Составление рассказов по сюжетным картинкам в подготовительной группе
Александра Бочарова
Составление рассказов по сюжетным картинкам в подготовительной группе
На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа. В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.
Можно широко применять рассказ по серии картинок (например, на тему «Наш участок зимой и летом»
, где требуется уже не простое перечисление происходящих событий, а последовательный
рассказ с началом, кульминацией и развязкой. Беседа по вопросам, предшествующая рассказыванию, касается основных моментов, узловых пунктов изображенного сюжета.
Совершенствованию умения рассказывать по серии картинокпомогают следующие приемы: составление коллективного рассказа — начало составляет воспитатель, заканчивают дети; начинает один ребенок, продолжает другой.
В подготовительной группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках: «Вот так покатался!»
,
«Где пропадали?»
,
«Подарки маме к 8 Марта»
,
«Шар улетел»
,
«Кошка с котятами»
и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его.
Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события. Например, по указанным картинампедагог может задать следующие вопросы: Что сказали мальчику ребята? («Вот так покатался!»
); как дети готовили маме подарки? (
«8 Марта»
); кто поставил сюда корзину и что случилось? (
«Кошка с котятами»
). Может быть задано несколько вопросов, как бы намечающих
сюжетную линию повествовательного рассказа: откуда приехали эти дети? Что произошло с ними дальше? Как продолжали дружить эти дети? («Ждут гостей»
).
Одну и ту же картину можно использовать в течение года несколько раз, но при этом следует ставить разные задачи, постепенно усложняя их. Когда дети овладеют навыками свободного рассказывания, можно предложить им две или несколько картин (уже виденные и даже новые)
и поставить задачу — придумать
рассказ по любой картине. Это даст им возможность выбрать наиболее интересное для них содержание, а тем, кто затрудняется, — уже знакомый сюжет, по которому легко составить рассказ. Такие занятия развивают самостоятельность и активность, воспитывают чувство уверенности в своих силах.
В старшей и подготовительной группе продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине. Выделение существенного наиболее ярко выступает в подборе названия картины, поэтому детям даются задания типа «Как назвал эту картину художник?»
,
«Придумаем название»
,
«Как можно назвать эту картину?»
.
Наряду с выделением и характеристикой самого существенного нужно учить замечать детали, передавать фон, пейзаж, состояние погоды и т. д.
Воспитатель учит детей вводить в свои рассказы небольшие описания природы. Большое значение при этом имеет такой методический прием — анализ рассказа педагога.Детям задаются вопросы: «С чего я начала свой рассказ?»
,
«Чем мой рассказ отличается от рассказа Алеши?»
, «Как я
рассказала о времени года, изображенном на картине?»
Постепенно старшие дошкольники учатся дополнять свои рассказы по картине описанием изображенного пейзажа, состояния погоды и т. д. Вот, например, начало рассказа Марины (6 лет)
по
картине «Вот так покатался!»
: «На этой
картине нарисована зима. День солнечный и холодный. А небо все разноцветное. Это от солнышка оно так светится.»
Введение в рассказ по картине подобных небольших описаний постепенно подготавливает детей к составлению рассказов по пейзажным картинам и натюрморту. Этот вид рассказывания используется в подготовительной к школе группе.
Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа по картинкам» (подготовительная группа) Конспект НОД по развитию речи (подготовительная группа) «Составление рассказа по картинкам» Задачи: учить составлять сюжетный рассказ по.
Конспект НОД по речевому развитию «Составление рассказов по предметным и сюжетным картинкам» Цель: учить составлять по предметным и сюжетным картинкам с использованием предлогов; отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;.
Конспект ООД по формированию монологической речи «Рассказывание по сюжетным картинкам «В гостях у сказки» Конспект ООД по формированию монологической речи с детьми дошкольного возраста Тема: рассказывание по сюжетным картинкам «В гостях у сказки».
Конспект занятия «Составление рассказов о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках» в средней группе ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей составлять описательный рассказ.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательных рассказов о домашних животных» ООД в разновозрастной группе «Составление описательных рассказов о домашних животных» Цели: • продолжать знакомить с домашними животными.
НОД по развитию речи детей подготовительной к школе группы «Составление рассказов по теме «Осень наступила» НОД по развитию речи детей подготовительной к школе группы Тема: Составление рассказов по теме «Осень наступила» Интеграция образовательных.
Развитие речи в старшей группе. Составление рассказа по картинкам «Купили щенка» Развитие речи в старшей группе. Тема: «Составление сюжетного рассказа по картинкам «Купили щенка». Цель: учить составлять описательный рассказ.
Составление рассказа по опорным картинкам по теме «Зима» Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: Составление рассказа по опорным.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Татьяна57
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
УЧИМ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ, СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ ПО КАРТИНАМ.
Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием сюжетных картин.
1.Чтение рассказа. Лебеди. Дедушка перестал копать, наклонил голову вбок и к чему-то прислушался. Таня спросила шёпотом: — Что там? А дедушка ответил: — Слышишь, лебеди трубят? Таня поглядела на дедушку, потом на небо, потом опять на дедушку, заулыбалась и спросила: — А что же, у лебедей труба есть? Дедушка засмеялся и ответил: — Какая там труба? Просто они кричат так протяжно, вот и говорят, что они трубят. Ну, слышишь? Таня прислушалась. И правда, где-то высоко были слышны протяжные далёкие голоса, а затем она увидела лебедей и закричала: — Вижу, вижу! Верёвочкой летят. Может, они где-нибудь сядут? — Нет, они не сядут, — задумчиво сказал дедушка. — Они улетают в тёплые края. А лебеди летели всё дальше. 2.Беседа. — О ком этот рассказ? — К чему прислушивался дедушка? — Почему Таня заулыбалась на слова дедушки? — Что значит «лебеди трубят»? — Кого увидела в небе Таня? — Чего очень хотелось Тане? — А что ответил ей дедушка? 3.Пересказ рассказа. Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картин.
1.Беседа по картине. — Какое время года изображено на картине? — По каким признакам вы догадались, что это зима? — Где собрались дети? — Подумайте, кто построил горку? — А кто из детей только что пришёл на горку? — Обратите внимание на мальчиков. Как вы думаете, из-за чего они поспорили? — Посмотрите на Наташу. Что она говорит мальчикам? — Как закончилась эта история? — Дайте название картине. 2.Образец рассказа. Общая горка. Наступила зима. Выпал белый, пушистый, серебристый снег. Наташа, Ира и Юра решили построить из снега горку. А Вова им не помогал. Он болел. Хорошая вышла горка! Высокая! Не горка, а целая гора! Ребята взяли санки и весело катались с горки. Через три дня пришёл Вова. Он тоже хотел съехать с горки на санках. Но Юра закричал: — Не смей! Это не твоя горка! Ты её не строил! А Наташа улыбнулась и сказала: — Катайся, Вова! Это горка общая. 3.Пересказ рассказа. Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин.
img src=/font
1.Беседа. — Как мы общаемся друг с другом, если находимся рядом? — А если человека нет рядом, то что мы делаем? — Что можно отнести к средствам связи? — Что можно отправить по почте? — Как раньше доставляли почту? — Как работал телеграф? — Сколько времени нужно сейчас, чтобы послать сообщение? — Что для этого используют люди? — А как почтовая связь доставляет нам письма и поздравительные открытки? — Почему люди пишут друг другу письма и поздравительные открытки? 2.Составление рассказа. Как мы общаемся? Разговаривая, мы общаемся друг с другом. Но иногда близкий человек находится далеко. Тогда на помощь приходят телефон и почта. Набрав нужный номер телефона, мы услышим знакомый голос. А если нужно послать письмо или поздравительную открытку, то можно пойти на почту. Раньше почту доставляли на лошадях. Затем появился телеграфный аппарат Морзе, и сообщения стали передавать по проводам с помощью электрического тока. Инженер Белл усовершенствовал аппарат Морзе и изобрёл телефон. В наше время сообщения с текстом и картинками можно передать очень быстро. Для этого люди используют сотовый телефон и компьютер. Но и сейчас люди продолжают писать друг другу письма, посылать поздравительные открытки и телеграммы по почте. Почту доставляют на автомобилях, по железной дороге или по воздуху. 3.Пересказ рассказа. Составление рассказа по сюжетной картине «В живом уголке».
1.Беседа. — Кого вы видите на картине? — Назовите растения, которые находятся в живом уголке. — Нравится ли детям трудиться в живом уголке? Почему? — Кто сегодня трудится в живом уголке? — Чем заняты Катя и Оля? — Какие листья у фикуса? — Почему Даше нравится ухаживать за рыбками? Какие они? — Что нужно делать, если в живом уголке живёт хомяк? Какой он? — Какие птицы живут в живом уголке? — Где находится клетка с попугаями? Какие попугаи? — Как ребята выполняют свою работу? — Почему им нравится ухаживать за животными и растениями? 2.Составление рассказа по картине. В живом уголке. В живом уголке много растений и животных. Детям нравится наблюдать и ухаживать за ними. Каждое утро, когда ребята приходят в детский сад, они идут в живой уголок. Сегодня в живом уголке трудятся Катя, Оля, Даша, Ваня и Наталья Валерьевна. Катя и Оля ухаживают за фикусом: Катя вытирает влажной тряпочкой его большие блестящие листья, а Оля поливает растение. Даше нравятся рыбки: они очень яркие и с удовольствием едят корм, который она насыпает в аквариум. Ваня решил поухаживать за хомячком: он чистит его клетку, а затем будет менять воду. Наталья Валерьевна кормит пёстрых попугаев. Их клетка висит высоко и ребятам до неё не дотянуться. Все очень сосредоточены и стараются хорошо выполнить свою работу. 3.Пересказ рассказа. Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин. 1.Беседа по серии картин. — Какое время года изображено на картинке? — Что вы можете сказать о погоде? — Какой стоит снеговик? — Кто пробегал мимо снеговика? — Что он заметил? — Что решил сделать зайка? — Почему ему не удалось достать морковку? — Что он задумал потом? — Помогла ли ему лестница добраться до морковки? Почему? — Как изменилась погода по сравнению с первой картинкой? — Что можно сказать о настроении зайчика на второй картинке? — Что происходит со снеговиком? — Как светит солнышко на третьей картинке? — На что похож снеговик? — Какое настроение у зайчика? Почему? 2.Составление рассказа. Заяц и морковка. Наступила весна. Но солнышко ещё редко выглядывало из-за туч. Снеговик, которого слепили дети зимой, стоял и даже не думал таять. Однажды мимо снеговика пробегал зайчик. Он заметил, что вместо носа у снеговика вкусная морковка. Стал подпрыгивать, но снеговик был высокий, а зайчик маленький, и он никак не мог достать морковку. Зайчишка вспомнил, что у него есть лестница. Он побежал в дом и принёс лестницу. Но даже она не помогла достать ему морковку. Зайчик загрустил и сел возле снеговика. Тут из-за туч выглянуло тёплое весеннее солнышко. Снеговик медленно начал таять. Вскоре морковка оказалась на снегу. Радостный зайчик с удовольствием её съел. 3.Пересказ рассказа. Пересказ сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин. 1.Чтение сказки. 2.Беседа. — О ком эта сказка? — Чем занимались целый день мышата? — Как можно назвать мышат, какие они? А петушок? — Что нашёл петушок? — Что предложили сделать мышата? — Кто обмолотил колосок? — Что предложили сделать мышата с зерном? Кто это сделал? — Какую ещё работу выполнял петушок? — А что в это время делали Круть и Верть? — Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы? — Почему голос у мышат становился тише после каждого вопроса петушка? — Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола? 3.Пересказ сказки. Составление рассказа «Откуда хлеб пришёл» по серии сюжетных картин.
1.Беседа. — Кого вы видите на картинге? — Какие игрушки вы видите на картине? — Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками? — Какое настроение у мамы? Чем она недовольна? — Когда это могло случиться? — Как вы думаете, куда ходила мама? — Кто оставался дома один? Что дети обещали маме? — Чем занималась Катя? А Вова? — А чьи бусы рассыпаны на полу? — Как вы думаете, мама разрешила брать бусы? — А кто их взял? — Почему бусы оказались разорванными? — Что почувствовали дети, когда вернулась мама? 2.Составление рассказа. Одни дома. Мама ушла в магазин за покупками. А Катя и Вова остались дома одни. Они обещали маме, что всё будет хорошо. Катя взяла своего любимого мишку и стала рассказывать ему сказку, а Вова играл машинками. Но вдруг Катя увидела мамины бусы. Ей очень захотелось их примерить. Она взяла бусы и стала примерять. Но Вова сказал, что мама не разрешала Кате их трогать. Катя не слушала Вову. Тогда Вова стал снимать бусы с Катиной шеи. А Катя не давала их снимать. Вдруг ниточка разорвалась, и бусы рассыпались по полу. В это время мама вернулась из магазина. Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Детям было очень стыдно, что они не выполнили своё обещание. 3.Пересказ рассказа. Составление рассказа «Граница Родины — на замке» по серии сюжетных картин.