Общее недоразвитие речи: понятие, классификация, коррекция и прогноз

Диагноз ОНР (общее недоразвитие речи) ставится при комплексных логопедических нарушениях. Дети с ОНР при здоровом слухе и достаточном уровне интеллекта сталкиваются с проблемами артикуляции, распознавания фонем, осмысления слогового состава слова, формирования лексического запаса.

Для ОНР характерна высокая коморбидность. Речевое расстройство возникает на фоне заикания, алалии, дизартрии или ухудшения фонематического слуха. С такой клинической картиной сталкиваются воспитатели и логопеды у ребят дошкольного возраста, особенно, если до 4-5 лет родители не занимались развитием речи.

Что значит ОНР?

Если логопед пишет в заключении общее недоразвитие речи – это значит, что ребенок будет направлен в логопедическую группу детского сада для коррекции симптомов выявленной проблемы. В заключении после аббревиатуры «ОНР 1 (2, 3 или 4) степени» обязательно дается расшифровка, какой диагноз послужил причиной общей недоразвитости речевого аппарата. К примеру «ОНР 1 степени (заикание)» или «ОНР 2 уровня (алалия)». Такая расшифровка позволяет спланировать коррекционные техники для исправления выявленного дефекта.

Заместитель декана кафедры дошкольной дефектологии МПГУ М. Лынская отмечает, что постановка диагноза ОНР без указания причин речевой незрелости является неправильной и свидетельствует о безграмотности специалиста, проводившего обследование. Это аналогично записи невролога в карте пациента, перенесшего инсульт, «головные боли в анамнезе».

Также, по мнению Лынской, ставить диагноз ОНР при органических поражениях органов слуха, синдроме Дауна и ЗПР (задержке психического развития) некорректно. Поскольку эти патологии не относятся к логопедии, требуют консультации профильных врачей и назначения медикаментозного лечения.

Общее недоразвитие речи среди дошкольников – самый распространенный диагноз. Почти половина всех речевых проблем обусловлена именно ОНР.

Проблемы с артикуляцией и фонетическим пониманием произносимого провоцируют нарушения формирования письменной речи (дислексия, дисграфия).

Кто же такой логопед?учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) по теме

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно:

  • подготовительный,
  • постановка звука,
  • автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,
  • этап дифференциации.

I. Подготовительный этап. Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:

– формирование точных движений органов артикуляционного аппарата; – формирование направленной воздушной струи; – развитие мелкой моторики рук; – развитие фонематического слуха; – отработка опорных звуков.

II. Этап постановки звука. Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука. Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную струю и голос (если он необходим). К следующему этапу – автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).

III. Этап автоматизации звука. Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в обычной. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.

VI. Этап дифференциации. Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.

Причины и виды речевых нарушений

Часто при консультировании родители задают вопросы о причинах возникновения речевой патологии. Итак, причиной речевого нарушения могут быть:

  • внутриутробная патология;
  • наследственная предрасположенность, генетические аномалии;
  • неблагоприятные роды и их последствия;
  • заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;
  • ребенок общается с людьми с нарушениями речи;
  • малыш растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях;
  • ребенок перенес стресс или испуг.

На логопедический пункт зачисляются дети с несложными речевыми нарушениями:

  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФФНР;
  • нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФНР.
  • НВОНР – нерезко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого уровня (у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии).

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем у детей с нормальным слухом и интеллектом

У детей, имеющих ФФНР:

  • один и тот же звук может служить заменителем двух или более звуков;
  • сложные звуки заменяются простыми;
  • наблюдается неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах.

При коррекции ФФНР логопедическая работа ведется в следующих направлениях:

  • Формирование произносительных навыков;
  • Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;
  • Развитие внимания к морфологическому составу слов, изменению слов и сочетаний их в предложении;
  • Воспитание умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения;
  • Развитие связной речи путем работы с рассказом, пересказом;
  • Развитие словаря путем привлечения внимания к способам словообразования

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) – это речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

НВОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере.

Рекомендации родителям по коррекции НВОНР у ребенка:

  • Систематически заниматься с ребенком по заданиям учителя-логопеда, педагога-психолога;
  • Выполнять назначения невролога;
  • Способствовать развитию двигательной сферы ребенка;
  • Способствовать развитию мелкой моторики рук;
  • Способствовать всех основных психических процессов посредством детских настольных игр, лото.

Дизартрия это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент).

Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.

Не подлежат приёму в логопункт дети с заключением:

  • «общее недоразвитие речи»;
  • «задержка психического развития»;
  • «заикание».

Поэтому, родителям детей со сложными нарушениями речи учитель-логопед даёт рекомендации о прохождении ребенком ПМПК, которое решает вопрос о переводе ребёнка в учреждение, где функционируют группы компенсирующего вида, с целью максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений, чтобы исключить возникновение стойких специфических трудностей при освоении навыков письма и чтения.

Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих детский сад. Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим. Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:

  • выполнять все рекомендации логопеда;
  • выполнять лечение, назначенное неврологом;
  • обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;
  • выполнять с ребенком домашние задания (выдаются 1 раз в неделю);
  • осуществлять контроль за речью ребенка.

А если «пустить на самотек», то у ребенка в школе возникнут проблемы:

  • ошибки на письме и при чтении;
  • снижение самооценки;
  • конфликты с учителями, родителями, одноклассниками.

Как заниматься с ребенком дома

Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда

  • Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
  • Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
  • Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
  • Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
  • При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.
  • Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.
  • Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

Как работать со звуком

  • Проговорите звук совместно с ребенком.
  • Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.
  • Используете ли вы голос при произнесении этого звука.
  • Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.
  • Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.
  • Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.
  • В тетради напишите по образцу букву по клеточкам.
  • Придумайте игры со звуком, над которым работали.
  • Проговорите речевой материал на этот звук.

Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность.

Дыхательная гимнастика

Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию.

Основные параметры правильного ротового выдоха:

– выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»; – выдох происходит плавно, а не толчками; – во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки; – во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух); – выдыхать следует, пока не закончится воздух; – во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания: «Снежинка», «Свистульки» «Мыльные пузыри», «Осенние листья», «Вертушка», «Одуванчик».

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты.

Игры, которые развитию фонематического слуха: игра «Будь внимателен!», «Поймай звук», «Поймай слово», «Исправь меня».

Игры и упражнения для развития грамматического строя речи

Грамматический строй языка ребенок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Однако процесс овладения грамматическим строем речи сложный и длительный.

Игры, которые необходимо использовать для развития грамматического строя речи: «Один – много», «Посчитай-ка (от 1 до 5)», «Чего не стало?», «Измени предложение», «Назови ласково».

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  1. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. М., 2005.
  2. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М., 2000.
  3. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. СПб., 2004.
  4. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2005.
  5. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. М., 2006

Причины ОНР

Этиология речевого расстройства в детском возрасте включает воздействие экзогенных – внешних и внутренних – эндогенных причин.

Эндогенные условия формирования нарушения речи связаны с патологией развития ребенка во время беременности. К ним относят:

  • Проблемы со здоровьем матери: перенесенные во время беременности болезни, склонность к аллергии, токсикоз, гестоз, резус-конфликт, употребление спиртного или курение, эмоциональные нагрузки, тяжелые роды, слишком юный или зрелый возраст.
  • Генетическая предрасположенность к таким заболеваниям, как сахарный диабет, психические болезни.
  • Кислородное голодание плода (гипоксия) не позволяет правильно сформировываться структурам мозга.
  • Травма во время родов, спровоцированная применением специальных механизмов родовспоможения, приводящих к повреждению головного мозга.

Экзогенные причины обусловлены особенностями воспитания и наличием в анамнезе системных недугов:

  • Органические поражения внутренних органов, болезни ЦНС (центральной нервной системы), рахит, замедление метаболизма, регулярные вирусные и бактериальные инфекции.
  • Особенности домашнего воспитания: сложная психологическая обстановка в семье, наличие психотравмирующей ситуации, разлука с родителем, заболевания неврологического и психологического генеза.
  • Речевые проблемы у родственников: заикание, патологически ускоренный темп разговора, невнятное произношение (в том числе «сюсюканье»).
  • Отсутствие вербального контакта с родными в первые 12 месяцев жизни: родители не общаются с малышом, не рассказывают ему об окружающем мире.

Разновидности нарушения

Клиническая симптоматика ОНР разнообразна, поэтому его классификация включает три категории:

  • неосложненная форма патологии наблюдается у малышей с недостаточностью моторики пальцев рук, слабым мышечным тонусом, проблемами с памятью и вниманием;
  • осложненный вид диагностируется у детей с неврологическими проблемами;
  • грубое недоразвитие выявляется при органических поражениях головного мозга, отвечающих за речь.

Периодизация: на каждой стадии к первоначальному расстройству присоединяются характерные вторичные признаки, они указывают на тяжесть заболевания. Обычно ОНР протекает на фоне иннервации речевого аппарата, неврологических расстройств, нарушении артикуляции, реже – заикания и гнусавости.

В логопедии принято классифицировать четыре стадии развития речи у дошкольников. Первый или неречевой уровень характеризуется недостаточным лексическим запасом. Обычно он включает несколько невнятно выговариваемых общепринятых слов и фонем, относящихся к звукоподражанию. Такой ребенок активно использует невербальные элементы – мимику и жесты. Понятия действий и предметов у таких пациентов неразделимы. Они произносят «кроватка» вместо «спать», «самолет» вместо «лететь».

Пассивный запас слов больше используемого. Однако ребенок не понимает грамматическое изменение слов, не различает единственное и множественное число, времена глаголов, разделение по родам.

Произносятся фонемы нечетко, что объясняется нарушением артикуляции и слабыми навыками понимания звуков на слух. Количество дефектно произносимых звуков в несколько раз превышает число правильных. Фонематическое восприятие отсутствует или слабо выражено.

На первом этапе речевого развития отмечается сниженная способность воспринимать и произносить фонемы и слоговые части слов.

На второй стадии активизируются речевые навыки. Лексический и грамматический запас увеличивается, хотя остается по-прежнему ограниченным, а произношение искаженным. Ребенок дифференцирует действия и предметы. Может составить рассказ по картинке, начинает употреблять местоимения и союзы.

Расстройство речи выражается в употреблении примитивных предложений из 2, реже 3-4 слов. Заметен ограниченный лексический запас. Дошкольник не знает названия посуды, предметов мебели, профессий, цветов, геометрических форм. Может подменять сложно произносимое слово простым синонимом.

В отличие от первого этапа дети разграничивают единственное и множественное число, род (мужской, средний или женский), времена глаголов. А вот согласование числительных или прилагательных по-прежнему отсутствует.

Артикуляция фонем искажена. Многие группы звуков выговариваются неправильно.

Ребенок может правильно произнести фонемы изолированно, но в спонтанной речи подменяет их другими звуками. Для второго уровня характерна перестановка слогов или замена их на подобные («какошка» – «картошка», «кофенька» – «конфетка», «морашка» – «ромашка»).

На третьем уровне дети говорят развернутыми фразами, но наблюдается фонетическое недоразвитие артикуляции. Основная характеристика данного этапа – недифференцированное произношение фонем. Они подменяются близкими по звучанию. Например, «коська» – «кошка», «сярь» – «царь», «сяйка» – «чайка». Ребенок может одну и ту же фонему произносить неодинаково в разных словах, правильно выговаривать фонемы изолированно, подменяя их другими в спонтанном разговоре.

Возможно расстройство ритмики: ребенок проговаривает не все слоги. Например, «пешок», а не «петушок», «новик», а не «снеговик». Возможна перестановка слогов в слове, как и на второй стадии. Наблюдается нехватка лексического запаса – ребенок использует минимум слов, обозначающих качественные характеристики, состояния. Дошкольник не может подобрать однокоренное слово или нужный синоним.

В произвольном разговоре используются примитивные предложения. Фиксируется аграмматизм – несогласование числительных и прилагательных с существительным, ошибки в роде, падеже или числе. Существуют сложности в использовании предлогов.

Перечисленные проблемы требуют скорой квалифицированной помощи логопеда. В противном случае у ребенка возникнут проблемы при выполнении школьных заданий, освоении навыков чтения и письма.

На четвертом уровне наблюдаются рудиментные нерезкие фонематические и лексико-грамматические дефекты произношения. Возникновение неярко выраженных расстройств выявляют во время специализированного изучения и при выполнении логопедических задач.

Фиксируются незначительные дефекты слоговой структуры слова. Обычно ребенок сокращает звук, но не пропускает слоги. Возможна перестановка фонем. В исключительных случаях наблюдается добавление несуществующих слогов.

Для четвертого этапа характерна вялая артикуляция, недостаточная четкость дикции. В результате чего речь становится «смазанной». Это свидетельствует о незавершенности процесса образования фонем.

Дети с тяжелыми нарушениями речи и некоторые виды речевых нарушений:

Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. (нарушение тголоса, нарушение фонации, вокальные нарушения).

Брадилалия – патологически замедленный темп речи.

Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.

Логоневроз – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием речевого аппарата.

Дислалаия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Алалаия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Итак, общее недоразвитие речи (дети с тяжелыми нарушениями речи) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой сторон при нормальном слухе и интеллекте.

В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребёнка общее недоразвитие речи подразделяется на три уровня:

Общее недоразвитие I уровня;

Общее недоразвитие II уровня;

Общее недоразвитие III уровня.

Дети с тяжелыми нарушениями речи — I,II, III уровня

Дети с тяжелыми нарушениями речи I уровня. Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечётко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимики.

Дети с тяжелыми нарушениями речи II уровня. Речевая активность ребёнка возрастает. Общение осуществляется посредством искажённого и ограниченного запаса общеупотребляемых слов. На этом уровне возможно использование местоимений, простых предлогов. Дети могут ответить на вопросы, связанные с семьёй, знакомыми событиями окружающей жизни. Пользуются простыми предложениями, состоящими из 3-4 слов. Словарный запас значительно отстаёт от условно-возрастной нормы. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. (книга лежит на столе – «кига идит то»). Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. («дупа» — рука, «пат ника» — пять книг , «клубника» — кукика)

Общее недоразвитие речи III уровня характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Характерным является недифференцированное произнесение звуков («Сяпоги», «сюба», «сяйник», «сяпля»). У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются аграмматизмы: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.

Воздействие на ребёнка с речевым нарушением связывается с нормализацией социальных контактов с окружающими людьми.

Коррекция нарушений речи проводится с учётом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребёнка.

Остались вопросы?

Диагностические мероприятия

Начинается исследование с ознакомления с заключением докторов узкой специализации:

  • педиатра;
  • отоларинголога;
  • психиатра;
  • невролога;
  • окулиста.

Проводится собеседование с родителями для выяснения специфики развития речевых навыков в раннем возрасте. Диагностика артикуляции заключается в определении уровня формирования лексических, грамматических и фонетических элементов языка. Исследуется:

  • степень связности речи: умение составить описание по картинке, пересказать услышанное, рассказать о себе, своей семье;
  • степень развития грамматических составляющих: правильность согласования членов предложения, изменение по падежам, правильность употребления времен глаголов, построение развернутого предложения;
  • объем лексического словаря, умение дифференцировать слова с предметом или действием, которые оно означает.

Дальнейшие диагностические мероприятия включают обследование фонетической составляющей языка:

  • структура и функционирование речевого аппарата;
  • произношения фонем;
  • восприятие слогов и их количества;
  • способность к звукоанализу и звукопроизношению.

Проверяется слухоречевая память, правильность формирования психических процессов. По результатам обследования вербальных и невербальных процессов составляется логопедическое заключение, в котором обозначается стадия речевого развития ребенка, клиническая форма выявленного расстройства, сопутствующее заболевание.

Важно дифференцировать ОНР от ЗРР (задержки речевого развития), когда снижается только скорость формирования речи, но не наблюдается проблемы с использованием фонетических и лексических элементов речи.

В соответствии с тяжестью диагностированного нарушения логопед дает рекомендации, как его исправлять. Рекомендуется направлять:

  • Детей с ОНР 1 и 2 уровня в специализированные дошкольные заведения для пациентов с ТНР (тяжелыми речевыми нарушениями), предполагающими присоединение таких диагнозов, как афазия, алалия, заикание, дизартрия.
  • С ОНР 3-4 уровня в логопедические группы, направленные на коррекцию речевых нарушений, в обычных детских садах.
  • При наличии 3 уровня ОНР и заикания – в специализированный детский сад с ТНР или в логопедическую группу по коррекции заикания.

Сегодня вследствие дефицита мест в специализированных дошкольных учреждениях для ТНР в обычных садах создаются комбинированные логопедические группы, в которые направляют детей с ФФНР, алалией, заиканием, дизартрией, аутизмом и разными степенями ОНР. Однако коррекционная работа с разными речевыми расстройствами требует применения специализированных техник, упражнений и методик. Поэтому общая групповая работа в подобных группах оказывается малоэффективной.

Особенности речевого развития детей с НВОНР.

Гайфуллина Айгуль Дамировна

[email protected]

МБОУ СОШ № г. Сургута

Учитель-логопед

Данная статья знакомит с особенностями речевого развития у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Адресована учителям-логопедам, дефектологам, учителям начальных классов, родителям.

Особенности речевого развития детей с НВОНР.

Уровень развития речи является одним из важнейших показателей общего (умственного) развития, как ребенка, так и взрослого. Благоприятными периодами речевого развития являются дошкольный и младший школьный возраст. Поэтому, программа начальной школы предусматривает специальную работу по обогащению словаря и развитию связной речи. В ходе этой работы происходит увеличение пассивного и активного словаря, овладение грамматическим строем речи, формирование навыков устной и разговорной речи (диалогической, монологической).

Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возрастов, проведенных Р. Е. Левиной и коллективом научно-исследовательского института дефектологии (Л. С. Волкова, Г. А. Каше, Т. Б. Филичева и др.) еще в 50-60-х годах. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам строения высших психических функций.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской патологии: афазии, алалии, а также ринолалии, дизартрии – в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическом развитии.

Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности.

Одним из ведущих признаков – это позднее начало речи, первые слова появились к 3-4-м годам, а иногда и к 5-ти. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Также, следует отметить, что при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи, отмечается отставание экспрессивной.

Проблема развития связной речи у обучающихся начальных классов актуальна тем, что в ней отчетливо выступает связь речевого и умственного воспитания. Ф.А. Сохин точно отразил эту взаимосвязь в высказывании: «Ребенок учится мыслить, учась говорить, он также и совершенствует речь, учась мыслить». Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей учебно-познавательной сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, снижена вербальная память, неустойчивый уровень запоминания. Все это в целом приводит к снижению уровня познавательной деятельности ребенка. Анализ детских высказываний подтверждает, что их речь чаще не соответствует возрастной норме. Даже те звуки, которые они умеют правильно произносить, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко. В словаре детей мало обобщающих понятий; почти нет антонимов, мало синонимов. Так, например, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький. Причем, под этими понятиями подразумевают длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий. Это обусловливает частые случаи нарушения лексической сочетаемости.

Бытовой словарь обучающихся с общим недоразвитием речи, в количественном отношении значительно беднее, чем у их сверстников с нормальной речью. Это особенно заметно при изучении активного словаря. Целый ряд слов дети не могут назвать по картинкам. Рассказ-описание для учеников малодоступен, так как они обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей. Некоторые дети оказываются способными лишь отвечать на вопросы.

В отличие от детей с задержкой речевого развития, у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в обычные сроки происходит развитие понимания обиходно-разговорной речи, интерес к игровой и предметной деятельности. Психическое развитие протекает более благополучно, чем речевое. Следует учесть, что по мере формирования словесной речи и устранения собственно речевых трудностей интеллектуальное развитие детей с НВОНР приближается к норме.

Основная задача логопедического воздействия детей с общим недоразвития речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка. Все это подготавливает необходимую основу для их успешного обучения в школе, а также предупреждает возможность возникновения специфических ошибок при письме и чтении.

В процессе коррекционно-развивающих занятий необходимо создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой. Одним из необходимых условий дальнейшего речевого развития ребенка является создание мотивации общения, формирование стремления рассказать о себе, о наблюдениях из жизни. Занятия по развитию речи разнообразны: они включают в себя и продуманно построенную беседу, и рассказы по игрушкам, предметам, картине, сериям картин, пересказы.

Речь у ребенка развивается, прежде всего,в процессе общения с окружающими. Поэтому очень важна чистая речь тех, с кем непосредственно он общается.

Нужно помнить, что нормальное развитие возможно в том случае, если занятия с детьми, имеющие ОНР будут как общеразвивающие, так и логопедические. Так как развитие детей с речевыми нарушениями должно происходить и на обычных занятиях, уроках, где дети получают знания об окружающем их мире, приобретают разнообразные умения и навыки, что, несомненно, способствует наиболее успешному преодолению речевых расстройств.

Таким образом, для коррекции общего недоразвития речи у детей необходим комплексный подход: соответствующая организация обучения; координация воспитательных и обучающих действий педагогов, решение вопросов методического обеспечения, включающего учебно-тематический и перспективный планы; разработка и систематизация практического материала, которым могли бы воспользоваться педагоги разных направлений в осуществлении коррекционно-педагогической работы.

Литература:

  1. Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой. Книга I. – М., 1995.
  2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи. – СПб, 2000.
  3. Волкова Л.С. Логопедия – М., 1989.
  4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии – М., 1973.
  5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 2000.
  6. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. — М.: Издательский , 2007.

Исправление речевого нарушения

Коррекционная работа логопеда и воспитателя для исправления ОНР составляется дифференцированно, в зависимости от уровня развития речи у ребенка. При работе с детьми, у которых диагностировано ОНР 1 уровня требуется:

  • развитие навыков понимания устной речи;
  • стимулирование самостоятельного спонтанного разговора;
  • повышение концентрации внимания, способности к запоминанию, образного мышления.

При исправлении ОНР 1 степени не требуется обучить дошкольника правильной артикуляции, грамматической и лексической составляющей устной речи.

Коррекционные занятия при ОНР 2 уровня призваны:

  • активизировать спонтанную речь;
  • улучшить понимание услышанного;
  • уточнить произношение фонем;
  • добавить отсутствующие звуки и слоги;
  • обогатить лексический и грамматический запас;
  • обучить фразовому произношению.

На встречах с логопедом дошкольники с диагнозом ОНР 3 стадии обучаются построению связных предложений, совершенствуют навыки артикуляции, обогащают запас слов, закрепляют правильное понимание и проговаривание фонем. Такие занятия направлены на подготовку к письму.

Задача логопедического вмешательства при ОНР 4 стадии – восстановление нормальных показателей произношения для указанной возрастной группы, подготовка к школьным заданиям. Для этого закрепляются навыки правильной артикуляции, совершенствуются фонематические процессы, развивается лексический запас. Ребенок готов учиться писать и читать.

Дети с выраженными признаками ОНР (1-2 степень) направляются на учебу в школы с ТНР, где усилия педагогов направлены на восстановление речевых навыков. Школьники с 3 стадией ОНР обучаются в специализированных классах в среднеобразовательных школах, с 4 стадией – в обычных.

Усвоение языковых навыков, усиление спонтанной речи, улучшение мотивационного и смыслового содержания, лексического запаса свидетельствует о переходе с одного этапа развития на другой. Скорость коррекции зависит от сложности первоначального диагноза, его специфики и способностей ребенка.

Профилактика и прогноз

Успешность логопедической работы по исправлению речевых расстройств зависит от ее своевременности. Рекомендуется начинать лечить ОНР как можно раньше – с 3-4 лет. Сегодня во многих детских дошкольных учреждениях есть опытные специалисты, успешно применяющие музыку, арт-терапию, логопедические и игровые техники обучения речевым навыкам.

Профилактика общего недоразвития речи направлена на предупреждение прогрессирования клинической симптоматики заболеваний, на фоне которых оно появляется – алалия, ринолалия, дизартрия, афазия. Родители должны сформировать благоприятную речевую среду воспитания малыша, стимулировать раннее развитие вербальных и невербальных процессов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]