Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста


Международный журнал

В современных условиях развития общества в системе образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие образовательной системы. Появляются качественно новые подходы, программы, методики.

Сегодня очень много говорят о необходимости внедрения инновационных технологий. В образовании инновационные технологии призваны, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.

Методика – это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий [1].

Прежде чем приступить к работе по воспитанию правильного произношения, необходимо ознакомится с речью каждого ребенка.

Как правило, обследование проводится с использованием специального материала.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это сбой в процессе формирования произносительной системы языка у детей, который сопровождается расстройствами речи из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Фонетико-фонематическое нарушение речи может проявляться у детей с нормальным интеллектом и слухом в форме:

– замены одних звуков другими;

– смешения и искажения звуков;

– перестановки слоговой структуры слова;

– упрощения слоговой структуры слова;

– неярко выраженных лексико-грамматических ошибок.

Среди факторов появления фонетико-фонематического недоразвития речи как незавершенного процесса произношения и восприятия фонем у детей различают неблагоприятные условия окружающей среды, а также внутренние (экзогенные) и внешние (эндогенные) причины. Фонетико-фонематическое нарушение речи является сложной и серьезной проблемой на пути овладения навыками письма и чтения, что может привести к развитию патологий лексико-грамматической системы у детей школьного возраста [2].

Для выявления уровня сформированности фонетико-фонематической стороны речи детей младшего школьного возраста на фоне задержки психического развития используется методика О.Б. Иншако-вой [2].

Для проведения обследования в альбоме подобраны иллюстрации с теми звуками, которые чаще бывают нарушенными (С, С’, З, З’, Ц, Ш, Ж, Ч,Щ, Л, Л’, Р, Р’, Ы, М, Н, Б, В, К, К’, Г, Г’, Х, Х’ ). Материал обследования подобран в соответствии с существующими методиками Ф.Ф. Рау, М.Ф. Фомичевой.

Основным принципом при подборе материала для обследования фонематических процессов, являлся принцип последовательного перехода от простого к более сложному.

Фонематическое восприятие исследуется с помощью определения наличия или отсутствия звука в слове, определения места звука в слове, составления слов из заданного количества звуков, подбора слов на заданный звук [3].

В основу обследования фонематического анализа положена методика Л.Ф. Спировой, которая рекомендует начинать обследование с выделения гласных звуков, стоящих в начале слова под ударением, и согласных звуков, стоящих в конце слова, переходя постепенно к более сложным для детей позициям звуков

При обследовании фонематического синтеза определяется способность детей составлять слова из разного количества звуков, стоящих в различной последовательности [4].

В методике Фотековой Т.А. использованы речевые пробы. Предлагаемая методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа структуры дефекта речевого профиля, структуры дефекта. Предложены два варианта методики: экспресс-диагностика и углубленное исследование. Разработана бальная система для оценки выполнения заданий методики.

Данная методика, удобна для:

– диагностики;

– уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушения разных сторон речи (получение речевого профиля);

– построения системы индивидуальной коррекционной работы;

– комплектования подгрупп на основе общности структуры нарушений речи;

– отслеживания динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия.

Методика включает шесть серий, каждая из которых объединяет речевые пробы нарастающей трудности. Для того чтобы оценка каждой из сторон речи вносила примерно равный вклад в общий балл, суммарные баллы за выполнение за выполнение каждой серии были по возможности уравнены. Всего речевое обследование включает 157 проб, не считая проверки звукопроизношения, выводы о состоянии которого делаются на основе специальных проб, так и по ходу обследования в целом. Каждая проба оценивается в отдельности, затем высчитывается сумма баллов за все задание, за серию, и далее из суммарных оценок за каждую из шести серий вычисляется общий балл за выполнение всех заданий методики.

Для каждой серии, а в некоторых сериях и для каждой группы и для каждой группы проб, разработаны собственные критерии оценки.

Для построения индивидуального профиля необходимо посчитать успешность выполнения каждой серии в процентном выражении (умножить начисленное за серию количество баллов на 100 и разделить полученный результат на максимально возможный, т.е. на 50 – для серий I, III, IV; на 10 – для серий II и V; на 30 – для серии VI). В первой серии целесообразно тем же способом посчитать процент успешности для каждого задания в отдельности.

Получив такой профиль, можно сразу вычленить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребенка и, основываясь на этом, разработать коррекционную программу. Предполагает обнаружение не просто отдельных симптомов нарушенного развития, а, прежде всего связей между ними, установление иерархии выявленных отклонений, а так же наличия сохранных звеньев. Согласно современным представлениям о структуре дефекта для детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи типично сочетание нарушений произношения и восприятия фонем родного языка. Отличительным признаком является незаконченность процесса формирования произношения и восприятия звуков, различающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. В то же время, поскольку развитие речи взаимосвязано с такими психическими процессами, как память, внимание, восприятие различной модальности, мышление, у детей наблюдается большой диапазон индивидуальных различий, характеризующих уровень как речевого, так и психофизического развития, которые следует учитывать в осуществлении коррекционно-развивающей работы [5].

Практика логопедической работы подтверждает, что нарушение письма, обусловленное фонематическим недоразвитием, как правило, распознается лишь в процессе обучения во 2-3 классах. Между тем своевременное выявление учащихся с этими отклонениями с первых дней пребывания в школе и организация коррекционного обучения, адекватного дефекту, позволяют предупредить нарушения письма и чтения [6].

Таким образом, процесс обследования включает в себя три аспекта:

– артикуляционный (выяснение особенностей произношения звуков и функционирования органов артикуляции в процессе разговорной речи);

– фонологический (изучение того, как ребёнок различает систему речевых звуков (фонем) в различных фонематических условиях);

– лексико-грамматический (уточнение словарного запаса, умения употреблять слова в нужной форме, правильно строить предложение).

Благодаря такому обследованию, можно получить более четкие данные для диагностики фонетико — фонематического недоразвития речи. При этом выявляются не только дети, у которых имеется неправильное произношение, но и те случаи, где, на первый взгляд, никаких нарушений не заметно и только при тщательном обследовании можно установить, что у них есть грубые нарушения в фонематическом восприятии и фонематическом анализе и синтезе, которые могут быть нарушены избирательно, но возможно и их одновременное недоразвитие [7].

Таким образом, фонематическое недоразвитие проявляется в нарушениях фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза, которые могут быть нарушены избирательно или одновременно. Фонематическое недоразвитие наблюдается как при нарушении произношения, так и при нормальном произношении. Первичное обследование является главным звеном в диагностике детей с фонематическим недоразвитием речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

При ФФН у детей имеет место расстройство произносительной стороны речи и особого фонематического слуха, способствующего различению и узнаванию фонем родного языка. Физиологический слух и интеллект у детей с ФФН сохранны. Структура дефекта при ФФН характеризуется несформированностью звуковой стороны речи, нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженным лексико-грамматическими нарушениями.

Нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФН представлены фонематическими (смешением и заменами звуков) и фонетическими дефектами (искажением звуков) Наиболее часто отмечаются замены артикуляторно сложных звуков более простыми ([р] на [л], [ш] на [ф], [с] на [т] и пр.). Другим вариантом проявления ФФН может быть недифференцированное произношение звуков, когда один звук может служить заменителем целого ряда других звуков (например, [т´] вместо [ с´], [ ч ], [ ш ]). Еще одним дефектом при ФФН может являться смешение звуков, их неустойчивое употребление в речи: в одних случаях нужный звук произносится правильно, в других – заменяется артикуляторно или акустически близкими звуками. В дальнейшем такие нарушения будут сопровождаться однотипными заменами букв на письме (артикуляторно-акустическая дисграфия).

Фонематические нарушения часто сочетаются с фонетическими недостатками – искажением произношения одного или нескольких звуков (ротацизмом, сигматизмом, ламбдацизмом и др.). Общее количество дефектно произносимых звуков при ФФН может достигать 16-20.

Прямым следствием нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН является неспособность овладеть фонематическим анализом: выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность. Детям с ФФН с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов. При проговаривании таких слов отмечаются пропуски слогов, их перестановки и замены, добавления лишнего звука внутри слога и т. д. Кроме перечисленных затруднений, при ФФН может отмечаться нечеткость артикуляции.

Лексический запас и грамматический строй речи при ФФН обычно в пределах нормы, однако при специальном обследовании могут выявляться ошибки в словоизменении, согласовании частей речи, употреблении предлогов.

Наряду с нарушениями вербального характера, детям с ФФН свойственны определенные особенности протекания ВПФ: неустойчивость произвольного внимания, трудности переключения, сужение объема памяти (особенно на речевой материал), трудности в понимании абстрактных понятий, замедленное течение мыслительных процессов и т. д. Все это препятствует успешной учебной деятельности и обусловливает нестойкую успеваемость.

Простой (элементарный) фонематический анализ

Исследование проводится в последовательности от простого к сложному. Для проведения диагностического занятия рекомендуется подготовить игровые наборы или весть диалог от имени персонажей сказок. Последовательность работы:

1. Выделение определенного (заданного) звука на фоне слова:

— Слышится ли звук [м] в слове ком?

— Слышится ли звук [к] в слове рак?

2. Выделение начального ударного гласного:

— Какой первый звук слышится в слове?

Аня — Оля — утка — ива — эхо.

3. Выделение начального согласного:

— С какого звука слово начинается?

Мак — рыбак — часы — мел — лак.

4. Дифференциация звуков по оппозиционным характеристикам, противопоставлениям:

рожки — ложки;

укол — угол;

уточка — удочка;

зайка — сайка;

мишка — миска;

лук — люк.

Данная методика позволяет оценить сформированность фонетико-фонематических процессов у младших школьников. В отличие от имеющихся методик диагностики дошкольников, данные задания значительно сложнее, поэтому с детьми дошкольного возраста их использовать не рекомендуется. Данную методику целесообразно использовать для учащихся с 2-3-его класса, в рамках оценки дизорфографических нарушений.

Источник: Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников. — СПб.: СПбГУПМ, 1999. — 36 с.

1. Исследование фонематического восприятия

Речевой материал — картинки на слова-квазиомонимы: зовет-завод, выть-вить, мышка-мишка, мыло-Мила, ел-ель, лук-люк, Юля-юла, галка-галька, угол-уголь, Лешка-ложка, сова-софа, класс-глаз, картина-гардина, кот-год, колос-голос, почка-бочка, пашня-башня, Паня-баня, пой-бой, топор-табор, порт-борт, тушь-душ, катушка-кадушка, уточка-удочка, том-дом, трава-дрова, тачка-дачка, тоска-доска, затор-задор, сайка-зайка, косы-козы, суп-зуб, вышить-выжить, Саша-сажа, крушить-кружить, рама-яма, марка-майка, рот-йод, рожки-ложки, бурки-булки, гроза-глаза, рукавица-луковица, прорыв-пролив, барон-баллон, корона-колонна, Марина-малина, жарит-жалит, усы-уши, мишка-миска, сук-жук, сыр-жир, косы-кожи, челка-щелка, читает-считает, дочь-дождь, плач-плащ, горячий-горящий, точить-тащить, Петька-печка, редька-речка, плачет-платит, телка-челка, катается-качается, светик-цветик, лиса-лица, весы-вещи, лес-лещ, чашки-шашки, нож-ночь, честь-шесть, печка-пешка, мочка-мошка.

Процедура и инструкция. Перед учеником поочередно раскладываются картинки на слова — квазиомонимы. По указанию экспериментатора он показывает то или иное изображение. В случае затруднения при выполнении задания испытуемый получает дополнительные вопросы.

Оценка результатов:

5 баллов — высокий уровень — правильное, быстрое выполнение задания;

4 балла — уровень выше среднего — показ картинок сопровождается несистематическими ошибками, указания экспериментатора приводят к исправлению выбора изображений;

3 балла — средний уровень — выраженные трудности в дифференциации определенной группы звуков, задание выполняется самостоятельно;

2 балла — уровень ниже среднего — стойкие ошибки в дифференциации нескольких групп звуков, неаргументированный отбор картинок;

0-1 балл — низкий уровень — неправильное выполнение задания, отказ от его выполнения.

2. Особенности имитации слога с меняющимся ударением

А. Исследование умения повторять ряды, состоящие из 2-х слогов (с одинаковыми согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением. Речевой материал — слоги:

Да — да да -да
ро — ро Ро — ро
лу — лу лу — лу

Процедура и инструкция. Экспериментатор дает инструкцию внимательно прослушать пары слогов, запомнить ударный и повторить слоги с таким же ударением.

Оценка результатов:

5 баллов — высокий уровень — безошибочное воспроизведение слогового ряда с выделением ударного слога;

4 балла — уровень выше среднего — правильное повторение количества и порядка слогов, единичные ошибки при выделении ударного слога или если в процессе выполнения задания понадобилось их повторное воспроизведение;

3 балла — средний уровень — единичные ошибки в передаче количества, порядка слогов, а также в воспроизведении ударного слога;

2 балла — уровень ниже среднего — активная помощь экспериментатора в виде неоднократного повторения серии слогов позволила воспроизвести испытуемому единичные слоговые ряды с выделением ударного слога;

0-1 балл — низкий уровень — помощь экспериментатора неэффективна, ребенку не удается повторить серию слогов с выделением ударного слога, отказ от выполнения задания.

Б. Исследование умения повторять ряды, состоящие из 2-х слогов (с фонетически далекими согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением.

Речевой материал — слоги:

МА — да ма — да
ро — со Ро — со
Гу — лу гу — лу

Процедура и инструкция, оценка результатов — см. п.4.1 .А.

В. Исследование умения повторять ряды, состоящие из 2-х слогов ( с разными оппозиционными согласными звуками и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением.

Речевой материал — слоги:

та — да та — да,
по — бо по — бо
ку — гу ку — гу

Процедура и инструкция. Экспериментатор дает инструкцию внимательно прослушать пары слогов, запомнить ударный и повторить слоги с таким же ударением.

Оценка результатов:

5 баллов — высокий уровень — безошибочное воспроизведение слогового рада с выделением ударного слога;

4 балла — уровень выше среднего — правильное повторение количества и порядка слогов, единичные ошибки при выделении ударного слога или если в процессе выполнения задания понадобилось их повторное воспроизведение;

3 балла — средний уровень — единичные ошибки в передаче количества, порядка слогов, а также в воспроизведении ударного слога;

2 балла — уровень ниже среднего — активная помощь экспериментатора в виде неоднократного повторения серии слогов позволила воспроизвести испытуемому единичные слоговые ряды с выделением ударного слога;

0-1 балл — низкий уровень — помощь экспериментатора неэффективна, ребенку не удается повторить серию слогов с выделением ударного слога, отказ от выполнения задания.

Г. Исследование умения повторять ряды, состоящие из 2-х слогов (с разными согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением.

Речевой материал — слоги:

Ва — су Ва – су
го — сы Го — сы
ту — ма ту — ма

Процедура и инструкция, оценка результатов — как в задании выше.

Д. Исследование умения повторять ряды, состоящие из 3-х слогов (с одинаковыми согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением. Речевой материал — слоги:

ва ва ва ва ва ва ва ва ва
ло ло ло ло ло ло ло ло ло,
шу шу шу шу шу шу шу шу шу

Процедура и инструкция, оценка результатов — задание 1.

Е. Исследование умения повторять ряды, состоящие из 3-х слогов (с фонетически далекими согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением.

Речевой материал — слоги:

Га — да — са Га – да — са га — да — са,
Ру — ву — ку Ру — ву — ку ру — ву — ку
фа — ла — за фа — ла — за Фа-ла-за

Процедура и инструкция, оценка результатов — см. п.1

Ж. Исследование умения повторять ряды, состоящие из 3-х слогов (с разными согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением.

Материалом для исследования служили слоги:

шу-ла-гы шу-ла-гы шу-ла-гы
мо-фа-ры Мо-фа-ры мо-фа-ры
ча-зу-до ча-зу-до ча-зу-до

Процедура и инструкция. Экспериментатор дает инструкцию внимательно прослушать пары слогов, запомнить ударный и повторить слоги с таким же ударением.

Оценка результатов:

5 баллов — высокий уровень — безошибочное воспроизведение слогового ряда с выделением ударного слога;

4 балла — уровень выше среднего — правильное повторение количества и порядка слогов, единичные ошибки при выделении ударного слога или если в процессе выполнения задания понадобилось их повторное воспроизведение;

3 балла — средний уровень — единичные ошибки в передаче количества, порядка слогов, а также в воспроизведении ударного слога;

2 балла — уровень ниже среднего — активная помощь экспериментатора в виде неоднократного повторения серии слогов позволила воспроизвести испытуемому единичные слоговые ряды с выделением ударного слога;

1 балл — низкий уровень — помощь экспериментатора неэффективна, ребенку не удается повторить серию слогов с выделением ударного слога, отказ от выполнения задания.

Исследование языкового анализа, синтеза, представлений

1. Исследование умения анализировать предложения на слова и синтезировать слова в предложении.

А. Анализ структуры предложения.

Речевой материал — предложения: Дети сажают дерево. По дороге едет машина. Ребята собирают в лесу грибы. (2-й класс). На улице идет дождь. В класс пришел новый ученик. В саду созрел богатый урожай. На уроках школьники узнают много интересного. (3-й класс).

Процедура и инструкция. Экспериментатор читает вслух предложения и просит ученика внимательно их прослушать и определить, сколько в них слов.

Оценка результатов: высокий уровень — правильное определение количества слов во всех предложениях; уровень выше среднего — определение слов в предложении требует неоднократного их повторения, допущенные ошибки находятся и исправляются испытуемым самостоятельно; средний уровень — допускаются ошибки в половине предложений, смешиваются такие понятия, как приставка и предлог; уровень ниже среднего — задания выполняются только с помощью логопеда при неоднократном исправлении им ошибок, с привлечением либо моторного компонента в виде загибания пальцев рук или наглядного материала в виде полосок; низкий уровень — задание не выполняется, помощь неэффективна.

Б. Составление предложения из слов, данных в беспорядке.

Данное исследование позволяет уточнить, насколько правильно ученик устанавливает между словами смысловую и синтаксическую связь.

Речевой материал — слова предложений: в, грибы, собирать, лес, дети; на, ловить, мальчики, пруд, рыба.

Процедура и инструкция. Перед началом исследования ученику дается инструкция внимательно прослушать слова предложения, постараться изменить некоторые из них, порядок расположения слов и составить предложение.

Оценка результатов:

5 баллов — высокий уровень — правильное и самостоятельное выполнение заданий;

4 балла — уровень выше среднего — для правильного выполнения задания от ученика требуется повторение слов предложений, отдельные ошибки замечаются им и исправляются самостоятельно;

3 балла — средний уровень — безошибочное составление половины предложений при помощи экспериментатора);

2 балла — уровень ниже среднего — стойкие ошибки в установлении смысловой и синтаксической связи слов предложения, предложение составляется при предъявлении заданных словоформ в письменном виде, с помощью логопеда;

0-1 балл — низкий уровень — задание не выполняется при многократном повторении слов предложений, а также при предъявлении их в письменном виде, помощь экспериментатора неэффективна.

2. Деление, слов на слоги

А. Исследование умения делить только что произнесенные экспериментатором слова на слоги.

Речевой материал — слова: мошка, кнопка, картофель, столяр, пригревает (2-й класс); стенка, фиалка, котельная, квадрат, электричество (3-й класс).

Процедура и инструкция. Ученику дается инструкция внимательно прослушать последовательно названные экспериментатором слова и отхлопать в ладоши количество слогов в каждом слове.

Оценка результатов:

5 баллов — высокий уровень — правильное и самостоятельное выполнение задания;

4 балла — уровень выше среднего – для определения количества слогов ученику требуется повторение отдельных слов или уточнения задания, неправильные ответы исправляются самостоятельно, темп работы — замедленный;

3 балла — средний уровень — ошибки отмечаются в половине предложенных слов, самопроверка в ряде случаев не дает положительных результатов, наблюдается смешение понятий слога и звука;

2 балла — уровень ниже среднего — стойкие ошибки, правильное определение количества слогов в отдельных словах только с помощью экспериментатора;

0-1 балл — низкий уровень — задание не выполнено, помощь экспериментатора неэффективна.

Б. Исследование умения определять количество слогов в словах при повторении их учеником.

Речевой материал — слова: лист, компот, вермишель, сороконожка (2-й класс); тумба, сковорода, примчался, велосипедист (3-й класс); карточки с цифрами.

Процедура и инструкция. Экспериментатор дает инструкцию: «Сейчас я будут называть слово, повтори по слогам и назови, сколько в этом слове слогов».

Оценка результатов:

5 баллов — высокий уровень — четкое и верное проговаривание слов по слогам, темп работы — быстрый;

4 балла — уровень выше среднего — выполнение задания вызывает трудности, наличие отдельных ошибок, уточнение деления отдельных слов на слоги приводит к исправлению ошибок;

3 балла — средний уровень — деление слов на слоги вызывает многочисленные ошибки, выполнение задания в письменном виде их не уменьшает, а в ряде случаев — увеличивает, самопроверка ошибок не выявляет;

2 балла — уровень ниже среднего — стойкие ошибки в большинстве слов, интенсивная помощь экспериментатора помогает довести работу до конца;

0-1 балл — низкий уровень — с заданием не справляется, отказ от выполнения задания.

В. Исследование умения определять количество слогов в названных экспериментатором словах без повторения их учеником.

Речевой материал — слова: дать, правило, жаворонок, красивее.

Процедура и инструкция. Экспериментатор дает инструкцию внимательно слушать слова и просит назвать, сколько слогов в каждом слове.

Оценка результатов:

5 баллов — высокий уровень — четкое и верное проговаривание слов по слогам, темп работы — быстрый;

4 балла — уровень выше среднего — выполнение задания вызывает трудности, наличие отдельных ошибок, уточнение деления отдельных слов на слоги приводит к исправлению ошибок;

3 балла — средний уровень — деление слов на слоги вызывает многочисленные ошибки, выполнение задания в письменном виде их не уменьшает, а в ряде случаев — увеличивает, самопроверка ошибок не выявляет;

2 балла — уровень ниже среднего — стойкие ошибки в большинстве слов, интенсивная помощь экспериментатора помогает довести работу до конца;

0-1 балл — низкий уровень — с заданием не справляется, отказ от выполнения задания.

Г. Анализ слоговой структуры слова на основе представлений.

1. Определение количества слогов в названиях картинок.

Материал — картинки со следующими изображениями: мяч. лодка, парашют, самосвал.

Процедура и инструкция. Экспериментатор дает инструкцию внимательно рассмотреть картинки и определить, сколько слогов в названии этих картинок (картинки вслух не называются).

Оценка результатов: высокий уровень — задание выполняется быстро и безошибочно; уровень выше среднего — картинки долго рассматриваются, цифры кладутся неуверенно, самопроверка помогает найти ошибки; средний уровень -для определения количества слогов требуется произнесение1 названия персонажа картинки самим учеником или экспериментатором, при этом цифры карточек в половине случаев соответствуют числу слогов; уровень ниже среднего — отмечаются смешения понятия слога и звука, единичные правильные ответы достигаются при помощи логопеда в виде называния персонажей картинок и уточнения содержания инструкций; низкий уровень — все задания не выполняются, интенсивная помощь логопеда неэффективна.

2. Определение количества слогов с помощью цифр.

Материал — картинки со следующими изображениями: булка, стол, береза, экскаватор, земляника; карточки с цифрами.

Процедура и инструкция. Ребенок получает инструкцию внимательно рассмотреть картинки, определить количество слогов в словах и положить под каждую картинку соответствующую цифру.

Оценка результатов:

5 баллов — высокий уровень — задание выполняется быстро и безошибочно;

4 балла — уровень выше среднего — картинки долго рассматриваются, цифры кладутся неуверенно, самопроверка помогает найти ошибки;

3 балла — средний уровень -для определения количества слогов требуется произнесение названия персонажа картинки самим учеником или экспериментатором, при этом цифры карточек в половине случаев соответствуют числу слогов;

2 балла — уровень ниже среднего — отмечаются смешения понятия слога и звука, единичные правильные ответы достигаются при помощи логопеда в виде называния персонажей картинок и уточнения содержания инструкций;

0-1 балл — низкий уровень — все задания не выполняются, интенсивная помощь логопеда неэффективна.

Д. Исследование умения делить слова на слоги, предъявленные в письменном виде.

Речевой материал — слова, напечатанные на карточках: машина, прогулка, пропуск, обруч, пуговица (2-й класс); пароход, постучали, разбежался, бетономешалка (3-й класс).

Процедура и инструкция. Перед началом исследования экспериментатор дает инструкцию внимательно прочесть слова, напечатанные на карточках, а затем разделить их вертикальными черточками на слоги.

Оценка результатов:

5 баллов — высокий уровень — деление слов на слоги не вызывает затруднений;

4 балла — уровень выше среднего — выполнение задания сопровождается комментированием, отдельные ошибки исправляются самостоятельно, темп работы -замедленный;

3 балла — средний уровень — ошибки допущены почти в половине слов, не все из них исправляются в ходе самопроверки;

2 балла — уровень ниже среднего — медленный темп работы, неправильное деление слов на слоги в большинстве предложенных слов, самопроверка не выявляет ошибок, смешение понятий слог-звук-буква;

0-1 балл — низкий уровень — стойкие затруднения не позволяют справиться с заданием, помощь экспериментатора неэффективна, отказ от выполнения задания.

Е. Исследование умения делить слова на слоги с учетом правила переноса.

Речевой материал — слова, напечатанные на карточках: собирать, покрывать, прогремел, наступила.

Процедура и инструкция. Ученику дается инструкция внимательно прослушать слова, напечатанные на карточке и разделить их на слоги с учетом правил переноса, затем объяснить выполнение задания.

Оценка результатов:

5 баллов — высокий, уровень — задание выполняется быстро и без исправлений;

4 балла — уровень выше среднего — самостоятельное выполнение задания, самопроверка приводит к исправлению допущенных ошибок, темп работы — замедленный;

3 балла — средний уровень — нарушение основных правил переноса в половине предложенных слов, самопроверка не ведет к исправлению допущенных ошибок; уровень ниже среднего — стойкие ошибки в большинстве слов, смешение таких понятий, как слог-буква, слог-звук;

0-1 балл — низкий уровень — беспорядочное, неаргументированное деление слов, повторение и уточнение инструкции экспериментатором не позволяет исправить ошибки, отказ от выполнения задания.

Ж. Исследование умения делить слова на слоги в предложении.

Материал— предложение: Кошка пьет из миски молоко. (2-й класс), Солнечные лучи лились ослепительным потоком. (3-й класс).

Процедура и инструкция. Ученик получает инструкцию внимательно прослушать предложение и записать его, проговаривая вслух по слогам. Экспериментатор фиксирует правильность выполнения работы. Дополнительно предлагается разделить некоторые слова на слоги с помощью вертикальных черточек.

Оценка результатов:

5 баллов — высокий уровень — четкое и верное проговаривание слов по слогам, темп работы — быстрый;

4 балла — уровень выше среднего — выполнение задания вызывает трудности, наличие отдельных ошибок, уточнение деления отдельных слов на слоги приводит к исправлению ошибок;

3 балла — средний уровень — деление слов на слоги вызывает многочисленные ошибки, выполнение задания в письменном виде их не уменьшает, а в ряде случаев — увеличивает, самопроверка ошибок не выявляет;

2 балла — уровень ниже среднего — стойкие ошибки в большинстве слов, интенсивная помощь экспериментатора помогает довести работу до конца;

0-1 балл — низкий уровень — с заданием не справляется, отказ от выполнения задания.

3. Исследование фонематического анализа, синтеза, представлений

А. Выделение звука на фоне слова.

Речевой материал — слова: окно, крыша, дом, кора, шарфик, телевизор, робот, львенок; карточки-сигналы.

Процедура и инструкция. Экспериментатор просит испытуемого поднять сигнал при наличии условленных звуков.

Оценка результатов:

5 баллов — высокий уровень — быстрое и безошибочное выполнение задания;

4 балла — уровень выше среднего — единичные ошибки, указание на них экспериментатором приводит к их исправлению;

3 балла — средний уровень — наличие ошибок в наиболее сложных по звуко-слоговой структуре словах, выполнение требует активной помощи экспериментатора;

2 балла — уровень ниже среднего — стойкие ошибки, которые не замечаются и не исправляются учеником;

0-1 балл — низкий уровень — неправильные ответы в большинстве слов, отказ от выполнения задания.

Б. Определение первого и последнего звука в словах.

Речевой материал — слова: пар, крыса, пригорок, принесло, белила, красивый.

Процедура и инструкция. Перед началом выполнения задания ученик получает инструкцию внимательно прослушать слова и назвать первый и последний звук в произнесенном слове.

Оценка результатов:

5 баллов — высокий уровень — быстрое и безошибочное выполнение задания;

4 балла — уровень выше среднего — единичные ошибки, указание на них экспериментатором приводит к их исправлению;

3 балла — средний уровень — наличие ошибок в наиболее сложных по звуко-слоговой структуре словах, выполнение требует активной помощи экспериментатора;

2 балла — уровень ниже среднего — стойкие ошибки, которые не замечаются и не исправляются учеником;

0-1 балла — низкий уровень — неправильные ответы в большинстве слов, отказ от выполнения задания.

В. Определение количества звуков в словах.

Речевой материал — слова: рак, шуба, крыша, степи, журавли, паркет, снеговик.

Процедура и инструкция. В начале исследования экспериментатор дает инструкцию внимательно прослушать слово и определить в нем количество звуков.

Оценка результатов:

5 баллов — высокий уровень — быстрое и безошибочное выполнение задания;

4 балла — уровень выше среднего — единичные ошибки, указание на них экспериментатором приводит к их исправлению;

3 балла — средний уровень — наличие ошибок в наиболее сложных по звуко-слоговой структуре словах, выполнение требует активной помощи экспериментатора;

2 балла — уровень ниже среднего — стойкие ошибки, которые не замечаются и не исправляются учеником;

0-1 балла — низкий уровень — неправильные ответы в большинстве слов, отказ от выполнения задания.

Г. Определение места звука по отношению к другим звукам слова.

Речевой материал — слова: кошка, каток, точка, завтрак, подснежник.

Процедура и инструкция. Перед произнесением каждого слова логопед называет испытуемому определенный звук, затем дает задание определить место данного звука в слове. Например: «Какой по счету звук Ш в слове КОШКА? и т.д.

Оценка результатов:

5 баллов — высокий уровень — быстрое и безошибочное выполнение задания;

4 балла — уровень выше среднего — единичные ошибки, указание на них экспериментатором приводит к их исправлению;

3 балла — средний уровень — наличие ошибок в наиболее сложных по звуко-слоговой структуре словах, выполнение требует активной помощи экспериментатора;

2 балла — уровень ниже среднего — стойкие ошибки, которые не замечаются и не исправляются учеником;

0-1 балла — низкий уровень — неправильные ответы в большинстве слов, отказ от выполнения задания.

Д. Отбор картинок, в названии которых есть определенный звук.

Материал — набор картинок с изображением сыра, куста, коровы, молотка, ложки, лимона, цыпленка, сита, халата, носков, кольца, крыши, карандаша и т.д.

Процедура и инструкция. Перед началом эксперимента ученику предлагается внимательно рассмотреть картинки, а затем отобрать те, в названии которых есть звуки С, Р, Л и т.д.

Оценка результатов:

5 баллов — высокий уровень — подбор слов с определенным количеством звуков не вызывает затруднений;

4 балла — уровень выше-среднего — правильное выполнение задания с активной помощью логопеда в виде наводящих вопросов, самостоятельное исправление ошибочного ответа после уточнения задания;

3 балла — средний уровень — неправильный подбор слов, состоящих из 6-ти и более звуков;

2 балла — уровень ниже среднего — стойкие ошибки в большинстве названных слов;

0-1 балл — низкий уровень — единичные правильные ответы, подобранные слова элементарны по звуковой структуре и составляют часть обиходного словаря.

Е. Придумывание слов, состоящих из определенного количества звуков (исследование фонематических представлений).

Материал — карточки с цифрами 3, 4, 5, 6, 7 и схемы слов с обозначением количества звуков: …, …. ,

Процедура и инструкция. Учащемуся предлагается придумать слово, состоящее из того количества звуков, которое указывается на карточке или схеме.

Оценка результатов:

5 баллов — высокий уровень — безошибочное и быстрое выполнение задания;

4 балла — уровень выше среднего — единичные ошибки исправляются самостоятельно или после подсказки логопеда;

3 балла — средний уровень — половина предъявленных слов, не соответствуют содержанию задания;

2 балла — уровень ниже среднего — названия изображений на картинках в большинстве случаев ошибочны, самопроверка или подсказка экспериментатора не приводят к правильному решению;

0-1 балл — низкий уровень — предъявление картинок ошибочно, нет аргументации при отборе того или иного изображения.

4. Определение характера звука в словах

А. Исследование умения дифференцировать гласные и согласные звуки в словах.

Речевой материал — слова: карта, прыжок, малина, учебник, октябрь.

Процедура и инструкция. В начале исследования экспериментатор дает ученику инструкцию внимательно послушать последовательно произнесенные им слова и назвать находящиеся в них сначала гласные, а затем — согласные звуки, объяснить свой выбор.

Оценка результатов:

5 баллов — высокий уровень — заданные звуки классифицируются правильно, уверенно;

4 балла — уровень выше среднего — в ходе выполнения задания допускаются отдельные ошибки, которые исправляются по подсказке экспериментатора;

3 балла — средний уровень — выраженные трудности при классификации смыслоразличительных признаков звуков в словах, обучающая инструкция логопеда приводит к правильным ответам в большинстве случаев;

2 балла — уровень ниже среднего -значительные трудности в усвоении и применении терминологии, стойкие ошибки в дифференциации звуков, задание выполняется только с помощью логопеда, темп работы — медленный;

0-1- балл — низкий уровень — задание не выполняется, помощь экспериментатора неэффективна.

Б. Определение согласных звуков по признаку звонкости — глухости.

Речевой материал — слова: дочка, подушка, квадрат, браконьер, правило.

Процедура и инструкция. Учащийся получает инструкцию определить принадлежность согласных к звонким или глухим звукам в произнесенных экспериментатором словах по вопросам: «Какие в этом слове согласные глухие? Какие звонкие?».

Оценка результатов:

5 баллов — высокий уровень — заданные звуки классифицируются правильно, уверенно;

4 балла — уровень выше среднего — в ходе выполнения задания допускаются отдельные ошибки, которые исправляются по подсказке экспериментатора;

3 балла — средний уровень — выраженные трудности при классификации смыслоразличительных признаков звуков в словах, обучающая инструкция логопеда приводит к правильным ответам в большинстве случаев;

2 балла — уровень ниже среднего -значительные трудности в усвоении и применении терминологии, стойкие ошибки в дифференциации звуков, задание выполняется только с помощью логопеда, темп работы — медленный;

0-1 балл — низкий уровень — задание не выполняется, помощь экспериментатора неэффективна.

В. Исследование имеющихся знаний и умений о способах обозначения мягкости согласных на письме,

Материалом исследования служат имеющиеся у ученика знания.

Процедура и инструкция. Экспериментатор просит учащегося вспомнить и назвать способы обозначения мягкости согласных на письме, привести примеры, а также примеры тех согласных, которые являются всегда твердыми или всегда мягкими согласными звуками.

Оценка результатов:

5 баллов — высокий уровень — правильное и аргументированное выполнение задания;

4 балла — уровень выше среднего — знания основных способов обозначения мягкости на письме, отдельные недочеты в назывании всегда твердых и всегда мягких согласных звуков;

3 балла — средний уровень — обнаруживаемые знания фрагментарны, ответы не аргументированы, преобладают штампы;

2 балла — уровень ниже среднего — имеются лишь отдельные правильные ответы;

0-1 балл — низкий уровень — уровень знаний не соответствуют программным требованиям, отказ от выполнения задания.

Исследование ударения в слогах и словах

1. Исследование умения находить ударные и безударные гласные в слогах

Материалом исследования служат слоги: / да-то аш-ли-но ва-за-су-ры кру — да — па — мои Процедура и инструкция. Экспериментатор дает инструкцию внимательно прослушать слоги, определить ударный слог и назвать в нем гласный звук.

Оценка результатов:

5 баллов — высокий уровень — безошибочное повторение слоговых рядов и правильное называние в них ударных и неударных звуков;

4 балла — уровень выше среднего — правильная передача количества и последовательности серии слогов, единичные ошибки при выделении ударных слогов, а также ударных и неударных звуков, для правильного выполнения задания понадобилось повторное произнесение слогов логопедом;

3 балла — средний уровень — единичные ошибки в передаче последовательности и количества слогов, неправильное называние ударных и неударных звуков в половине случаев;

2 балла — уровень ниже среднего — стойкие ошибки в воспроизведении слогового ряда, правильное определение ударных и неударных звуков лишь в единичных случаях;

0-1 балл — низкий уровень — неправильное повторение количества и последовательности слогов и выделение в них ударного, а также ударных и неударных звуков или отказ от выполнения задания.

2. Исследование умения находить ударение в словах

А. Исследование умения определять ударный слог в словах.

Речевой материал — слова: месяц, километр, букет, существительное, лесо-вичок, унесенные.

Процедура и инструкция. Ученику дается инструкция внимательно прослушать слова, разделить их на слоги и назвать ударный слог в каждом слове.

Оценка результатов:

5 баллов — высокий уровень — самостоятельное и безошибочное выполнение задания;

4 балла — уровень выше среднего — единичные ошибки при назывании ударного слога (звука) или самостоятельное нахождение и исправление неправильных ответов;

3 балла — средний уровень — названы ударные слоги (звуки) в половине предложенных слов;

2 балла — уровень ниже среднего — стойкие ошибки, интенсивная помощь экспериментатора позволяет назвать лишь отдельные ударные слоги (звуки);

0-1 балл — низкий уровень — задание полностью не выполнено или отказ от его выполнения.

Б. Исследование умения определять ударный гласный звук в словах.

Речевой материал — слова: школа, средства, участок, документы, профессор, корабли, применять, окончание, дружеский, железнодорожный.

Процедура и инструкция. Перед началом исследования экспериментатор дает инструкцию внимательно прослушать произнесенные слова и назвать ударный звук.

Оценка результатов:

5 баллов — высокий уровень — самостоятельное и безошибочное выполнение задания;

4 балла — уровень выше среднего — единичные ошибки при назывании ударного слога (звука) или самостоятельное нахождение и исправление неправильных ответов;

3 балла — средний уровень — названы ударные слоги (звуки) в половине предложенных слов;

2 балла — уровень ниже среднего — стойкие ошибки, интенсивная помощь экспериментатора позволяет назвать лишь отдельные ударные слоги (звуки);

0-1 балл — низкий уровень — задание полностью не выполнено или отказ от его выполнения.

В. Исследование умения выделять ударный гласный в письменных упражнениях.

Речевой материал — слова: машина, рубашка, крыльцо, светофор, светлеет, задание.

Процедура и инструкция. Учащемуся дается инструкция внимательно прослушать слова, затем записать только гласные буквы с выделением гласной, соответствующей ударному звуку, например, вместо слова машина — аИа, рубашка -уАа и т.д.

Оценка результатов:

5 баллов — высокий уровень — безошибочное и самостоятельное выполнение задания;

4 балла — уровень выше среднего — правильное определение количества гласных букв, единичные ошибки в обозначении ударных звуков прописными буквами, неударных — строчными, ошибки самостоятельно замечает и исправляет;

3 балла — средний уровень — при выполнении задания требуется его неоднократное уточнение экспериментатором, правильное кодирование гласных производится лишь в половине предложенных слов;

2 балла — уровень ниже среднего — стойкие ошибки, интенсивная помощь экспериментатора .позволяет «зашифровать» ударные и неударные гласные в отдельных случаях;

0-1 балл — низкий уровень — задание полностью не выполнено или отказ от его выполнения.

Скачать готовый расчет по данной методикеЗаказать готовый расчет по этой методикеЗадать нам вопрос по данной методике

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней — кликните на третью ссылку.

Фонемный анализ (по Д.Б. Эльконину)

В норме фонематический слух становится достаточно рано, зачастую задолго до того, как ребенок начинает произносить первые фразы. Поэтому автор предлагает следующий алгоритм обследования:

1. Выяснение порядка следования фонем в слове.

2. Установление различительной функции фонем.

3. Выделение базовых фонематических свойств и противопоставлений, присущих русскому языку.

Объекты фонемного анализа это:

− Слово как элементарная единица человеческого общения.

− Структурно-морфемные части слов как носители всевозможных сообщений.

− Артикуляторно-произносительные части слов — слоговые элементы.

Сложный фонематический анализ

Изучается способность ребенка к последовательному и количественному фонематическому анализу.

1. Определение последовательности звуков в предъявленном слове.

2. Определение места звука в слове (логопед утрированно произносит тот звук, который ребенок должен определить).

3. Определение количества звуков в слове (слова подбираются из звуков, ненарушенных в произношении детей).

Мак — мука — комок.

4. Определение количества звуков в словах, которые ребе­нок произносит ненормированно.

Сок — коса — шум — шапка — гора.

Принцип выбора слов, предлагаемых детям для анализа, заключается в том, что если в слове имеется звук, сложный по артикуляционным и акустическим признакам, например [с], [hi],

, то осталь­ные звуки должны быть простыми.

Как написать курсовую работу по логопедии

07.09.2010 239549

Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.

Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.

Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.

Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.

Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.

Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.

Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.

Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.

Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.

Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».

Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.

Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.

Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.

Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.

Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.

Предмет исследования это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.

Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:

– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.

Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.

Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.

При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:

– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;

– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;

– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;

– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);

– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.

Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.

При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.

Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].

При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].

Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.

Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.

При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:

– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.

– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.

– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.

В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.

Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.

В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.

Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.

В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.

О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.

Литература:

1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.

2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]