Причины, по которым развитие речи у ребенка происходит с задержкой, могут быть различными. Влияние оказывают разные факторы — от физиологии до психологических аспектов. Какие-то из них можно откорректировать самостоятельно, с другими придется обратиться за помощью к специалисту, но крайне важно разобраться в том, что «мешает» ребенку заговорить.
Квалифицированную помощь окажет профессиональный логопед-дефектолог. На первичном обследовании специалист определит причины, по которым задерживается речь, и предложит способы коррекции.
Причина 1. Индивидуальный темп
Несомненно, каждый ребенок уникален и должен развиваться в собственном графике. Если ваш малыш пошел на месяц раньше сына соседки, а вот слово «мама» произнес на несколько недель позже, ничего страшного в этом нет. У каждого свой темп.
Такая задержка развития речи так и называется — темповая. С небольшим опозданием все войдет в свое русло и ребенок будет формировать свое умение говорить так же, как и все дети.
Обратите только свое внимание, что специалисты «разрешают» списать на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы. Будьте внимательны!
Коррекция речевой патологии
Если ребёнок медленно говорит из-за физиологических нарушений, то терапия нацелена на ликвидацию основного заболевания. В первую очередь лечение предполагает нормализацию работу ЦНС. Комплексная терапия может включать:
- приём медикаментозных средств. Для ребёнка подбираются укрепляющие и стимулирующие препараты, а также витаминные комплексы. Активно используются лекарственные средства с глютаминовой кислотой;
- лечебную физкультуру. Очень эффективны водные занятия, плавание, массаж и физиотерапевтические процедуры;
- консультации с психотерапевтом. Также возможны занятия с психологом для преодоления эмоциональных проблем. Ребёнок, который медленно говорил в течение долгого времени, мог отдалиться от социума и потерять уверенность в себе;
- развивающие игры. Ребёнку будут полезны занятия, улучшающие моторику, мимику и эмоциональность речи. Например, детям помогают уроки по актёрскому мастерству и выступления на сцене. Ребёнку также необходимо больше читать, отгадывать загадки, учить и петь ритмичные песни;
- ручной труд. Собирание конструктора, вышивание и другие занятия помогают развить мелкую моторику. Темп речи ребенка улучшается при разучивании танцевальных движений. Не будут лишними занятия физкультурой и спортом.
Безусловно, ребёнок, который очень медленно говорит, нуждается в помощи квалифицированных педагогов и логопедов. Это одна из наиболее важных частей лечения.
Причина 4. Двуязычная семья
Дети-билингвы «имеют право» начать говорить с некоторым отставанием от нормы. Слыша вокруг себя речь на разных языках, они оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить лишь один язык.
Для того, чтобы правильно построить речь, ребенку надо отделить один язык от другого. Для этого требуется определенное время. Так что вполне допустимо и задержка начала формирования речи, и отсутствие распространенных предложений, и ошибки в грамматическом построении фраз.
Этапы развития речи детей от 0 до 5 лет
Каждый родитель должен знать, что если с малышом не заниматься и не развивать его речь, то он никогда не заговорит самостоятельно. Но также стоит помнить, что сроки начала внятного говорения очень индивидуальны. Одни дети уверенно произносят слова в годовалом возрасте, когда другие еле-еле составляют слоги в три года.
Существуют определенные возрастные показатели, по которым можно увидеть задержку речевого развития:
- Для трехмесячного малыша характерно гуление;
- Полугодовалому ребенку свойственен лепет;
- Как правило, девочки в десять месяцев говорят первое слово, мальчики же — только в годовалом возрасте;
- В полтора года «молчун» произносит около 10–12 слов, все зависит от того, как с ним занимались родители или педагоги;
- Двухлетний ребенок знает почти все местоимения;
- В три года малыш знает около 350–400 слов, он легко склоняет их и свободно выражает свои эмоции;
- К четырем годам ребенок знает больше полутора тысяч слов;
- В пять лет — более трех тысяч слов.
Причина 5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка
К сожалению, стрессы влияют не только на взрослых, но и на детишек. Сильный испуг, не комфортный психологический климат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи. Детям необходимы спокойствие, положительные эмоции и разумный распорядок дня.
Сильные переживания, испуг, психологические травмы могут привести к заиканию и задержке речевого и психического развития.
Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек. Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещенных в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения. К сожалению, вероятны случаи возникновения этого синдрома и у домашних детей. Формального ухода за ребенком без налаженной коммуникации, любви и внимания со стороны близких провоцирует отставание в развитии.
Что делать, если ребенок не говорит
Авторы: Коваль Ирина
Когда родители приходят на консультацию к логопеду, часто задают вопрос: ребёнку уже 2 или 3 года, но он не говорит или говорит совсем мало — это нормально? Есть ли повод для волнения — может, нужно просто подождать, и все само наладится? Давайте обсудим этот вопрос.
Выделяют две группы факторов, обусловливающих задержку в формировании речи:
1) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки, т.е. неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых либо, наоборот, в гиперопеке. Итог — у ребенка не формируется мотивация речевого общения: в первом случае ему не к кому обращаться, во втором — незачем, его и так поймут, и всё будет сделано так, как он хочет, максимально быстро;
2) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка. В данной ситуации требуются не только изменения условий воспитания, но и помощь специалистов — невролога, детского психолога, логопеда, сурдолога или сурдопедагога. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больше сил и внимания.
К тому же если родители малыша, у которого отмечаются проблемы с развитием речи, постоянно просят его «скажи», «повтори», то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребенка стойкого речевого негативизма, который может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Также проявления недоразвития речи усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.
Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, — это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги и слова. Поэтому родители обычно получают совет больше разговаривать с ребенком. Они удваивают свои усилия, стараясь говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.
Что же делать?
Нужно начинать заниматься развитием речи у ребенка как можно раньше. Самым эффективным периодом считается возраст от полутора до 5 лет, когда идет активное становление речевой функции.
Важно обратить внимание родителей на тот факт, что в общении с ребёнком, особенно раннего и младшего дошкольного возраста, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («Где бибика?»; «Ляля хочет бай-бай?»), сюсюкать. Это ничего, кроме вреда, ребенку не даст — «детская речь» будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем.
Отрицательно сказывается на речи малыша также частое употребление взрослым слов с уменьшительным или ласкательными суффиксами, слов, недоступных для его понимания или сложных в звукослоговом отношении.
Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. В то же время нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда процесс формирования речевого аппарата еще не закончен.
Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребёнка, т.е. развивается речь — развивается интеллект.
Необходимо помнить и о тесной связи функций речи и рук. Ведь движения пальцев рук, мелкая моторика коррелируют с речевой функцией. На кончиках пальцев расположены активные точки, связанные с речевыми центрами мозга. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
Поэтому начинать тренировку пальцев рук ребёнка необходимо с раннего возраста. Приемы могут быть самыми разнообразными, но важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно точными и энергичными.
Упражнения для развития мелкой моторики
Рвать на мелкие кусочки бумагу (дети делают это с удовольствием).
Перебирать или нанизывать крупные бусины, складывать деревянные пирамидки, вкладыши. Движения, при этом, осуществляются двумя-тремя пальцами.
В дальнейшем задания усложняются: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.
Хорошо бы регулярно делать массаж пальчиков и ладошек, используя специальные колечки су-джок и мячик-ёжик.
Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками (например, «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Прилетели гули» и т.п..). Начинать лучше с самых простых, постепенно усложняя задания.
Занятия по развитию речи
Также хорошо работают песни и потешки. Если необходимо пропеть потешку — не стесняйтесь! Малыш будет с интересом прислушиваться к мелодии и скоро сам попытается воспроизвести её. Вначале он может протягивать одну гласную, а в дальнейшем будут добавляться согласные, слоги, слова и фразы.
Читайте и рассказывайте детские сказки и стихи. Ваше чтение должно быть настолько эмоциональным и выразительным, чтобы ребёнку хотелось вслушиваться в вашу интонацию.
В дальнейшем старайтесь больше говорить с ребенком, озвучивайте («оречевляйте») все свои действия, комментируйте то, что видите в окружающем мире, произносите слова четко, внятно, разборчиво и терпеливо.
Если есть ощущение тревоги по поводу медленного формирования речи, обратитесь за консультацией к узкопрофильным специалистам — логопеду, детскому психологу, неврологу. Скорее всего, если никаких нарушений состояния здоровья специалисты не найдут, то логопеды вам порекомендуют артикуляционную гимнастику.
И напоследок самый главный совет: не раздражайтесь и не стесняйтесь того, что ваш ребенок до сих пор не разговаривает. Ваша любовь и ваше терпение обязательно помогут преодолеть эту проблему.
Удачи вам, любящие и заботливые родители!
опубликовано 02/01/2019 09:00 обновлено 18/01/2019 — Педагогика и психология, Рост и развитие, Нервные, психические и психологические болезни, Развитие речи
Причина 11. Алалия
Этот термин означает первичное недоразвитие речевых центров. Возникает в результате повреждений коры головного мозга в период раннего младенчества или внутриутробного развития. Более подробно это состояние описано в статье про алалию.
Скажем лишь, что справиться с алалией самостоятельно не получится, обязательно обратитесь за помощью к специалистам.
Проверьте также, нет ли у Вашего ребенка эхолалии.
Прогноз и профилактика
Если ваш малыш говорил, а потом вдруг замолчал, то не отчаивайтесь. В большинстве случаев прогноз очень благоприятен. Своевременная коррекция позволяет искоренить патологию. Исключением являются случаи, когда малыш перестал говорить слова вследствие тяжёлого поражения центральной нервной системы или синдрома Ландау-Клеффнера.
Чтобы ребёнок не замолчал, родители должны уделять его эмоциональному состоянию особое внимание. При первых признаках стресса лучше обращаться к психологу. Ребёнка следует окружать заботой и помогать развивать ему речь. Однако профилактических мер для предупреждения афазии не создано. Единственное, что могут сделать родители для ребёнка – своевременно проходить медицинские обследования, предупреждать черепно-мозговые травмы и тяжелые нейроинфекции.
Литература по теме для родителей
Важнейшее значение в речевом развитии имеет знакомство с книгами. Педагог предложила отбирать для дошколят русские сказки:
- Пушкина;
- Толстого;
- Ершова.
Чтение обязательно
Также родитель должен читать дошкольнику стихотворения Пушкина, Бажова. Тихеева дает советы по обучению деток пересказу, учению ими стихов.
Шахнарович А. М.
Шахнарович «Детская речь в зеркале психолингвистики» — сборник, который поможет знать о разных проблемах анализа речи. В материалах рассматриваются такие аспекты психолингвистики, как связь мышления и речи, мышления и коммуникации, коммуникативного и когнитивного в речевом развитии.
Своевременное диагностирование и грамотная коррекция помогут эффективно исправить дефекты речи у малыша. Это поможет подготовить его к школьному обучению. Главное, понять, почему проблема существует, и решать ее.