Методичка для логопедов. Часть 2. Формы афазии и методика восстановления речи

Составитель:член ассоциации нейрореабилитологов Россиилогопед – афазиолог первой категорииотделения восстановительной медицины – ранней нейрореабилитацииРеспубликанской Клинической Больницы имени Г.Г. Куватова г Уфы Фаткуллина Л.К.

Начало методического пособия читайте в статье «Методичка для логопедов. Часть 1. Требования к проведению нейропсихологического исследования»

Методические основы диагностики и коррекции речевых нарушений в работе логопеда со взрослыми

Основные виды нарушений речи

Существует две основные формы нарушений – афазия и дизартрия (первая встречается чаще). При афазии отмечается ухудшение речевых функций в результате повреждения в головном мозге речевых центров. Она бывает полной (когда речь полностью отсутствует) и частичной. Первое время после инсульта зачастую сопровождается отсутствием речи, но благодаря качественным реабилитационным мерам ситуация улучшается.

Различают шесть основных форм афазии:

1. Моторную. Она подразделяется на два основных вида – афферентную и эфферентную. В случае с первой человек испытывает трудности при выборе артикуляторной позы, необходимой для произнесения конкретных звуков. При эфферентной инстинктивная речь сохраняется, однако сильно нарушается повторение. Больных беспокоит кинетическая апраксия, из-за которой не получается переключиться с одного положения на другое.

2. Динамическую. Основной характерный речевой дефект – сильное затруднение или отсутствие возможности активного высказывания. Пациент не в состоянии нормально сформулировать высказывание, поскольку нарушается внешняя и внутренняя речь. Часто появляется эхопраксия, когда человек повторяет за собеседником на автомате его слова и движения.

3. Сенсорную. Она подразделяется на три основных вида: корковый, субкортикальный и транскортикальный. При первом пациент не понимает и не произносит звуки. При втором происходит искажение трансляции импульсов от центров, воспринимающих звуковую информацию. При третьем сохраняется способность воспринимать легкие речевые конструкции, но наругается письмо и ухудшается зрительная функция.

4. Семантическую. У больных отмечается полное непонимание сложных речевых формулировок, которые отражают пространственные соотношения. Зачастую возникают затруднения в осуществлении заданий, содержащих непростые синтаксические структуры. Больные способны забывать название привычных предметов (к примеру, ложки, стола). Чтение замедленное, может развиться акалькулия.Это нейропсихологический симптом, который проявляется нарушением счета

5. Акустико-мнестическая. Такая форма характеризуется трудностями, связанными с удержанием в памяти информации, воспринятой человеком на слух. Многие пациенты даже не в состоянии повторить за логопедом простую связку, состоящую из 3-5 слов, уловить смысл речи при быстром темпе или при разговоре с двумя и более людьми сразу.

6. Тотальную. Такая форма характеризуется полным отсутствием речи (из-за поражения многих речевых участков мозга). Это самая тяжелая форма, которая требует длительной коррекции с помощью лекарственной терапии и упражнений.

Дизартрия – это речевое расстройство, связанное с нарушением подвижности органов артикуляции (языка, неба и губ). Оно способно развиваться при поражении различных структур, но чаще всего затрагиваются черепные нервы, участвующие в работе речевых мышц. Дизартрия заключается в затрудненном произношении некоторых слов или звуков (речь вялая и невнятная).

Каким бывает недуг

Главная характеристика моторной афазии — нарушение устной речи (неверный грамматический строй предложений, сложности с артикуляцией, повторения слов и фраз) при сохраненном понимании обращенной речи.
Выделяют две формы течения моторной афазии: афферентная (кинестетическая) и эфферентная, или Брока. Форма афазии описывает особенности речевых нарушений. У одного и того же пациента может наблюдаться как один тип заболевания, так и сразу несколько, в зависимости от того, какие структуры коры головного мозга пострадали. В таких случаях говорят о сочетанной форме. Моторная афазия может сочетаться и с сенсорной, тогда говорят о сенсомоторной форме.

Глубину нарушений речевой функции отражают степени заболевания. Они зависят от объема повреждений и того, насколько успешно восстанавливаются нейронные связи. Степеней выделяют четыре:

  1. моторная афазия легкой степени ребенок в принципе может говорить, но медленнее обычного, словарный запас уменьшен,
  2. при умеренной степени речь значительно обеднена, ребенку трудно говорить, он максимально упрощает фразы, не использует предлоги;
  3. при выраженной моторной афазии малыш предпочитает общаться при помощи мимики и жестов, речь использует мало, фразы строит неправильно;
  4. тотальная, или комплексная моторная афазия грубой степени тяжести, это полное исчезновение речи.

У детей в большинстве случаев наблюдается прогресс состояния от более тяжелых фаз к более легким, и часто — к полному выздоровлению.

Восстановление речи после инсульта: комплекс упражнений

Восстановление речи после инсульта назначают в совокупности с другими мероприятиями (к примеру, лекарственной терапией, физио и массажем). Разрабатывают план в индивидуальном порядке. Зачастую он включает специальный комплекс, состоящий из дыхательных и артикуляционных упражнений, который пациентам необходимо выполнять уже в стационарном отделении под чутким руководством логопеда.

Из-за того, что нарушения речи могут быть разных форм и степеней выраженности, точный комплекс упражнений специалист подбирает в индивидуальном порядке для каждого пациента. Упражнения можно выполнять и в домашних условиях после выписки из стационарного отделения.

Ранняя речевая реабилитация начинается сразу после стабилизации состояния пациента в стационарном отделении. Предварительно, логопед проводит полное обследование. Тестирование позволяет обнаружить все проблемы, связанные с произношением, пониманием, чтением, письмом, артикуляцией. С этой целью проводят специальные тесты (дополнительно может потребоваться консультация врача-невролога).

Способы устранения нарушений речи

Восстановление речевой функции происходит в несколько этапов. Продолжительность напрямую зависит от тяжести клинического случая: часть функций может быть сохранена, а другая полностью или частично нарушена.

Важны упражнения над пониманием чужой и собственной речи. Для этого практикуют уточнение пространственных представлений, осуществляют конструирование указанных стандартов, сортируют слова по смыслу. Хороший результат дают упражнения, связанные с построением высказывания с применением опорных слов, которые имеют пространственное значение. В усложненных условиях прибегают к импровизации на конкретную тему, толкованию непростых по смыслу слов и выражений.

Следующий шаг – корректировка произношения и восстановление нормальной артикуляции. Ведутся специальные работы с темпом, интонацией и речевыми шаблонами. Зачастую применяют стихи, поговорки. В конце требуется восстановить навыки чтения и письма. Для этого проводят тренировки с названием букв и чисел, практикуют технику чтения и анализируют прочитанный текст.

На первом этапе логопед ведет работы, которые могут включать следующие практики:

1. Применение альтернативных вопросов. Врач специально ставит вопрос таким образом, чтобы у человека не было возможности ответить обычным жестом. К примеру, вопрос: «Любите морс?» не подходит. Подходящая формулировка: «Вы любите морс или чай? Что сейчас хотите выпить?».

2. Перечисление предметов. Человек смотрит карточки, на которых находятся разные предметы. Задача – назвать их. С помощью таких карточек пациента просят выбрать правильное название из нескольких возможных вариантов.

3. Использование фотографий близких родственником пациента. Врачи часто в своей практике используют демонстрацию снимков, чтобы человек по ним узнал знакомые лица.

4. Ответы с употреблением слов из вопроса. Иногда специалисты предлагают пациентам отвечать на вопросы, повторяя при этом слова с изменением порядка.

5. Произнесение букв и чисел. Пациент смотрит на произвольно расположенные буквы и числа (их размер и количество напрямую зависит от тяжести клинического случая), старается их произнести.

6. Упражнения на ряды чисел. Зачастую человеку не удается называть привычные ряды (например, дни недели). Поэтому для практики предлагают воспроизводить ряды задом наперед (к примеру, считать от 3 до 13 и обратно).

7. Чтение. Когда у пациента сохранены навыки чтения, рекомендуется их использовать для ускорения реабилитационного периода. Для этого ему дают простые задачи: медленно произносить вслух отдельно-взятые слова, части из текста.

На втором этапе, когда состояние человека нормализуется, и предыдущие практики даются легко, логопед предлагает усложненные задачи. В первую очередь, требуется нормализовать связь между словом и образом, выработать способность легко удерживать речевые конструкции. Человек должен научиться самостоятельно строить фразы. Для этого врач показывает различные картинки, а человек говорит, что именно на них изображено. После этого просят подобрать конкретную картинку к слову и наоборот.

Дополнительно практикуют работы с сюжетными картинками и целыми циклами картинок в хронологическом порядке. Пациенту предлагают составить небольшой рассказ с определенным количеством слов. Ведутся работы с темпом и интонацией высказываний. Зачастую врач просит пациента пересказать текст разного уровня сложности с применением опорных слов и изображений. В конце, чтобы закрепить результат, предоставляют написать небольшой рассказ под диктовку.

Важны упражнения над пониманием чужой и собственной речи. Для этого практикуют уточнение пространственных представлений, осуществляют конструирование указанных стандартов, сортируют слова по смыслу. Хороший результат дают упражнения, связанные с построением высказывания с применением опорных слов, которые имеют пространственное значение. В усложненных условиях прибегают к импровизации на конкретную тему, толкованию непростых по смыслу слов и выражений.

Следующий шаг второго этапа – корректировка произношения и восстановление нормальной артикуляции. Ведутся специальные работы с темпом, интонацией и речевыми шаблонами. Зачастую применяют стихи, поговорки. В конце требуется восстановить навыки чтения и письма. Для этого проводят тренировки с названием букв и чисел, практикуют технику чтения и анализируют прочитанный текст.

Контроль дыхания

Индивидуальный комплекс упражнений разрабатывает специалист. Ниже представлен один из примеров. В первую очередь, требуется занять удобное горизонтальное положение. Руки должны быть сложены перед собой, в области живота, чтобы хорошо ощущать и контролировать брюшное дыхание. Далее делают глубокий вдох через нос, и медленно выдыхают через рот. Такую технику дыхания повторяют несколько раз, после чего усложняют, добавляя при выдохе произнесение следующих звуков:

· длительного [ф];

· длительного [ш];

· длительного [с];

· длительного [х].

Количество необходимых повторений установит специалист..

Логопедические упражнения

Помимо контроля дыхания, важно выполнять комплекс упражнений для развития мышц языка. Он может включать разные упражнения. К примеру, высовывание языка с удержанием его по средней линии вниз на несколько счетов или с перемещением сначала за правую, а после за левую щеку на протяжении 10 секунд.

Регулярно выполняя упражнения, прогресс не заставит себя ждать. Однако важно понимать, что пациенту для выздоровления требуется психологическая поддержка. Поэтому рекомендуется комплексная работа, чтобы во время занятий рядом присутствовал логопед и родственник, которого обучили всем нюансам.

Вместе с речевыми нарушениями часто отмечаются двигательные, психологические и когнитивные расстройства, поэтому дополнительно прибегают и к другим методикам. Среди них: физиотерапия, лечебная физкультура, массаж, медикаментозная терапия.

Преимущества обращения в Юсуповскую больницу

Юсуповская больница оказывает своим пациентам полноценный цикл медицинских услуг, включая, стационарное лечение, обследование, хирургию и реабилитацию. Предусмотрены диагностические процедуры любого уровня сложности. Услуги оказываются по различным медицинским направлениям. Одно из приоритетных – неврология. С каждым пациентом после инсульта работает команда опытных специалистов. Они проводят диагностику и в кратчайшие сроки приступают к реабилитации. Это помогает пациенту вернуть интерес к жизни, активность и самостоятельность в быту.

В ходе реабилитации практикуют логопедические упражнения для восстановления речи после инсульта. К каждому пациенту предусмотрен индивидуальный подход, что гарантирует положительную динамику в лечении. Возможно размещение с родственниками в семейной палате, с сиделкой.

Для записи на первичный прием к специалисту позвонить по указанным на сайте телефонам или заполнить стандартную форму в онлайн-режиме, оставив контактные данные для обратной связи.

Симптомы

Афферентная афазия сопровождается возникновением ряда симптомов и синдромов, которые и формируют клиническую картину характерную для данной формы. Синдром нарушения экспрессивной речи включает:

  1. Нарушение пространственных движений, таких как мимика и жестикуляций, а также полное отсутствие ситуативного речевого процесса. При попытке повторов звуков пациент производит лишь изолированные движения губами и языком;
  2. Речь становится излишне клишированной, присутствуют слоговые и звуковые выпадения.

Также пациент испытывает выраженные трудности в произношении сложных слогов, а именно: делят слова на части и пропускают наиболее сложные звуки. Происходит нарушение понимания чужой речи, однако, данный период длится недолго от суток до нескольких дней и возникает после перенесённого острого нарушения мозгового кровообращения.

Обращает на себя внимание и пространственная дезориентация пострадавшего, а также нарушение письменности и восприятия визуальной текстовой информации. При письме пациент смещает гласные, пропускает согласные и меняет порядок букв.

Профилактика афферентной и эфферентной моторной афазии

Не существует специфической профилактики развития афазии. Все профилактические мероприятия в первую очередь направлены на устранение факторов риска, повышающих риск образования сосудистых заболеваний. Так как острое нарушение мозгового кровообращения является самой частой причиной развития афазии, то и профилактика инсульта оказывает косвенное влияние на развитие афазии.

Своевременное лечение артериальной гипертензии, коррекция липидного профиля крови, а также ежегодное прохождение профилактических осмотров помогут избежать обширных поражений головного мозга.

Как и при любом другом заболевании профилактика подразумевает под собой:

  • Ведение здорового образа жизни;
  • Правильное питание;
  • Нормализация режима труд-отдых;
  • Отказ от вредных привычек.

Диагностика

Диагностический поиск направлен на выявление основного заболевания или причины, которая послужила толчком к развитию моторной афферентной афазии. Диагностический план включает стандартный комплекс исследований. Первым делом производят сбор анамнеза заболевания, после чего проводят топическую диагностику, для определения предполагаемого объёма повреждения тканей головного мозга, затем выставляется предварительный диагноз.

Для его уточнения проводится ряд инструментальных исследований, таких как:

  • Магнитно-резонансная томография головного мозга, также возможно применение контрастирования для улучшения характеристик визуализации головного мозга. Магнитно-резонансная томография позволяет выявить онкологическое поражение, наличие и объём гематомы при черепно-мозговой травме;
  • Ангиография церебральных артерий на предмет наличия или отсутствия сосудистой патологии;
  • Ультразвуковое доплеровское исследование сосудов шеи;
  • Люмбальная пункция при наличии подозрений на энцефалит, менингит или лейкоэнцефалит;
  • Электроэнцефалография для исключения патологии эпилептиформного характера или онкологического поражения головного мозга.

Клинический Институт Мозга целенаправленно занимается изучением, диагностикой и лечением пациентов с неврологической симптоматикой, в том числе и больных с моторной афазией. На базе Клинического института Мозга работает мощное и современное диагностическое отделение, позволяющее с высокой долей вероятности ставить правильные диагнозы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]