Развитие речи составить рассказ по картинкам подготовительная группа


Составление рассказов по сюжетным картинкам в подготовительной группе

Александра Бочарова

Составление рассказов по сюжетным картинкам в подготовительной группе

На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа. В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.

Можно широко применять рассказ по серии картинок (например, на тему «Наш участок зимой и летом»

, где требуется уже не простое перечисление происходящих событий, а последовательный
рассказ с началом, кульминацией и развязкой. Беседа по вопросам, предшествующая рассказыванию, касается основных моментов, узловых пунктов изображенного сюжета.
Совершенствованию умения рассказывать по серии картинокпомогают следующие приемы: составление коллективного рассказа — начало составляет воспитатель, заканчивают дети; начинает один ребенок, продолжает другой.

В подготовительной группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках: «Вот так покатался!»

,
«Где пропадали?»
,
«Подарки маме к 8 Марта»
,
«Шар улетел»
,
«Кошка с котятами»
и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его.

Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события. Например, по указанным картинампедагог может задать следующие вопросы: Что сказали мальчику ребята? («Вот так покатался!»

); как дети готовили маме подарки? (
«8 Марта»
); кто поставил сюда корзину и что случилось? (
«Кошка с котятами»
). Может быть задано несколько вопросов, как бы намечающих
сюжетную линию повествовательного рассказа: откуда приехали эти дети? Что произошло с ними дальше? Как продолжали дружить эти дети? («Ждут гостей»
).

Одну и ту же картину можно использовать в течение года несколько раз, но при этом следует ставить разные задачи, постепенно усложняя их. Когда дети овладеют навыками свободного рассказывания, можно предложить им две или несколько картин (уже виденные и даже новые)

и поставить задачу — придумать
рассказ по любой картине. Это даст им возможность выбрать наиболее интересное для них содержание, а тем, кто затрудняется, — уже знакомый сюжет, по которому легко составить рассказ. Такие занятия развивают самостоятельность и активность, воспитывают чувство уверенности в своих силах.
В старшей и подготовительной группе продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине. Выделение существенного наиболее ярко выступает в подборе названия картины, поэтому детям даются задания типа «Как назвал эту картину художник

,
«Придумаем название»
,
«Как можно назвать эту картину
.

Наряду с выделением и характеристикой самого существенного нужно учить замечать детали, передавать фон, пейзаж, состояние погоды и т. д.

Воспитатель учит детей вводить в свои рассказы небольшие описания природы. Большое значение при этом имеет такой методический прием — анализ рассказа педагога.Детям задаются вопросы: «С чего я начала свой рассказ

,
«Чем мой рассказ отличается от рассказа Алеши
, «Как я
рассказала о времени года, изображенном на картине
Постепенно старшие дошкольники учатся дополнять свои рассказы по картине описанием изображенного пейзажа, состояния погоды и т. д. Вот, например, начало рассказа Марины (6 лет)

по
картине «Вот так покатался!»
: «На этой
картине нарисована зима. День солнечный и холодный. А небо все разноцветное. Это от солнышка оно так светится.»
Введение в рассказ по картине подобных небольших описаний постепенно подготавливает детей к составлению рассказов по пейзажным картинам и натюрморту. Этот вид рассказывания используется в подготовительной к школе группе.

Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа по картинкам» (подготовительная группа) Конспект НОД по развитию речи (подготовительная группа) «Составление рассказа по картинкам» Задачи: учить составлять сюжетный рассказ по.

Конспект НОД по речевому развитию «Составление рассказов по предметным и сюжетным картинкам» Цель: учить составлять по предметным и сюжетным картинкам с использованием предлогов; отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;.

Конспект ООД по формированию монологической речи «Рассказывание по сюжетным картинкам «В гостях у сказки» Конспект ООД по формированию монологической речи с детьми дошкольного возраста Тема: рассказывание по сюжетным картинкам «В гостях у сказки».

Конспект занятия «Составление рассказов о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках» в средней группе ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей составлять описательный рассказ.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательных рассказов о домашних животных» ООД в разновозрастной группе «Составление описательных рассказов о домашних животных» Цели: • продолжать знакомить с домашними животными.

НОД по развитию речи детей подготовительной к школе группы «Составление рассказов по теме «Осень наступила» НОД по развитию речи детей подготовительной к школе группы Тема: Составление рассказов по теме «Осень наступила» Интеграция образовательных.

Развитие речи в старшей группе. Составление рассказа по картинкам «Купили щенка» Развитие речи в старшей группе. Тема: «Составление сюжетного рассказа по картинкам «Купили щенка». Цель: учить составлять описательный рассказ.

Составление рассказа по опорным картинкам по теме «Зима» Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: Составление рассказа по опорным.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Татьяна57

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
УЧИМ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ, СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ ПО КАРТИНАМ.
Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием сюжетных картин.

1.Чтение рассказа. Богатый урожай. Жили-были трудолюбивые гусята Ваня и Костя. Ваня очень любил трудиться в саду, а Костя — в огороде. Решил Ваня вырастить урожай груш и винограда, а Костя — урожай гороха и огурцов. Овощи и фрукты выросли на славу. Но тут Костин урожай стали поедать ненасытные гусеницы, а к Ване в сад повадились шумные галки и стали клевать груши и виноград. Гусята не растерялись и стали бороться с вредителями. Костя позвал на помощь птичек, а Ваня решил сделать пугало. В конце лета Костя и Ваня собрали богатый урожай овощей и фруктов. Теперь никакая зима им была не страшна. 2. Беседа. — О ком этот рассказ? — Где любил работать Ваня? Как его можно назвать? — Где любил работать Костя? Как его можно назвать? — Что выращивал в саду Ваня? — А что в огороде Костя? — Кто мешал Ване? А кто Косте? — Как можно назвать гусениц и галок? — Кто помог Ване избавиться от гусениц? — А что сделал Костя, чтобы отпугнуть галок? — Чему радовались трудолюбивые гусята в конце лета? 3.Пересказ рассказа. Пересказ рассказа «Лебеди» с использованием сюжетных картин.


1.Чтение рассказа. Лебеди. Дедушка перестал копать, наклонил голову вбок и к чему-то прислушался. Таня спросила шёпотом: — Что там? А дедушка ответил: — Слышишь, лебеди трубят? Таня поглядела на дедушку, потом на небо, потом опять на дедушку, заулыбалась и спросила: — А что же, у лебедей труба есть? Дедушка засмеялся и ответил: — Какая там труба? Просто они кричат так протяжно, вот и говорят, что они трубят. Ну, слышишь? Таня прислушалась. И правда, где-то высоко были слышны протяжные далёкие голоса, а затем она увидела лебедей и закричала: — Вижу, вижу! Верёвочкой летят. Может, они где-нибудь сядут? — Нет, они не сядут, — задумчиво сказал дедушка. — Они улетают в тёплые края. А лебеди летели всё дальше. 2.Беседа. — О ком этот рассказ? — К чему прислушивался дедушка? — Почему Таня заулыбалась на слова дедушки? — Что значит «лебеди трубят»? — Кого увидела в небе Таня? — Чего очень хотелось Тане? — А что ответил ей дедушка? 3.Пересказ рассказа. Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картин.

1.Беседа по серии картин. — Где гулял мальчик Коля? — Чего было много вокруг дома? — Почему Коля стоит в одном ботинке? — Как поступил Коля, когда заметил, что у него нет ботинка? — Как вы думаете, он нашёл его? — Кому рассказал Коля о своей потере? — Кто стал искать ботинок после Коли? — А после бабушки? — Где Коля мог потерять ботинок? — Почему солнышко нашло ботинок, а все остальные нет? — Нужно ли поступать так, как поступил Коля? 2.Составление рассказа по серии картин. Как солнышко ботинок нашло. Однажды Коля вышел во двор погулять. Во дворе было много луж. Коле очень нравилось бродить по лужам в своих новых ботинках. И тут мальчик заметил, что на одной ноге у него нет ботинка. Стал Коля искать ботинок. Искал, искал, но так и не нашёл. Пришёл он домой и рассказал всё бабушке и маме. Во двор отправилась бабушка. Искала, искала она ботинок, но так и не нашла. Вслед за бабушкой во двор вышла мама. Но и она не смогла найти ботинок. После обеда из-за туч выглянуло яркое солнышко, осушило лужи и нашло ботинок. 3.Пересказ рассказа. Общая горка. Пересказ по картине.


1.Беседа по картине. — Какое время года изображено на картине? — По каким признакам вы догадались, что это зима? — Где собрались дети? — Подумайте, кто построил горку? — А кто из детей только что пришёл на горку? — Обратите внимание на мальчиков. Как вы думаете, из-за чего они поспорили? — Посмотрите на Наташу. Что она говорит мальчикам? — Как закончилась эта история? — Дайте название картине. 2.Образец рассказа. Общая горка. Наступила зима. Выпал белый, пушистый, серебристый снег. Наташа, Ира и Юра решили построить из снега горку. А Вова им не помогал. Он болел. Хорошая вышла горка! Высокая! Не горка, а целая гора! Ребята взяли санки и весело катались с горки. Через три дня пришёл Вова. Он тоже хотел съехать с горки на санках. Но Юра закричал: — Не смей! Это не твоя горка! Ты её не строил! А Наташа улыбнулась и сказала: — Катайся, Вова! Это горка общая. 3.Пересказ рассказа. Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин.

1.Беседа по серии картин. — Как вы думаете, какое время суток нарисовано на картинках? — Почему вы так думаете? — Откуда вернулись домой Саша и Маша? — А откуда пришли папа и мама? — Как называется вечерний приём пищи в семье? — Что стала делать мама? Зачем? — Какую работу выполняет Саша? — Что можно приготовить из картошки? — А чем занята Аня? — Что она будет делать? — Кого вы не увидели в кухне за работой? — Какую работу выполнял папа? — Когда всё было готово, что сделала семья? — Как можно закончить наш рассказ? — Как вы думаете, чем займутся родители и дети после ужина? — Как можно назвать наш рассказ? 2.Составление рассказа. Семейный ужин. Вечером вся семья собралась дома. Папа и мама вернулись с работы. Саша и Наташа пришли из школы. Они решили вместе приготовить семейный ужин. Саша почистил картошку для картофельного пюре. Наташа помыла огурцы и помидоры для салата. Мама пошла в кухню, поставила чайник на плиту и стала заваривать чай. Папа взял пылесос и почистил ковёр. Когда ужин был готов, семья села за стол. Все были рады видеть друг друга за семейным ужином. 3.Пересказ рассказа. Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин. 1.Беседа по серии картин. — Какой праздник приближается? — Как вы можете это доказать? — Чем заняты ребята? — Назовите, какие ёлочные украшения у них получатся? — Чем пользуются дети для изготовления ёлочных игрушек? — Они работают с удовольствием или нет? — Какие получились у них украшения? — Куда они повесили свои игрушки? — Как дети проводили праздник? — Во что они были одеты? — Какой сюрприз ждал их в конце праздника? 2.Составление рассказа. Новый год на пороге. Приближался любимый детский праздник — Новый год. А ёлка стояла в углу и грустила. Оля посмотрела на ёлку и предложила: — Давайте украсим её не только шарами, но и сами сделаем игрушки! Ребята согласились. Каждый из них вооружился ножницами, красками и цветной бумагой. Работали они с удовольствием. Вскоре яркие, красочные украшения были готовы. Ребята с гордостью повесили на ёлку свои работы. Ёлка сверкала и светилась. Наступил праздник. Ребята надели маскарадные костюмы и отправились к ёлке. Они пели, танцевали и водили хоровод. Ну, и конечно же, к ребятам пришёл Дедушка Мороз с долгожданными подарками. 3.Пересказ рассказа. Пересказ рассказа «Как мы общаемся», составленного по отдельным сюжетным картинам.


img src=/font


1.Беседа. — Как мы общаемся друг с другом, если находимся рядом? — А если человека нет рядом, то что мы делаем? — Что можно отнести к средствам связи? — Что можно отправить по почте? — Как раньше доставляли почту? — Как работал телеграф? — Сколько времени нужно сейчас, чтобы послать сообщение? — Что для этого используют люди? — А как почтовая связь доставляет нам письма и поздравительные открытки? — Почему люди пишут друг другу письма и поздравительные открытки? 2.Составление рассказа. Как мы общаемся? Разговаривая, мы общаемся друг с другом. Но иногда близкий человек находится далеко. Тогда на помощь приходят телефон и почта. Набрав нужный номер телефона, мы услышим знакомый голос. А если нужно послать письмо или поздравительную открытку, то можно пойти на почту. Раньше почту доставляли на лошадях. Затем появился телеграфный аппарат Морзе, и сообщения стали передавать по проводам с помощью электрического тока. Инженер Белл усовершенствовал аппарат Морзе и изобрёл телефон. В наше время сообщения с текстом и картинками можно передать очень быстро. Для этого люди используют сотовый телефон и компьютер. Но и сейчас люди продолжают писать друг другу письма, посылать поздравительные открытки и телеграммы по почте. Почту доставляют на автомобилях, по железной дороге или по воздуху. 3.Пересказ рассказа. Составление рассказа по сюжетной картине «В живом уголке».


1.Беседа. — Кого вы видите на картине? — Назовите растения, которые находятся в живом уголке. — Нравится ли детям трудиться в живом уголке? Почему? — Кто сегодня трудится в живом уголке? — Чем заняты Катя и Оля? — Какие листья у фикуса? — Почему Даше нравится ухаживать за рыбками? Какие они? — Что нужно делать, если в живом уголке живёт хомяк? Какой он? — Какие птицы живут в живом уголке? — Где находится клетка с попугаями? Какие попугаи? — Как ребята выполняют свою работу? — Почему им нравится ухаживать за животными и растениями? 2.Составление рассказа по картине. В живом уголке. В живом уголке много растений и животных. Детям нравится наблюдать и ухаживать за ними. Каждое утро, когда ребята приходят в детский сад, они идут в живой уголок. Сегодня в живом уголке трудятся Катя, Оля, Даша, Ваня и Наталья Валерьевна. Катя и Оля ухаживают за фикусом: Катя вытирает влажной тряпочкой его большие блестящие листья, а Оля поливает растение. Даше нравятся рыбки: они очень яркие и с удовольствием едят корм, который она насыпает в аквариум. Ваня решил поухаживать за хомячком: он чистит его клетку, а затем будет менять воду. Наталья Валерьевна кормит пёстрых попугаев. Их клетка висит высоко и ребятам до неё не дотянуться. Все очень сосредоточены и стараются хорошо выполнить свою работу. 3.Пересказ рассказа. Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин. 1.Беседа по серии картин. — Какое время года изображено на картинке? — Что вы можете сказать о погоде? — Какой стоит снеговик? — Кто пробегал мимо снеговика? — Что он заметил? — Что решил сделать зайка? — Почему ему не удалось достать морковку? — Что он задумал потом? — Помогла ли ему лестница добраться до морковки? Почему? — Как изменилась погода по сравнению с первой картинкой? — Что можно сказать о настроении зайчика на второй картинке? — Что происходит со снеговиком? — Как светит солнышко на третьей картинке? — На что похож снеговик? — Какое настроение у зайчика? Почему? 2.Составление рассказа. Заяц и морковка. Наступила весна. Но солнышко ещё редко выглядывало из-за туч. Снеговик, которого слепили дети зимой, стоял и даже не думал таять. Однажды мимо снеговика пробегал зайчик. Он заметил, что вместо носа у снеговика вкусная морковка. Стал подпрыгивать, но снеговик был высокий, а зайчик маленький, и он никак не мог достать морковку. Зайчишка вспомнил, что у него есть лестница. Он побежал в дом и принёс лестницу. Но даже она не помогла достать ему морковку. Зайчик загрустил и сел возле снеговика. Тут из-за туч выглянуло тёплое весеннее солнышко. Снеговик медленно начал таять. Вскоре морковка оказалась на снегу. Радостный зайчик с удовольствием её съел. 3.Пересказ рассказа. Пересказ сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин. 1.Чтение сказки. 2.Беседа. — О ком эта сказка? — Чем занимались целый день мышата? — Как можно назвать мышат, какие они? А петушок? — Что нашёл петушок? — Что предложили сделать мышата? — Кто обмолотил колосок? — Что предложили сделать мышата с зерном? Кто это сделал? — Какую ещё работу выполнял петушок? — А что в это время делали Круть и Верть? — Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы? — Почему голос у мышат становился тише после каждого вопроса петушка? — Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола? 3.Пересказ сказки. Составление рассказа «Откуда хлеб пришёл» по серии сюжетных картин.

1.Беседа. — Какое время года изображено на первой картинке? — Где работает трактор? Как называется профессия человека, который работает на тракторе? — Какую работу выполняет трактор? — Как называется техника, которую вы видите на третьей картинке? Какую работу выполняет сеялка? — Какую работу выполняет самолёт? Зачем нужно удобрять поле? — Когда созревает пшеница? — С помощью чего убирают урожай пшеницы? Как называется профессия человека, который работает на комбайне? — Из чего пекут хлеб? — А что нужно сделать с зёрнами пшеницы, чтобы получилась мука? — Где пекут булки, батоны? Кто их печёт? — Куда затем везут хлеб? — Как нужно относиться к хлебу? Почему? 2.Составление рассказа. Откуда хлеб пришёл. Наступила весна. Растаял снег. Выехали в поле трактористы, чтобы вспахать и взрыхлить землю под будущий хлеб. Хлеборобы засыпали зерно в сеялки и стали рассеивать по полю. А затем в небо поднялся самолёт, чтобы удобрить пшеничное поле. Удобрение попадёт в землю, а пшеница будет расти и созревать. К концу лета пшеничное поле заколосится. Выйдут в поле комбайнеры. Поплывут по пшеничному полю комбайны, как по синему морю. Намолоченное зерно смелют в муку. В пекарне из неё испекут тёплый, душистый, вкусный хлеб и отвезут в магазин. 3.Пересказ рассказа. Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумыванием начала рассказа.


1.Беседа. — Кого вы видите на картинге? — Какие игрушки вы видите на картине? — Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками? — Какое настроение у мамы? Чем она недовольна? — Когда это могло случиться? — Как вы думаете, куда ходила мама? — Кто оставался дома один? Что дети обещали маме? — Чем занималась Катя? А Вова? — А чьи бусы рассыпаны на полу? — Как вы думаете, мама разрешила брать бусы? — А кто их взял? — Почему бусы оказались разорванными? — Что почувствовали дети, когда вернулась мама? 2.Составление рассказа. Одни дома. Мама ушла в магазин за покупками. А Катя и Вова остались дома одни. Они обещали маме, что всё будет хорошо. Катя взяла своего любимого мишку и стала рассказывать ему сказку, а Вова играл машинками. Но вдруг Катя увидела мамины бусы. Ей очень захотелось их примерить. Она взяла бусы и стала примерять. Но Вова сказал, что мама не разрешала Кате их трогать. Катя не слушала Вову. Тогда Вова стал снимать бусы с Катиной шеи. А Катя не давала их снимать. Вдруг ниточка разорвалась, и бусы рассыпались по полу. В это время мама вернулась из магазина. Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Детям было очень стыдно, что они не выполнили своё обещание. 3.Пересказ рассказа. Составление рассказа «Граница Родины — на замке» по серии сюжетных картин.

1.Беседа. — Кого вы видите на первой картинке? — Куда они направляются? — Что заметил пограничник? — Кому он показал следы? — К кому привели следы? — Что в руках у нарушителя? — Рассмотрите вторую картинку. Что вы можете сказать о Трезоре? Почему он такой злой? — Что сделал нарушитель, когда Трезор напал на него? — Как можно назвать пограничника и Трезора, какие они? — Если все защитники будут такие, то какой будет наша Родина? 2.Составление рассказа. Граница Родины — на замке. Границу нашей Родины охраняют пограничники.Однажды в дозор вышли солдат Василий и его верный друг — пёс Трезор.Вдруг пограничник заметил свежие следы. Он показал их Трезору. Трезор тут же отправился по следам. Вскоре пограничник и Трезор увидели нарушителя границы. Он был вооружён, а увидев пограничника и Трезора, направил на них пистолет. Трезор весь напрягся и напал на преступника. Он схватил нарушителя за руку, и тот от испуга уронил пистолет. Верные друзья арестовали нарушителя. Пусть каждый знает, что граница нашей Родины — на замке. 3.Пересказ рассказа.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]