22 ноября, 2021 Врачи и психологи в один голос утверждают: воспитанием ребенка нужно начинать заниматься как можно раньше, с самого его рождения. Некоторые заходят еще дальше, предлагая начать обучение во время беременности: считается, что уже в утробе матери ребенок отлично слышит все происходящее вокруг, поэтому ему нужно читать книги и включать музыку. Все это способствует более раннему развитию речи у ребенка, так как умение говорить– это приобретенный навык.
Первые осознанные, «человеческие», звуки ребенок начинает произносить примерно в полгода, однако развивать эти навыки нужно сразу после его рождения. Для полноценного развития, в том числе развития речи, маленький человек должен чувствовать заботу и внимание со стороны родителей. Рекомендуется чаще брать его на руки и разговаривать с ребенком. Таким образом, вы дадите ему и физический, и речевой контакт, что заставит его почувствовать себя в безопасности.
Одновременно это будет способствовать и развитию других чувств и навыков новорожденного. Когда заговорит ребенок , зависит не только от строения его речевого органа, но и от правильного воспитания и обучения с первых дней жизни. Если в первые недели после рождения звуки ребенка ограничиваются криком, уже на второй месяц его речь изменится. В это время у него появляются отдельные звуки: в такие моменты ребенку очень важно получить одобрение матери, чтобы он был уверен, что все делает правильно.
Рекомендуется повторять за ним те же звуки и сопровождать это улыбкой. Затем можно добавлять собственные звуки, так как дети обучаются, подражая взрослым. Еще один отличный способ развить речевые способности ребенка – это музыка. Чтобы речь развивалась правильным образом, желательно ставить ему негромкие, но ритмичные мелодии. Хорошо подойдут для этого детские песенки, в которых четко выражен ритм и отдельные звуки и слоги.
Факторы внутриутробного развития
Давно доказано, что прямое влияние на плод оказывает состояние здоровья матери. Есть еще ряд факторов, способных повлиять на зрение и слух ребенка:
- Огромное влияние оказывают преждевременные роды и другие патологии беременности*
- Отклонениям могут способствовать различные инфекционные заболевания матери в период беременности.
- Генетическая обусловленность — один из основных факторов формирования зрения и слуха младенца
Для развития зрительной системы выделяется два критических периода: 6–12-я неделя и 6–9-й месяцы беременности. Что касается проблем со слухом, то они развиваются на фоне наследственности (при тугоухости у одного из родителей — в 50 % случаев патология проявится у ребенка)** или инфекционных заболеваниях матери во время беременности.
Выбираем методику обучения
Методик, позволяющих научить ребенка читать, сегодня множество, важно выбрать ту, которая подойдет именно вашему малышу.
Едва ли не самая популярная методика – занятия по классической азбуке (сама азбука может быть разработана любым автором). Малыш быстро запоминает букву, так как она теперь будет ассоциироваться у него с определенной картинкой. Позже можно переходить к другой известной книге – букварю и изучать по нему чтение по слогам.
Немало методик основано на использовании кубиков или табличек. Они удобны и интересны, но часто подвергаются критике со стороны школьных учителей. Считается, что такое обучение пропускает очень важную составляющую – базовое знакомство с алфавитом.
Самые известные из таких методик:
Методика Монтессори – еще один известный вариант обучения. Малыши сначала осваивают письмо, потом переходят к знакомству с буквами, а затем учатся читать слоги.
Формирование полноценного зрения
Когда новорожденный начинает слышать и видеть так, как это делают взрослые? Известно, что с рождения у человека имеется ряд безусловных рефлексов, включая реакцию на свет, защитные реакции и даже генерализованный ответ на яркое освещение. Многих родителей при этом интересует, что именно видит ребенок, осознанно ли он реагирует на окружающих, способен ли узнать маму, папу и других ближайших родственников. Ответ: нет, до месяца ребенок не может узнавать лиц, так как его зрение способно распознать только силуэт. Осознанные реакции на движения появляются только в возрасте 1 месяца. В этот период детское зрение развивается до следующего уровня:
- Малыш способен фиксировать взгляд на предмете, находящемся на расстоянии до 30 см
- Большой интерес вызывают контрастные черно-белые картинки
- Ребенок начинает различать и рассматривать человеческие лица
Особенности процесса
Первые зубы могут появляться как отдельно, так и в паре с другими зубами. Это касается и последующих зубов — они могут прорезываться во рту малыша по одному, в паре с другими или сразу 4 вместе. Если говорить о порядке прорезывания, то в нем тоже бывают отклонения. К примеру, первыми могут появиться не коренные зубы, как это часто бывает, а клыки. В таком случае сильно беспокоиться не стоит, так как данное явление считается вполне нормальным.
Переживать родителям нужно в том случае, когда у их ребенка в возрасте 12 и более месяцев не прорезалось еще ни одного зуба. К этой задержке могут привести разные причины, например, развитие серьезных патологий (рахит, сахарный диабет и другие). Нужно посетить детского врача как можно скорее, чтобы он, проведя осмотр, назначил малышу соответствующее лечение или направил на медицинское обследование для выявления причины отклонения.
Что видит малыш
С какого месяца формируется «взрослое» зрение? Примерно в три месяца малыш уже способен полноценно отличать лица, узнавать родителей, интересоваться яркими игрушками и изображениями. Если же говорить о зрении новорожденного, несколько дней назад появившегося на свет, то у него оно проявляется со своими особенностями:
- В первые недели грудничок не способен фокусировать взгляд на предметах более пяти секунд
- Ребенок только учится пользоваться двумя глазами одновременно, поэтому иногда глазки «разъезжаются»
- Сетчатка глаз постоянно тренируется и развивается, по мере взросления ребенка его глаза начинают различать все более сложные узоры, цвета и оттенки
Стоит сразу сказать, что ни один врач не даст точного ответа, во сколько дней после рождения у ребенка гарантированно должны происходить определенные изменения: все зависит от индивидуальных особенностей детского организма.
Мамино молоко
Грудное молоко является идеальной пищей для малышей первых месяцев жизни. Сама природа регулирует состав и необходимое количество молока, которое вырабатывается у матери, подстраиваясь под потребности ребенка. Так, сразу после родов, когда малыш только адаптируется к изменившимся условиям жизни, учится получать пищу, а мама – кормить, у нее вырабатывается молозиво. Это высокопитательный продукт, который в небольшом количестве обеспечивает насыщение и выполняет защитную роль. По мере роста грудничка молока становится больше, меняется его качественный состав, но на протяжении всего первого года жизни это основной продукт питания для ребенка. Поэтому очень важно, чтобы рацион кормящей матери был полноценным и удовлетворял не только потребность в основных питательных веществах, но и был богат витаминами и минеральными веществами.
ВАЖНО! Необходимо помнить, что грудное молоко содержит биологически активные молекулы, управляющие ростом и развитием ребенка, а также защитные белки – иммуноглобулины, которые обеспечивают невосприимчивость малыша к вирусным и бактериальным инфекциям. Современные научные и производственные технологии позволяют создавать адаптированные смеси, максимально приближенные к женскому молоку, однако на сегодняшний день искусственно воспроизвести этот уникальный продукт невозможно.
Каждая мама должна стремиться наладить и сохранить грудное вскармливание, этим она определяет лучший путь развития своего малыша, обеспечивает психический и эмоциональный комфорт, а также формирует запас здоровья для будущего.
Что слышит новорожденный?
Некоторые родители уверены, что после рождения малыш не способен слышать из-за жидкости во внутреннем ухе, и потому способен различать звуки только на третий день. Это не так: с первых же дней жизни малыш все прекрасно слышит, но вот реагирует только на резкие звуки. Так что, если ребенок никак не реагирует на работающий телевизор, голос родителей и фоновые шумы, переживать не стоит. Лучше всего ребенок способен различать именно человеческие голоса, выделяя из них голос матери, который регулярно слышал, еще находясь в утробе. Кроме того, младенец прекрасно различает темп речи, тембр голоса и разные звуки.
Первые слова: когда ожидать
У всех детей развитие речи происходит в своем темпе. Нет строгой нормы, когда ребенок должен сказать первое слово. Часто, но далеко не всегда это случается ближе к первому дню рождению малыша. Словарный запас годовалого ребенка растет очень медленно, но к двум годам темп может ускориться — к тому моменту многие дети (но далеко не все) знают несколько десятков слов и могут составить предложение из двух слов.
Какова нормальная реакция
Обычные реакции — это:
- Движение ручками и ножками
- Повороты головы
- Поиск источника голоса глазами
- Замирание или вздрагивание
- Плач
- Прислушивание
Если эти реакции отсутствуют в первый месяц жизни ребенка при фоновых звуках, не стоит нервничать, это совершенно нормально. А вот если малыш не реагирует даже на громкие и продолжительные звуковые раздражители, это повод показаться специалисту. К счастью, нарушения слуха имеются только у 1–2 % из 1000 новорожденных**.
А можно раньше?
Раннее введение прикорма имеет множество неблагоприятных последствий. Пищеварительный тракт еще не готов переваривать чужеродную пищу. В материнском молоке все питательные вещества представлены в легкоусвояемой форме, поэтому соляная кислота желудка и пищеварительные ферменты не играют большой роли в усвоении этих веществ. Функциональная активность органов пищеварения возрастает только к 4-му месяцу жизни, к этому же возрасту начинает формироваться навык глотания полужидкой пищи. Раннее введение прикорма приводит к стимуляции выработки ферментов, и часто наступает сбой, который приводит к нарушениям регуляции и во взрослом возрасте может стать причиной развития ожирения, воспаления поджелудочной железы и сахарного диабета. Введение чужеродной пищи в первые месяцы жизни неблагоприятно действует на почки, а также связано с высоким риском развития аллергических заболеваний.
Еще одной значимой проблемой является преждевременное замещение грудного молока другими группами продуктов. Ребенка реже прикладывают к груди, что влияет на снижение лактации и уменьшение количества потребляемого молока. В этом возрасте естественное вскармливание играет определяющую роль в питании малыша. Только поступление молока в достаточном количестве может обеспечить все текущие процессы роста и развития ребенка, поддерживать необходимый уровень обмена веществ и оказывать эффекты, направленные на защиту здоровья.
Упражнения для развития зрения
Чтобы глазки ребенка видели лучше и он быстрее обучался различать предметы, создано несколько методик. Родителям предлагают проделывать с малышом следующие упражнения.
Упражнение I.
Поворачивать его голову в разные стороны, при этом разговаривая с ребенком и улыбаясь. В процессе можно демонстрировать ребенку игрушку красного или оранжевого цвета. Благодаря этому нехитрому упражнению ребенок учится фокусировать взгляд на одном предмете
Упражнение II.
До месячного возраста ребенку легче воспринимать посторонние предметы, находясь в вертикальном положении. Родителям рекомендуют носить малыша «столбиком», чтобы он постепенно привыкал к окружающей обстановке. Торопиться при этом не стоит: ребенку нужно время, чтобы разглядеть мир вокруг
Упражнение III.
Постепенно подключать игрушки других цветов. До определенного возраста малыш не сможет различать их оттенки, но очень скоро станет реагировать на новые цвета по-другому. Демонстрировать новые цвета лучше через день, а начинать с красных и желтых оттенков, потому что их дети видят лучше всего
Упражнение IV.
К концу первого месяца ребенок может видеть предметы на расстоянии до метра: самое время вешать модуль с каруселью над кроваткой. До этого времени в игрушках не будет никакого смысла
Когда родителям стоит обратиться за помощью специалиста? На какой день становится понятным наличие проблем со слухом или зрением? На самом деле, каждый ребенок — это индивидуальность. И если у одного малыша все должные реакции начали проявляться точно в срок, задержка в несколько дней и даже недель у другого ребенка не повод для паники. Возможно, малыш просто еще не дорос.
Поздний прикорм
К возрасту 6 месяцев материнское молоко только на 60 % удовлетворяет потребность в белке, на 70 % – в углеводах и на 80 % – в жирах. А поступление витаминов и минералов не удовлетворяет и трети от необходимого. Поэтому отсроченное введение прикорма может привести не только к задержке роста и развития, но и появлению дефицитных состояний, таких как анемия и рахит. Еще одной частой проблемой позднего начала прикорма являются задержка развития навыков глотания более плотной пищи и слабая стимуляция развития вкусовых и обонятельных ощущений. Такие дети в дальнейшем предпочитают жидкую и пюрированную пищу, а также проявляют избирательность пищевых предпочтений.
Характерные симптомы
Не нужно быть гением, чтобы понять, когда зубы начинают резаться. Поведение и состояние новорожденного поможет в этом:
- появляется капризность и раздражительность;
- десны отекают и болят. Также при этом может возникать сильный зуд;
- малыш постоянно пытается засунуть в рот какой-нибудь предмет, чтобы почесать десны;
- повышается слюноотделение;
- во рту ребенка появляется кислый запах. Это объясняется тем, что небольшие частицы слизистой оболочки полости рта начинают разлагаться;
- щеки напухают.
В редких случаях могут возникнуть осложнения в виде более тяжелых симптомов. В это время иммунная система малыша еще очень слабая, поэтому организм не в состоянии противостоять многим внешним факторам.
К более серьезным проявлениям при прорезывании зубов стоит отнести:
- появление красной сыпи на поверхности десен, внутри которых содержится прозрачная жидкость. Как правило, после появления зуба она проходит сама;
- повышенную температуру, спровоцированную развитием воспалительного процесса в деснах. Если температура снижается через 2-3 дня, это нормально;
- диарею, вызванную не отравлением продуктами питания, а тем, что с целью снять зуд в деснах ребенок постоянно берет в рот сторонние предметы;
- ухудшение аппетита;
- бессонницу, вызванную болевыми ощущениями в деснах;
- заложенность носа.
Если плохое самочувствие ребенка долго не проходит, то лучше вызвать лечащего врача для осмотра. Это позволит исключить наличие других причин, вызывающих неприятные ощущения. Малыш и правда может заболеть, а проявление таких симптомов ошибочно приняли за последствия прорезывания зубов.
Во сколько лет начинаются месячные у девочек?
У девочек европейской расы возраст менархе чаще наступает в 12-13 лет, реже месячные приходят в 10-11 лет и 13-14 лет1,2,3. В последние 100-150 лет ученые наблюдают заметное снижение возраста, в котором начинается половое созревание2. Поэтому месячные у девочки 9-10 лет уже не пугают врачей и родителей2,3. Скорее, настораживает отсутствие менструаций в возрасте 14,5 лет2,3.
Все цифры, которые мы привели – это средние значения. У тебя все может быть немного иначе. На появление менархе влияют многие факторы:
- Генетика. Если у твоей мамы менструации начались позже, чем у ее сверстниц, значит, есть вероятность, что и тебе придется немного подождать2.
- Расовая принадлежность. Ранние менархе характерны для представителей негроидной расы, латиноамериканцев, а у европеоидов и азиатов месячные начинаются позже2.
- Питание. Полноценное питание способствует становлению менструаций, а вот диета задерживает половое созревание 2.
- Масса тела. У слегка полненьких девочек месячные начинаются раньше2. Но если масса тела значительно превышает норму, наблюдается задержка в появлении менструаций2.
Наверх к содержанию
Почему появляются месячные?
Причины менархе кроются в гормональных изменениях, которые происходят в организме в период полового созревания1,2.
В головном мозге есть небольшая, но очень важная железа – гипоталамус, которая руководит работой всей эндокринной системы1,2. Когда девочка вступает в подростковый период, ее гипоталамус выбрасывает в кровь рилизинг-факторы (от англ. Release – освобождать) и тем самым запускает процесс полового созревания1,2.
Рилизинг-факторы действуют на другую железу головного мозга – гипофиз, который, в свою очередь, начинает синтезировать лютеинизирующий гормон (ЛГ) и фолликулостимулирующий гормон (ФСГ)1,2. Именно они активизируют работу яичников и выработку половых гормонов эстрогенов и прогестерона.
Под действием эстрогенов и прогестерона матка ежемесячно готовится к беременности. Внутренняя слизистая оболочка матки разрастается, разрыхляется и превращается в «перину», готовую в любой момент принять плодное яйцо. Если беременность не наступает, матка избавляется от ненужного внутреннего слоя, он выходит наружу вместе с менструальной кровью и все начинается сначала.
Наверх к содержанию
Правила безопасности
Смесь Малыш Истринский — питание детям до года
Есть ранние дети, которые начинают ходить с 9-месяцев, но шаги у них не очень устойчивые. Малыши часто спотыкаются и падают. В виду своего возраста дети не замечают опасные предметы возле себя. Их внимание сосредоточено на одной игрушке. Следует позаботиться о безопасности крохи. Правила, что делают в это время родители:
- Приобретают силиконовые накладки для острых углов и закрепляют их на столы и стулья.
- Прячут повыше все опасные предметы, которые могут навредить здоровью малыша.
- Всегда закрывают ванную комнату и санузел – в них хранятся средства и порошки, которые дети могут попробовать на вкус.
- Стараются не оставлять ребенка одного в комнате.
- Снимают со столов скатерти – кроха обязательно попытается стянуть их вниз.
- Желательно закрепить телевизор на стене. Ребенку интересны яркие картинки из экрана, он попытается его сдвинуть.
- Крупы и другие мелкие предметы на кухне переставляют наверх.
- Следят, чтобы лекарства, таблетки и химикаты не попали в руки ребенка.
Все малыши индивидуальны в развитии. Первые шаги обязательно будут. Если кроха хорошо ползает, пытается встать на ноги самостоятельно, делает шаги при поддержке взрослых, значит, он точно будет ходить и даже бегать.
Малышка пытается идти сама
Как помочь ребёнку заговорить
Лучший способ — создать все условия для общения. Вот три наиболее важные вещи, которые должен делать каждый родитель.
Разговаривайте
Не надо болтать без перерыва. Просто говорите с ребёнком, когда проводите время вместе.
- Называйте вещи, которые держите в руках или протягиваете малышу: «Это мячик. А это машинка».
- Описывайте, что вы делаете: «Сейчас мы надеваем штаны. А теперь — курточку. И отправляемся гулять!»
- Поясняйте, что происходит вокруг: «У-у-у, какая громкая машина поехала!», «Кар! Это ворона каркает», «А вот у мамы звонит телефон».
- Задавайте вопросы: «Слышишь, как нас папа зовёт? Побежали к нему!», «Твой зайчик, наверное, устал? Он хочет в кроватку?»
- Пойте колыбельные.
Читайте вслух
Чтение показывает ребёнку, что существует много разных слов, учит составлять предложения, демонстрирует, как развивается действие. Это побуждает его к рассказу собственных историй, например о том, как играют друг с другом куклы, зачем спряталась машинка или почему ему не хочется есть ваш суп.