Рабочая программа Учителя-дефектолога на 2019- 2021 учебный год

Дефектолог – это педагог, который обучает детей с особенностями психофизического развития. Он проводит всестороннее обследование личности ребенка, помогает ему развить навыки общения, сформировать правильное произношение, адаптироваться в обществе сверстников и взрослых. Занятия направлены на развитие сенсорного восприятия, внимания, мышления, воображения, способности концентрироваться, контролировать эмоции. Кроме того, дефектолог консультирует родителей по вопросам особенного воспитания ребенка и общения с ним. Программа занятий всегда составляется индивидуально, с учетом уровня психологического и умственного развития ребенка.

Счёт до ста

Ученица второго класса с задержкой психического развития (ЗПР), начала посещать два раза в неделю групповые занятия учителя-дефектолога. Ходила без желания, не умела считать до ста, но скрывала это, утверждала, что хорошо считает.

Уже на четвёртом занятии она научилась считать до 100. Успех повысил мотивацию учиться: на следующие уроки ребёнок ходил уже с удовольствием.

Для успешного обучения счёту до ста были подключены помимо слуха, зрения и речи, ещё осязание и движение.

Учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку (хотя занятия по этим предметам осуществляются в коррекционном процессе). Воздействие направлено на причину возникшей трудности, что позволяет преодолеть или ослабить недостатки психического и физического развития.

Когда нужно обратиться к дефектологу?

Признаки нарушений иногда проявляются по отдельности, иногда в комплексе. В первом случае родители могут списывать эти явления на возрастной кризис, так как многие патологии дают о себе знать как раз в возрасте 2,5-3 лет. Поэтому родителям трехлеток следует быть особенно бдительными. Мы рекомендуем срочно показать ребенка дефектологу, если:

  • развитие речи отстает от возрастной нормы, ребенок не говорит вообще или имеет крайне бедный словарный запас, предпочитает жесты, мимику, «свой язык»;
  • малыш не понимает речи взрослого (при нормальном слухе), не может выполнить простые просьбы;
  • ребенок как бы «находится в своем мире», он избегает общения со сверстниками и взрослыми;
  • не любит общаться с другими детьми, часто играет один, причем игра состоит из них и тех же повторяющихся действий;
  • испытывает трудности с координацией движений, не может выполнить действия, где нужны точные движения;
  • не слушается, закатывает истерики без видимой причины;
  • плохо усваивает информацию, не может установить причинно-следственные связи, медленно думает.

Крайне важно не упустить время и обратиться к дефектологу сразу, как только вы заметили хотя бы один из перечисленных признаков.

Отставание, а не отсталость

Обучающийся второго коррекционного класса 7 вида (ЗПР) не умел читать, писать, считать, быстро уставал, был вял и равнодушен практически ко всему, испытывал трудности в общении.

Раньше детей с задержкой психического развития считали умственно отсталыми. Но и теперь многим учителям, не имеющим специального педагогического образования, сложно отличит умственную отсталость от отставания, задержки в развитии.

У данного ребёнка проблемы развития имели причину не органического, а нейропсихологического характера. Иначе говоря, головной мозг функционален, но некоторые его отделы медленно созревают.

Я занималась с ребёнком дважды в неделю. Среди нескольких направлений коррекционной работы отмечу нейропсихологические упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия. Детям они нравятся. Нейронные связи между правым и левым полушарием можно стимулировать через рисование одновременно обеими руками. Ещё одно простое и забавное упражнение «ухо – нос»: правой рукой берём кончик носа, а левой – мочку правого уха. Затем одновременно меняем руки: правая рука берёт мочку левого уха, а левая рука кончик носа. Повторяем процедуру несколько раз. Попробуйте, это не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Также я дала рекомендации классному руководителю, учителю физкультуры и учителю музыки о подходящих данному ребёнку способах поддержки во время урока. В частности, такого ребёнка нужно тщательно инструктировать: то, что другие дети схватывают на лету, ему может быть не понятно без дополнительных объяснений.

Крайне важно чаще обращаться к ученику с данной формой ЗПР с вопросами на уроке. Обычно учителя склонны игнорировать таких детей, потому что они всё равно не способны дать правильный ответ. Это ошибочная стратегия: дело не в том, что ребёнок не сможет в данный момент ответить, а в том, что вопросы учителя стимулируют мозговую активность, благодаря чему созревание нейронов и связей между ними ускоряется.

Ник Вуйчич

Также я дала рекомендации родителям для занятий в домашних условиях. Родителям важно «не жалеть» ребёнка и максимально вовлекать в домашние обязанности: мыть, убирать, готовить. Известный австралийский писатель и спикер Ник Вуйчич родился с синдромом тетраамелии, то есть без рук и без ног. Но в детстве родители поручали ему, например, пылесосить дом. Он зажимал ручку пылесоса между головой и плечом и вполне справлялся с такой задачей. Такой «безжалостный» подход к детям с ОВЗ позволяет максимально раскрыть их потенциал.

Также среди общих рекомендаций родителям стоит отметить развитие пространственных представлений: ближе, дальше, перед, за, спереди от, сзади от, лево, право, слева, левее, правее, сверху, снизу, выше, ниже и др. Это можно делать невзначай: «Возьми кружку справа от тебя и поставь перед тарелкой», «Достань соль с нижней полочки» и т. д.

Важно, что родители данного ребёнка обратились за медицинской помощью и прошли весь курс лечения, назначенный неврологом. Очень часто родители боятся или ленятся обращаться к врачам. Без медицинской помощи эффективность коррекционного процесса сильно снижается.

В результате согласованной работы всех участников образовательного процесса в развитии ребёнка произошёл колоссальный прогресс. В четвёртом классе уровень социальных представлений и умственных действий ученика соответствовал возрастной норме. Программный материал начальной школы усвоен в полном объёме.

Тяжёлые множественные нарушения развития

Особенно важна работа учителя-дефектолога при обучении детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Часто они необычно выглядят, ведут себя неадекватно, иногда агрессивно. Результатов их обучения и воспитания приходиться ждать достаточно долго.

Сложность работы в том, что нарушения и особенности в развитии у таких детей настолько индивидуальны, что не всегда можно использовать опыт коллег. Для того чтобы получить, «почувствовать» результат, приходится комбинировать в своей работе различные методы и приёмы, а также изобретать свои.

В недавнем прошлом некоторые из таких детей признавались необучаемыми, их не принимали в школу. Ошибочная идея необучаемости широко распространена и сегодня.

Дефектологические специальности

Наука дефектология включает несколько основных направлений:

  • сурдопедагогика – обучение детей, имеющих как явные, так и незначительные отклонения в работе слухового аппарата;
  • олигофренопедагогика – обучение младшего поколения с недостатками в умственном развитии;
  • тифлопедагогика – обучение малышей, у которых нарушена работа зрительного аппарата;
  • логопедия – обучение ребят, показания развития которых в пределах нормы, но имеются речевые нарушения, выявляемые в произношении.

«Стало легче»

В школу поступил десятилетний ребёнок-инвалид с ТМНР. До этого детские учреждения не посещал. У него тяжёлые интеллектуальные и другие нарушения в развитии. Не сформированы первоначальные коммуникативные навыки, не говорит, поведение неадекватное, не понимает инструкции и рисунка, не сформированы многие элементарные представления.

С родителями было согласовано удобное для ребёнка расписание обучения в школе. Занятия проводились индивидуально с высокой степенью включенности мамы. У учителя-дефектолога почти каждый урок открытый. Индивидуальная форма занятий позволяет подобрать действенные подходы, максимально учесть особенности обучающихся с ТМНР, создать ситуацию успеха каждому ребёнку. Это повышает их мотивацию к обучению и познавательную активность.

Через полгода коррекционно-развивающих занятий и домашних упражнений появилась положительная динамика развития. Невролог на очередном осмотре заметил: «Что с ребёнком? Появился осмысленный взгляд, нормальное поведение». Через год ученик начал говорить, работать с простыми карточками, выполнять инструкции.

Мама о результате занятий с дефектологом: «Стало легче дома и в общественных местах, теперь можно зайти с ним в магазин».

Среди окружающих его в школе детей и взрослых, в начале, было опасение, непонимание. Сейчас отношения изменились, на толерантные и доброжелательные. С ребёнком общаются, здороваются за руку.

Необучаемых детей нет. Любому ребёнку можно помочь продвинуться в развитии.

Правда ли, что все больше детей не хотят начинать разговаривать

По мнению специалиста, такая проблема есть и может объясняться разными причинами.

— К примеру, на мать и ребенка еще в период внутриутробного развития влияет неблагоприятная экология. Сюда же можно отнести и вредные привычки родителей, — отметила И. Куневич.

Еще одна причина — наследственность. Если кто-то из родителей или других родственников поздно начал говорить, не выговаривал сложные звуки, велика вероятность, что и у их ребенка возникнет такая же проблема. Но помните, что ребенок — это другая личность, и у него может быть все по-другому.

— Также стоит отметить, что наличие гаджетов у детей — настоящий бич нового поколения. Родителям проще успокоить и занять ребенка на время телефоном или планшетом, — говорит специалист. — Многие родители, будучи слишком занятыми на работе, недостаточно времени уделяют детям, которые в этом нуждаются.

Важно строить близкие и доверительные отношения с ребенком, не забывать разговаривать с ним почаще, читать вместе с ним, считает И. Куневич. Вместо развлечения с гаджетами лучше предложить книгу.

Страхи родителей

Иногда родители не обращаются к учителю-дефектологу. Они боятся диагноза о наличии каких-либо конкретных психических или физических отклонений. Но дефектолог не ставит диагноз, а только описывает состояние ребёнка, производит оценку тех или иных навыков. Диагноз ставит врач.

Случается, что нарушения поведения и неуспеваемость вовсе не являются проявлением отклонений физического или интеллектуального развития. Для преодоления трудностей в учёбе и поведении родителям и педагогам достаточно выполнить рекомендации учителя-дефектолога по вопросам воспитания и создания благоприятной среды в семье и детском коллективе.

Например, однажды учитель обратился с запросом: «Ребёнок плохо пишет. Может у него дисграфия?» Дисграфия – очень серьёзный дефект. В данном случае диагностика показала норму в развитии, отсутствие нарушений письма. У ребёнка просто была плохо развита мелкая моторика. Регулярные простые упражнения на развитие мелкой моторики вскоре позволили ученику соответствовать школьным требованиям навыка письма.

Родителям нужно смело обращаться к дефектологу. От консультации вреда быть не может. Консультация – это всего лишь беседа. А несвоевременное обследование, диагностирование и лечение ребёнка не позволит получать коррекционно-развивающую помощь. Это нарушает право обучающегося на получение качественного образования и благополучную жизнь.

Один обучающийся третьего класса не умел читать. У него диагностировали умственную отсталость. Только когда мама предоставила заключение психолого-медико-педагогической комиссии, в школе смогли проводить коррекционно-развивающие занятия. Ребёнок научился читать. Без своевременного обследования и помощи учителя-дефектолога такой ребёнок не будет развиваться, а время сгладить нарушения в развитии будет безвозвратно упущено.

У ребенка синдром Дауна

Главная цель занятий – подготовить ребенка к социальной адаптации, обучить важным трудовым навыкам, сформировать у него правильные формы поведения. Этих результатов удается достичь только при условии комплексного подхода и ранней диагностики нарушения:

  • развитие памяти, мышления, речи, внимания;
  • поощрение стремления к познанию;
  • развитие сенсорного восприятия;
  • учет интересов и зоны ближайшего развития.

На занятиях используется простой, доступный для ребенка материал, он повторяется столько раз, сколько необходимо для его полного усвоения.

Важнейшее условие успешной коррекции нарушений развития – это ранняя диагностика. Если вашему ребенку исполнилось 2,5-3 года, присмотритесь повнимательнее к нему. В случае обнаружения тревожных признаков, как можно скорее обратитесь к дефектологу.

Дата публикации: 19.04.2021. Последнее изменение: 19.04.2021.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]