Гуление и лепет.
Знаете ли вы, что успешное овладение чтением и письмом в младшем школьном возрасте на 80 % зависит от правильного развития малыша в первый год жизни?
Если вы переживаете, нормально ли развивается речь малыша, хотите, чтобы в старшем возрасте ребенок легко освоил чтение и письмо, прочтите эту статью до конца. Из нее вы узнаете, в каких случаях следует бить тревогу и обращаться к специалистам.
В формировании речи ребенка первого года жизни условно можно выделить два этапа: гуление и лепет. В каждом из них специалисты рассматривают и промежуточные этапы развития.
На что же обратить внимание близким малыша, чтобы не пропустить отклонение от нормы?
От рождения до года – это доречевой, подготовительный и очень важный период в развитии речи. Именно в это время закладываются основы успешного освоения дара речи.
Чтобы вовремя заметить отклонения, маме и всему близкому окружению нужно наблюдать за малышом с первых мгновений его жизни и регулярно обращайте внимание на поведение ребенка, его мимику, голос, дыхание, интонации.
Совет: заведите мамин дневник, в котором отмечайте не только температуру и частоту испражнений, но и достижения малыша – так вы не упустите ничего важного, и сможете проследить тенденцию положительную или отрицательную.
Когда у детей начинается гуление
Развитие речи до года происходит в несколько этапов:
- крик;
- гуление;
- лепет.
Во время прохождения всех трех этапов идет активная подготовка к овладению речи, формируются голосовые реакции, развивается артикуляционный, дыхательный аппараты.
Первая стадия крик
Она длится с самого рождения до 2 месяцев. Для новорожденного единственным способом привлечь к себе внимание окружающих является плач. Практически все его чувства выражаются в крике: голод, жажда, страх, одиночество. Через 2-3 недели после рождения младенец начинает реагировать на знакомые голоса: прекращает плакать, прислушивается. К 1,5-2 месяцам поворачивает голову в сторону говорящего. Он начинает понимать интонацию: громкий, резкий- голос вызывает плач и беспокойство, ласковый-способствует оживлению, малыш интенсивно двигает ручками, ножками.
Однако уже через пару месяцев коммуникационные возможности существенно расширяются.
Вторая стадия гуление
Стадия начинается в 2 месяца и заканчивается к полугоду. Первым важным шагом в обучении общению с окружающими является смех. С 2 месяцев малыш начинает осознавать социальное значение смеха, улыбки и их воздействие на людей. Он использует их как ответ на дружеское расположение и обращение взрослых.
Молодые, неопытные родители часто не сразу замечают появление лепета, так как не знают, что он из себя представляет, в каком возрасте появляется. После того как младенец освоил улыбку, он начинает воспроизводить гласноподобные звуки-а-аа, э-э-э, у-у-у. С 4 месяцев ребенок уже может произносить различные звуки, которые называются «гуканьем» (агу, гу,и-и).
Интересно! Подобные звуки одинаковы у детей всего мира, независимо от родного языка.
С 5 месяца увидев родного человека, малыш выдает различные звуки, покрикивает, улыбается, тем самым обращаясь к близкому.
Третья стадия лепет
Стадия длится от 6 месяцев до года — именно в этом возрасте появляется лепет ребенка.
В 5-6 месяцев, когда ребенок уже научился произносить разные звуки, приходит черед попытаться построить из них слова. Вначале он соединяет согласный звук с гласным, причем из согласных преобладают смычные согласные-б, д, г. Позже появляются носовые звуки-м, н. Первым согласным звуком является «а». Малыш с удовольствием повторяет слоги, обычно это проявляется в многократном произнесении отдельных слогов-ба-ба, да-да, тя-тя.
К 10 месяцам словесные цепочки становятся все более разнообразными. В голосе звучат все компоненты речи: интонация, ритм, темп. Ребенок обращает внимание на артикуляцию взрослого, пытается ее скопировать. Лепетные цепи из гласных звуков сменяются на цепи со стереотипными сегментами с различным шумовым началом (ба-на, ва-ка, ма-па)
В возрасте одного года у ребенка вместо детского лепета появляются первые слова и реакции на них. Обычно он умеет говорить 4-5 слов. Он воспринимает различные звукосочетания и соотносит их с предметами.
Когда малыш начинает лепетать, это умиляет родителей. Ведь он повторяет, практически все, что слышит, но пока не понимает значения многих слов.
Фраза: 1 – 3 года
- Слова из пассивного словаря переходят в активную речь. Представления об окружающем мире расширяются, развивается речь в целом.
- Примерно к двум годам, мимика и жесты постепенно вытесняются речью. К началу трех лет у ребенка формируется элементарная фразовая речь.
После возникновения первых слов малыш как губка начинает впитывать в себя все больше информации. Ежедневно пополняется словарный запас. Ребенок подражает разговору и интонации взрослых. Уже можно понять указание, гнев, просьбу и другое. В полтора года словарный запас ребенка составляет около 30-60 слов. Он начинает подкреплять свои действия словами, постепенно замещая упрощенные словоформы правильными словами: «бо-бо» — болит, «ав-ав» — собака. Примерно к двум годам речь ребенка становится основным средством общения, вытесняя жесты и мимику. Возникает потребность именно в речевом общении, что необходимо поощрять и поддерживать.
Разновидности гуления
Гуление-это произнесение цепочек различных гласных звуков (а, у, ы), иногда в сочетании с согласноподобными (м, г). Обычно эти звуки связаны с эмоционально-положительным состоянием.
До 3 месяцев гуление не зависит от слухового восприятия, позже произношение происходит под контролем слуха.
Специалисты выделяют два периода гуления:
- «Гуканье». Характеризуется короткими и отрывистыми голосовыми реакциями.
- «Свирель». Представляет собой произнесение цепочки сменяющихся звуков.
Интересно! Дети, с отсутствием слуха также проходят все стадии гуления и даже начинают лепетать. Но не получив слухового подкрепления теряют эту способность.
От рождения до месяца
У вас все хорошо, если:
- при рождении ребенок кричит громко с первой секунды жизни;
- его дыхание характеризуется коротким вдохом и удлиненным выдохом;
- первые голосовые реакции еще интонационно невыразительны;
- в них можно отчетливо различаются гласноподобные звуки «а», «э».
Проконсультируйтесь со специалистом если:
- крик новорожденного неприятный, пронзительный;
- слышна «гнусавость».
Эти признаки могут сигнализировать о нарушениях в развитии.
Нормы и отклонения по срокам
Конечно, любому родителю хочется поскорее услышать детский лепет. Они начинают сравнивать своего малыша со сверстниками, интересуются: с какого возраста у ребенка появляется первый лепет.
Большинство детей начинают произносить звуки, имеющие какое-то значение, только к году. Есть дети, которые не торопятся говорить, многое зависит от темперамента малыша и от обстановки дома. Веселый активный ребенок начинает разговаривать раньше, а спокойный может длительное время слушать, наблюдать, желание заговорить у таких деток появляется значительно позже.
Домашняя атмосфера, отношение близких друг к другу, к ребенку- играют важную роль. Если родители постоянно молчат, мало общаются, малыш не ощущает стремления к общению, замыкается в себе.
Слишком активное общение, лишение ребенка самостоятельности тоже может спровоцировать задержку речевого развития. Он должен захотеть заговорить, понять, что его мнение важно для родителей.
Нормы развития речи с рождения до года
Возраст | Стадии развития |
0-2 месяца | Крик, плач-основные формы коммуникации. Малыш плачет когда голоден, у него что-то болит или хочет спать. |
2-3 месяца | Формируются звуки «у», «а», «ы», иногда сочетаются с «г». Улыбается, увидев родных. |
3-5 месяцев | Появляются новые гласные звуки «и», «о», «я». Издает их при обращении к нему. Может определить направление звука. Интонация плача меняется в зависимости от потребностей «хочу кушать», «хочу общения». |
6-8 месяцев | Соединяет гласные и согласные звуки, образовывая первые простые слоги-па, ба, ня. Часто их повторяет. |
9-10 месяцев | Комбинирует одинаковые слоги, составляет из них цепочки-па-па-па, ма-ма-ма. |
11 месяцев | Копирует звуки, следит и запоминает артикуляцию. Знает свое имя и отзывается на него. Понимает значение слова «нет». Легко повторяет то, что слышит. Говорит мама, папа не придавая значения. |
12 месяцев | Имеет в словаре до 5 слов. Комбинирует разные звуки, имитирует разговор взрослых. Понимает значение многих слов. |
Родители должны понимать, что показатели у каждого конкретного ребенка могут существенно отличаться и это не говорит о патологии.
Тревожные сигналы:
- Нарушение глотания и сосания в 1 месяц;
- в возрасте 3 месяцев ребенок не реагирует на шум и различные звуки;
- в 2-3 месяца не улыбается;
- в 4 месяца не интересуется погремушками, не поворачивает голову и не следит за ними глазами;
- лепет и гуление отличаются монотонностью, не имеют эмоциональной окраски;
- в 12 месяцев общается только жестами.
Первые слова: стимулируем развитие речи
Говорить, говорить и говорить – вот что требуется от мамочки на этом этапе развития малыша. «Берем ложечку», «Укладываем мишку в кроватку», «Надеваем носочки, штанишки, кофточку». Подобное простое комментирование бытовых действий обогащает словарный запас малыша.
О жестах
Читая с малышом сказки или потешки, полезно показывать действия героев. «Мишка косолапый», «Зайки пляшут», «Капусту рубим-рубим» и другие детские стишки отлично подходят для подобных занятий.
Примерно с 8 месяцев ребенок может освоить указательный жест. В годик он может помахать ручкой на прощанье. Жесты – это своеобразные переходный этап между пониманием смысла действий и способностью обозначать их словами.
Веселая зарядка для ротика и щечек
Отличные помощники для развития речи– всевозможные дудочки, свистульки и даже мыльные пузыри. Все эти вещи полезны для тренировки мышц губ, щек. Можно дуть на разные легкие предметы: пушинки, бумажки. Даже обычное гримасничанье имеет хороший эффект. Кроме того, это очень весело!
Про «би-би», «ав-ав» и «бо-бо»
Среди моих знакомых есть мамочки, которые на дух не переносят детские словечки.
– Не «бах», а «упал», не «би-би», а «машина», – твердит Настя полуторогодовалому ребенку, сетуя на бабушек, которые «портят речь» малышу разными «глупыми фразочками».
Она не права. Подобные малышовые выражения очень важны для карапуза, ведь он пока не в состоянии уловить связь между длинным словом из 3-4-х слогов и предметом или действием. Ему даже физически тяжело произносить такие конструкции. Но кроха хочет быть услышанным. Поэтому пусть он пока говорит по-своему. Постепенно малышовый язык, как и гуление с агуканьем, останется в прошлом, а ваш сынок или дочка научится говорить складно, чисто и красиво.
Что можно сделать, если гуления нет
Стимулировать органы чувств необходимо с самого рождения. Почаще беседуйте с малышом, рассказывайте, что в данный момент делаете, задавайте вопросы, даже если он пока еще не может на них отвечать.
Можете быть уверенны: он все внимательно слушает и вскоре озадачит вас ответом. Повторяйте за ним детский лепет, пойте или читайте вслух.
Но, важно не только говорить с ребенком, но и слушать. Ведь любой слог в его лексиконе что-то означает. Если он применяет сочетание «ко» увидев кошку, говорите: « Да, это кошка!» Малыш должен понимать, что его слушают, это будет его стимулировать к освоению все новых и новых слов.
Лепет каждого ребенка появляется в различные возрастные периоды, родителям стоит набраться терпения. Небольшое запаздывание речи не должно пугать, в это время формируется пассивный словарный запас.
Правила, помогающие стимулировать речь и гуление:
- При разговоре используйте простые, короткие предложения. Говорите не спеша, четко, демонстрируйте правильную артикуляцию.
- Откажитесь от «сюсюканья». Во время общения с ребенком не искажайте слова, младенческий лепет нужно использовать как можно реже, только в минуты нежности.
- Развивайте мелкую моторику. Давайте в ручки малышу погремушки из различных материалов, делайте массаж кистей, по отдельности разрабатывая каждый пальчик.
- Больше разговаривайте, комментируйте все действия: «Молодец, Машенька. Покушала кашку. Какая была каша? Вкусная! А теперь пойдем гулять…»
- Для стимуляции гуления произносите похожие на него звуки, затем дайте возможность малышу ответить вам. Во время общения погладьте его, улыбайтесь.
- Когда малыш бодрствует, включайте ему записи, где гулят дети или имитируют гуление взрослые. Этот способ рассчитан на вызов раннего подражательного рефлекса.
- Важное условие правильного развития предречевой реакции-это зрительное общение. Младенец должен хорошо видеть лицо взрослого, чтобы всматриваться в его мимику, артикуляцию.
6-9 месяцев
В возрасте 6-9 месяцев лепет малыша становится более разнообразный по звуковому составу.
Можно различить звуки, которые становятся похожи на звуки родного языка. Ребенок может повторять звук кашля, за взрослыми слоги. Он уже знает как его зовут! Имена мамы и папы. Если его спросить «Где папа?», то малыш повернет голову в сторону отца. В это время вы уже можете вести диалог с ребенком: он как будто « отвечает» на то, что вы говорите, смотрит в лицо. Очень важно чтобы ребенок видел ваши губы, когда вы говорите. Так как ребенок повторяет за взрослым, «пробует звуки», повторяет сам за собой, слушает сам себя.
Что делать если ребенок перестал гулить
Гуление, лопотание-это первые звуки, которые позволяют малышу общаться с миром взрослых. Когда неожиданно ребенок перестает гулить, у родителей возникает чувство беспокойства.
Причиной таких изменений может быть как патологические факторы, так и физиологические. В возрасте 4 месяцев младенческие звуки сменяются на детский лепет. Речевой аппарат активно готовится к воспроизведению первых слов, малыш начинает произносить протяжные, громкие звуки, смеяться, визжать. Возможно, небольшая пауза просто предшествует следующему этапу в развитии речи.
К временному прекращению гуления нередко приводит смена обстановки, стресс или недостаток внимания.
Патологические причины:
- неразвитость мимических мышц;
- проблемы со слухом;
- осложнения, после перенесенного заболевания;
- неврологические патологии;
- задержка умственного развития.
Выявить возможные проблемы может только врач. Если ребенок перестал воспроизводить звуки и гуление не идет больше 2 недель, необходимо обратиться к специалисту, большинство проблем легко корректируются с помощью препаратов. Но даже в этот период не переставайте общаться с младенцем.
О чем кричим?
С криком приходит в наш мир практически каждый ребенок. Именно криком новорожденный оповещает весь мир: «Я появился, я теперь буду рядом с вами!» В первые минуты жизни малыш испытывает яркие ощущения, ведь до этого он находился в уютной материнской утробе, вес его потребности удовлетворял материнский организм. Теперь кроха должен более настойчиво оповещать о том, что ему дискомфортно или хочется есть. И именно крик на первом этапе жизни является самым эффективным способом напомнить о себе. Но не стоит воспринимать плач только как требование, возможно, малыш просто хочет пообщаться, хочет, чтобы кто-то был рядом, поговорил с ним, спел колыбельную.
Чтобы убедиться в этом, стоит всего лишь понаблюдать: иногда младенец закричит и ждет, пока придет кто-то, возьмет его на руки. Если желание не исполняется сразу, следующий крик будет намного громче и настойчивее. В конце концов дети все равно добиваются своего. Возможно, такой своеобразный способ общения выбран еще неосознанно, на уровне рефлекса, но он на определенное время является единственно возможным.
Спустя несколько недель после появления крохи на свет можно заметить, что его крик имеет разные интонации и тональность. По-разному малыш требует внимания, сообщает о боли или о голоде. Внимательные родители постепенно постигают все нюансы плача ребенка, и им легче догадаться, что он требует. О том, что крик — это не просто громкие и бессмысленные звуки, а первый способ общения, и говорит смена тональности, интонации.
У ребенка появился воображаемый друг. Поведенческая особенность или болезнь?
Дети часто получают колоссальное удовольствие от игры в мире фантазий, общения с воображаемыми друзьями, это является особенностью дошкольного возраста и неотъемлемой частью детства. Но если побег в вымышленный мир затянулся или приносит беспокойство родителям, стирая грань между вымышленным миром и реальным, то своевременная помощь детского психолога в этом случае будет очень эффективна. Специалист выявит причины этого состояния, и при помощи игровой терапии, либо коррекционной работы совместно с родителями вернет границы игры и реальности.
В случае же возникновения более серьезных проблем, т.е. заболевания нервной системы или психического расстройства, вовремя проведенное лечение также принесет положительный результат.
Иногда у ребенка, в возрасте с 2 до 6 лет, появляется воображаемый друг. В дошкольном возрасте это считается абсолютной нормой.
Например, это может быть любимая игрушка, с которой ребенок разговаривает и всюду носит с собой, независимо от ее внешнего вида, скучает без нее и сильно расстраивается, когда теряет, либо когда-то кто-то ее забирает или, не дай бог, выкидывает. Это может быть и придуманный, невидимый для других людей друг или герой из мультфильмов, игр и книг. Не стоит этого пугаться, это может означать лишь то, что у ребенка хорошо развито воображение. Ведь через проигрывание диалогов со своим воображаемым другом дети могут получать навыки коммуникации на любые волнующие темы, а также, в естественном ритме развивать лобные доли головного мозга, которые отвечают за управление поведением, принятие решений и нахождение необычного решения проблем, за рассуждения и принятие выбора.
Однако, желательно определить причину возникновения вымышленных друзей и попытаться постепенно заполнять эту нишу реальными людьми и реальными друзьями.
Что же может послужить причиной ухода в подобные «нереальные отношения»?
- Этому может способствовать как чрезмерная опека, так и давление со стороны родителей. В обоих случаях на помощь ребенку могут прийти воображаемые друзья, которые его поддержат, что бы ни случилось, и с которыми можно позволить себе все: есть мороженое любое время, пачкаться и даже «завести» собаку или котенка, если родители против этого в реальной жизни. Либо наоборот ругать и подавлять своего вымышленного друга, беря на себя роль родителя, который злоупотребляет этими действиями, и попросту копируя его. И если внимательно посмотреть на темы, слова и манипуляции, которые ребенок адресует своего выдуманному другу, то можно увидеть, что его беспокоит и чего ему не хватает.
- В виде защитного механизма от стресса. Ребенок может уйти в мир фантазий при неблагоприятной атмосфере в семье, при травмирующих событиях, таких как: развод родителей, смерть питомца или близкого человека, рождение брата или сестры, переезд, проблемы в социуме.
- Чувство вины. Иногда в семье наблюдается такая тенденция: что бы ни случилось, разбитый ли телефон, пропавшие папины часы, съеденное ли варенье, во всех «грехах» обвиняют ребенка, не разбираясь, виноват ли он на самом деле. За обвинением следует наказание, при этом не всегда справедливое. Тогда у него появляется чувство вины. И чтобы ослабить напряжение, ребенок прячется в своем вымышленном мире. Боясь наказания и боясь потерять расположение и любовь родителей, он придумывает некого «козла отпущения», который виноват во всех неприятностях. И в своем выдуманном мире может наказать своего вымышленного героя, либо смоделировать ситуацию, при которой он сам чудесным образом избегает наказания. Тут очень важно понять и разграничить рамки фантазии и реальности. Иногда дети придумывают вымышленного персонажа, чтобы сбросить всю ответственность за ошибки и хулиганства на него.
- Нехватка общения и впечатлений. Возникает при трудностях с общением в реальной жизни или сильной занятости родителей, которые уделяют ребенку очень мало времени, заменяя полноценное живое общение айпадом или телевизором. В результате ребенок постоянно испытывает чувство одиночества, призывая на помощь воображаемых друзей. С ними всегда можно поговорить по душам и поделиться сокровенным: своими обидами или же своими детскими радостями.
- Вытеснение скрытых негативных эмоций. Иногда ребенок проигрывает с вымышленным другом травмирующие его ситуации, которые происходят в реальной жизни. Фантазийный герой может его защищать и обещать расквитаться с обидчиками, что указывает на вытесненную агрессию, которую ребенку запрещено вымещать в жизни. И если у ребенка нет близкого и принимающего его взрослого, который способен пожалеть и выслушать в таких ситуациях, то воображаемый друг может сыграть роль за него, уводя ребенка за собой в выдуманный мир.
В норме, воображаемые друзья, появившиеся у ребенка в дошкольном возрасте, заменяются реальными людьми в его активно наполняющейся событиями жизни, и полностью исчезают по окончанию младшего школьного возраста – в период до 10-11 лет.
Но бывает, что период фантазийного мира затянулся или в историях ребенка о его выдуманном друге появляются ссоры, жестокость или грубость. Если ребенок уходит в игру, забыв про еду или сон, начал путать игру с реальностью или неохотно идет на контакт с окружающими, значит, есть повод для тревоги.
Ребенок убегает от родителей, либо сбегает из дома
В большинстве случаев при ситуации, когда ребенок убегает от родителей, либо из дома, проблемы решаются достаточно быстро. Самое важное – определить, где лежат причины, и подобрать наиболее подходящие и эффективные методы их решения.
Ребенок вырывается из рук и убегает. Причины, что делать?
При весьма актуальных проблемах сегодняшних дней – гиперактивности и неусидчивости детей, родители часто сталкиваются с ситуацией, когда ребенок вырывает свою руку и бежит туда, где ему интересно, не оглядываясь и не слушаясь взрослых. Почему он это делает?
В момент «кризиса 3-х лет» возникает всем знакомая фраза « Я сам!», и когда они не находят понимания и терпения у взрослых, начинается бунт. Ребенок может внезапно вырваться из рук взрослого и убежать, и при этом он чувствует себя «героем», ему весело, когда он играет в эту игру. Но в раннем дошкольном возрасте он еще не осознает, что это опасно. Поэтому, стоит с самого раннего возраста объяснять ребенку, что существуют опасные зоны, где понятия «нельзя» и «опасно» не будут иметь аналогов и возражений. Особенно, это касается транспортных зон в случае перехода через дорогу. Можно сделать это в игровой форме, например, просить ребенка помочь перевести Вас через дорогу, самому посмотреть за светофором, выучить значения цветов и озвучить их Вам. В этом случае, также весьма полезна игра «слепой и поводырь», когда родитель закрывает глаза и просит ребенка поводить его за руку, сначала по дому, потом во дворе или в парке, попросите его довести Вас до знакомого магазина или другого места. Таким образом, ребенок переживет те же чувства и сам возьмет на себя ответственность за Вас, но это будет легко и весело, потому что проходит в игре.
Вторая причина – ребенку может быть попросту скучно идти знакомыми маршрутами. В таком случае, старайтесь изменить Ваш путь, и каждый раз выбирать какие-то новые дорожки. Во время ходьбы можно сочинять песни, истории и сказки, вспоминать то, что Вы недавно учили, находить глазами на улице загаданные цвета. И тогда ему будет интересно идти рядом с родителем, а не бежать вперед.
Когда же, во время обычной прогулки в безопасном месте, Вы все время стремитесь держать ребенка за руку, он не ощущает реальности, происходящей вокруг него, в полной мере, не может оценить своих возможностей, не может понять, что для него опасно, а что нет, что интересно, а что нет. Это создает ненужную зависимость от родителя в плане узнавания внешнего мира ребенком, препятствует его независимой игре, отвлекает от работы над развитием познавательных процессов собственным путем.
Дети же, которые свободно передвигаются (конечно же, под присмотром родителей), получают возможность развиваться по своему собственному пути, познают мир и себя, и это знание помогает им в дальнейшем избежать опасности. Доверяя ребенку, родители повышают уверенность ребенка в себе, которая ему очень пригодится во взрослой жизни.
Уход ребенка из дома
К сожалению, порой уход из дома, как проявление психологических или социальных проблем, присущ как подросткам, так и детям, еще не достигшим подросткового возраста. На детскую психику и поведение влияет множество психологических и социальных факторов, и число детей, уже ушедших из дома либо психологически готовых на это, весьма велико.
Первостепенной причиной ухода ребенка из дома может являться внутренний либо внешний дискомфорт, который может быть, как реакцией на восприятие окружающего мира или события в семье, так и следствием каких-либо действий и переживаний самого ребенка.
Например, ребенок, совершивший проступок и знающий о предстоящей негативной реакции родителей, уходит из дома в попытке избежать ответственности или в страхе перед родительским гневом.
Либо ребенок, не умеющий или не способный справиться с каким-либо сильным чувством – которыми могут быть: гнев, обида, унижение, боль – и не видящий в родителях людей, способных помочь ему, убегает из дома под воздействием внутреннего психологического давления и ощущения собственного бессилия в борьбе с эмоцией.
Побег ребенка из дома может быть связан с его внутренним протестом против установленных в семье правил и традиций, которые он – вследствие особенностей своего характера – не приемлет. Но, будучи не в силах объяснить причины своего неприятия, ребенок выбирает уход из дома, как самое наглядное выражение такого протеста. Понятно, что из обстановки, выглядящей в глазах ребенка безопасной и комфортной, сбежать захочет далеко не каждый. Ребенок, находясь рядом с любящими и понимающими родителями, подсознательно воспринимает свой дом и семью именно как безопасную и комфортную обстановку. Однако, даже окруженный вниманием и заботой, ребенок – особенно маленький – не может полностью контролировать окружающую обстановку и не имеет возможности менять ее «под себя». Его потребности в изменениях не всегда видны взрослым и очень часто входят в противоречие с мнением родителей, которые «лучше знают, что и как», и, будучи взрослыми, в гораздо большей степени обладают возможностью подобных изменений.
Весьма распространенной причиной уходов ребенка из дома является недостаток внимания и эмпатии со стороны родителей. Испытывающий недостаток внимания ребенок ищет пути для его привлечения. Например, ребенок, совершивший нечто – по его мнению – достойное внимания (нарисовавший родителям рисунок, сделавший доброе дело и пр.) ожидает похвалы, проявление родительского мнения о своей исключительности, подтверждения любви. Столкнувшись с равнодушием, либо с родительским мнением о незначительности своего поступка, ребенок интуитивно ощущает собственную никчемность и малозначимость в глазах родителей. У него появляется потребность в доказательстве своей важности для них. «А если бы вы меня потеряли, вы бы сильно огорчились?» – спрашивает Малыш маму в мультфильме «Малыш и Карлсон». Эта фраза является подходящим вариантом решения проблемы ребенка, обделенного родительским вниманием. Руководить ребенком в данной ситуации может, как желание проверить свою «ценность» и значимость для родителей («Что вот они будут делать?»), так и подсознательное проявление чувства мести (пусть родители переживают, ищут «Будут знать!»).
Одной из разновидностей ухода из дома, как реакции на недостаточное внимание, может быть попытка ребенка доказать свою «взрослость». Как ребенок ни пытается объяснить или дать понять маме, что он «уже большой», у матери почти всегда будет противоположное мнение на этот счет. Материнский инстинкт, требующей от матери максимально оберегать свое дитя, зачастую вынуждает ее идти против мнения ребенка о его самостоятельности. Столкнувшись с оценкой самостоятельности, не совпадающей со своей собственной, ребенок приобретает сильное влечение доказать, на что он способен. Заслужить уважение и восприятие себя, как «большого».
Попытка ребенка уйти из дома – это тревожный звонок для родителей. Это знак сильного внутреннего дискомфорта ребенка, который может быть связан с серьезными психологическими проблемами. Родители, уверенные, что дают своему чаду все, что необходимо для комфортной жизни, могут теряться в догадках о причинах такого поведения ребенка. Здесь нужен взгляд со стороны и может помочь психолог, который соберет максимально объективную информацию о проблеме ребенка и подберет необходимые методы для коррекции и помощи. Детский психолог работает и с ребенком и с родителями, потому что решение психологических проблем, результатом которых может стать уход ребенка из дома, может быть осуществлено только в рамках совместных действий членов семьи.
В случае присутствия медицинских проблем, в т.ч. серьезного психического расстройства, психолог посоветует обратиться к детскому неврологу, либо детскому психиатру, которые назначат корректное лечение, подходящее именно Вашему ребенку. При возникновении спорной ситуации, советуем пройти консилиум из трех врачей, которые найдут истинную причину проблемы и дадут рекомендации сразу от нескольких специалистов за одно посещение.
Стереотипии у ребенка: психологическая проблема или заболевание?
При появлении признаков постоянной стереотипии у ребенка старше 4-х лет, советуем Вам обратиться к детскому неврологу или к психоневрологу. Медицинская и психологическая помощь эффективна и результативна, первые результаты мы видим обычно уже спустя две-три недели от начала работы.
Виды стереотипий. Симптомы и причины
Физиологические стереотипии – абсолютно нормальное явление на первом году жизни ребенка. Они могут выражаться в сосании пальцев, раскачивании туловища, кручении головы. Все эти движения служат ребенку для самоуспокоения или расслабления, снятия напряженности и тревожности. Их главное отличие от патологических – постоянная вариативность движений.
Примерно к 5—7 годам эти явления у многих детей бесследно проходят, и лишь у малой части здоровых детей навязчивые и ставшие привычными для ребенка движения остаются.
У детей старшего возраста это могут быть некие ритуальные действия, такие как: подергивание ногой или рукой, облизывание или обкусывание губ или ногтей, постукивание пальцами, скрещивание ног, почесывание за ухом и т.д. Такие действия могут возникнуть во время эмоционального стресса или сильного волнения. Их монотонная повторяемость и привычность отвлекают от раздражающих внешних факторов и снимают напряжение и тревогу. Некоторые движения ребенок берет с собой во взрослую жизнь, и они периодически напоминают о себе во время сильных стрессов.
Патологические стереотипии – имеют четкое, ритмичное, однообразное повторение одного и того же движения (либо речевое) в течение довольно продолжительного времени. Такие стимы часто возникают при нарушениях в работе головного мозга, а также при психических и неврологических расстройствах. Причинами могут быть различные заболевания:
- аутизм (ранний детский аутизм (РДА), синдром Аспергера)
- синдром Ретта
- шизофрения
- синдром Туретта
- умственная отсталость
- врожденная слепота и глухота
- нейроакантоцитоз
- синдром Леша—Найхана
- обсессивно-компульсивный синдром
- минимальная мозговая дисфункция (ММД)
Независимо от заболевания, стереотипии у каждого ребенка, обычно, включают в себя одно, максимум несколько повторяющихся движений. Они могут усиливаться при стрессах, либо регрессировать при спокойной обстановке с течением времени. Но не имеют тенденции меняться с возрастом.
Также, имеет место быть речевое повторение – эхолалия. Один из видов однообразного речевого поведения, когда ребенок повторяет как эхо звуки или целые слова, взятые из других источников (например, из песни или предыдущего разговора). Чаще всего это явление свойственно аутичным детям.
Стереотипии следует отличать от нервных тиков и компульсивного поведения.