Психолого-педагогическая характеристика детей с ринолалией


Ринолалия

При открытой органической ринолалии, обусловленной врожденными расщелинами лица, с первых дней жизни у ребенка страдают жизненно-важные функции питания и дыхания. При кормлении ребенка молоко вытекает через нос, поэтому новорожденный недостаточно набирает массу тела и недополучает необходимые питательные вещества. Вдыхаемый воздух не успевает достаточно согреться в носовых ходах, т. к. через расщелину сразу поступает в нижние дыхательные пути. Дети с небными расщелинами и открытой ринолалией предрасположены к возникновению гипотрофии, отита, евстахиита, бронхита, пневмонии. Врожденные небные расщелины часто сочетаются с неправильным прикусом.

Состояние интеллекта у детей с открытой ринолалией может быть различным – от нормы до ЗПР и олигофрении различной степени. Часто у детей наблюдаются неврологические знаки: нистагм, птоз, гиперрефлексия.

Долингвистический период у детей с ринолалией протекает аномально: обращает внимание отсутствие модулированного и разнообразного лепета, тихая или беззвучная артикуляция звуков. Речевое развитие при ринолалии также запаздывает: первые слова ребенок нередко произносит после 2-х лет. Речь невнятная, невыразительная и непонятная для окружающих.

При открытой органической ринолалии грубо нарушается артикуляция звуков и звукопроизношение. Корень языка постоянно находится в приподнятом положении, а кончик языка – в пассивном, опущенном, в связи с чем большая часть согласных приобретает «заднеязычный» оттенок и напоминает звук [х]. При открытой ринолалии все звуки имеют сильный носовой (назальный) оттенок, между собой практически не дифференцируются; голос становится глухим и тихим.

Стремясь произносить звуки более внятно, дети напрягают мимическую мускулатуру, мышцы губ, языка и крыльев носа, что приводит к возникновению гримас и еще больше ухудшает общее впечатление от речи.

Неточная артикуляция и искаженное звучание звуков сопровождается вторичным нарушением слуховой дифференциации и фонематического анализа, приводя к нарушениям письменной речи – дисграфии и дислексии. Ограничение речевых контактов у детей с ринолалией приводит к недостаточной сформированности словарного запаса и грамматической стороны речи, т. е. ОНР.

Если ребенок с открытой органической ринолалией осознает и переживают свой дефект, это вызывает у него развитие вторичных психических наслоений: замкнутости, раздражительности, застенчивости.

При открытой функциональной ринолалии страдает, главным образом, звукопроизношение гласных; согласные звуки остаются сохранными ввиду достаточного нёбно-глоточного смыкания.

Закрытая органическая ринолалия сопровождается нарушением произношения носовых звуков ([м], [м’], [н], [н’]), заменой [м] на [б], [н] на [д]. При этом также страдает тембр голоса; из-за невозможности носового дыхания дети вынуждены дышать ртом. Дети с закрытой органической ринолалией склонны к простудным заболеваниям, развитию астенического синдрома. При закрытой функциональной ринолалии голос приобретает тусклый, неестественный, мертвый оттенок.

Этапы логопедической работы при ринолалии с детьми

Логопедическая работа при ринолалии разделяется на несколько этапов, каждый из которых имеет собственное значение. Обычно методика логопедического воздействия при ринолалии включает в себя:

  1. Составление характеристики ребенка.
  2. Логопедическое обследование с составлением речевой карты.
  3. Подготовку заключения.
  4. Логопедическое воздействие до операции.
  5. Логопедическое воздействие после операции.

Каждый из этапов одинаково важен и пропускать хоть один из них не рекомендуется.

Логопедическая характеристика на ребенка с ринолалией

Для составления характеристики используется медицинская карта ребенка, проводится беседа с родителями, изучается полный медицинский анамнез, включая пренатальный период. В большинстве случаев ринолалия появляется из-за врожденных проблем, поэтому выявить их удается еще до родов или сразу после них. Для логопеда оказывается полезной любая информация: как питался малыш, какие операции и в каком возрасте ему проводили, как он развивался. Полученная информация заносится в речевую карту для дальнейшей работы.

Логопедическое обследование детей с ринолалией

Этот этап не отличается уникальностью. Подобным образом проводится исследование при любом другом речевом нарушении. Всего изучается 5 разделов развития речи. Они представлены ниже в таблице.

Основные разделы логопедического обследования

Изучаемый разделМетоды и способы обследования
Особенности артикуляционного аппаратаЛогопед изучает строение речевого аппарата, выявляет его анатомические дефекты:
  • Есть ли расщелины и каков их характер.
  • Насколько сохранена подвижность языка, губ.
  • Симметричны ли носогубные складки.
Особенности дыхания
  • Какой тип физиологического и речевого дыхания используется.
  • Как проходит воздушная струя.
Состояние голосаОтмечается тембр, сила, длительность, выраженность назального оттенка.
Особенности звукопроизношенияИзучается произношение гласных и согласных фонемов, артикуляционные позы.
Особенности речиВ каком состоянии находится развернутая речь, достаточно ли развит словарный запас.

Логопедическое заключение при ринолалии

Заключение включает в себя информацию, полученную из всех перечисленных выше этапов, а также общие рекомендации и план работы. Ринолалия – это в логопедии широко распространенное заболевание, требующее комплексной работы, поэтому свое заключение специалист передает врачам, дефектологам, педагогам, которые также будут участвовать в коррекционном процессе.

Логопедическая работа до и после операции

Поскольку ринолалия определяется как нарушение, сочетающее в себе голосовые проблемы (гнусавость) и дыхательные (неправильный поток воздуха), основными направлениями работы становится ими они. Коррекция артикуляции, звукопроизношения, автоматизация речи не отличаются от таковых же при любых других речевых болезнях.

Работа над голосом при ринолалии начинается с постановки гласных фонем. С их помощью можно начать использование вокальных упражнений, которые и становятся основным инструментом в коррекции голосовых особенностей.

Работа над дыханием при ринолалии призвана научиться контролировать воздушную струю. Для этого проводятся упражнения на постановку физиологически правильного дыхания. Эффективным оказывается чередование носового и ротового вдоха/выдоха.

На дооперационном и послеоперационном этапе упражнения не меняются, но до устранения дефекта большее внимание уделяется дыханию и голосу, а после – именно звукопроизношению, хотя остальные направления работы также присутствуют

Способы лечения и коррекции

Речевое нарушение при ринолалии настолько очевидно, что обойтись без комплексного лечения становится невозможно. Его выбор зависит от характеристики нарушения, его причин и времени возникновения.

Устранение органических характеристик

Врожденная ринолалия обусловлена в основном органическими дефектами, устранить которые можно с помощью специальных медицинских средств и хирургического вмешательства:

  1. Изготовление глоточного обтуратора – позволяет имитировать правильные движения неба, закрывая существующий недостаток. С его помощью нормализуется дыхание, воздушная струя направляется в нужную сторону, речь восстанавливается.
  2. Уранопластика – требуется, если в основе болезни лежит расщелина твердого неба.
  3. Велофарингопластика – назначается, если причиной болезни стали расщелины губ и неба одновременно или если уранопластика не помогла достичь должного эффекта.
  4. Хейлопластика – помогает ликвидировать дефекты губ, носа и полностью восстановить их первоначальные функции. Проводится уже на первом году жизни ребенка.
  5. Аденотомия – позволяет убрать лимфоидную ткань из носоглотки, чтобы она не препятствовала нормальной работе органов.
  6. Полипотомия носа – требуется, если виной нарушения стали полипы.
  7. Септопластика – позволяет изменить носовую перегородку, чтобы улучшить движение воздуха.

Если первичные и вторичные нарушения при ринолалии у детей вызваны новообразованиями, назначается процедура по их удалению.

Устранение функциональных характеристик

Функциональная ринолалия в большинстве случаев корректируется специальными физиотерапевтическими и психотерапевтическими методиками, поскольку в ее основе часто лежат психологические проблемы. Дополнительно к ним назначается логопедическая работа. Она включает в себя стандартные методы работы:

  1. Гимнастику, благодаря которой артикуляция и голос при ринолалии восстанавливаются.
  2. Логопедический массаж.
  3. Постановку и автоматизацию фонемов.
  4. Развитие силы и гибкости голосовых связок.
  5. Развитие слухового внимания и т.д.

Нередко органическая форма болезни перетекает в функциональную. Это происходит, когда физический дефект успешно устраняется хирургическим вмешательством, но психологические проблемы не позволяют больному в полной мере начать пользоваться своим голосовым аппаратом. В таком случае назначается комплексное лечение, включающее в себя все перечисленные способы коррекции.

Понятие смешанной ринолалии. Особенности речи при смешанной ринолалии.

Для преодоления органической закрытой ринолалии прежде всего необходимо оперативным путем устранить причины, препятствующие доступу воздуха в носовую полость. Как правило, с устранением этих причин, носовое дыхание нормализуется и дефект исчезает. Если же улучшения речи не происходит, то после операции проводится курс логопедического обучения, включающий следующие направления:

  • активизация мышц мягкого неба и задней стенки глотки. Используются упражнения, аналогичные тем, которые применяются при коррекции открытой ринолалии;
  • дифференциация носового и ротового вдоха и выдоха, осуществляемая с помощью дыхательных упражнений;
  • постановка правильного произношения звуков , , .

Коррекционная работа по устранению функциональной закрытой ринолалии включает перечисленные направления, но, учитывая, что в данном случае нарушение носит центральный характер, в некоторых случаях логопедическое воздействие является недостаточным. Требуется консультация врача-невролога.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение закрытой ринолалии.

2. Почему при закрытой ринолалии наиболее сильно страдает произношение носовых звуков?

1. Назовите причины возникновения закрытой ринолалии.

2. Какие виды органической закрытой ринолалии вы знаете?

3. Что является причиной передней закрытой ринолалии?

4. Чем бывает вызвана задняя закрытая ринолалия?

7. Чем обусловлено возникновение функциональной закрытой ринолалии?

8. Перечислите коррекционные мероприятия, направленные на устранение закрытой ринолалии.

Почему стоит обращаться в «НейроСпектр»

У ребенка явные или неявные проблемы с речью? Обращайтесь в Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» — у нас работают опытные врачи, в распоряжении которых самое современное диагностическое и медицинское оборудование. В частности, мы имеем большой опыт работы с детьми, которым поставлен диагноз открытая ринолалия — механизм нарушения, симптоматика, сопутствующие заболевания и многие другие факторы учитываются при составлении индивидуального плана лечения.

Специалисты нашего Центра расскажут о профилактике открытой формы ринолалии, проведут все необходимые обследования и медицинские процедуры.

Коррекция

Даже если не требуется хирургическая операция, с ребенком постоянно будут работать логопед и дефектолог

Важно добиться правильной артикуляции и постановки звуков. Сделать это можно при помощи массажа, специальных упражнений, игр

Устранение ринолалии с помощью массажа и упражнений

Логопедический массаж помогает восстановить мышцы языка, губ. Специалист аккуратно массирует неба ребенку. При этом малыш не должен чувствовать дискомфорт.

Также массажу подвергаются щеки и носогубные складки.

Все упражнения должны проходить в виде игры. Логопед предлагает:

  • дыхательную гимнастику;
  • надувание шариков;
  • задувание свечей;
  • гимнастику языка.

Важно, чтобы специалист заинтересовал ребенка. Монотонные упражнения будут ему неинтересны, лечение окажется неэффективным

Артикуляционные упражнения

Упражнения при ринолалии могут быть следующими:

  1. Круговыми движениями облизывать губы.
  2. Открыть рот и стараться языком дотянуться до кончика носа.
  3. Языком касаться внутренней части щеки.

Все они направлены на укрепление мышц языка, которые после ринолалии очень слабые, неразвитые.

В каждом случае логопед подбирает индивидуальные программы коррекции речевого аппарата ребенка. Задача родителей – выполнять советы специалиста, заниматься с малышом.

Стадии и степени

В зависимости от формы нарушения речи, выраженности искажения слов и звуков, выделяют 4 основных степени тяжести ринолалии независимо от разновидности патологии.

1 степень

Ринолалия 1 степени имеет признаки незначительной гнусавости слов с несущественным искажением звуков. При этом функции речевого аппарата сохранены, а в процессе разговора с больным человеком можно разобрать все словосочетания, которые он воспроизводит. В целом речь собеседника кажется нормальной, но с небольшими дефектами.

2 степень

При наличии ринолалии 2 степени назальное звучание слов является более выраженным, а также присутствуют грубые ошибки во время артикуляции.


Общение с человеком не доставляет больших сложностей, а его речь является полностью понятной для окружающих.

3 степень

На данном этапе развития патологии у больного наблюдается выраженная гнусавость звуков и слов, но при этом речь все еще сохраняет свою разборчивость. Во время разговора с таким собеседником можно понять все слова, которые он произносит. Дискомфорт восприятия звуков связан только лишь с их назальным звучанием.

В каких случаях нужно назначать лечение?

Основным диагнозом, который становится причиной для проведения данной операции, это – варикозное расширение подкожных вен

Причем не важно, то ли это маленькая, или большая вена. Правда, есть одно предписание, лазерная коррекция применяется только в том случае, если они расширены более чем на один сантиметр

При этом ход самих сосуд – ровный, без лишних изгибов. А ответвления здоровы или расширены совсем немножко.

Это говорит о том, что данный метод лечения эффективен только при начальной стадии развития недуга. И если речь идет о подкожных венах.

А вот когда болезнь запущена, или расширение образовалось более чем на один сантиметр, лазеротерапия не дает гарантии того, что в будущем вена опять не «расклеится» и проблема не возобновится.

В остальных случаях нужно удалять венозные вены с помощью другой методики лечения.

Многие специалисты уверены, что ВРВ эффективнее всего лечить с помощью лазера. Этот метод основывается на использовании теплового эффекта. Именно он применяется для коагуляции сосудов. Простыми словами, световод, которые вводят в сосуды, излучает определенный поток энергии.

Именно этот процесс происходит во время операции. Излучение, которое исходит от лазера, поглощается гемоглобином, что присутствует в крови. Возможно это только под воздействием выделяемого тепла, которое нагревает клетки крови и стенки самих сосудов. В результате этого кровь, как будто, «выдавливается» из сосуда, а последний попросту склеивается. Также это приводит к полному прекращению кровотока. Венозный же отток, вследствие такого вмешательства, происходит через другие вены, которые не поражены варикозом.

Чтобы избежать осложнения, необходимо предварительно проконсультироваться с врачом и пройти полное обследование. И только после этого приступать к выполнению данной процедуры.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]