19 апреля 2021 Автор: Александр Харин
Рубрика: Ораторское искусство, Статьи Александра Харина, Статьи наших авторов, Статьи о речи, общении и влиянии на людей, Эффективное общение
Правильный темп речи = взаимопонимание.
Из разговора бизнес-тренера и посетителя.
– Тренер, я хочу, чтобы вы научили меня выступать публично, мне кажется, что я прирожденный политик.
– …! Что вы говорите?
– Я говорю, что хочу стать политиком, научите меня ораторскому искусству.
– …? Я не понимаю вас, вы можете замедлить темп речи?
– Вот и вы туда же! Я говорю, что хочу стать политиком, но меня не понимают другие.
– Слышу слова «политик» и «оратор», все остальное не разберу. Скажите помедленнее.
– Я не могу говорить медленно, когда я разговариваю с людьми. Мне так важно выразиться, что я волнуюсь!!!
Посетитель начинает злиться и стучит кулаком по столу.
– О, из вас выйдет настоящий политик – Никита Хрущев, прям! (тренер с иронией).
–А я что говорю… (довольный улыбается).
Такое общение напоминает разговор глухого с немым.
Еще бОльшая проблема, когда одни люди говорят оживленно, другие крайне медленно. Посмотрите это видео:
Знаете ли вы, что принципом любого общения является возможность быть понятым. И этот факт неоспорим. Поэтому одним из критериев любой хорошей речи или ораторского выступления является темп речи. Хороший ли вы оратор можно определить по тому, как быстро вы говорите.
Представьте себе, что мозг каждого человека – это некий компьютер. Каждый человек имеет кратковременную память, у компьютера это оперативная память. В зависимости от сообразительности человека «оперативка» бывает разная, у кого-то всего лишь 32-64 Мб, а у кого-то целых 2 Гб.
О чем это говорит? Что одновременно мозг одного человека может перерабатывать несколько слов, а другого – несколько абзацев речи. Поэтому при быстром темпе речи у одних людей «задымится мозг», они попросту перестанут соображать. Зато другие с «большой оперативкой» при медленной речи будут сердиться или же заскучают и займутся своими делами.
Какой темп речи выбрать, чтобы люди слушали
Представьте, друзья мои, что перед вами множество народа, для которых нужно выступить: сказать хороший тост, смотивировать пойти на футбол, выступить публично. Какой темп речи выбрать, чтобы понимали все?
Ответ очевиден. Нужно подобрать такую скорость речи, чтобы удобно было слушать всем.
Таковой является речь со скоростью 2-3 слова в секунду. Это средний темп. Тогда и люди с «шустрым умом» не будут скучать, и медлительные смогут внимательно слушать.
Как выработать среднюю скорость речи?
Для этого удобнее всего использовать ритмический жест. Поднимаете руку, соединяете пальцы и делаете отмашку в такт каждому слову. Если вы будете говорить слишком быстро, то ваша рука не будет успевать попадать в такт словам. С другой стороны, легкая отмашка рукой создает ритм речи, и такая речь автоматически оживляется, не будет казаться медленной и скучной, будет интересна слушателям.
Потеря голоса и ее причины
Исчезновение голоса – одно из самых неприятных последствий при воспалении горла. Когда человек не может говорить, его повседневная жизнь превращается в самые настоящие муки. Даже обычная просьба или вопрос становятся проблемой в озвучивании. Когда пропадает голос, врачи не рекомендуют шептать, так как шепот требует еще больших усилий, нежели чем обычный разговор.
Чтобы выявить причину потери голоса (афонию) необходимо обращать внимание на дополнительные симптомы. Причин афонии множество, установить их может только врач после проведенного обследования. Выделяют основные, наиболее часто встречающиеся причины и редкие.
Причины потери голоса:
- инфекционные заболевания ларингиты (острой и хронической формы) ларинготрахеиты.
- вдыхание испарений вредных химических веществ (аммиак или другое не менее агрессивное вещество, которое встречается на вредных производствах.)
- заболевания сердца, щитовидной железы,
- аллергическая реакция (происходит стремительный отек, человек не может говорить или даже дышать),
- хирургическое вмешательство (интубация, трахеотомия, оперирование щитовидной железы),
- доброкачественные или злокачественные новообразования,
- инсульт,
- черепно-мозговой травмы,
- туберкулез,
- менингит,
- сифилис,
- ботулизм,
- бешенство,
- профессиональная деятельность -пение, чтение лекций – может стать причиной перенапряжения голосовых мышц и впоследствии потерей голоса,
- истерия,
- травматический невроз,
- неврастения.
Когда можно использовать быстрый темп речи?
Слегка ускоренный темп речи используется оратором или выступающим в агитационных речах, в побудительные моменты выступлений, для того, чтобы оживить публику. Хотя есть еще другие варианты.
Вспомните речь комментатора на футбольном матче. В момент головой ситуации он начинает говорить все быстрее и быстрее. И тогда кажется, что наши игроки вот-вот могут забить гол. Оказывается, что увеличивая скорость речи мы нагнетаем атмосферу.
Хорошо ускорять речь, когда вы пытаетесь «пробить оборону» слушателей или показать динамику происходящего. Для таких ускорений подходят критические эпизоды в рассказах о боксе, футболе, ралли, ближнем бою, передачи любовной страсти.
Но следует знать, что после описания динамического эпизода, следует уменьшить темп речи до среднего.
Как лечить афонию?
Существует целая наука – гигиена голоса – эта группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата.
Рекомендуется в период мутации:
- Правильное выстраивание занятия по вокалу, чередование периодов нагрузки и отдыха.
- Правильная техника вокала: своевременное переключение регистров при пении; избегать использования низкоэнергетического фальцетного режима; достижение техники нижнереберно-диафрагмального дыхания; выключение из голосообразования вспомогательных мышц шеи и грудной клетки.
- Избегать форсированного звука, твердой атаки звука, резкого форте, визга, крика.
- Пение во время мутации только с опытным педагогом, активные занятия спортом, закаливание.
- Точное определение типа голоса, пение произведений характерных для данного типа.
- Запрещение выступлений вокальных коллективов и солистов на открытом воздухе при температуре ниже + 15 град. С, пение в условиях шума движения городского транспорта.
- Избегать длительной, монотонной речи, ведущей к накоплению напряжения, шепотной речи.
- Отказ от курения, алкоголя.
- Исключение по возможности побочных шумов в аудитории при речевых нагрузках.
- Своевременное лечение ОРЗ, трахеитов.
- Работа в чистых помещениях, с достаточной влажностью.
- Избегать резких температурных перепадов, употребления холодных напитков при перегревании.
- Правильная работа с микрофонами.
- Общеукрепляющие, закаливающие процедуры.
- Своевременное лечение ЛОР-органов и других органов и систем
Самый главный вывод из всего сказанного: нужно беречь голос. Если человек по роду своей деятельности постоянно напрягает голосовые связки, ему следует постоянно следить за горлом. Хотя бы раз в полгода рекомендуется посещать фониатра, особенно если ранее был перенес ларингит. Многие пытаются лечить простудные заболевания в домашних условиях без посещения врача. Такой легкомысленный подход к своему здоровью может плохо закончиться. Не занимайтесь самолечением и вовремя обращайтесь за помощью к специалистам. Не забывайте, что потеря голоса может сигнализировать об опасном заболевании.
Медленная речь. В чем ее сила?
Медленная речь также имеет свои преимущества.
Если вы хотите придать значимость своим словам, если хотите внушить, или убедить человека в чем-то, тогда обязательно говорите медленно. Это закон!
Дело в том, что медленная речь звучит более внушительно. Например, товарищ Сталин говорил медленно и важно, делал большие паузы между словами.
Поэтому возьмите за правило в каждый момент речи, когда вы говорите что-то особенно важное, замедлить речь, говорить четко и веско, будто бы «процеживая» слова сквозь зубы.
Только так вам поверят больше и сильнее!
Вывод: речь – это река, она то замедляется, то ускоряется, но всегда умеренна, чтобы по ней можно было плыть речным судам.
Учитесь говорить доступно, но всегда динамично, весомо и убедительно.
Научиться говорить красиво, убедительно и в правильном темпе, вы сможете посетив наш курс «Ораторское искусство»
Поведенческие приемы
Ниже приведены основные рекомендации по поведению оратора перед аудиторией. Все эти рекомендации поделены на 3 группы: позы, жесты, мимика. Кому-то из специалистов эти особенности поведения оратора кажутся не очень существенными и исключительно субъективными, кто-то, наоборот, считает, что следует уделять этому чуть ли не самую важную роль.
В данном разделе мы в большей степени придерживаемся первой точки зрения. Авторы считают, что главный принцип поведения на сцене – общественно приемлемое поведение, при котором оратор чувствует себя свободно, естественно и уверенно. Если же вы пытаетесь сознательно контролировать свою позу, жесты и мимику в процессе выступления, вы рискуете выглядеть неловко, слишком напряженно и упустить другие более важные детали выступления, касающиеся его содержательной стороны.
1
Поза
Поза оратора напрямую зависит от личных качеств выступающего и обстоятельств произнесения речи. Если попытаться найти наиболее общие рекомендации относительно позы, можно процитировать слова Хайнца Леммермана о том, что хороший оратор не является ни непоседой, ни столбом. Лучше всего, когда поза выступающего выражает спокойствие и уверенность, а его жесты свободны и хорошо координированы, а не небрежны и вызывающе хаотичны.
Итак, общие рекомендации к поведению во время выступления: быть естественным и вести себя адекватно ситуации. Например, рука в кармане не будет сильной помехой при деловой беседе внутри коллектива, но на презентации продукта для инвесторов она может выглядеть немного вульгарно. Попробуйте интуитивно представить себе позу человека, выступление которого вы сами захотели бы наблюдать и слушать, ваши внутренние ориентиры обязательно помогут вам подобрать уместную модель поведения на публике.
В специальной литературе по ораторскому искусству можно встретить следующие рекомендации относительно позы выступающего во время произнесения речи:
- не держать руки в карманах (большинство ораторов успешно нарушают это правило);
- не скрещивать руки на грудин;
- не держать руки за спиной;
- не сутулиться, и наоборот, не слишком выпячиваться.
Также лучше попытаться избавиться от некоторых вредных привычек, если они сильно выделяются на фоне вашего выступления. Некоторые люди часто пожимают плечами, качают ногой, кивают головой, снимают и надевают очки, поглаживают воображаемую бороду, дергают себя за ухо или вертят в руках различные предметы и т.д. Это не такая уж помеха, как может показаться на первый взгляд, но если вам кажется, что это мешает выступлению, отвлекает вас и слушателей от содержательного компонента речи, постарайтесь избежать этих навязчивых действий или переключиться на другие жесты.
2
Жестикуляция
Оживленная жестикуляция помогает нам ярче выразить свои мысли, подчеркнуть важные моменты, поддержать эмоциональный порыв. Некоторые жесты можно также использовать для визуализации: показать число на пальцах, продемонстрировать примерный размер предмета, указать на доску или иллюстрацию. Многие из вас могут без труда выразить приглашение, отказ, побуждение, вопрос, сомнение и другие коммуникативные интенции с помощью жестов.
Однако при этом мы вряд ли увидим одинаковые жесты в исполнении разных людей, поскольку системы жестикуляции разнообразны не только в разных странах, но и среди представителей одной нации. Шаблонных фигур жестикуляции не существует, но язык тела всегда сопутствует нашему мыслительному процессу.
Один ученый, Альберт Мейерабиан, установил, что передача информации только на 7 %происходит за счет вербальных средств, на 38% — за счет звуковых средств, и на55% — за счет остальных невербальных средств. В это не трудно поверить, вспомнив, например, немое кино, фильмы с Чарли Чаплином.
Этот великий актер (который, кстати, по некоторым данным считается и великим оратором), не произнося в своих фильмах ни единого слова, умел передать зрителям невероятное количество оттенков смысла, эмоций и очень доступно рассказать о любой ситуации всего лишь используя жесты, мимику, язык тела.
3
Мимика
Мимика оратора тоже передает часть информации зрителям. Важно чтобы мимика была естественна и соответствовала ситуации, тогда она сыграет вам на пользу. В ином случае лучше не пытаться нарочно изобразить мимический жест, и увлекаться импровизацией, если у вас нет профессиональных актерских навыков.
Редко встречаются люди, которые лишены мимики, поэтому вы, скорее всего, уже пользуетесь ей в своих выступлениях. Например, если вы говорите с сарказмом, то наверняка, немного прижмуриваетесь и делаете еле заметную ухмылку, а когда рассказываете какой-то неочевидный факт, немного шире раскрываете глаза.
Чтобы наглядно представить себе, что увидят ваши слушатели на выступлении, подойдите к зеркалу и попытайтесь с помощью мимики изобразить эмоции, соответствующие следующим ситуациям:
1 | Вы рассказываете о серьезной проблеме, которая волнует вас и вашу аудторию. |
2 | Вы предлагаете быстрое и эффективное решение этой проблемы. |
3 | Вы комментируете ошибочную точку зрения вашего оппонента. |
4 | Вы иронизируете по поводу какой-либо ситуации. |
5 | Вы сообщаете что-то неожиданное. |
6 | Вы говорите самые важные мысли вашей речи. |
Кроме всего прочего обратите внимание на ваши глаза. Взгляд выдает вашу заинтересованность в общении с людьми, пришедшими на выступление. Если вы смотрите поверх голов слушателей или, наоборот, в пол, то не трудно сделать вывод, что вам интересно не столько донести информацию до людей, сколько просто правильно произнести заготовленную речь.
Важно постараться наладить визуальный контакт с лицами в зале, периодически переводя взгляд с одного человека на другого. Скорее всего, вы найдете тех, кто с вами солидарен, поддерживающе следит за вами взглядом или кивает. Если же от волнения вы начнете слишком быстро и часто переводить взгляд, такое поведение может выдать ваши переживания и неуверенность.
Во время выступления очень важно учитывать не только содержание речи, но и поведение оратора в процессе ее произнесения, поскольку именно поведение позволяет вам наладить контакт со слушателями и правильно преподнести им подготовленный материал.
Для слушателей и зрителей важна не только сама информация, которую они получают, но и живой человек, оратор, который, в отличие от автора книги предлагает аудитории живое общение, позволяет внести некую интерактивность в происходящий процесс.
Инициаторами этого процесса выступают именно умелые ораторы, благодаря правильному поведению выразительным жестам и мимике которых, мы с большим увлечением слушаем их выступления. Мы рекомендуем вам познакомиться с выступлениями опытных, знаменитых ораторов, которые обладают всеми необходимыми качествами для завоевания внимания и уважения аудитории. Эти качества естественным образом сочетаются в их поведении перед публикой.
Если же вы чувствуете, что в ваших публичных выступлениях не хватает поведенческих факторов, правильной позы, яркой жестикуляции и выразительной мимики, вам наверняка пригодятся навыки актерского мастерства, о которых вы сможете прочитать в разрабатываемом тренинге по актерскому мастерству.