Коррекционные задачи в логопедической работестатья на тему


Какое образование должно быть у логопеда

На должность учителя-логопеда принимайте специалиста, который имеет высшее профессиональное образование в области дефектологии. Требований к стажу нет (раздел III ЕКС работников образования).

Проверьте, чтобы в дипломе кандидата было указано, что он обучался по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование». Специальность может быть любой. Закон к ней требований не предъявляет.

Институт новых технологий в образовании предлагает дистанционное обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации:

  • Логопедия
  • Дефектология
  • Олигофренопедагогика
  • Сурдопедагогика и сурдопсихология. Развитие и обучение детей с нарушением слуха в условиях реализации ФГОС
  • Использование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ
  • Консультант (координатор) по инклюзивному образованию
  • Лекотека, как новая форма социализации, ранней помощи и образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов
  • Медиация в сфере инклюзивного образования
  • Методические рекомендации по преодолению общего недоразвития речи у детей от 3х лет
  • Методические рекомендации учителя-логопеда по автоматизации дифференциации свистящих звуков
  • Методические рекомендации учителя-логопеда по автоматизации дифференциации шипящих звуков
  • Методические рекомендации учителя-логопеда по автоматизации дифференциации сонорных звуков
  • Организация коррекционно-педагогической работы в условиях введения ФГОС нового поколения
  • Организация и содержание логопедической работы в условиях внедрения ФГОС
  • Разработка адаптивной основной образовательной программы для детей с ОВЗ
  • Тифлопедагогика. Воспитание и обучение детей с нарушением зрения в условиях реализации ФГОС

Смотреть полный список программ здесь

На что нужно обратить внимание

Когда стоит начинать бить тревогу? Итак, это необходимо в случаях, если:

  • Лепетные цепочки детей однородные, редкие, не переходят в слова.
  • К 1,5 годам интонационно-ритмическая организация речи у малыша не сформирована.
  • В 2-3 года ребенок не понимает обращенную к нему речь, даже если взрослый использует односложные предложения и простые слова.
  • Ребенок понимает, но не говорит, либо использует в общении только несколько слов. Фразовая, и тем более связная, речь отсутствует.
  • Было выявлено нарушение физиологического слуха (глухота, тугоухость).
  • Малыш «говорит» на каком-то своем (птичьем) языке, который никому не понятен.

Какую зарплату установить

Зарплата учителя-логопеда зависит от объема работы и состоит из трех частей: оклада (ставки), выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Оклад

Оклад учителя-логопеда рассчитывайте с учетом нагрузки за ставку. Норма часов педагогической работы за ставку учителя-логопеда – 20 часов в неделю (п. 2.3 приложения № 1 к приказу Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601). Нагрузку считайте в астрономических часах без учета перерывов, перемен и динамических пауз.

Зафиксируйте размер оклада в системе оплаты труда организации. Укажите, что должность учителя-логопеда относится к 4-му квалификационному уровню ПКГ должностей педагогических работников. Впишите размер оклада в трудовой договор с работником.

Если в организации много детей, которым нужна помощь логопеда, и специалист хочет увеличить свой объем работы, то оформите дополнительное соглашение. Оплачивайте педагогическую работу сверх нормы часов пропорционально фактически отработанному времени. За основу возьмите размер ставки (прим. 4 к приложению № 1 к приказу Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601). Например, если логопед согласен работать не 20, а 25 часов в неделю, то оклад за ставку разделите на 4 и выплатите эту сумму дополнительно к основному окладу.

Правовое регулирование трудовых отношений и кадрового документооборота в образовательной организации

Компенсационные выплаты

Обязательно выплачивайте компенсационные выплаты, которые установило законодательство:

  • за вредные условия на рабочем месте по результатам СОУТ;
  • работу в местности с особыми климатическими условиями;
  • работу сверхурочно, в ночное время и в нерабочие дни;
  • отраслевые особенности

Примеры отраслевых особенностей приводит Минобрнауки в письме от 29.12.2017 № ВП-1992/02. Например, доплачивайте логопеду за заведование логопунктом, работу с учащимися и воспитанниками с ОВЗ или нуждающимися в длительном лечении, работу в учреждении, которое расположено в сельской местности.

В коллективном договоре и системе оплаты труда можете установить дополнительные компенсационные выплаты – сверх тех, которые установило законодательство. Размеры надбавок установите самостоятельно в конкретных величинах или в процентах от ставок и должностных окладов педагогических работников.

Стимулирующие выплаты

Назначьте логопеду доплаты и надбавки стимулирующего характера в виде разовых премий или регулярных выплат. В положении о системе оплаты труда установите показатели и критерии оценки эффективности деятельности педагога.

Прогнозирование и меры коррекции

Чем раньше будет начата работа, там больше шансов скомпенсировать речевое нарушение у детей с легкими или средними формами недоразвития тех или иных психических функций. Задача коррекционного воздействия на детей с тяжелыми формами патологии заключается в поддержке и максимально возможном развитии навыков коммуникации, самообслуживания, чтобы в дальнейшем особые дети имели возможность социализироваться в обществе.

Самое главное условие при запуске речи – своевременность коррекционной работы и комплексный подход. Параллельно с педагогическими занятиями, при любом речевом расстройстве, имеющем биологическую причину, выписывается курс лечения медикаментозными препаратами, соответствующего установленному диагнозу назначения. Если причиной ЗРР легкой степени у ребенка с сохранным интеллектом обнаружена слабая иннервация органов речевого аппарата, рекомендовано в качестве профилактики включать в комплекс занятий логопедический массаж и артикуляционную гимнастику.

Если уже в 2-3 года ребенку был поставлен диагноз сенсорной алалии, а родители малыша обратились за помощью к логопеду только на 5-6 году, то нужно понимать, что недоразвитие речи за все это время прогрессировало. В этом возрасте у всех детей устанавливается уже сенсомоторная алалия.

Неговорящие дети с ограниченными возможностями здоровья находятся часто на домашнем обучении. Их родители обязаны принимать непосредственное участие в логопедическом процессе.

Какой отпуск предоставить

Предоставьте учителю-логопеду удлиненный ежегодный отпуск. Его продолжительность зависит от типа образовательной организации и контингента, с которым работает логопед. Подробности смотрите в таблице.

Продолжительность отпуска учителя-логопеда

Тип организации С кем логопед проводит занятия Количество дней отпуска за год
Детский сад Обычные дети 42
Дети с ОВЗ (вместе с обычными детьми или без них) 56
Школа Не имеет значения 56

Законодательство не определяет, как рассчитывать отпуск логопеду в детском саду, если он не всегда работает с воспитанниками с ОВЗ. Рассчитывайте отпуск за каждый год работы. Если в этот период логопед занимался с ребенком с ОВЗ, то предоставьте работнику 56 дней отпуска. Вычленять время непосредственной работы с воспитанником с ОВЗ и рассчитывать отпуск пропорционально этому времени не надо. В противном случае ГИТ может посчитать, что вы ухудшаете условия для работника.

Учтите, что логопеду детского сада можно увеличить отпуск, если он работает с воспитанниками, которые имеют заключение ПМПК. Только в этом случае их можно считать детьми с ОВЗ.

Ситуация: имеет ли учитель-логопед право на досрочную пенсию

Да, имеет.

Учитель-логопед входит в перечень должностей, работа на которых засчитывается в стаж для досрочной пенсии (постановление Правительства от 29.10.2002 № 781). При этом необязательно должность должна называться «учитель-логопед», работник может трудиться и на должности «логопед». Главное, чтобы логопед проработал не менее 25 лет в учреждениях для детей, тогда он будет иметь право на пенсию по старости раньше, чем достигнет пенсионного возраста (п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Кто категорически не может выполнять эту работу?

Раздражительный человек, мрачный, самодовольный, человек, склонный к насилию (в том числе к психологическому), не сможет работать логопедом.

Надо уметь быстро реагировать на постоянно меняющуюся ситуацию, приспосабливать свои методики под ребенка, а не ребёнка под методики. Нет универсальных методик и приёмов, отмычек, которые подходят ко всем замкам. Нужна гибкость.

Нужен артистизм, нужна игривость. Хотя «Оскара» за это вам никто не даст.

Когда сидишь один на один с учеником, надо уметь находиться «здесь и сейчас», отставить всё, что не имеет отношения к этому общению. Если ты не готов всматриваться, вслушиваться в своих учеников, ничего не получится.

Как логопед проводит коррекционную работу

Логопед может работать как отдельный специалист или в составе структурного подразделения, например, логопункта. Он проводит занятия с детьми с ОВЗ и другими детьми, которые не прошли ПМПК, но имеют отклонения в речевом развитии.

Чаще всего в государственном или муниципальном задании образовательной организации учредитель финансирует деятельность специалистов только для детей с ОВЗ. В таком случае школа и детский сад вправе оказывать логопедические услуги за плату детям, которые не имеют заключения ПМПК. Это возможно также, если комиссия не рекомендовала ребенку логопеда, но родитель хочет, чтобы организация проводила с ним логопедические занятия.

Логопед организует работу на основе своих методических наработок, использует пособия коллег, например, инструктивно-методическое письмо А.В. Ястребовой и Т.П. Бессонова. Чтобы составить режим занятий, логопед использует письмо Минобразования от 14.12.2000 № 2.

Для учителей-предметников в Школе (колледже) Анны Муратовой собрана уникальная теоретическая копилка в виде электронных уроков с 1 по 11 класс, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС. Выберите нужный предмет за определенный класс. Это позволят быстро восстановить в памяти необходимую информацию. В дальнейшем электронными уроками можно разнообразить методику преподавания.

Перед началом работы с ребенком логопед берет согласие у родителей на оказание логопедической помощи. Это необходимо, потому что услуги логопеда – часть психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ст. 42 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Коррекционная работа логопеда включает диагностику, коррекционно-развивающие занятия и оценку результатов. Логопед взаимодействует с ребенком и его родителями, чтобы они помогли увеличить эффект от коррекционных занятий.

Упражнения, которые легко выполнять дома

Сейчас занятия в школе недоступны. У вас есть домашние задания от логопеда? Если нет, то мы кое-что подскажем.

Упражнения на звуки и лексику легко совмещаются с домашними делами или пригодятся по дороге на дачу. Элементы соревнования повышают интерес, можно не думать, с чего начать логопедическое занятие, просто предложите ребенку сыграть:

  1. В скороговорки: кто повторит чище и быстрее?
  2. В чистоговорки: кто придумает смешнее?
  3. В слова на одну букву или один слог: кто вспомнит больше? Что есть вокруг на эту букву?
  4. В слова-прятки (где прячутся заданные звуки): кто составит больше?

При дислексии и дисграфии помогут ребусы, лото со слогами и словами, игра «Словодел», филворды (найти слова в квадрате, заполненном буквами) — в этом направлении есть много идей.

Для развития связной речи придумывайте истории по картинкам. Рекомендуется слушать мелодии и рассказывать друг другу, что вы представляете, когда слышите ту или иную композицию. Учите короткие стихи, обсуждайте их смысл.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]