Нарушения голоса
Органические нарушения голоса
Нарушения голоса при хронических ларингитах обусловлены поражением нервно-мышечного аппарата гортани и несмыканием голосовых складок. Дефект голоса выражается утратой нормального звучания, сильной утомляемостью, иногда — невозможностью выполнения голосовой нагрузки. Характерны неприятные субъективные ощущения в горле – царапанье, першение, саднение, ощущение «комка», боль, давление.
В случае периферических параличей и парезов гортани голос может отсутствовать совсем или иметь хриплое звучание. Нарушение голоса сопровождается сильным речевым утомлением, рефлекторным кашлем, поперхиванием, расстройством дыхания. Дискоординация фонации и дыхания значительно утяжеляет дефект.
Нарушения голоса, связанные с доброкачественными и злокачественными опухолями гортани развиваются постепенно, по мере роста образований. После любого, даже щадящего оперативного вмешательства на гортани возникают преходящие голосовые нарушения. При удалении гортани человек полностью лишается голоса; при этом резко нарушается функция дыхания, поскольку происходит разобщение трахеи и глотки.
При центральных парезах и параличах гортани, наблюдаемых при дизартрии и анартрии, голос становится слабым, тихим, прерывистым, глухим, монотонным, нередко – с назальным оттенком.
Органические нарушения голоса, возникшие у ребенка раннего возраста, сопровождаются отставанием в речевом развитии, задержкой накопления словаря и развития грамматических структур, нарушением звукопроизношения, трудностями коммуникации и ограничением социальных контактов. Нарушения голоса, развившиеся во взрослом возрасте, могут обусловливать профессиональную непригодность.
Функциональные нарушения голоса
Будучи периферическим функциональным нарушением голоса, фонастения является профессиональным «заболеванием» лиц голосоречевых профессий. К проявлениям фонастении относятся невозможность произвольно регулировать звучание голоса, (усиливать или ослаблять), прерывание (осечки) и быстрая утомляемость голоса, охриплость. В остром периоде фонастении голос может пропадать совсем. В большинстве случаев фонастения не требует лечения; голос восстанавливается самостоятельно после периода отдыха.
При гипотонусной дисфонии вследствие пареза внутренних мышц гортани развивается несмыкание голосовых складок, что проявляется осиплостью голоса, голосовым утомлением, болями в мышцах шеи и затылка; в тяжелых случаях возможна только шепотная речь. При гипертонусной дисфонии, обусловленной тоническим спазмом гортанных мышц, голос искажается, становится глухим, грубым; при афонии – не возникает совсем.
Патологическая мутация может выражаться в сохранении высокого звучания голоса после истечения пубертатного периода, неустойчивости голоса (чередовании низких и высоких тонов), дисфоничном звучании и т. д.
Функциональное нарушение голоса центрального характера (истерический мутизм, психогенная афония) характеризуется полной одномоментной потерей голоса, невозможностью шепотной речи, но при этом сохранным звучным смехом и кашлем. Важным дифференциальным признаком является изменчивость формы несмыкания голосовых складок. Течение психогенного нарушения голоса длительное, возможны неоднократные рецидивы после восстановления голоса.
Виды нарушений голоса
Нарушения голоса подразделяются на органические и функциональные. Это имеет значение для выбора методов специализированного (фониатрического) лечения и приемов логопедической работы.
Функциональные расстройства связаны с временными изменениями в гортани, поэтому в процессе занятий восстанавливается нормально звучащий голос.
При органических нарушениях наблюдаются стойкие изменения в строении гортани, голосовых складок и надставной трубы. В процессе занятий логопеду удается восстановить коммуникативную функцию голоса, но качества голоса (сила, высота, тембр) существенно отличаются от нормы.
Функциональные нарушения
Функциональные нарушения голоса у детей встречаются реже, чем у взрослых.
У детей наиболее распространенным нарушением является так называемая спастическая дисфония, возникающая из-за перенапряжения голоса. Начало развития дисфонии наблюдается приблизительно в 5-летнем возрасте, а наибольшая частота отмечается у детей в возрасте от 8 до 10 лет. Дисфония чаще возникает у детей с повышенной активностью, любящих громко говорить, кричать. Обычно у ребенка с дисфонией утром голос бывает ясным и чистым, но к вечеру постепенно нарастает осиплость.
Как правило, наряду с перенапряжением голоса при крике у детей наблюдаются хронический тонзиллит, аденоиды, ларингит. Внезапное нарушение голоса может проявиться у ребенка на фоне аллергического заболевания. Возникновению дисфонии могут также способствовать негигиенические условия фонации — пыль, дым, шум в помещении и т. п.
У детей появляются органические изменения в гортани — узелки посредине голосовой складки (так называемые «узелки крикунов»). Чаще они наблюдаются у мальчиков в возрасте от 5 до 10 лет.
Основная причина их появления — перегрузка неокрепшего голосового аппарата в сочетании с характерологическими особенностями детей и неправильным отношением родителей и воспитателей к развитию голоса. Наряду с этим нарушается фонационное дыхание — оно становится поверхностным, напряженным и слабым. Голос характеризуется стойкой хрипотой.
У детей может наблюдаться также и функциональная афония (отсутствие голоса). Характерной ее чертой является нестойкость патологических изменений в гортани и возможность появления звучного голоса при кашле. В этих случаях голос восстанавливается под воздействием лечения и специальных упражнений. К функциональным нарушениям относится также патологическая мутация голоса — физиологическое изменение голоса в переходном возрасте, сопровождающееся рядом патологических изменений в голосе и в голосообразующем аппарате.
Лечение
Курс фонопедических занятий с фонопедом, направлен на восстановление тонуса голосовых складок, снятие «зажимов» с гортани. Фонопед помогает разобраться с причинами неправильного голосоведения, разработать личный курс фонопедии, восстановить голосовую функцию. Такой комплексный подход позволяет восстановить голос и предотвратить рецидив заболевания гортани в будущем.
Не следует забывать, что игнорирование проблемы с голосом, приведет к закреплению неправильной фонации, ухудшению голосовой функции, и может стать началом возникновения органической патологии голосового аппарата – ларингита, опухолей гортани.
Причины потери голоса: почему формируется патология
Нормальным состоянием человека является наличие способности извлекать звуки, говорить слова и предложения громко, чётко. Однако в некоторых случаях у взрослых и детей может формироваться афония – отсутствие звучного, нормального голоса при том, что способность к шепоту сохраняется.
Самыми часто встречающимися причинами исчезновения голоса являются простудные заболевания, острый трахеит, ОРЗ, ангины и любые процессы, связанные с воспалением и отеком глотки, гортани или голосовых связок. Кроме того, голос может “теряться” в случаях:
- врождённых пороков развития гортани;
- повреждения связок (у музыкантов, учителей, лекторов);
- воздействия на связки очень высоких или низких температур;
- попадания в дыхательные пути или голосовой аппарат инородных тел;
- токсического влияния, например, из-за загрязнённого воздуха может произойти спазм гортани;
- психологических травм: на нервной почве, от испуга;
- паралича или пареза гортани и голосовых складок;
- формирования опухоли в органах речевого аппарата;
- воспаления лёгких, при тяжелой форме бронзита, хроническом ларингите;
- длительного и частого крика и визга (то есть неправильного “использования” речевого аппарата).
Кроме того, существует большая вероятность потери голоса после операций, связанных с воздействием на органы голосового аппарата, при интубации трахеи, а также при наличии некоторых поражений лёгких.
Диагностика гипотонусной дисфонии
Фониатр при осмотре пациента видит во время фонации голосовую щель разного размера и локализации — в среднем, заднем отделах голосовых складок, или даже по всей длине. Это означает, что голосовые складки не смыкаются между собой. А воздух из-за этого не задерживается в подскладковом пространстве, полноценного крепкого голоса не формируется, голос слабый, голос тихий, голос дрожит при пении, невозможно долго разговаривать. Выраженность осиплости может быть разная, сила голос понижается, появляется голосовая утомляемость, тембр изменяется. Это затрудняет работу вокальных педагогов, учителей, коучей, ухудшает обучение будущих певцов, и выполнение профессиональных обязанностей для всех.
Коррекционная работа при нарушениях голосаметодическая разработка по логопедии
Коррекционная работа при нарушениях голоса.
Работа над голосом затрагивает все его качества: силу, высоту, длительность, тембр и их изменения в речевом процессе. Коррекционные воздействия следует строить на результатах обследования. Обследование голоса проводится вместе с основным, в начале года. Ребенку предлагается выполнить ряд упражнений.
- Длительность. Произнести короткий и длинный звук У – УУУУУУ (учитывается, как долго может ребенок тянуть звук и как отличает продолжительность).
- Сила. Нужно произнести сочетание звуков, слово или фразу тихо, громко и шепотом (учитывается различия между громкостью).
- Высота голоса. Подражать произнесению. Мычит корова — МУ, теленок – му (учитывается различие).
- Модуляция голоса. Самолет приближается и улетает УУУУУууууууУУУУУУ (учитывается умение повышать и понижать голос).
Коррекционная работа строится по принципам:
- Связь с медиками – специалистами.
- Последовательность, систематичность.
- Работа начинается с сохранных функции голоса.
- Каждое упражнение проводиться до тех пор, пока ребенок полностью не усвоит.
- Все упражнения подбираются от простого к сложному.
- Терпение и доброжелательное отношение к детям.
- Занятия по коррекции голоса должны включать в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику и лечебную физкультуру.
Вся работа строится после консультации с ЛОР – врачом. Следует помнить, что сила голоса индивидуальна и развивается постепенно. Формируя умение произносить гласные звуки, слоги, слова и фразы голосом повышенной громкости, нужно следить, чтобы не было излишнего форсирования звука, неприятных ощущений. Усиливая голос, дети не должны его повышать, поскольку это может привести к срыву голоса. Высота голоса индивидуальна: у одних детей основной тон ниже, у других – выше. В ходе работы над тембром, силой, высотой голоса создается основа для развития интонационно – выразительной стороной речи. Для коррекционных занятий можно сформировать подгруппы детей по сходным нарушениям.
Упражнения для активизации мышц небной занавески.
При коррекции голоса большое значение имеют активизация мышц небной занавески, мягкого нёба, расслабление тонуса голосовых связок, мышц нижней челюсти. При любых нарушениях голоса необходимо провести следующую работу:
1. Активизация небной занавески:
- вертикальные поглаживающие, разминающие, толчкообразные движения большим пальцем по направлению от верхних резцов до маленького язычка.
- поперечные движения на границе твердого и мягкого неба, при выполнении этих движений активизируется еще и мышца задней стенки глотки.
- при произношении звука [А] — растирающие движения по мягкому небу от верхних резцов до маленького язычка (рот широко открыт, раздражение идет от произношения).
- быстрое, краткое произношение звука [А] с одновременными толчкообразными движениями по мягкому нёбу большим пальцем.
2. Гимнастика мягкого неба:
- покашливание;
- зевание;
- глотание воды небольшими порциями;
- имитация полоскания рта.
3. Упражнения для расслабления голосовых складок:
- одновременно с поворотом головы влево – вправо произносить звуковую дорожку из гласных и-э-о-у-а-ы.
4. Гимнастика нижней челюсти:
- открывание и закрывание рта, имитация жевания;
- открывание рта с одновременным движением языка вперед, затем это упражнение с произношением звука [А] , вначале тихо, затем громко и с силой (чем шире рот, тем уже глотка, чем уже глотка, тем активнее мышцы задней стенки глотки).
Недостаточное небно-глоточное смыкание – причина назальности в речи, поэтому упражнения по активизации мышц нижней челюсти, мягкого неба и задней стенки глотки взаимосвязаны.
Дальше коррекционная работа ведется последовательно, все упражнения проводятся по порядку, отрабатываются. После усвоения можно переходить к следующему. Чаще всего нарушены все компоненты голоса, поэтому предлагаем упражнения сначала на развитие тембра голоса, затем – длительности, силы, высоты и интонационной выразительности речи также их можно чередовать.
Развитие тембра голоса.
Упражнения на развитие тембра и длительности вырабатывают звонкость, снижают напряжения мышц шеи и гортани, зажатость челюсти. Они придают речи ровность, гибкость и выносливость голоса, т. е. способность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку, не теряя качества звучания.
Упражнение 1
И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки в замке над головой. Вдохнуть через нос, слегка прогнувшись назад. Наклоняясь вперед, медленно выдохнуть. При этом произносить каждый раз новый гласный: «а», «о», «у», «ы», «э».
- «А» — руки вверх.
- «О» — руки кольцом перед собой.
- «У» — руки рупором.
- «Ы» — руки овалом впереди.
- «Э» — руки овалом сзади.
Упражнение 2
И.п. стоя, положить руки на грудь. Наклоняясь вперед, на выдохе произносить несколько гласных звуков, доводя продолжительность выдоха до 7—10 секунд.
Упражнение 3.
Произносить на выдохе нараспев слова, пословицы, поговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.
Мы в лес пойдем (Дети поднимают руки в стороны и вверх) Детей позовем: «Ay! Ay! ». (Делают руки рупором) Взял я лук и крикнул: «Эх! Удивлю сейчас я всех!». Натянул потуже лук, Да стрела застряла вдруг! И вокруг сказали все: « Э__ э__ э__ э ».Тарлапан Е
Упражнение 4.
Стоя или сидя, сделать короткий вдох через нос. Выдыхая, с закрытым ртом, без напряжения произносить с вопросительной интонацией «м» или «н», добиваясь при этом ощущения легкой вибрации в области носа и верхней губы.
Упражнение 5.
Глубоко вдохнуть. На одном выдохе произносить сначала коротко, а затем протяжно один из открытых слогов:
«Мо-моо, му-муу». Рано-рано поутру Пастушок: « Туру-ру-ру!». А коровы вслед ему Замычали: «Му-мууу».И.Токмакова
Развитие длительности и устойчивости звучания основного тона голоса.
Упражнение 1.
Плавно соединить руки округло перед собой (или над головой) и произнести протяжно: «О». Резко опустить соединенные руки вниз и произнести коротко: «О». То же с слогами, словами.
Упражнение 2.
Плавно развести руки в стороны и произнести протяжно: «А». Затем прямые руки соединить перед грудью и произнести: «У». Резко развести руки и коротко произнести: «А», соединить — «У».
Упражнение 3.
Стоя, развести руки в стороны, покачивая ими («самолет летит»), произнести протяжно: «В». Резко опустить руки вниз, присесть и произнести коротко: «В» («самолет сел»).
Развитие силы голоса.
Умение изменять силу голоса – одно из важных его выразительных средств. Нужно научить ребенка говорить громко, но не «крикливо», четко, постепенно изменяя силу голоса — от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот.
Упражнение 1.
Стоя разводить опущенные руки в стороны и тихо произносить: «А». Разводить руки в стороны от груди, чуть громче: «А». Руки над головой, громко: «А». Так же с другими гласными.
Упражнение 2.
Шагать на месте (ходить по кругу) под звучание бубна или барабана: громкие удары — шагать, поднимая высоко ноги и громко произнося: «топ-топ-топ», удары потише — шагать обычно, произнося: «топ-топ-топ» голосом разговорной громкости, тихие удары — слегка поднимать ноги и произносить звукосочетания тихо.
Мы хлопаем руками: «Хлоп-хлоп-хлоп». Мы топаем ногами: «Топ-топ-топ».
Упражнение 3.
Сидя или стоя считать до 5 (10), с постепенным понижением силы голоса (от громкого до тихого), представляя, что спускаешься с верхнего этажа в подвал (и наоборот).
Упражнение 4.
Чтение стихотворения с изменением силы голоса с каждым куплетом. Смысловое содержание каждого куплета соответствует рекомендуемому изменению силы голоса, что облегчает его правильную подачу.
Была тишина, тишина, тишина…(Почти без голоса, одной артикуляцией). Вдруг грохотом грома сменилась она. (Шепотом ) И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? (Голосом разговорной громкости). Закрапал, закрапал, закрапал по крыше. Наверно, сейчас барабанить он станет. Уже барабанит. Уже барабанит! (очень громко)А. Шибаев
Развитие диапазона высоты голоса
Изменение высоты голоса – одно из наиболее значительных средств его выразительности. Она создает мелодику тона, т. е. движение голоса вверх и вниз. Мелодика тона окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли. Предлагаются упражнения на изменение высотной модуляции, которые способствуют развитию интонации, гибкости и постепенно расширяют объем голоса.
Упражнение 1.
Стоя разводить опущенные руки в стороны и произносить низким голосом: «О». Руки у груди, средним, нормальным голосом: «О». Руки вверху, высоким голосом: «О». Так же повторить с другими гласными и в сочетаниях с согласными типа «та—то—ту».
Упражнение 2.
Стоя медленно поднимать руки вверх, а затем опускать, произнося «У…..ту…» и т.д. вначале низким голосом, который постепенно повышается, а затем снижается. Так же и с другими согласными.
Игра «Самолет».
Самолет идет на взлет. (Произносят низким голосом, руки опущены: «У»). Самолет летит, в нем мотор гудит. (Высоким голосом, руки в стороны: «У»); Самолет садится. (Низким голосом, руки опущены, приседают: «У»).
Упражнение 3.
Чтение стихотворного материала, связанного с изменением высоты голоса.
Летит поезд во весь дух: —Ух! Ух! Ух! (Произносят высоким голосом, делая круговые движения согнутыми в локтях руками). Загудел тепловоз: «У-у-у-у». (Низким голосом, останавливаются и гудят). Домой деток повез: «Ду-ду-ду ». (Приседают).
«Ой! — воскликнул окунек, — Я попался на крючок». Произносят высоким голосом. Сом сердито проворчал: «Из-за шалости попал». Низким голосом.Ф. Бобылев
Маленькие ножки. Бежали по дорожке: Топ! Топ! Топ! (Высоким голосом с одновременным легким ритмичным постукиванием двумя пальцами). Большие ноги — Шли по дороге: Топ! Топ! Топ! (Низким голосом, темп речи замедлен, пальцы тяжело стучат по столу).
Развитие интонационно – выразительной стороны речи.
Развитие интонации придает речи эмоциональную окраску, организует смысловую сторону речи при помощи логических интонации, отражают смысл слов, обладают силой воздействия на слушателя. Поэтому, предлагаются инсценировки русских народных сказок, стихов с подражанием героев, диалогов с различными интонациями.
Упражнение 1.
Подражания различным эмоциональным состояниям, сопровождающиеся движениями тела, мимикой.
Боль: «А-а-а, у меня болит голова» — руки у головы, брови нахмурены, лицо изображает страдание.
Радость: «А-а-а! Ура! Не болит голова, мама пришла» — руки вверх, глаза широко открыты, рот в улыбке.
Вопрос: «А? Где? Кто там? Мама?» — руки в стороны, согнуты в локтях, брови подняты, рот приоткрыт.
Просьба: «А, аа-а, дай, помоги мне, иди ко мне, мама» — руки вперед, брови немного сдвинуты.
Усталость: «О, а, ох, ах, устал я» — руки опущены вниз, мышцы лица расслаблены.
Упражнение 2.
Игра-упражнение для развития выразительности мимики движений, голоса «Скажи и покажи». По картинкам предлагается назвать слова-антонимы, сопровождая речь выразительными жестами и мимикой: веселый — грустный, злой — добрый, удивленный — равнодушный.
Упражнение 3.
Обыгрывание повадок различных животных, характерных черт людей (изображение злой большой собаки, ласковой хитрой кошки, удивленной мамы и т.д.).
Упражнение 4.
Эмоциональная окраска картин типа: «Молодец!», «Ай-яй-яй, плохо!» и т.д.
Упражнение 5.
Выразительное чтение стихотворений, считалок, насыщенных интонационно-окрашенным материалом.
Те, кого охватит страх, произносят слово «Ах!» Кто встречается с бедой, произносят слово «Ой!» Кто отстанет от друзей, произносят слово «Эй!». У кого захватит дух, произносят слово «Ух!».А. Тетявкин
Упражнение 6.
Инсценировка доступных детям стихотворений, сказок («Колобок», «Теремок», «Три медведя» и т.д.).
Игры для развития голоса.
Игры являются логическим продолжением упражнений и направлены на развитие сплоченности детского коллектива, внимания детей, чуткости аудио (слухового) восприятия и адекватного коммуникационного реагирования. В процессе этих игр дети овладевают темпоритмическими (интонация, система пауз) и динамическими (регулирование громкости голоса) характеристиками звучащей речи, учатся владеть своим голосовым аппаратом.
Игра «Магнитофон»
Для игры нужно изготовить или нарисовать карточки – символы
Вариант 1. «Воспроизведение»
Перед началом игры детям нужно продемонстрировать работу аудиотехники, чтобы дети могли убедиться и услышать, как магнитофон в точности воспроизводит записанную на пленку речь.
Основная задача участников игры в том, чтобы как можно точнее воспроизвести сказанное водящим.
Вариант 2. «Регулирование»
Продемонстрируйте детям возможности магнитофона: регулирование громкости и скорости воспроизведения записи. Используя символические изображения, нужно правильно отреагировать на команды. Дети воспроизводят речевой образец по определенному символу.
Вариант 3. «Наоборот»
Участники делятся на две команды или пары. Одна команда получает картинку с условным обозначением и задание воспроизвести что-либо в соответствии с ним. Задача других – с противоположным звучанием. Шепотом – громко, быстро – по слогам…
Вариант 4. «Фонограмма»
Перед началом игры можно предложить детям прослушать несколько записей из цикла «Голоса родной природы» и придумать им соответствующие названия. Взлет самолета, вьюга, дождь, шелест листьев, поезд… Предложите детям самим озвучить какой-нибудь шум (в лесу, на болоте, на кухне, пылесос, чирикание птиц). Запишите на магнитофон. Это очень интересно.
В этих играх можно петь, играть на музыкальных инструментах, рассказывать стихи, сказки, истории, воспроизводить звуки, слова, фразы, предложения за ведущим, самостоятельно или совместно. Также можно поработать с чистоговорками, скороговорками, пословицами, поговорками, звукоподражаниями.
Огромное значение в развитии голоса имеет речь взрослого. Чаще всего детям не удается выполнить упражнения с первого раза, хотя после показа педагога, ребенок справляется с заданием. Из этого следует, что речь педагога должна быть красивой, правильной, четкой, яркой и доброжелательной. Дети стремятся быть похожими на взрослых, и у них появляется желание исправлять свои дефекты в речи. Важно, чтобы детей окружали умные педагоги, с правильной, достойной подражанию, речью.
При правильной организации работы по коррекции голоса будут заметны следующие результаты:
- Голос у детей стал звонче и громче, приобрел модулированность, достаточную громкость, звонкость. Он стал легче, сильнее в процессе повседневного речевого общения. Дети свободно могут управлять своими голосовыми возможностями без напряжения.
- Активизировалась деятельность артикуляционного аппарата, движения стали ловкими и точными. Легче ставятся и автоматизируются дефектные звуки.
- Улучшения голоса положительно влияют на эмоциональную сферу, настроение. Дети становятся более активными, бодрыми, чувствуют себя полноправными членами детского коллектива. Улучшения голоса положительно влияет на характер ребенка, способствует нормальному общению с окружающими.
- Нормализировалось речевое диафрагмальное дыхание.
- Коррекция голоса положительно отражается на эмоционально – волевой сфере, появляется вера в свои силы и желание продолжать работу над улучшением качества голоса.
- Применение приемов улучшения качества голоса требует меньших усилий со стороны логопеда и ребенка, сокращается длительность логопедической работы.
Список литературы.
- Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. М., 2005
- Белошеева А.А., Голышева В.А., Неволина Г.Л., Окунева Г.Ю.Нервно – психические расстройства у детей. Речевые нарушения у детей. Пермь, 1999
- Микляева Н.В. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. М., 2004
- Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков. С. – П., 2006
- Журнал « Логопед» 2004, № 1, с. 17.
- Журнал « Логопед» 2005, № 4, с. 94
Классификация голосовых расстройств
В медицине нарушения голоса делятся по степени проявления расстройства на:
- дисфонию — расстройство, при котором уменьшается сила голоса, изменяется его окраска и высота. При дисфонии голос хрипнет, понижается, становится осипшим;
- афонию — расстройство, во время которого голос исчезает полностью. При афонии человек может только шептать.
По механизму развития данные нарушения делятся на:
- органические;
- функциональные.
Исходя из локализации поражений голосового аппарата, расстройства голоса бывают:
- центральными — расстройство голоса, возникшее в результате патологических процессов, происходящих в середине голосового аппарата;
- периферическими — патологические изменения происходят в периферической части голосового аппарата.
Детский голос — тонкие струны души вашего ребенка
На приеме у врача-фониатра
Детский голос — тонкие струны души вашего ребенка
«У моего ребенка постоянная охриплость голоса, хотя он не простужен и не имеет каких-то хронических заболеваний. Посоветуйте, что делать и к какому специалисту нужно обратиться»
Наталья Зайцева, г. Ростов
С вопросами о том, почему у наших детей возникают проблемы с голосом, и как эти проблемы решить, родители обращаются все чаще. А число детей, имеющих измененный тембр – от легкой охриплости-гиперназальности, до выраженных нарушений тональности и силы звучания голоса, постоянно растет. С чем это связано и как в таких случаях помочь ребенку? На эти вопросы сегодня отвечает ведущий специалист ОКДЦ, врач оториноларинголог – фониатр высшей категории Надежда Филоненко.
Осторожно – голос!
Надо признать, что голосовые перегрузки, связанные с воспитанием ребенка в детских дошкольных учреждениях, занятия в вокальных и хоровых коллективах, где зачастую нет опытных педагогов, экологические и социальные проблемы, приводят к тому, что с детьми, страдающими заболеваниями голосового аппарата, врачу приходится сталкиваться все чаще.
К сожалению, и педагоги, и сами родители, редко вспоминают о том, что органы дыхания у детей отличаются некоторыми особенностями. Носовые ходы, глотка, гортань, трахея и бронхи у ребенка сравнительно узкие и покрыты нежной слизистой оболочкой, мышечная ткань этих органов развита слабо, хрящи гортани мягкие и легко сдавливаются. Поскольку грудная клетка у детей как бы приподнята, а ребра не могут опускаться при дыхании так низко, как у взрослых, дети не в состоянии делать глубокие вдохи, что, безусловно, ограничивает силу голоса и длительность звучания.
Наш ребенок растет и постоянно меняется. Но процесс этот происходит неравномерно. Это касается и голосового аппарата. Если рост носоглотки и околоносовых пазух в основном заканчивается к периоду полового созревания , к 12-14 годам, то все остальные органы завершают свой рост лишь с окончанием этого периода — условно к 18-19 годам.
Почему теряется «серебристость»?
Каждые 2-3 года голос ребенка меняет свои качества. Из «серебристого» с диапазоном звучания 5-6 нот он становится насыщенным, обретает полноту звучания, «металлический» оттенок. Постепенно увеличивается его диапазон, у подростков он может быть равен двум октавам.
Как правило, становление голоса складывается по подражанию в возрасте до 7 лет, и зависит от того, каким были голос и манеры его использования у окружающих-родителей, педагогов, воспитателей, сверстников. Процесс
Развития голоса у детей проходит 4 периода:
- Дошкольный (6-7 лет)
- Домутационный (7-12 лет)
- Мутационный (12-15 лет)
- Постмутационный (15-19 лет)
Дошкольный период характерен тем, что гортань у ребенка по сравнению с взрослыми имеет довольно высокое положение . Кроме того, во всех отделах гортани большое количество слизистых желез, лимфатической и соединительной ткани, они как бы заменяют собой некоторые отсутствующие внутренние мышцы гортани.
Голосовые мышцы, располагающиеся в толще голосовых складок, в виде отдельных пучков начинают формироваться с 5 лет и развиваются примерно к 11-12 годам, то есть уже во втором периоде — домутационном. Поэтому у детей до 10 лет отмечается фальцетный механизм голосообразования, Голосовые складки у них никогда не смыкаются полностью, образуя щель в виде треугольника или линейной формы. Это и есть фальцет.
К 11-12 годам голосовая мышца начинает оформляться в самостоятельную и принимать участие в процессе голосообразования. В этом возрасте появляется еще один механизм фонации — грудной. На нижних тонах диапазона появляется грудное звучание голоса, на высоких – по-прежнему остается фальцетное. При этом на низких тонах голосовые складки смыкаются полностью, на высоких отмечается узкая линейная щель, свойственная фальцету.
Затем наступает собственно мутация — период смены голоса, физиологическое состояние, связанное с изменением функции гортани и всего организма во время полового созревания. Обычно этот период проходит незаметно для ребенка и его родителей и не сопровождается какими-либо нарушениями, если процесс протекает медленно, постепенно. При остром течении мутации происходят резкие изменения в голосе — срывы, появление низких звуков, внезапное «соскакивание на фистулу» . Такие изменения заметны и для ребенка, и для его родителей. Особенно ощущают эти симптомы поющие дети. У некоторых подростков голос становится грубым, хриплым, без модуляций.
Трудности подросткового возраста
Мутация наступает в возрасте 12-15 лет. Причем, это характерно не только для мальчиков, но и для девочек. Хотя у девочек изменения голоса протекают обычно плавно, без скачков, без болезненных ощущений в гортани. В этот период появляются вторичные половые признаки. Ребенок повышенно нервозен. Происходят выраженные анатомические изменения в гортани: хрящи гортани увеличиваются в размерах (у мальчиков в продольном, а у девочек в поперечном направлении ). Отмечается быстрый рост голосовых складок, в период мутации длина их у мальчиков увеличивается 1,5 раза, а у девочек только на одну треть.
Голос подростка понижается почти на октаву. Меняется и его тембр: голос из альта переходит в тенор, баритон или бас. У девочек наблюдается расширение диапазона как в сторону низких, так и в сторону высоких частот.
Мутационный период длится, как правило, 1-2 года, но иногда он может быть очень коротким (несколько дней-недель) или затянуться на несколько лет. Нередки случаи исключительно быстрой смены голоса: у мальчика, разговаривающего накануне детским голосом, вдруг обнаруживается голос взрослого мужчины. У ребят, много болевших в детстве, слабо развитых физически, половое созревание запаздывает. При этом значительно отстает в развитии и голосовой аппарат. В этих случаях голос может остаться инфантильным долгое время, даже в возрасте взрослого мужчины.
Причинами изменения голоса в период мутации считают нарушение координации функции наружных и внутренних мышц гортани и отсутствие согласованности между дыханием и фонацией. У поющих детей в этот период отмечается небольшое понижение голоса, некоторое сужение его диапазона, высокие ноты, которые раньше брались легко, даются с трудом. Голосовые складки могут утолщаться, краснеть, отмечается обилие слизи на них. Это проявляется хрипотой различной степени выраженности, быстрым утомлением голоса, возникновением неожиданных срывов голоса при пении. У девочек в период мутации выраженные изменения голоса наблюдаются не часто, примерно в 40 % случаев. В дни менструации лучше освободить представительниц слабого пола от пения. Практический опыт фониатров и вокальных педагогов показал, что большинство детей в период мутации могут петь. Однако при этом требуется строгое соблюдение «охранительного режима» — не рекомендуется использовать репертуар взрослых певцов. Не стоит заниматься пением при явных изменениях голоса. А, главное, надо помнить о том, что подросткам, занимающимся вокалом, требуется опытный и внимательный педагог.
Доктор вам поможет
Детский и подростковый возраст характеризуется неустойчивостью нервной системы. И не секрет, что послемутационному периоду свойственна особая ранимость. В этом возрасте голосовой аппарат быстро «устает». Чрезмерно громкое пение, крик, несоблюдение возрастного диапазона -пение «взрослых» песен, сольные выступления на эстраде, пение во время респираторного заболевания, все это может привести к значительным нарушениям голоса и развитию таких заболеваний, как узелки, полипы и кисты голосовых складок, хронический ларингит, подслизистая гематома гортани , кровоизлияние в голосовую складку.
Дети с повышенным темпераментом, о которых говорят, что они и минуты не сидят на месте, много разговаривают, кричат, часто страдают узелками голосовых складок ,(«узелками крикунов»). К вечеру голос у них «садится», хрипнет, ребенок говорит шепотом. Стрессовые ситуации, испуг, страх, переживание, особенно у девочек, могут явиться причиной психогенной афонии. Возникновению нарушений голоса у детей способствуют различные заболевания других органов: риносинуситы, фарингиты, тонзиллиты, тугоухость, хронические бронхиты и трахеиты, болезни сердечно-сосудистой системы, эндокринные болезни.
При любом нарушении голоса, особенно длительно сохраняющемся, требуется тщательное обследование ребенка. Для этого необходима консультация оториноларинголога-фониатра с обязательным осмотром гортани. В ОКДЦ для такой диагностики используются различные методики, начиная от простой ларингоскопии с помощью гортанного зеркала и заканчивая проведением оптической эндоскопии гортани.
Оптическая эндоскопия гортани может осуществляться как жестким эндоскопом, так и с помощью фиброскопа. Обе методики высоко информативны. Однако выявить мельчайшие изменения вибраторной активности голосовых складок, что очень важно у поющих детей, особенно в период мутации, позволяет только стробоскопия гортани.
При стробоскопическом исследовании гортани (специальном осмотре гортани в режиме импульсного света) во время фонации (произношении или пении гласных звуков) колебания голосовых складок становится видимым, что позволяет уточнить характер голосовых нарушений. Выполнить осмотр гортани этими методами можно с возраста 7-8 лет, в связи с эмоциональными и поведенческими особенностями маленького пациента. В более раннем возрасте такая процедура может быть выполнена только в условиях общего обезболивания , под легким наркозом, который безопасен для организма.
Все знают, что любое заболевание легче предупредить , чем лечить. То же можно сказать и о нарушения голоса.. Исследования показали, что пение оказывает благоприятное влияние не только на гортань, но и на организм ребенка в целом, и на его интеллект. Но репертуар должен быть правильно подобран по диапазону, текст понятен для ребенка, а продолжительность занятий пением не должна превышать 30-45 минут.
Для профилактики стойких нарушений голоса у ребенка необходимо соблюдение гигиены голоса, санация очагов хронической инфекции дыхательных путей, а при появлении расстройства голоса в виде охриплости, грубости или осиплости — своевременное обращение к врачу-фониатру.
Поделиться информацией
0
Социальные кнопки для Joomla
Разновидности афонии, известные медицине
Основная классификация болезни подразумевает деление её на четыре типа:
- истинную, гортанную афонию;
- паралитическую;
- истерическую, или функциональную;
- спастическую.
Истинная потеря голоса формируется на фоне заболеваний и функциональных патологий гортани, которые делают невозможным нормальную работу голосовых связок, их полноценное правильное смыкание и вибрацию – опухолей, рубцов. Улучшение у человека в таком случае может наступить только если будет устранена первопричина.
Паралитическая форма недуга возникает из-за нарушений функции нижнего гортанного нерва, отвечающего за контроль, функционирование и работоспособность большей части внутренних мышц гортани. Парез или паралич нерва может произойти в результате механического повреждения, травмы, операции на щитовидной железе, из-за сдавливания аорты сформировавшейся аневризмой, а также из-за наличия опухолей в лёгких, органах средостения, щитовидной железе, трахее, пищеводе. Возможной причиной паралича нерва является его токсическое поражение, не связанное с его физическим ущемлением или повреждением.
Функциональная афония – результат формирования у человека острого состояния невроза, при этом в гортани отсутствуют объективные патологические изменения. При попытке откашляться или при раздражающем механическом воздействии на гортань у больного возникает звучный кашель.
Спастическая потеря голоса связана со спазмом внутренней мускулатуры гортани. В результате сужается голосовая щель, человек не может управлять голосовыми связками. Причин может быть несколько, например, психическая травма или раздражение слизистой едкими химическими веществами и парами.
Кроме того, афония бывает полной или частичной. Полная потеря голоса наблюдается при фарингите с осложнениями, при ларингите, у людей, которые длительное время бессистемно поют “на связках”, без опоры. При этом человек вообще не может извлечь из своих связок никакого звука, у него остаётся только возможность шептать.
При простуде, трахеите, при ангине возможна частичная потеря голоса, когда вместо нормального, глубокого и полного звучания человек разговаривает с осиплостью и охриплостью, более низко и глухо, чем обычно, но при этом возможность извлечь из связок звук, хотя и искажённый, присутствует.
Если потеря голоса произошла, например, из-за механического повреждения связок, которое невозможно исправить, она считается необратимой. В основном, афония является временной, если при выполнении определённых условий голос может вернуться к человеку.
Потеря голоса при ларингите
Ларингит – болезнь, которая чаще встречается у детей, и означает воспалительный процесс слизистой оболочки гортани. Ларингит может возникать по таким причинам:
- инфекционное поражение;
- перегревание или переохлаждение;
- перенапряжение мышц гортани.
У взрослых тоже может развиться такое поражение, однако из-за того, что просвет гортани у взрослого человека несколько больше, чем у ребёнка, оно протекает в более лёгких формах.
Ларингит может быть:
- катаральным (наиболее простая форма с типично инфекционными симптомами – высокой температурой, сухим кашлем, хрипом в голосе);
- стенозирующим (форма, которая сопровождается существенным сужением просвета гортани);
- гипертрофическим (при этом у человека присутствует сильная хрипота в голосе, и есть большая вероятность полной афонии);
- атрофическим (возникает у взрослых из-за истончения слизистой гортани);
- геморрагическим (развивается параллельно с токсическим гриппом или заболеваниями крови, сопровождается сухим или влажным кашлем с кровью);
- дифтерийным (болезнь в этом случае переходит с миндалин на гортань, на слизистых формируется белый бактериальный налёт);
- гнойным (встречается редко, развивается из катарального ларингита, характерен резким усилением всех симптомов).
Ларингит всегда сопровождается осиплостью или полной потерей голоса. Кроме того, больной чувствует боль в горле, у него затруднено глотание и дыхание, наблюдается гиперемия и покраснение слизистой глотки, “лающий” кашель, сухость и першение во рту и в горле, спастические сокращение мышц гортани. Состояние проходит на фоне повышения температуры тела до 38-38,5 градусов.
У новорождённых малышей определить ларингит сложнее, чем у детей постарше, так как груднички не могут пожаловаться на самочувствие. Если малыш стал нетипично капризным, беспокойным и вялым, у него во время крика присутствуют хрипы, дыхание затруднено и сопровождается шумом и свистом, если ребёнок кашляет и у него насморк с обильными выделениями из носа, эти признаки могут указывать на ларингит. Болезнь может протекать и без температуры, поэтому достоверно опираться на это признак не стоит.
Недуг и присущая ему потеря голоса не должны вызывать панику – если вовремя обратиться к доктору, соблюдать все его рекомендации и предписания по лечению, в скором времени воспаление купируется и голос восстановится.
Потеря голоса на нервной почве: как и почему происходит
Может ли человек остаться без голоса из-за нервных переживаний, стресса или невроза? Афония, а также некоторые другие фонетические патологии могут иметь психосоматическую природу.
Примерно у 20% людей с расстройствами тревожно-депрессивного спектра отмечаются нарушения или потеря голоса. Наиболее часто афонию связывают с истерическими неврозами и общим тревожно-депрессивным состоянием. Женщины, особенно при беременности, более подвержены потере голоса на нервной почве, чем мужчины, так как их психика несколько менее устойчива.
Истерические состояния могут привести человека к функциональной афонии, когда нормальный, громкий, звучный голос отсутствует, но речь шёпотом сохраняется. Нарушение или потеря голоса в таком случае возникает внезапно, на фоне хорошего физического самочувствия. Человек жалуется на ощущение комка в горле, налипания мокроты, которые вроде как мешают говорить. Патология может внезапно пройти самостоятельно, но если голос пропал без видимых физиологических причин, лучше посетить доктора.
Заболевания лёгких и афония: как связаны
Бронхит – это болезнь воспалительного характера, поражающая бронхи, при этом у них на слизистой образуется и выделяется слизь и даже гной. Бронхит, в основном, развивается как осложнение недолеченных инфекционных болезней (гриппа, ОРВИ), после простуды, перенесённой “на ногах”, а также в результате аллергических реакций. При отсутствии должного лечения может осложниться воспалением лёгких или перейти в бронхиальную астму.
Клиническая картина течения очень характерна – в первую очередь, пациента начинает мучить кашель. Он может быть сухим или влажным, может содержать мокроту с гноем. Кроме того, у человека повышается температура тела, он чувствует общее недомогание, повышенную утомляемость и слабость, у него болит горло. Хронические формы протекают аналогично, но чаще без повышения температуры тела.
Нередко кашель имеет “лающий” характер, во сне усиливается. Если кашель очень сильный, и происходит перенапряжение голосовых связок, у больного может наступать афония. Также потеря голоса возможна, если бронхит развился как осложнение фарингита, ларингита.
Непосредственной связи между процессами в бронхах и афонией нет, но нарушение дыхательных процессов и кашель из-за воспаления бронхов могут временно лишить человека голоса.
Рак лёгких занимает одно из первых мест среди всех видов онкозаболеваний по частоте возникновения. Первичная онкология лёгкого чаще встречается у мужчин, имеет тенденцию развиваться на фоне хронических заболеваний лёгких – бронхоэктатической болезни, хронического бронхита, а также из-за профессиональных болезней лёгких, связанных с постоянным вдыханием раздражающих и опасных частиц (пыли, разнообразных химических средств). Курение – один из определяющих факторов для развития недуга.
Развитие рака лёгких происходит постепенно, поэтому определить точный момент его начала сложно. Опухоль располагается обычно внутри бронха, постепенно закрывая собой его просвет, из-за чего формируется ателектаз. Новообразование может давать метастазы, проникать в другие участки, например, в плевру и лёгкие. Человек при этом чувствует боли в груди тупого характера, его мучают приступы кашля, сначала сухого, потом влажного с кровью. Кашель постепенно приобретает свистящее, “лающее” звучание. Со временем может присоединиться повышенная температура, озноб. Врач при осмотре замечает расширение подкожных вен в зоне грудной клетки, увеличение лимфатических узлов, незначительный отёк подкожной клетчатки на шее. Поражённое заболеванием лёгкое несколько отстает в скорости вдоха от здорового.
Может ли при этом пропадать голос? Афония действительно сопровождает развитие рака лёгкого в некоторых случаях, но её нельзя относить к постоянным и достоверным признакам патологии. Потеря голоса присутствует у больного, если опухоль прорастает в зону средостения, и провоцирует сдавление нервных стволов, крупных сосудов и пищевода. Вместе с афонией наблюдается расстройство глотания, явный отёк нижней половины лица.
Диагностика голосовых расстройств
Наиболее точный диагноз при голосовых нарушениях врач может поставить, исходя из данных анамнеза, осмотра и некоторых других видов исследования.
Для диагностики может понадобиться проведение непрямой ларингоскопии, осуществляемой при помощи зеркала и лобной лампы. Если данная процедура не дала необходимого результата, ее можно провести с помощью гибкого фиброоптического ларингоскопа. Данная процедура выполняется под местным обезболиванием. При остром воспалении гортани у пациента можно увидеть покраснение гортани без наличия отделяемого. С помощью данного исследования можно обнаружить также доброкачественные и злокачественные опухоли гортани.
При травмировании гортанного нерва у пациента может произойти паралич голосовой связки с одной стороны. При обнаружении данной патологии врач должен провести дополнительное обследование для обнаружения факторов, спровоцировавших это состояние.
Во время обследования шеи врач должен исключить наличие зоба. При обнаружении увеличенных в размерах надключичных лимфоузлов врач может заподозрить у пациента наличие новообразований в пищеводе.
Во время обследования органов грудной клетки специалист должен исключит у пациента спадание доли легкого и воспаление плевры, что часто сопровождает рак легких.
В некоторых случаях может понадобиться проведение лабораторных и инструментальных исследований, которые включают в себя:
- СОЭ — выполняется при воспалении гортани, новообразованиях;
- РГК — при злокачественных опухолях легких;
- тензилоновая проба — для пациентов с аутоиммунными нервно-мышечными заболеваниями;
- компьютерная томография шейного отдела — назначается больным раком гортани или щитовидной железы для определения ее стадии;
- компьютерная томография органов грудной клетки — выполняется при опухолях в легких, увеличении диаметра грудной аорты;
- эндоскопия — назначается при подозрении на рак пищевода;
- аортография дуги аорты;
- ОАК — назначается пациентам с воспалением гортани;
- биопсия — при опухолях щитовидной железы.
Некоторым больным рекомендуется дополнительно обследоваться у фониатра и невропатолога.