умение слушать и слышать друг друга, работать в команде;
  • воспитывать вежливое отношение к товарищу.

Основные понятия: зимние олимпийские игры, зимние виды спорта, Снежный барс – символ, символ олимпиады — олимпийские кольца.

Методы и методические приемы:

Методы: продуктивный и репродуктивный, частично поисковый, наглядности, постановки проблемы, поиска решения, подводящий диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотез, метод контроля и самоконтроля.

Приёмы: активизации внимания, мотивирующий прием, игра.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа.

Оборудование: доска, видеопроектор, компьютер, мультимедийная презентация, рабочие тетради, карандаши, ручки, индивидуальные карточки.

Презентация к занятию «Звуки [Ж] и [Ш] и буквы Ж, Ш»

Сметанина Галина Валентиновна, учитель-логопед, МБОУ начальная школа-детский сад №37, г. Сургут

  1. Конспект логопедического занятия: Гласные звуки и буквы
  2. Конспект индивидуального логопедического занятия: Звуки и буквы Р, Л, автоматизация в слогах, словах
  3. Конспект индивидуального логопедического занятия во 2 классе «Дифференциация И-У»
  4. Конспект логопедического занятия в 1 классе «Деление слов на слоги»
  5. Конспект логопедического занятия в 1 классе «Дифференциация звуков [Л]-[Л’]«

(3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Loading …

Самоанализ занятия в подготовительной группе

На тему «Осень. Деревья. Знакомство со звуком [И]»

Логопедическая тема: Звук [и]

Грамматическая тема: Образование качественных и притяжательных прилагательных

Лексическая тема: Осень. Деревья. При планировании занятия были поставлены цели: коррекционно — образовательные, коррекционно-развивающие коррекционно — воспитательные цели.

Коррекционно-образовательные:

1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия:

  • уточнение правильного произношения звука: [и]
  • развитие артикуляционной моторики;
  • различение на слух изученных гласных;
  • выделение гласного звука из начала и конца слова в ударной позиции звука [и];
  • выделение гласного звука [и]из состава слова в ударной позиции;
  • формирование умения характеризовать звук;
  • формирование понятий: гласный звук.

2. Закрепление знаний о деревьях (названия деревьев, их строение, внешние признаки; умение различать деревья по внешним признакам).

3. Воспитание внимания к изменению грамматических форм слова, способам словообразования и формирование грамматических средств языка и навыков словообразования:

  • образование глаголов настоящего времени единственного и множественного числа (пожелтели, опадают, кружатся);
  • образование притяжательных прилагательных (дубовые листья);
  • образование качественных прилагательных (Холодная, ветряная, тёплая, солнечная, пасмурная, серая, скучная, грустная)
  • образование сложных слов (листопад);
  • привлечение внимания к многозначности слов (игла);
  • образование слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (лист — листик, листок, дерево – деревце, береза – березонька, елка – елочка, дуб — дубок).

4. Развитие просодической стороны речи.

5. Развитие психических процессов: слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания; формирование мыслительных операций (навыков анализа, синтеза, сравне-ния, обобщения).

Коррекционно-развивающие: развивать слуховое внимание и память , артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Все занятие было выстроено с учетом требований ФГОС:

в структуре материально-технического обеспечения была отражена специфика требований к организации пространства (я использовала оборудованный логопедический кабинет), организация временного режима обучения — занятие было проведено в утренний отрезок времени, использование ТСО и обеспечение комфортного доступа детей с тяжелыми нарушениями речи к образованию, специальным учебным и дидактическим материалам, отвечающим образовательным потребностям — мною использовалось следующее оборудование: компьютер, магнитная доска, демонстрационный материал (картинки с изображением разных деревьев и листьев, картинки с изображением ежа, еловой ветви, иглы), природный материал в виде засушенных листьев деревьев, логопедическое пособие Цукановой СП., Бетц Л.Л.«Учим ребенка говорить и читать».



Занятие несло максимальную нагрузку, и было выстроено с учётом психофизиологических индивидуальных особенностей, и имело связь со всеми образовательными областями:

  • социально-коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребенка с учителем – логопедом, сверстниками, формирование позитивной установки к занятию;
  • познавательное развитие ( знакомство и усвоение нового материала.);
  • речевое развитие (ответы на вопросы, рассуждения);
  • художественно-эстетическое развитие (знакомство с творчеством А.Н. Плещеева, П.и.Чайковского);
  • физическое развитие (физминутка, пальчиковая гимнастика).

Всё это дало положительное влияние на детскую деятельность (обучение грамоте, развитие грамматических категорий).

Цели занятия реализовались через следующие методы: показ, серию вопросов (опорные, уточняющие, поисковые, проговаривание ответов — индивидуально, хором, побуждение (скажи правильно и т. д.). Содержание деятельности детей на занятии соответствовало поставленным целям, задания были выстроены по нарастающей сложности.

Организационный момент помог сконцентрировать внимание детей и активизировать в памяти, полученные ранее знания по лексической теме «Осень», «Деревья». Речевые занятия всегда трудны для детей, многие понятия для детей абстрактны. Для достижения оптимального результата занятия, я ввела приёмы, повышающие мотивацию (сюрпризы от Осени). В логопедическом занятии необходимо выдерживать чёткую структуру построения, каждая часть занятия выполняет свою определённую цель.

В занятии мною были подобраны задания на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи, что соответствует требованиям, предъявляемым к коррекционным занятиям. Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечили выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов. (д/и «Собери картинку», д/и «С какого дерева листок?», дыхательным упражнением «Сдуй листочек», д/у «Отгадай загадку и определи в отгадке первый звук»). Эмоциональный настрой обеспечивался занимательностью игровых приёмов образностью и красочностью материала, а также доверительными отношениями между логопедом и детьми, созданием ситуации успеха у слабых детей, поощрением, психологическим комфортом в душе ребёнка.

Занятие проходило со сменой деятельности (за столами, у доски, на ковре) дети полностью погрузились, в атмосферу занимательных заданий и с особым интересом их выполняли. В течение всего занятия были использованы следующие формы детской деятельности: индивидуальная, подгрупповая.

Индивидуальные задания (работа в индивидуальных альбомах) позволили выявить степень усвоения материала каждым ребёнком, фронтальная работа обеспечила подгруппа.

Личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (выслушивание мнение каждого ребенка, поддержание их рассуждения положительной оценкой) помогло создать ситуацию успеха для каждого из них. В ходе занятия были активизированы следующие психические процессы: слуховое внимание в работе над словообразованием, составлением предложений; логическое мышление, зрительное восприятие (через разрезные картинки). Как необходимый элемент логопедического занятия, мною использовались задания на развитие мелкой моторики (сбор картинки).

Занимательная физминутка внесла разрядку, смену действий, но тем самым и активизировала детей на дальнейшую работу. В заключительной части занятия был, подведён итог занятия и дана положительная оценка деятельности каждого ребёнка на занятии, что имело психо- эмоциональную направленность.

Полученный результат подтвердил эффективность подобранных мной методов и приёмов по обучению детей грамоте и формированию грамматических категорий, а учёт результатов занятия поможет контролировать ход дальнейшего обучения, установление обратной связи, позволит наметить пути дальнейшей работы с детьми, как на занятиях, так и в других видах деятельности.

МУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Треди» Отделение социальной реабилитации. Автор материала: Бойцева Ирина Геннадьевна

Также по теме:

Конспект урока по обучению грамоте в подготовительном классе V вида. Тема «Звук и буква ы». Самоанализ урока

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]