7.1. Виды и особенности речи
Речь (англ. discourse) — познавательный процесс, связанный с использованием языка для представления, сохранения в устной или письменной форме и последующей переработки разнообразной информации, а также для обмена ею с другими людьми; один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения1. Человек — существо социальное, а речь является основным средством человеческого общения. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать разнообразную информацию, в частности — такую, которая несёт большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Без письменной речи человек был бы лишён возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. По своему жизненному значению речь многофункциональна. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Выделяют две основные функции речи (рис. 17).
Рис. 17. Основные функции речи
Коммуникативная функция речи состоит в передаче информации от одного человека другому и используется в различных видах общения. Сигнификативная функция связана с тем, что слова всегда нечто обозначают и для человека становятся символами предметов и явлений окружающего мира, «вторыми» сигналами (в отличие от первых — стимулов, поступающих от физических объектов). Кроме того, выделяют следующие функции: интеллектуальную — речь служит для человека средством мышления; регуляторную — с помощью речи человек управляет собственной психикой и поведением; психодиагностическую — по особенностям речи человека можно судить о его психических процессах, свойствах и состояниях; психотерапевтическую — с помощью речи люди могут оказывать терапевтическое влияние на себя и других (оказывать поддержу и т.д.). Физиологическая основа речи. Поведение человека регулируется не только первой (как у животных), но и второй (словесной) сигнальной системой. Эта система сигнализации состоит в восприятии слов — слышимых, произносимых (вслух или про себя) и видимых (при чтении и письме). Способность понимать, а затем и произносить слова возникает у ребёнка в результате ассоциации определённых звуков (слов) со зрительными, тактильными и другими впечатлениями о внешних объектах. Выделяют две «стороны» речи: экспрессивную и импрессивную (рис. 18).
Рис. 18. «Стороны» речи
Их развитие происходит асинхронно и обеспечивается различными механизмами: одни отделы и центры мозга задействованы при акустическом и оптическом восприятии речи, другие — при двигательной регуляции голосового аппарата. В целом деятельность второй сигнальной системы обеспечивается функцией двигательного, слухового и зрительного анализаторов, а ведущая роль в регуляции речи принадлежит лобным отделам коры больших полушарий головного мозга. Важным при изучении речи является рассмотрение её соотношения с языком, ведь речь представляет собой способность и умение им пользоваться. Речь и язык — не одно и то же, они едины, но не тождественны. Основная функция сознания человека — это осознание, или отражение, бытия (явлений окружающего мира, отношений между ними, себя в этом мире и т.д.). Эту функцию язык и речь выполняют одним специфическим способом — они отражают бытие, обозначая его. В этом и состоит единство речи и языка. Различия между ними заключаются в следующем. Язык — это система звуковых, словесных и грамматических средств, система символов; это историческое, культурное образование, в котором фиксируются формы общественного мышления, обобщённые значения, отражающие общественный опыт. Языки возникают, существуют и развиваются по своим собственным законам. Современных языков, на которых говорят люди, насчитывается несколько тысяч, но кроме них существует значительное количество так называемых «мёртвых», ныне не используемых, а также специфических «искусственных» языков. Речь — это деятельность общения посредством языка. В речи выражается психология отдельно взятого человека или некоторой группы людей (например, профессиональной, возрастной), для которых характерны данные конкретные особенности речи. Язык же отражает в себе психологию целого народа, для которого он является родным, со всеми его исторически сложившимися национальными особенностями. Речь и слово. В структуре слова различают три компонента (рис. 19).
Рис. 19. Психологическая структура слова
Слово является знаком, с помощью которого человек обозначает предметы (их качества, действия, которые с ними можно производить и т.п.); так осуществляется предметная соотнесённость слова. Связь слова с предметом не реальная, природой предусмотренная, а «идеальная», но при этом она исторична: слово имеет свою историю, независимую от нас жизнь. Не каждый предмет сам по себе имеет отдельное, своё собственное название. Человечество объединяет некоторое множество предметов в один класс (т.е. обобщает на основании выделения их существенных свойств) и в своём языке использует для этого класса одно слово — понятие. Слова-понятия позволяют выходить в познании предметов и явлений окружающего мира за пределы непосредственного опыта, за рамки того, что нам дано через органы чувств. При этом понятия с течением времени могут развиваться за счёт обогащения своего объёма и содержания. Другими словами, хотя связь слова с предметом является основной и определяющей для его значения, эта связь опосредованная — через обобщённое содержание слова, т.е. — через понятие. Обобщённое отражение предметного содержания составляет значение слова. Значение является «единицей» одновременно и языка, и речи, связующим звеном между ними. Когда человек осваивает значение слова, он познаёт предмет с точки зрения его существенных свойств и функций в системе человеческой деятельности. Этот факт является основанием для отнесения речи к группе психических явлений, объединённых общим названием — «познавательные процессы». Смыслы одних и тех же слов для разных людей могут быть различны, хотя их значения одинаковы. Смысл как компонент, выделяемый в слове, не универсален и может выступать в нескольких аспектах. Во-первых, смысл и значение «пересекаются» (смысл слова — в тех свойствах и предназначении предмета, который оно обозначает). Но, во-вторых, слова имеют определённые «смысловые поля» — так, что в разных контекстах (ситуациях, группах и т.п.) приобретают смыслы, отличные от прямого значения. В-третьих, при частом употреблении слова в определённом, «непрямом» понятийном контексте изначально дополнительное смысловое содержание присоединяется к прежнему значению и закрепляется за словом. В-четвёртых, любое слово приобретает для каждого конкретного человека личностный смысл, неразрывно связанный с его жизнедеятельностью, мотивами и целями (слово вызывает сугубо личные мысли, чувства и т.п.). Виды речи. Выделяют несколько оснований для классификации речи (рис. 20).
Рис. 20. Классификация видов речи
Каждая из структур, типов и видов речи имеет свои специфические особенности и может быть представлена как образование той или иной степени сложности. Так, кроме слов звуковая речь включает ряд звуковых явлений и выразительных качеств голоса, таких как темп речи, модуляция высоты голоса, ритм, тембр, интонация, дикция, специфические звуки (смех, хмыканье и пр.). Жестовая речь, во-первых, может быть представлена общепринятыми жестами (с закреплёнными за ними в той или иной культуре значениями), экспрессивными (сопровождающими высказывание и служащими для большей выразительности речи) или специальными (например, язык глухонемых, принятые в некоторых профессиональных группах жесты). Во-вторых, выразительные средства могут быть классифицированы на мимику (сокращения мышц лица) и пантомимику (движения конечностей, туловища и головы). В- третьих, собственно жесты могут быть классифицированы на «иллюстраторы», «регуляторы», «эмблемы», «адапторы», «аффекторы» и т.д. Фонетико-фонематическая (от греч. phone — голос, звук) структура речи связана с овладением звуковым составом языка, лексическая (от греч. lexis — слово) — его словарным составом, а грамматическая (от лат. gramma — запись, буква) — его строением (способами словообразования, сочетания слов в предложения и т.п.). Устной называют речь, при помощи которой люди непосредственно общаются друг с другом, произнося определённые наборы звуков; письменной — речь, предполагающую передачу её содержания с помощью изображения на материальных носителях символов (знаков, букв, иероглифов и т.п.). Диалогическая речь предполагает участие, как минимум, двух человек, причём речевые высказывания одного являются реакциями на реплики другого. Монологическая речь принадлежит одному человеку; она может произноситься и в присутствии других людей (например, при выступлении с докладом перед публикой), но не предполагает речевых реакций воспринимающих. Внешней называют звучащую, осознаваемую речь, которой мы пользуемся в повседневном общении для обмена информацией с другими людьми. Внутренняя речь участвует в управлении психическими процессами и поведением человека: на её уровне мысли отливаются в словесные формулировки, возникают команды, которые человек даёт себе и которые сам выполняет, реализуя их в поведении. Она является производной формой от внешней речи, но значительно от неё отличается: не имеет очевидных для окружающих внешних проявлений; нередко не осознаётся самим человеком; допускает «короткие замыкания» (в ней пропускается то, что для пользующегося ею представляется само собой разумеющимся). Речь играет первостепенную роль в формировании сознания, т.е. того, что принципиально отличает человека от животных. В системе других психических процессов основным и определяющим является отношение речи к мышлению. Поскольку речь является формой существования мысли, они находятся в единстве, но при этом неправильно отождествлять их друг с другом и полагать, что мышление — это «речь минус звук». Мышление и речь отличаются друг от друга в своём строении, функционировании и развитии. Единство речи и мышления заключается в значении слова. С одной стороны, значение — это компонент слова, с другой стороны, значение — это обобщение, т.е. акт и результат мышления. При овладении ребёнком родной речью постепенно возрастает «уровень» значения слова, т.е. уровень обобщения свойств и качеств предметов, обозначаемых данным словом. В психологии речи уровень значения характеризует степень сформированности лексической структуры речи. В психологии мышления уровень обобщения характеризует развитость мышления ребёнка. Речь и мышление связаны сложными и часто противоречивыми соотношениями. Значительные различия между ними связаны с тем, что речь подчиняется законам грамматического строя языка, а мышление — логике. Но процесс речи определяется и регулируется смысловыми отношениями между значениями слов, т.е. словесное выражение регулируется идейным содержанием нашей мысли. А мышление, создавая речевую форму, само формируется: мысль зарождается обычно в виде тенденций, сначала имеющих лишь несколько намечающихся, не вполне оформившихся опорных точек; как правило, в этот момент в сознании доминирует переживание её смысла для данного человека. От этой мысли (тенденции, процесса) переход к мысли, оформленной в слове, совершается в результате часто очень сложной и иногда трудной работы. Речь оказывает значительное влияние и на все другие психические процессы. С помощью речи, контролируемой и произвольно регулируемой человеком, становится возможным управление восприятием, вниманием, памятью, воображением. «Словесная» ориентировка человека в мире регулирует его восприятие и внимание, смысловое обобщение информации и её представление в виде понятий даёт возможность в значительно больших объёмах и в течение более длительного времени хранить запоминаемую информацию и т.д.
Вперед |
Рассуждение
Тексты-рассуждения достаточно сложные по своей конструкции. В первую очередь следует понять, зачем их изначально нужно писать.
Основная задача подобных текстов — донести до читателя какую-то мысль, взгляды автора на ту или иную проблему. Поэтому он должен изначально сформулировать тезис — основную мысль своего текста, то, о чем пойдет речь дальше, потом развернуто ее аргументировать, приводя доказательства. В конце автор должен сделать выводы, закрепить все, что было сказано ранее.
Тексты-рассуждения можно условно поделить на три базовые категории:
- Доказательства.
- Объяснения.
- Размышления.
Однако все же главная задача рассуждений — убедить в чем-то читателя, показать ему другую точку зрения. Для рассуждений характерны перечисления, повторы и уточнения.
Примеры текста с рассуждением
В качестве примера текста-рассуждения можно привести философские заметки Льва Николаевича Толстого.
Для человеческого ума недоступна совокупность причин явлений. Но потребность отыскивать причины вложена в душу человека. И человеческий ум, не вникнувши в бесчисленность и сложность условий явлений, из которых каждый отдельно может представляться причиною, хватается за первое, самое понятное сближение и говорит: вот причина. В исторических событиях (где предметом наблюдения суть действия людей) самым первобытным сближением представляется воля богов, потом воля тех людей, которые стоят на самом видном историческом месте, – исторических героев.
Тест. Чем отличаются типы речи друг от друга
- Какая часть речи чаще всего встречается в описаниях?
- а) прилагательное;
- б) наречия;
- в) глаголы.
- Чем характерно рассуждение?
- а) динамикой и обилием действий;
- б) наличием многочисленных характеристик;
- в) постановкой тезиса и его подробным разбором, выражением мыслей автора по поводу той или иной темы.
- Какая часть речи чаще всего встречается в повествовательных текстах?
- а) существительное;
- б) прилагательное;
- в) глаголы.
Научный стиль
Какие черты присущи научному стилю? Это язык энциклопедий, учебников, диссертаций, монографий и научных статей. Как отмечает кандидат педагогических наук О. Стычева, научный стиль легко узнать по таким признакам:
- профессиональная терминология;
- доказательность — наличие фактов, цифр;
- неукоснительное соблюдение правописных или произносительных норм;
- объективность и полнота информации.
Здесь нет места субъективному мнению автора. Цель текста, изложенного в научном стиле, — доказательство истин, выявленных в ходе исследований.
К слову, статья О. Стычевой также служит примером такого текста:
Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами, в том числе — интернациональными. Л. В. Щерба писал, что в среднем терминологическая лексика в научной информации составляет около 25%, однако проанализированные нами сборники научных трудов свидетельствуют, что в целом научных стиль русской речи имеет тенденцию к увеличению этого процента
.
Научный стиль речи: Unsplash
Требования и технология публичного выступления
Для того чтобы уметь выступать в разных речевых жанрах необходимо сначала научиться готовить тексты в различных стилях. Различные жанры выступления на публике предполагают использование разного рода приемов и правил для воздействия на аудиторию.
Общие приемы и требования к публичному выступлению:
- Начало речи тщательно продумывают и готовят. Неудачно начатый диалог способен испортить имидж оратора.
- Драма. Присутствие драматизма важно в любом речевом жанре. Она помогает заинтересовать публику путем спора или конфликта, используется в жизненных историях, описании происшествий, трагедий.
- Эмоциональность в публичной речи считается обязательным условием выступления. Аудитория должна чувствовать не безразличность оратора к теме выступления, его отношение и переживание. Монотонный диалог без выражения эмоций не вызовет должного отклика аудитории.
- Краткое изложение мыслей. Краткая четкая речь воспринимается слушателями лучше, вызывает больше доверия. Чтобы укладываться в отведенное для выступления время необходимо научится разговаривать кратко. Не зря говорят: «Краткость — сестра таланта».
- Разговорный стиль речи. Требования к публичному выступлению включают в себя стиль выступления. Он должен быть разговорным, выглядеть как беседа между людьми. Разговорный стиль речи помогает легче усвоить информацию, привлечь внимание к теме. Нельзя употреблять много иностранных, научных терминов, непонятные слова заменяются на понятные.
- К окончанию выступления подготавливаются также тщательно, как к началу. Завершающий этап речи обязан привлекать внимание яркими и понятными фразами. Заключительные слова нужно отрепетировать для постановки правильной интонации голоса и тона.
Техника публичного выступления включает в себя 12 последовательных шагов, необходимых для достижения наилучшего результата в ораторской деятельности. Она понадобится для написания правильной речи и удачной ее интерпретации.
Технология публичного выступления:
- Определяем цель речи.
- Изучаем состав аудитории.
- Создаем образ для выступления.
- Определяем роль для выступления (кумир, хозяин, покровитель, добро, зло).
- Пишем речь.
- Проверяем ее согласно правилам написания публичного текста, соответствию моральным требованиям.
- Выстраиваем речь согласно правилам визуального, кинетического, аудиального восприятия.
- При необходимости подготавливаем место выступления.
- Настраиваемся на удачный исход выступления.
- Само выступление.
- Прислушиваемся к критике.
- Следим за реакцией публики, выполняем анализ произведенного впечатления.
Выступив перед публикой, не останавливаемся на полученном результате, выполняем анализ выступления. Техника публичного выступления включает в себя следующий необходимый анализ речи: структура текста, тон произношения, интонация, структура речи, интерес публики к оратору.
Анализ необходим для дальнейшего исправления речевых или поведенческих ошибок, а также для оттачивания навыков.
Художественный стиль
Как отличить художественный стиль? Чаще всего он применяется в литературных произведениях. Его задача — создать художественный образ, вызвать у читателя эмоции и переживания.
Художественному стилю свойственны:
- эмоциональная речь, усиленная литературными приемами — эпитетами, сравнениями, метафорами, инверсиями;
- стилистически окрашенная лексика;
- тщательное описание деталей;
- индивидуальный стиль автора;
- прямая речь;
- использование различных тропов.
Кроме того, в художественных произведениях можно использовать элементы других стилей (например, разговорного или официального) для создания более ярких образов.
Образность данного стиля хорошо демонстрирует отрывок из книги «Жизнь Арсеньева» Ивана Бунина:
Тишина и блеск, белизна толстых от снега крыш, по-зимнему низкий, утонувший в снегах, красновато чернеющий голыми сучьями сад, с двух сторон видный за домом, наша заветная столетняя ель, поднимающая свою острую черно-зеленую верхушку в синее яркое небо из-за крыши дома, из-за ее крутого ската, подобного снежной горной вершине, между двумя спокойно и высоко дымящимися трубами…
Художественный стиль речи: Unsplash