Виды ораторского искусства. Реферат по дисциплине «Академическое чтение, письмо»


Введение

Один из наивысших талантов – это, все же, умение влиять на людей. Ораторская речь несет немало важное значение: измерение миро понимая людей, которые внимают, в какой-то конкретной области, а так же влияние на поступки слушателей. И, именно в связи с этим, данная тема является актуальной.

Одной из самых античных филологических наук является риторика. Ее склад образовался еще в Греции в IV веке до Р.Х.

Основным содержанием такой науки является теория аргументации в публичной речи. Еще тогда выдающийся философ Аристотель дал определение такой науке, как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

В древности риторику разделяли на следующие наук:

1. логика;

2. этика;

3. физика.

Начало такой талант берет еще с древних времен. Необходимо отметить и тот факт, что имеется колоссальное количество событий исторических, которые никак не могли бы осуществиться, если не было бы людей, которые направили их развитие в конкретное русло.

В древности греки любили говорить и не меньше слушать. Можно сказать, что вся жизнь данного народа протекала в нескончаемых беседах. Греки сумели публичное выступление перевоплотить во что-то большее: в искусство, которое можно сравнить как с танцем, так и с музыкой. Что – то новое, что – то свое привносил каждый народ в искусство. Так, на пример, римляне внесли строгость, а малазийцы – напыщенности.

Существовали и такие времена, когда ораторское искусство ценилось на столько, что людей, владевших им, носили на руках. Но стоит заметь, что на много чаще было наоборот: за грамотную речь людей наказывали.

К великому сожалению, нам никогда не представится такой возможности насладиться великолепной речью Демосфена, проповедью Иоанна Златоуста, и даже то, что же сказал Коперник последним, перед тем, как сделать утверждение, что планета вертится.

Истинное искусство оратора возможно проследить только тем, кто расположен по близости с ним. Такой талант, в данном случаем, можно сопоставить с театром: «все исчезает тогда, когда закрывается занавес». Однако, если в театре речь, произнесенная своевременно, имеет ограничения – овации, то в ораторском искусстве такая речь способна перевернуть все и вся.

Цель работы: изучить такую тему, как культура ораторской речи.

Задачи данного реферата:

  1. выявить структуру данного искусства;
  2. определить его виды и роды;
  3. определить функционально – смысловые типы речи.

Структура: данная работа состоит из десяти глав, три из которых – это структурные элементы (введение, заключение, список использованной литературы), а семь главы – это основная часть, четвертая глава включает в себя два параграфа. Общий объем составляет двадцать пять страниц.

Фрейминг

Очень важным в ораторском искусстве является умение по-разному преподносить слушателям один и тот же материал в зависимости от собственных целей и объективных обстоятельств. Одна из наиболее эффективных методик обрамления содержания речи на сегодняшний день – это фрейминг, который, между прочим, известен как важный составляющий элемент нейролингвистического программирования.

Фрейм

(англ. – рамка) – контекст рассмотрения любой вещи, с помощью которого можно менять оттенок восприятия этой вещи.Одной из самых популярных концепций фрейминга, является концепция Роберта Дилтса – «фокусы языка». Автор считает, что любую фразу и мысль можно рассматривать по-разному. Дилтс нашел 14 различных способов изменить фокус восприятия. Подробнее об использовании фрейминга и фокусов языка читайте в одном из уроков по развитию творческого мышления на сайте 4brain.ru.

Роды и виды ораторской речи

Не сразу сформировались роды и виды данного искусства, а постепенно. Данные подразделения выделяются исходя из сфер коммуникаций, которые, в свою очередь, соответствуют одной из главенствующих функций речи, а именно:

  1. воздействие;
  2. сообщение;
  3. общение.

В настоящей практике публичного общения существуют роды ораторской речи. Итак, это:

  1. социально-политическое красноречие;
  2. судебное красноречие;
  3. социально-бытовое красноречие;
  4. духовное (церковно-богословское) красноречие.

К такому красноречию, как общественно – политическое относят выступления, тематикой которых являются либо общественно – политическая, либо общественно – экономическая, либо общественно – культурная, либо же этико – нравственная.

Существует академическое красноречие. Данное является определенным родом речи, который помогает формировать научное миропонимание, который, в свою очередь, имеет отличительные черты – это научное изложение, логическая культура, а так же глубокое аргументирование. К академическому красноречию можно отнести и научный доклад, и научное сообщение, и как вузовскую, так и научно – популярную лекцию. Данный род речи имеет большое количество сходств с научным стилем речи. Однако в академическом красноречии очень часто используются выразительные средства.

Общественно – бытовое красноречие. К данному роду можно отнести следующее:

  1. приветственная речь;
  2. речь, которую произносят на дипломатических приемах;
  3. речь застольного характера;
  4. юбилейная речь (данное может быть произнесено как в адрес конкретной личности, так и знаменательной дате).

Судебное красноречие. Данный род речи существует для того, что бы воздействовать целенаправленно, а так же эффективно на суд. Судебное красноречие способствует становлению увещаний судей, а так же тех, кто присутствует в тот момент в зале. Судебное красноречие так же подразделяется на:

  1. защитная речь;
  2. прокурорская речь;
  3. адвокатская речь;
  4. обвинительная речь.

Духовное (церковно-богословское) красноречие. Данный род считается наиболее древним, он имеет свои традиции, а так же богатый опыт. Выделяют:

  1. официальная речь – это речь, которая произносится людям, служащим церкви или же иным лицам, взаимодействующим с официальным действием;
  2. проповедь – это речь, которая произносится для людей, приходящих в церковь, а так же она должна сопровождаться церковными действиями.

Межстилевые, а так же общеязыковые средства – это и есть та база, которая лежит в основе любого рода. Но необходимо подметить, что у любого рода ораторской речи существуют собственные специфические языковые черты, образующие с одной и той же стилистической окраской микросхему.

Повтор

В одном из уроков по развитию памяти на нашем сайте, есть целый раздел, посвященный повторению, потому что повторение – это важнейший принцип запоминания информации. В ораторском мастерстве используется повтор, который глубже закрепляет в сознании аудитории основную мысль выступления, повышает убедительность речи оратора, вызывает у слушателей воспоминание, помогает правильно организовать речь, представить новую информацию как уже знакомую. Так что если вы хотите, чтобы ваши слушатели хорошо запомнили необходимую информацию, повторяйте ее и получите нужный эффект.

Однако следует учитывать, что обыкновенное дословное повторение материала эффективно только в определенных обстоятельствах, в большинстве случаев повторы становятся действенным приемом оратора исключительно при умелом их оформлении в речи. Можно выделить следующие виды повторов:

Дословный повтор. Этот вид используется достаточно редко: только при дословном цитировании, или для намеренного акцента на конкретной фразе, особенно на восклицании. Например, Мартин Лютер Кинг практически в каждом предложении своей знаменитой речи восклицал: “I have а dream!”. Кроме того, как в прозаической, так и в поэтической речи часто используется прием, близкий к дословному повтору, анафора. Суть анафоры заключается в повторении сходных звуков, слов или групп слов в начале отдельных фраз. Анафора также играет большую роль в формировании четкого устоявшегося образа высказанной идеи в сознании слушателей.
Варьируемый повтор. Чаще для повторения важных мыслей в ораторской речи используется варьируемый повтор, то есть возвращение к уже сказанному ранее в ином словесном оформлении, выражение одной и той же мысли другими словами. Смысловое содержание повтора в этом случае будет преподноситься слушателям с разными оттенками, что сделает идею более яркой и выразительной.
Расширенный повтор (разъяснение или рекурсия) – повтор уже произнесенной мысли с включением в нее новых слов для развития основных идей и образов вашего выступления. Если выражение мысли, выбранное вами первоначально, не кажется вам достаточно убедительным, к нему стоит вернуться по ходу выступления и дополнить его, пояснить. Однако лучше не злоупотреблять этим приемом, так как излишне часто повторяемые ваши слова и идеи могут показаться слушателям навязчивыми, утомительными (вспомните знаменитое шутливое стихотворение «Дом, который построил Джек» в переводе Самуила Маршака или песню Александра Пушного «Ночной дозор» с бесконечным количеством расширенных повторов). Постарайтесь использовать больше емких и кратких образов вместо частых повторений с подробными разъяснениями.
Частичный повтор и рафинирование (обобщение) используется для краткой ориентации слушателя в ранее изложенном материале, например, перед переходом к новой части выступления. Это обобщающий повтор, в виде нескольких точных кратких высказываний. Данный прием особенно подходит для обучающих выступлений (лекций), когда лектору необходимо периодически подытоживать полученные ранее выводы.

Однако весь арсенал этими приемами не исчерпывается.

Роль функциональных стилей литературного языка

Только подготовленной может быть ораторская речь. Подготовка проходит по книжно – письменным источникам, которые, в свою очередь, существенно влияют как непосредственно, так и прямо на структуру речи.1

Информативная функция лежит в основе официально делового стиля. Данный стиль речи обслуживает сферу отношений, которые являются официально деловыми.

Такие функции, как сообщение и доказательства информации лежат в основе научного стиля. Сфера научного знания.

В основе публицистического стиля лежат такие функции, как сообщение, а так же воздействие. Данный стиль речи обслуживает и сферу социально – политических, и сферу общественно – культурных, и многие другие социальные отношения. В публицистическом стиле могут использоваться абсолютно все средства, которые являются языковыми. Для данного стиля свойственна экономия языковых средств.

В основе художественного стиля лежат такие функции, как воздействия и эстетическая. В данном стиле наиболее плотное отображение находят отражения общенародный язык и литературный язык.

Функции публицистического стиля

В речи план деления на функциональные стили строится, в первую очередь, по тому, какие языковые функции выполняет каждый из них. Так, в данном случае выделяются две цели публицистического стиля речи.

  • Цель передачи информации. Такая цель публицистического стиля речи направлена, в первую очередь, на сообщение аудитории слушателей или читателей определенной информации, которая отличается фактической точностью и актуальностью.
  • Цель эмоционального воздействия. При помощи распространения информации в СМИ или через выступления ораторов часто происходит эмоциональное побуждение к тем или иным действиям. Это может быть призыв населения города к выходу на общегородской субботник, призыв к сплочению или обычная просьба телеведущего «не переключаться во время рекламы».

Обычно передаваемая информация содержит в себе не только факты о каких-то событиях, но и призыв к определенным действиям. Так, например, разного рода дебаты и обсуждения не только сообщают зрителю информацию об обсуждаемом предмете, но и практически побуждают его к активной мыслительной деятельности с целью сформировать свою позицию относительно поставленного вопроса.

То, где используется публицистический стиль, обычно говорит о цели сообщения информации. Если речь идет о научно публицистическом докладе, то, вероятнее всего, преследуется информативная цель публицистического стиля. Если же дело касается руководства завода, выступающего перед работниками с мотивационной речью, — основной целью применения такого вида речи является пробуждение в слушателе определенных эмоций.

Независимо от того, где используется публицистический стиль, он сохраняет свойственные ему языковые средства. Языковые особенности публицистического стиля речи делятся на лексические, морфологические и синтаксические особенности.

Функционально-смысловые типы речи

Состав ораторской речи не есть однородный. Это связано с тем, что человек, мысля, отражает самые разные связи между объектами, между явлениями реальности, между событиями, а так же между отдельными суждениями. Существуют такие типы речи, как: 2

  1. описание;
  2. повествование;
  3. рассуждение.

И именно в этих стилях речи выражаются данные связи. В связи с этим, ораторская речь представляется нам:

  1. монологическим повествованием;
  2. монологическим рассуждением;
  3. монологическим повествованием

Повествование – это такой тип речи, который сообщает о состояниях, а так же действиях, которые имеют развитие во временной последовательности. Кроме этого они имеют свойственные им языковые средства. 3Для данного типа речи характерна такая особенность, как динамика.

Исходя из того, что в данный тип речи входят ситуации, которые имеют динамические отражения, этот механизм и определяет его положение в речи.

При помощи глаголов как раз так и создается динамика данного типа речи. Очень часто в использование берут глаголы определенного действия потому, что они имеют возможность выражать как последовательность развития событий, так и их быструю смену. Следует выделять:

  1. конкретное повествование;
  2. обобщенное повествование;
  3. информационное повествование.

Описание – это такой тип речи, который дает представление о характере, дает статистическую картину, представление о структуре, представление о качествах объекта, о свойствах маршрутом перечисления признаков и существенных, и не существенных в определенный момент.

Такой тип речи, как описание, так же подразделяется на:

  1. статистическое;
  2. динамическое.

Размышление или же рассуждение – это такой тип речи, в котором раскрываются внутренние признаки и явлений, и предметов, доказываются конкретные положения, и естественно, проводится само исследование явлений и предметов.4 Те суждения, которые входят в рассуждение, имеют особенные логические отношения меж собой, этим и характеризуется данный тип речи. Такие логические суждения образует либо один вывод, либо ряд выводов на какую – то определенную тему.

По собственной природе ораторская речь является спорной. Это связано с тем, что она отображает контрадикторность конфликты общения и нынешней жизни. Выделяют спор двух видов:

  1. имплицитная (или скрытая, внутренняя);
  2. эксплицитная (или открытая, внешняя).

Полемика – это общение, которое проходит на людях, мастеров говорить, спор в процессе обсуждения какого – то определенного вопроса.

Ораторы могут очень много спорить; во время споров они пользуются всеми средствами в свободном доступе из огромного арсенала полемики. Сюда входят и ирония, и намеки, и сарказм, и антитеза, а так же многочисленные умолчания, ремарки, сравнения, рельефность.

Пример, подобность и сравнение

Сравнение, наверное, является основным, самым базовым приемом ораторского искусства. Важнейшее правило риторики гласит, что все абстрактное необходимо представлять наглядно с помощью сравнений и примеров, образов или даже коротких рассказов-иллюстраций, включаемых в речь. Такой прием звучит особенно выигрышно в тех случаях, когда вы хотите донести до слушателя числовую информацию.

Например, всем известный Михаил Ходорковский, комментируя обвинительный приговор суда, в котором говорилось, что он украл 347 млн. тонн нефти, сравнил это количество топлива с объемом, который может поместиться в «железнодорожный состав, трижды огибающий землю по экватору». Обычному человеку сложно себе представить, сколько это 347 миллионов тонн нефти.

Зато мы все знаем, как выглядит поезд, и примерно представляем себе длину окружности Земли, а значит, знаем, что это — очень много нефти. Такое сравнение, использованное оратором, помогает слушателям вообразить числовые данные и мысленно соотнести их со знакомыми им величинами, сделать абстрактные цифры осязаемыми.

Кроме обычного сравнения существуют также его отдельные формы, такие как образ и метафора. В отличие от привычного сопоставления двух вещей в речи, эти ораторские приемы имеют творческий оттенок. Как правило, образы не создаются нами искусственно. Они приходят, когда мы наблюдаем за окружающим миром и строим ассоциации.

Если же вы хотите украсить свою речь образами, но испытываете определенные трудности в продуцировании нужной образности, рекомендуем вам ознакомиться со специальным уроком на нашем сайте, направленным на развитие ассоциативного мышления, а также потренироваться разгадывать друдлы.

В отдельных случаях для создания образов и аналогий можно прибегать даже к небольшим рассказам, если вам, конечно, позволяет время выступления. Однако не стоит затягивать момент иллюстрации, важно создать меткий и яркий образ, который останется в памяти людей, не перегружая их внимание абстрактными рассуждениями.

Схожим приемом сравнения, в основании которого лежит отношение части к целому, является синекдоха (переименование)

. Это способ выражения мыслей, при котором слово употребляется в переносном значении, а именно — понятие известного предмета или группы предметов заменяется понятием, обозначающим часть названного предмета или единичный предмет.

Например, когда мы слышим фразу «У Белого дома и у Кремля разные мнения», мы понимаем, что речь идет не об архитектурных сооружениях, а о представителях определенных политических сил США и России, которые не сошлись во мнениях по какому-то вопросу. Синекдоха дает оратору возможность коротко и выразительно донести свою мысль до слушателей, оставив в их памяти определенный образ сказанного.

Оратор и его аудитория

Для того чтобы успешно выступить перед большим скоплением народа, оратору нужно, в первую очередь, привлечь внимание абсолютно всей аудитории, необходимо заставить людей слушать себя. 5На первый взгляд может показаться, что управлять таким механизмом, как внимание слушателей, очень просто. Однако это не так. Выступление, которое принесет успех находится в зависимости и от способностей оратора, от его профессионализма, подготовленности, и от тех факторов, на которые он никак не может произвести воздействие.

Свойства публичного выступления

Различные ораторские навыки вырабатываются в процессе соответствующих занятий, тренингов, а их проявлением является публичное выступление, которое имеет следующие основные свойства:

1) особая структура речи, соотношение языковых и неязыковых (мимика, жесты) средств убеждения аудитории;

2) направленность выступления на получение ответной реакции от слушателей, поскольку его целью является не простое донесение информации, а убеждение;

3) эффективность, зависящая от психологического настроя и состояния выступающего, его авторитета в глазах публики.

4.2. Приемы установки контакта с аудиторией

Контакт с аудиторией – это наиболее высшее проявление мастерства выступления, которое является публичным. Данная общность может возникнуть на базе общей мыслительной деятельности, на чувственных переживаниях, которые являются схожими. Оратор получит ответную реакцию своей аудитории в том случае, если покажет собственное отношение к предмету речи, а так же заинтересованность и убежденность говорящего. Очень важным является и то, что нужно чувствовать своих слушателей, а так же необходимо применять на практике умение корректирования речи в зависимости от их реакции. Говорящий должен уметь не только спорить на какую – то из тем, но и иметь в запасе огромный круг знаний по многочисленным вопросам.

Позитивная реакция на то, что говорит выступающий, «рабочая» тишина в зале, а так же поза слушателей, взгляд аудитории, кивки головой, возгласы одобрения, смех, их улыбки и аплодисменты – все это главенствующие показатели меж коммуникантами. Контакт – это такая величина, которая является переменной, то есть он может быть полным (со всей аудиторией) или же неполным, устойчивым или же неустойчивым в различные этапы произнесения речи.

Зрительный контакт необходимо не только установить, но и постоянно поддерживать со слушателями. Это нужно для того, чтобы аудитория была завоевана. Человек, который выступает, как правило, медленно проводит взглядом по абсолютно всем слушателям.

Перед тем, как начать свое публичное выступление, необходимо выдержать не большую по времени психологическую паузу. Такая пауза длится от пяти до семи секунд. Речь говорящего не должна быть однообразной, монотонной. Фразы должны быть разделены паузами, а так же должны быть произнесены с различной интонацией.

Для нынешней ораторской речи свойственно сочетание таких языковых средств, как эмоционально – образных, а так же логико – аналитических.

Вниманию слушателей свойственно притупление, и это не в зависимости от того, насколько та или иная тема интересна аудитории. Существует некоторый ряд ораторских приемов для того, чтобы поддерживать внимание слушателей:

  1. Вопросно-ответный прием. Говорящий сам задает вопросы и сам же на них дает ответы, выясняет выдвинутые сомнения, а так же возражения, приходит к конкретным выводам;
  2. Такой прием, как переход к диалогу от монолога приобщает к процессу обсуждения какой – либо темы участников, а так же включает их интерес;
  3. Создание ситуации, которая является проблемной. «Почему?» — именно такой вопрос и должен возникать у аудитории созданная ситуация. Благодаря этому стимулируется их познавательная активность;
  4. Существует еще один прием, который в прямом смысле заставляет слушателей размышлять, предполагать. Такой прием называется «приемом новизны информации»;
  5. Следующий прием опирается на личный опыт, на личные мнения, на то, что всегда было и будет интересно слушателем;
  6. «Прием показа»: насколько значима практическая информация;
  7. Этот же прием дает аудитории «передохнуть», то есть необходимо немного отступиться от темы;
  8. Данный прием называется «тихий голос». При помощи него совершенно не трудно привлечь внимание к важным местам публичного выступления оратора. Необходимо одновременно и замедлить и понизить силу голоса;
  9. Данный прием называемся «приемом градации». То есть это нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Такой прием может помочь и усилить, и придать эмоциональную выразительность, как сформулированной мысли, так и просто обычной фразе;
  10. Прием инверсии. Данный прием является речевым оборотом. Такой оборот может развернуть общепринятый, обычный для всех ход выражений и мыслей на противоположный ход;
  11. Данный прием несет название «прием апелляции к своим мыслям».

Далее, что хотелось бы отметить, это лексические приемы в связи с тем, что именно они существенно повышают убедительность ораторской речи. Тропы – это то, что рекомендуют для использования в ораторской речи руководства по данному искусству.

Троп — (от греч. trоpos — поворот, оборот речи) образный смысл слова, то есть выражение слов, словосочетаний в переносном значении. Если брать в узком рассмотрение данный термин, то – это словопреобразование, при помощи которого можно достичь эстетического эффекта выразительности в речи. К тропам относят следующее:

  1. сравнения;
  2. метафоры;
  3. эпитеты;
  4. аллегории;
  5. гиперболы и другие.

Метафора: при помощи данного приема осуществляется перенос названия с одного предмета, на какой – то иной предмет. Это речевое сближение двух явлений по либо же сходству, либо же контрасту («Локомотив истории остановить невозможно…»).

Сравнение: данный прием пользуется популярностью в применении, его используют намного чаще, чем все остальные потому, что именно при помощи этого приема говорящий может достичь того результата, который был задуман. Сравнение наделено колоссальной убеждающей силой, оно способно приводить в действие как образное, так и ассоциативное мышление слушателей.

Эпитет: данный прием позволяет раскрыть сущность предмета либо же явления путем его образного определения («Студент — это не сосуд, который следует заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь!..»).

Гипербола: при помощи данного приема осуществляется намеренное преувеличение свойств либо же качеств явлений или предметов («Редкая птица долетит до середины Днепра»).

Аллегория: данный прием способен иносказательно что – то изобразить («Однажды прохожий спросил у строителя: «Что ты делаешь?» Тот подумал и ответил: «Не видишь? Вожу камни.» Второй строитель на тот же вопрос ответил: «Зарабатываю деньги!»).

Необходимо отметить следующие, что в выступлении лучше всего уделять внимание коротким предложениям, та как они намного лучше запоминаются, а так же лучше воспринимаются. Помимо этого, такие предложения позволяют более вариантно подходить к изменению интонации.

Средства, которые были перечислены выше, служат не только для того, чтобы объединить аудиторию и оратора, но для того, чтобы преодолеть так называемый «барьера».

Другие приемы

Здесь рассмотрим целый комплекс разных приемов.

1

Иносказание

Иносказание (аллегория) – это воплощение явления (идеи, мыслей) в наглядном образе. Например, в речи «I have a dream» Мартин Лютер Кинг приводит такую аллегорию:

«Я мечтаю сегодня, что однажды в Алабаме с её злобными расистами и губернатором, с губ которого слетают слова о вмешательстве и аннулировании, в один прекрасный день, именно в Алабаме, маленькие чёрные мальчики и девочки возьмутся как сёстры и братья за руки с маленькими белыми мальчиками и девочками».

Образ детей разных рас и разного пола, взявшихся за руки является отражением идеи толерантности и равноправия. Иносказания можно очень эффективно использовать для иллюстрации абстрактных понятий, таких как дружба, равноправие, любовь, верность, чтобы усилить восприятие ключевых идей речи. Аллегория – это достаточно сложный прием в риторике и требует если не особого мастерства оратора, то уж наверняка хорошей подготовки.

2

Призыв

Призыв также является распространенным ораторским приемом и заключается в обращении к слушателям напрямую с воззванием к какому-либо действию. Использование призыва в выступлении оправданно, если вы хотите, чтобы слушатели смогли у себя в голове создать яркий образ вашей идеи с их непосредственным участием в ее реализации.

Этим ораторским приемом стоит пользоваться осторожно и не слишком часто. Прием обязательно сработает в аудитории, где публика достаточно благосклонна и внимательна к оратору. Мы, например, призываем вас, наших читателей, которые тратят по несколько часов в день на работу за компьютером, попробовать, хотя бы 20 минут ежедневно уделять саморазвитию, изучая материалы на сайте , и тогда уже через месяц вы сможете почувствовать прогресс.

3

Хиазм

Перекрещивание (хиазм) – это прием, помогающий емко и красиво выразить вашу мысль крестообразным изменением последовательности элементов в двух параллельных рядах слов. Наверное, самый знаменитый хиазм был сказан Джоном Ф. Кеннеди на инаугурации: «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, — спроси себя, что ты можешь сделать для страны». Также известен хиазм в стихотворении Лермонтова «Одиночество»:

Делить веселье — все готовы:

Никто не хочет грусть делить.

Перекрещивание повышает убедительность и выразительность вашей речи. Именно хиазмы часто используют в качестве цитат высказываний знаменитых ораторов.

4

Цитирование

Если вы считаете, что ваши аргументы недостаточно убедительны, или вы еще не заполучили доверие публики, то уместным будет подкрепить свое выступление цитатами признанных лидеров. К примеру, во времена Советского Союза, ораторы часто использовали цитаты Владимира Ленина, чей авторитет был беспрекословен.

Однако важно цитировать правильно, желательно дословно, чтобы не исказить мысль первоисточника. Если же цитата большая или сложная для восприятия, ее можно сделать короче и проще, рассказав своими словами (это называется парафраза). О том, как лучше запоминать цитаты, читайте в одном из следующих уроков.

5

Цепь

Цепь – часто применяемое средство удержания внимания слушателей. В речевой цепи полный смысл первого звена идеи становится ясным и законченным только в связи с другими звеньями, вплоть до последнего звена в цепи. Приведем в пример один очень интересный тост, который построен на данном приеме: «Я хочу, чтобы ты умер… Чтобы ты умер в 100 лет… Чтобы ты умер в 100 лет от руки ревнивца… И чтобы твоя смерть была заслуженной».

Такой прием цепи позволяет оратору не только в течение всего выступления оставаться источником неподдельного внимания аудитории, но и при помощи эффекта неожиданности, заключенного в конечных звеньях последовательности, оставить у слушателей неизгладимое впечатление от сказанного.

6

Антитеза

Антитеза (противопоставление) – это стилистическая фигура контраста, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Иногда, чтобы усилить восприятие свойства какого-то предмета или явления, достаточно привести какой-то контрастный, полярный пример, такой как «Для одних людей саморазвитие ничто, а для других – все».

7

Намек

Использование этого риторического приема оправдано, если у вас достаточно искушенные слушатели, которые, несомненно, смогут понять, на что вы намекаете. Также намек удобно применять, если вы по тем или иным причинам не можете или не хотите напрямую выразить свою мысль. Вот один из примеров намека: Барак Обама, обладатель одной очень крупной премии, никак не может остановить военное вмешательство США в дела других государств.

В данном случае намек заключается в том, что Нобелевская премия МИРА, которая, как известно, была присуждена американскому президенту, не соответствует действительному положению вещей: военные действия не были прекращены, а значит, мир не был достигнут. Чтобы избежать прямого обвинения Барака Обамы в невыполнении обещанных миротворческих мер напрямую, в данной фразе был использован намек на «одну очень крупную премию».

8

Гипербола

Проще говоря, это преувеличение. Данный прием ораторского мастерства резонно использовать только в том случае, если вы уверены, что сказанное не будет восприниматься слушателями как выдумка, а также не будет звучать слишком эмоционально, чересчур пафосно.

Гипербола направлена на то, чтобы усилить, подчеркнуть те или иные свойства или черты предмета мысли. Например, фраза «нужно быть полным дураком, чтобы так считать», имею целью отбить у слушателей всякое желание соглашаться с приведенной оратором сомнительной точкой зрения, то есть автоматически заставить аудиторию поддержать мнение говорящего.

9

Вставка

Вставкой называется специальное замечание, которое делается, на первый взгляд, мимоходом. Тем не менее, такие замечания могут придавать сильный оттенок сказанному и изменять восприятие слушателей в нужную сторону. Например, для того, чтобы приобщить публику к важной проблеме, о которой ведется речь, можно всего лишь вставить в вашу речь простую и понятную всем фразу: «но не мне вам это говорить…»

Так высказывание «сегодня в нашей стране мы часто сталкиваемся с коррупцией, но не мне вам об этом говорить…» не оставит в вашей аудитории людей, равнодушных к поднятой вами проблеме, привлечет к ней самое пристальное внимание слушателей.

10

Риторические вопросы

Задавать вопросы, не требующие ответа, в своей речи следует аккуратно. Важно, чтобы слушатели разделяли вашу позицию по этому вопросу, иначе ответ на этот вопрос может быть не так уж и очевиден, как вам кажется. Например, вопрос «неужели так трудно тратить 20 минут в день на саморазвитие?», не всегда будет однозначно иметь отрицательный ответ, однако это немаловероятно.

11

Предуведомление

Предуведомление помогает настроить аудиторию на внимательное прослушивание подготовленной вами речи. Важно заставить публику с нетерпением ожидать вашего выступления, с самого начала посеяв интерес к тому, о чем вы собираетесь говорить. Это как трейлер в кино с интересными моментами, после которого зритель остается в предвкушении просмотра фильма целиком.

В данном случае в начале вашей речи выигрышно будет звучать, к примеру, фраза «возможно, вы будете удивлены, тому, о чем я вам сейчас расскажу…». Такое начало заставит аудиторию с любопытством прислушиваться к каждому вашему слову.

12

Промедление

Промедление можно использовать для разогрева интереса слушателей после поступившего им предуведомления. Так мы еще больше усиливаем любопытство слушателей тем, что не сразу выкладываем все карты на стол. Промедлением оратор обрекает слушателя на томление и тем самым нагнетает напряжение внимания по ходу выступления, чтобы подать публике кульминацию своей речи в наиболее подходящий момент.

13

Повышение напряжения

Усиление внимания слушателей – это умелое оперирование целым набором сложных приемов, который свидетельствует о высоком уровне ораторского мастерства выступающего. Эффект повышения напряжения обычно достигается с помощью использования в комплексе предуведомления и промедления, а также при помощи аллегорий, намеков и других риторических техник. Повышению напряжения также способствуют повторения.

14

Неожиданность

Чтобы в нужный момент усилить внимание слушателей, оратор может использовать слова и действия, которых от него никто не ожидает. К примеру, знаменитый Бисмарк застал слушателей врасплох, высказавшись наполовину: «Я тоже за отмену смертной казни», и сделав заметную паузу, продолжил: «Но я за то, чтобы начало положил убийца!». Подобные приемы хороши, когда их используют дозировано и уместно, иначе эффект неожиданности может сгладиться.

И напоследок вкратце рассмотрим фрейминг и софизмы.

Основные виды аргументов

Путем доведения доводов, аргументов с которыми не поспоришь, до слушателя говорящий должен убедить их в справедливости утверждений, которые, в свою очередь, были им выдвинуты.

Аргумент – это логический, неопровержимый довод, служащий базой для доказательства. 6Правильность аргументов проверена и доказана практикой, поэтому аргументация убеждает слушателей в правильности высказанных говорящим положений.

Существуют различные аргументы. В такой науке, как риторика выделяют следующие:

  1. Аргументы к существу дела – в данном случае аргументами будут выступать те факторы, которые были получены в конечном итоге наблюдения, документы, материал как статистический, так и цифровой и так далее.
  2. Аргументы к человеку: имеют воздействия, которые являются эмоциональными на аудиторию.

В ораторской практике аргументы к человеку используются не реже аргументов к существу дела. На самом деле аргументы к человеку очень разнообразны, их достаточно большое количество, однако отметить хотелось бы следующие:

  1. аргумент к жалости, то есть это делается для того, чтобы вызвать жалость, чувство сострадания у оппонентов и этим склонить их в свою сторону;
  2. аргумент к личности: говорящий выставляет оппонентов в негативном свете, тем самым настраивает своих слушателей против них; все это осуществляется при помощи подмены предмета дискуссии;
  3. аргумент к тщеславию, то есть хвалят оппонентов для того, чтобы смягчить их противостояние;
  4. аргумент к публике, то есть оратор пытается настроить свою аудиторию только на себя и противостоять оппонентам;
  5. аргументы к авторитету, то есть говорящий ссылается на мнения выдающихся ученых, писателей, деятелей, если их позиция будет совпадать с позицией оратора.

Такие аргументы не всегда могут быть корректными, и именно, исходя из этого, не стоит их рекомендовать нынешним ораторам. Однако есть исключение – это аргумент к авторитету; данный аргумент очень часто находит свое применение в академических речах, а так же в научных докладах.

Но, не смотря на все вышесказанное, необходимо принимать во внимание и то, что существуют и такие высказывания, которые никак нельзя принять за истинное (этому не есть показатель, что автор такого высказывания выдающийся ученый, мыслитель или же деятель). При обращении к ним, автор должен быть предельно осторожен.

Софизмы

Софизмы

(от греч. «хитрая выдумка, уловка») — это ложные высказывания, которые, тем не менее, при поверхностном рассмотрении кажутся правильными («мнимые доказательства» по Аристотелю). Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики оратором для введения в заблуждение слушателей. Софизмы бывают логические, терминологические, психологические и другие.

Подробнее софизмы как один из приемов ораторского искусства описаны отдельно в специальной статье в разделе «статьи», однако мы не рекомендуем использовать софизмы в своей речи, поскольку прибегать к ним следует только в крайнем случае, когда остальные приемы не действуют. Если вы будете уличены в использовании софизмов, впоследствии вам будет крайне сложно убедить аудиторию в вашей объективности и правоте.

Все перечисленные выше ораторские приемы часто взаимосвязаны, и один прием влечет за собой использование другого. Тем не менее, не стоит применять их слишком кучно, иначе они могут начать работать не на вас, а против вас. Приемы различаются функционально: некоторые из них влияют на содержательную сторону выступления и способны удерживать внимание слушателей, убеждать их в своей точке зрения, тогда как другие направлены на подготовку аудитории и оформление материала.

Многие из рассмотренных риторических правил ораторы могут использовать интуитивно, но при подготовке к выступлению мы рекомендуем вам сознательно ознакомиться со всеми приемами, чтобы наверняка не упустить из виду их возможное влияние и эффект на восприятие вашей речи слушателями. А еще рекомендуем пройти кейс про Стива Джобса.

Подготовка речи и выступление

Существуют три взаимосвязанных вопроса, которые стоят перед говорящим, это:

  1. Как сказать?
  2. Где сказать?
  3. Что сказать?

Процесс разработки речи начинается с того, чтобы уяснить тему своей речи, ее основную мысль. Актуальность, интересность, конкретность, доступность – всеми этими качествами и должна обладать выбранная тема. Немаловажное значение имеет и название лекции, так как оно должно не только заинтриговывать будущую аудиторию, привлекать их внимание, но и отображать все содержание выступления оратора.

Что хотелось бы рассказать о цели: необходимо четко наметить ее – оратор не только пытается сформировать у своей аудитории конкретные убеждения, представления, определяющие их дальнейшее поведение, но и доносит до аудитории информацию, рассказывает о каких – либо фактах или же событиях. Каким бы не было выступление, у него должна присутствовать воспитательная цель, то есть говорящий, по мере своих возможностей, должен приобщить свою аудиторию к собственным нравственным интересам. Этот процесс должен проходить незаметно для слушателей.

Представление того, как воспримет аудитория речь и то, что им будет непонятно — это неотъемлемая часть при подготовки публичного выступления. Говорящий обязан не только знать, но и учитывать состав своих будущих слушателей. В том случае, если речь будет предоставлена не для всех слушателей вообще, а для конкретной группы людей, имеющих собственные какие – то цели, интересы, тогда эффективность выступления заметно повысится.

Составление самой речи, работа над фактическим, теоритическим материалом – это и есть следующий этап, то есть необходимо оформить речь композиционно – стилистически.

Для того чтобы изучить материал, можно обратиться и к пособиям, и к словарям, и к справочникам и так далее.

После того, как материал изучен хорошо, как правило, пишут либо же конспект текста выступления, либо же его план, либо же полностью текст, либо же тезисы.

Способы выступления:

  1. чтение текста;
  2. воспроизведение его по памяти с чтением отдельных фрагментов;
  3. свободная импровизация.

В каких же случаях читают текст? Итак, рассмотрим их:

  1. если он представляет собой официальное изложение, от формы и содержания которого нельзя отступать;
  2. если оратор «не в форме»;
  3. если материал большой и совершенно новый для говорящего.

Когда говорящий читает свою речь и при этом реакция аудитории выходит из – под контроля – это очень утомительно. Провал говорящих связан с тем, что при чтении текста «по бумажке» речь становится одинаковой (монотонной), быстрой и это начинает быстро утомлять аудиторию.

Перед тем, как начать свою публичное выступление, оратору необходимо тщательно, до мелочей подготовить речь. Нужно определить правильно тему, цель, название публичного выступления при этом необходимо учитывать и состав аудитории, и обстановку. После этого нужно составить план, подобрать и теоритический, и фактический материал. Репетиция – это часть, которая считается нужной при подготовки, без нее обойтись нельзя. Внимание необходимо сконцентрировать на технике произношения, но и другие аспекты при подготовке в тени оставлять не нужно.

На заключительном этапе подготовки к публичному выступлению необходимо не один раз дать анализ ему, учитывать такие стороны речи, как сильные и слабые и уже в аудитории, при обращении к своим слушателям, опираться на позитивное.7

Лекция 13. Стиль ораторской речи. Риторические фигуры и тропы, их взаимодействие.

Главная страница | Контакты | Случайная страница АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

1. Стиль ораторской речи.

2. Требования, предъявляемые к языку оратора.

3. Основные средства выразительности: риторические фигуры и тропы.

Неотъемлемая часть ораторской речи – высокая речевая культура, владение словом. Именно в звучащем слове материализуется мысль оратора, посредством слов он излагает свои аргументы и передает свои чувства. Незнание или игнорирование закономерностей устной речи, отсутствие чувства языка ведут к бесцветности выступления, снижают его действенность. Главное в языковой культуре оратора т.н. коммуникативная целесообразность, т.е. выбор такого языкового материала, который обеспечивает наилучшее воздействие на данную аудиторию в конкретной обстановке, в соответствии с темой и задачей выступления.

Третий раздел (элокуция) в старых риториках связан с языковым оформлением речи. А именно: выбор слов, соответствующих замыслу речи; далее — построение текста и работа над стилем, использование средств выразительности речи.

Стиль связан с выбором средств языка в зависимости от условий порождения речи, ее целей, жанра произведения, индивидуальной манеры автора.

Изучением стилей занимается стилистика (учение о стилях, их разграничении, о выборе выразительных средств языка), которая столь же древняя, как и риторика. Одной из первых работ является книга Деметрия «О стилях» (4 век до н.э.). М.В.Ломоносов разработал теорию трех «штилей»: высокий, средний и низкий. Эта теория не утратила своего значения и сегодня, но в основе современных квалификаций лежит не социальный, а функциональный подход. В современной стилистике выделяют:

1. Стилистику функциональную;

2. Стилистику художественной речи;

3. Индивидуальную стилистику, изучающую мастерство отдельных авторов (стиль Лермонт ва, Цветаевой и др.);

4. Практическая стилистика, дающая рекомендации к выбору синонимических средств языка, объясняющая такой выбор.

В зависимости от целей и задач, которые ставятся в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате создаются своеобразные разновидности единого литературного языка, называемые функциональными стилями. Этот термин подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае. Обычно различают следующие функциональные стили:

1. Научный; 2. Технический; 3. Официально-деловой;

4. Газетно-публицистический; 5. Разговорно-обиходный.

Для научного стиля характерна научная терминология, преобладает абстрактная лексика (теория, проблемы, методы, процесс и пр.), образные средства языка, эмоциональность отсутствуют. Предложения носят повествовательный характер, преимущественно имеют прямой порядок слов, которые употребляются в прямом значении. Для технического стиля характерно преобладание технических терминов, образные средства отсутствуют, употребляются повествовательные предложения; поэтому часто рассматривают как разновидность научного стиля. Официально-публицистический стиль характеризуется сжатостью, компактностью изложения, документы характеризуются «сухостью» изложения, отсутствием выразительных средств, использованием характерных клише (сообщаем, что; сообщаем дополнительно; в случае проявления; с благодарностью подтверждаем и пр.). Для газетно-публицистического стиля характерными являются острота и яркость изложения, авторская страстность, актуальность содержания, многие слова имеют окраску высокого стиля, активно применяются средства речевой выразительности, часто употребляются вопросительные и восклицательные конструкции. Для разговорно-обиходного стиля характерна эмоциональность изложения, используются нейтральные и разговорные слова, свободный порядок слов.

Еще одна классификация функциональных стилей: устно-разговорные и письменно-книжные. В устно-разговорные стили включают: литературно-разговорную речь образованных людей; разговорно-бытовую речь в домашних условиях; ораторская речь как наиболее строгий вариант устной публичной речи. За рамки литературной нормы выходят просторечие и жаргоны. Письменно-книжный стиль включает, по мнению М.Р.Львова, официально-деловой стиль, публицистический, научный и художественную прозу.

Стили литературного языка чаще всего сопоставляются на основе анализа их лексического состава, так как именно в лексике заметнее всего проявляется различие между стилями. Закрепленность слов за определенным стилем речи объясняется тем, что в лексическое значение многих слов, помимо предметно-логического содержания, входит и эмоционально-стилистическая окраска. Сравните: мать, мама, мамочка, мамуля, ма. Слова имеют одно и то же значение, но различаются стилистически, поэтому и используются в разных стилях: первые два – в официально-деловом, остальные – в разговорно-обиходном.

При выборе слов оратор руководствуется точной передачей смысла и стилистической целесообразностью. Слова и фразеологические единицы обладают значениями, их оттенками и дополнительными окрасками, которые должны гармонировать с общей тональностью речи. Помимо значения и стилистической окраски, слова способны выражать чувства. А также оценку различных явлений действительности. Выделяются две группы эмоционально-экспрессивной лексики: слова с положительной и отрицательной окраской. Сравните: отличный, прекрасный, превосходный и – скверный, отвратительный, нахальный. Эмоционально-экспрессивная лексика наиболее полно представлена в разговорно-обиходной речи, отличающейся живостью и меткостью изложения, а также в газетно-публицистической речи.

Однако не все слова распределяются между различными стилями, имеется большая группа слов, употребляемых во всех стилях без исключения, как в устной. Так и в письменной речи. Это – т.н. стилистически нейтральные слова (например, лицо).

Говорящие должны следить за тем, чтобы слова, употребляемые ими, были по своим стилистическим свойствам однородны, чтобы не возникал стилевой разнобой, а использование стилистически окрашенных слов было оправдано целью высказывания. Особенно недопустимо смешение в речи разговорной и книжной лексики: «Я сегодня запрограммировала пойти к окулисту»; « В нашем зеленом массиве много грибов и ягод»; «Вам необходимо выделить сорок человек для погрузки морковки и картошки».

Следует иметь в виду, что функционально-стилистические границы современного литературного языка очень подвижны. Владение функциональными стилями является необходимым составным элементом профессиональной речи политика, журналиста, адвоката, педагога, руководителя предприятия и т.п. Важно знать и тонко чувствовать специфические особенности каждого функционального стиля, умело пользоваться ими в зависимости от ситуации общения и целей высказывания.

Есть еще и индивидуальный стиль оратора – т.е. совокупность признаков, характеризующих манеру говорить конкретной личности. Этот стиль создается в результате тщательной, кропотливой, осмысленной работы над словом, и изучения лучших образцов ораторского искусства. Выработка индивидуального стиля – важная задача оратора.

Основные коммуникативные качества речи – общепонятность, правильность, краткость, точность, чистота, логичность, богатство, эмоциональность, экспрессивность речи. Этот перечень может быть продолен и конкретизирован, нов основном именно эти качества речи обеспечивают ее доходчивость и действенность.

Среди требований, предъявляемых к языку говорящего, особое значение имеет общепонятность. М.М.Сперанский подчеркивал, что говорить так, чтобы нас не понимали, «есть нелепость, превосходящая все меры нелепости». Это требование связано с действенностью, эффективностью устного слова. По мнению исследователей, общепонятность языка определяется прежде всего отбором речевых средств, необходимостью ограничить использование слов, находящихся так сказать на «периферии» словарного состава языка (жаргонизмы, диалекты, профессионализмы). Существует определенная иллюзия понятности — несоответствие нашего понимания смысла слова его действительному содержанию при уверенности в правильном понимании этого слова. Приведем для иллюстрации следующий факт. Всем известные строчки А.С.Пушкина: «Погасло дивное светило. На море синее вечерний пал туман. Шуми, шуми, послушное ветрило. Волнуйся подло мной, угрюмый океан». Что означает слово «ветрило»? Большинство отвечает, что это – ветер, а правильный ответ – парус. Значит для большинства слушателей, уверенных в том, что они знают значение слова «ветрило», — это было только «иллюзией понятности». Поэтому многие термины следует объяснять и не перегружать речь терминологией и профессионализмами. Рекомендуют избегать употребления иностранных слов, если в языке есть русские слова с таким же значением, например: ординарный – обыкновенный, игнорировать – не замечать и др.

Не менее важна и правильность речи. Хотя нормы устной речи не так строги, как требования к литературному произведению, оратор обязан стремиться к безупречной правильности языка своего выступления, а для этого надо постоянно работать над собой, совершенствовать свою речь. Еще Н.М.Карамзин писал: « В шесть лет можно научиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, чем другим». Правильная речь предполагает соблюдение языковой нормы в грамматике, словоупотреблении и произношении. Без правильности речи не срабатывают и другие коммуникативные качества речи.

Пренебрежительное отношение к законам грамматики ведет к неряшливости речи, к нарушению логической связи и последовательности мысли («Около триста тысяч жителей», «Меня критикуют о том, что» и др.). Нарушение лексических норм ( ошибки в словоупотреблении, неоправданное использование диалектных и жаргонных слов, разрушение устойчивых словосочетаний) мешает оратору достичь цели выступления, а иногда просто создает комический эффект, не предусмотренный содержанием выступления («Все те задачи, которыми нас здесь озадачивали», «Вывод напрашивается сам на себя» ). Грубые ошибки в произношении (пинжак, до’суг, будующий) также отвлекают аудиторию от существа дела, создают негативный психологический фон.

Правильностью речи не исчерпываются требования к языку оратора. «Говорить правильно» и «говорить хорошо» – вещи взаимосвязанные. Просто правильной речи недостаточно, чтобы увлечь аудиторию, тем более – чтобы убедить ее.

Важное качество хорошего выступления – его лаконичность. Краткость речи предполагает, что оратор не только не злоупотребляет временем и терпением слушателей, но и умеет избежать ненужных повторов, излишней детализации, словесного мусора. Вместе с тем, нельзя допускать, чтобы лаконичность, краткость речи шли в ущерб смыслу.

Чтобы избежать многословия, необходимо, прежде всего, бороться с плеоназмами (речевой избыточностью) – когда в речь вторгаютсмя слова, излишние по смыслу («могучий богатырь», «сжатый кулак» и т.п.); другая разновидность многословия – тавтология, т.е. повторение того же самого другими словами, нередко однокоренными (равноправные права, вложили большой вклад); возможны тавтологические сочетания русских и иностранных слов с одним и тем же значением – «памятный сувенир», «свободная вакансия» и т.п. Еще один вид многословия – неоправданное обилие вводных предложений и оборотов.

Чистота речи – отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов (вот, так сказать, значит, понимаете, короче говоря и др.). Здесь одновременно страдают и краткость, и выразительность, и правильность речи. Эти слова не несут никакой нагрузки, не обладают информативностью, делают речь «водянистой», затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания. Кроме того, бывают настолько неудачные сочетания, что они вызывают смех аудитории: «Террористы ворвались в дом, где были дети и, так сказать, женщины», «В принципе, сейчас идет проливной дождь». Главные причины многословия: неясность мысли, плохая подготовка, склонность оратора к самолюбованию и выспренности стиля. Почему же такие слова появляются в нашей речи? Это и волнение во время говорения, и неумение мыслить публично, подбирать нужные, точные слова для оформления мысли, и, конечно, бедность индивидуального словаря говорящего.

Требование точности и ясности предъявлялись к публичной речи уже в античных руководствах по риторике, оно всегда связывалось с умением ясно мыслить, со знанием предмета выступления и значений слов. Чтобы обеспечить точность речи, оратор должен верно выбрать слово из ряда синонимов в соответствии со стилем высказывания («спать» – нейтральное, «почивать» – торжественное, высокое, «дрыхнуть» – просторечное). Необходимо четко разграничивать паронимы — близких, созвучных и поэтому смешиваемых слов («эффектный» и «эффективный»). Бездумное, стилистически неоправданное использование заимствований превращает язык публичного выступления в малопонятный жаргон, где на смену «французско-нижегородского» пришел «американско-ростовский» сленг. Очень часто злоупотреблению иностранными словами сопутствует незнание смысла слова и тогда рождаются фразы типа: «Тезис, которым постоянно мотивировал выступающий», «Я гипотетически придумал такой план» и т.п. Нередко и исконно русские слова употребляются неточно, вопреки их значению: «Большая половина выступления была посвящена…», «Овощная житница». Следует осторожно пользоваться сокращенными словами.

Много общего с точностью имеет логичность речи – соответствие сочетаемости частей высказывания законам логики. Сочетание одного слова с другим должно быть непротиворечивым ( «углубляется вширь»), условием логичности является правильный порядок слов («Напоминаю родителям, что без путевок дети на все базы отдыха не принимаются»). Логичность речи зависит также от того, насколько правильно выражена связь отдельных высказываний в тексте: «У каждого человека в жизни бывают минуты, которые он запоминает навсегда: среди них мне запомнилось два дня».

Одно из центральных качеств речи – ее богатство, или разнообразие лексических, фразеологических, интонационных средств языка. Оно напрямую связано с уровнем общей культуры оратора, с его эрудицией, опытом публичных выступлений. Различают активный и пассивный словарный запас оратора (активный – те слова и фразеологизмы, при помощи которых мы выражаем собственные мысли; пассивный – знакомые и понятные нам слова, которые мы в своей речи не употребляем). Считается, что активный запас современного культурного человека примерно 4-5 тысяч слов и фразеологизмов, пассивный включает еще около 15 тысяч языковых единиц. Много это или мало? А.С.Пушкин употреблял в своих произведениях более 21 тысячи слов , в словаре В.Шекспира – около 15 тысяч, Есенина – свыше 18 тысяч слов; И.Ильф и Е.Петров в знаменитых «Двенадцати стульях» высмеяли «людоедку»-Эллочку , которая обходилась всего тридцатью словами.

Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией. Много прекрасных слов посвящено русскому языку: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелями, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка» (М.В.Ломоносов); «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса» (И.С.Тургенев); «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…Что такое Родина? – это весь народ. Это его культура, его язык» (А.К.Толстой).

Сегодня трудно поверить, что было время, когда приходилось отстаивать и завоевывать право преподавания различных предметов в университетах на русском, а не латинском языке. Только в 1767 г. Екатерина Вторая разрешила читать лекции в университете на русском языке. Однако и позже их продолжали читать на латинском и немецком языках.

В чем проявляется богатство речи? Прежде всего богатством словаря. Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова, которая создается явлениями многозначности, омонимии, синонимии и др. В русском языке немало многозначных слов. Так, глагол «идти» имеет 40 значений. Очень богат наш язык синонимами, т.е. словами близкими по своему значению. Синонимы помогают избегать монотонности, придают речи яркую эмоциональную окраску. Очень много в русском языке слов, эмоционально окрашенных. Это объясняется тем, что наш язык богат различными суффиксами, передающими чувства человека: ласку, иронию, презрение. Далее – в использовании фразеологических единиц, придающих речи особую выразительность, меткость, образность. Сравните, насколько выразительнее звучит «сломя голову», чем «быстро». К фразеологизмам относятся также пословицы, поговорки, крылатые слова, афоризмы. Наконец, богатство речи связывается и с разнообразием интонаций.

Богатой, разнообразной, оригинальной речи противостоит словесный штамп – механическое повторение стертых, шаблонных словосочетаний, лишающих речь индивидуальности и выразительности. Они известны всем, их все уже много раз слышали, поэтому они не несут для слушателей новой информации, не задевают его чувств (принимать решительные меры). Разновидность штампа – т.н. «канцелярит» (по меткому выражению К.И.Чуковского), использование не по назначению трафаретных выражений из деловых бумаг, лишающих речь выразительности, обезличивая ее (Я не в курсе дел по этому вопросу – а не проще – «Я не знаю»). Чуковский К.И. назвал распространение канцеляризмов в речи болезнью нашего века.

Необходимым условием культурной, грамотной речи является соблюдение грамматических правил. Обращать внимание, например, на склонение таких словосочетаний, как «поздравляю с Первым мая», а не с «Первым маем». Короткое, простое предложение более доступно для восприятия на слух. Устная речь не любит причастных и деепричастных оборотов, иначе получится, как сказано в «Записных книжках» Ильфа: «Докладчик кончил, запутавшись в придаточных предложениях». Еще А.П.Чехов писал, что в устной речи надо избегать свистящих и шипящих слогов.

Ораторская речь сочетает в себе воздействие и на разум слушателей, и на их чувства. Эмоциональность – совершенно естественное и вместе с тем необходимое качество публичной речи, помогающее восприятию и усвоению ее содержания. Учеными установлено, что эмоциональность речи положительно влияет на механизмы памяти, внимания. Иногда это коммуникативное качество называют еще «выразительностью» или «образностью речи».

Существуют особые языковые средства, при помощи которых оратор добивается эмоционально-образного воздействия на слушателей. М.В.Ломоносов, блестящий оратор своего времени, теоретик ораторского искусства, писал: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». В этом определении называется характерный признак красноречия и подчеркивается, что говорить «красно», т.е. образно, выразительно, эмоционально – важно для того, чтобы с большей силой воздействовать на слушателей. Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие на разум и чувства слушателей. Выразительность устной речи во многом зависит от ситуации общения. Различают выразительность информационную (предметно-логическую) и выразительность чувственного выражения и воздействия.

Речь без украшений – это сухое изложение фактов, она не вызывает эмоционального отклика в аудитории. Красота фразы не менее важна, чем ее правильность. Поэтому, готовясь к выступлению, оратор подбирает не только веские аргументы, но и яркие, запоминающиеся фразы, которые строятся по определенным моделям. Для оживления речи, придания ей выразительности, образности используют риторические фигуры и тропы. И то и другое, по словам видного русского языковеда Л.А.Новикова, — намеренное отклонение от стандартной речи с целью привлечения внимания слушателей, заставить их задуматься, увидеть многоплановость картины и, в конечном итоге, глубже понять смысл, почувствовать образ. Все они должны казаться в выступлении естественными, почти случайными. По мнению П.Сергеича (Пороховщикова П.С.), « речь всегда должна казаться импровизацией, и каждое украшение ее – неожиданным для самого оратора». Чем лучше подготовлено ваше выступление, тем тщательнее это надо скрывать. Помогают сделать речь образной, эмоциональной и пословицы, поговорки, крылатые слова, фразеологические выражения.

Риторическими фигурами называют обороты речи, выработанные опытом конструкции, используемые для усиления выразительности высказывания. Фигура всегда состоит из нескольких слов. Существует несколько классификаций фигур. Мы рассмотрим следующею: различают фигуры мысли и фигуры слова. К фигурам мысли относятся риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание и т.д. Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, а служащий для эмоционального утверждения или отрицания чего-либо, привлекает внимание слушателей, выявляет вашу точку зрения. Например, у Цицерона: «Доколе же, Катилина, ты будешь злоупотреблять нашим терпением?» Или у Гоголя: «Эх, тройка, птица-тройка, кто тебя выдумал?» Риторическое обращение – псевдообращение, может быть адресовано отсутствующему лицу, исторической личности, а также неодушевленному предмету. Например, у Чехова в «Вишневом саде» обращение Гаева «Дорогой многоуважаемый шкап!». Риторическое восклицание – одно или несколько восклицательных предложений, предназначенных для эмоционального воздействия на слушателей. У Пушкина: «Прошли года чредою незаметной. И как они переменили нас!». Риторическая поправка — специальный прием: сначала идет якобы оговорка, а затем предлагается важное уточнение. Цицерон: «И именно в Риме возник замысел его разрушения. И именно его граждане, да, его граждане, если им можно дать это имя, возлелеяли этот замысел».

Фигуры слова – к ним относятся: антитеза – противопоставление различных обстоятельств, свойств, утверждений. Эта фигура используется, начиная с античности: «Живые и мертвые», «Волки и овцы», «Война и мир». К ней примыкает оксюморон – фигура, состоящая в соединении двух противоположных друг другу понятий в одно целое: «Красноречивое молчание», «Горькая радость», «Счастливые пессимисты». Нередко для усиления высказывания прибегают к такой фигуре, как повторы. Формы повтора бывают разнообразные: анафора — повтор в начале предложения : стихотворение Симонова «Жди меня»; эпифора – повтор в конце фразы : у Гоголя – «Вот сидит он в кабаке. Несут ему водку. Жжет его водка. Противна ему водка». Соединение анафоры и эпифоры называется симплокой: «Во поле березонька стояла, во поле кудрявая стояла»; звуковой повтор гласных – ассонанс: У Некрасова: «Еду по рельсам чУгУнным дУмаю дУмУ свою»; звуковой повтор согласных — аллитерация: У Пастернака: «Но нежданно по портьере пробежит вторженья дождь, тишину шагами меря, ты как будущность войдешь» (звуки Ж и Ш имитируют легкий шелест женского платья). Очень интересная фигура – инверсия – намеренное нарушение привычного порядка слов, их перестановка с целью большей выразительности, акцентируя внимание на перестановленном слове: У Пушкина: « И долго буду тем любезен я народу, что чувства гордые я лирой пробуждал» (инверсия слова – гордый). Следующая фигура – градация – расположение синонимов в порядке возрастания или убывания признака – «Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь». Не менее интересна фигура – хиазм – построение двух конструкций, при котором вторая становится как бы перевернутым отражением первой: «Мы признаем оружие критикой и критику оружием» (Луначарский А.В.), у Ларошфуко: «Брат может не быть другом, но друг – всегда брат». Ряд фигур связан с убавлением слов – это эллипсис, силлепс и апосиопеза. Эллипсис – пропуск слов или предложений, которые легко подразумеваются, применение этой фигуры создает эффект экспрессии: «Он закурил у бензоколонки – покойнику было 22 года». Силлепс – объединение элементов текста, по сути своей необъединяемых: «Он стирал белье с усердием и с мылом». Апосиопеза – недоговоренность: Светлов в «Гренаде» – «Я видел над трупом склонилась луна и мертвые губы шепнули: «Грена…».

Понятие образности слова связано с явлением многозначности. Если между предметами обнаруживается внешнее сходство или им присущ какой-то скрытый общий признак, если они занимают одинаковое положение по отношению к чему-то, то название одного предмета может стать названием другого. Например, игла – швейная, у ели, у ежа. Первое значение, с которым слово появилось в языке, называется прямым, а последующие – переносными. Переносные значения в отличие от прямых обозначают факты действительности не непосредственно, а через отношение к соответствующим прямым. С понятием переносного значения слова чаще всего и связано его образное употребление. Например, в слове «заноза» выделяется прямое значение – «тонкий, острый, маленький кусочек дерева, вонзившегося в тело», и переносное – «вредный, въедливый человек».

Античная риторика противопоставляла троп как слово и фигуру как словосочетание. Троп – это поэтический оборот, употребление слов, выражений в переносном, образном смысле. Тропы всегда имеют второй, скрытый план, он и создает образ. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-то отношении для наглядности изображения предметов, явлений. В переводе с греческого «тропос» означает поворот.

Тропы делятся на две группы – тропы слов, используемых для усиления выразительности (сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, антономазия), и тропы украшений (эпитет, аллегория, перифраза, аллюзия, ирония, гипербола, литота).

Простейшим тропом является сравнение – сопоставление двух понятий с целью более яркой и наглядной характеристики одного из них: У Фета «Ярким солнцем в саду пламенеет рябина». Самым красивейшим и наиболее употребительным тропом риторики называл Квинтиллиан метафору – это слово, которое употребляется в переносном значении на основании сходства в каком-либо отношении двух предметов. Например, «человек хуже зверя, когда он зверь» (Р.Тагор). К метафорам и сравнениям примыкает метонимия – перенос наименования по смежности, т.е. сближение по местоположению, времени, причинно-следственным связям и т.п. Цицерон, чувствуя приближение старости, сказал, что его речь «начинает седеть». Еще один троп синекдоха – в основе его лежит соотношение части и целого. Когда отец Чичикова поучал сына: «А пуще всего, Павлуша, береги копейку», то, конечно, он имел в виду значительно более крупные суммы. Антономазия – это замена имени собственного нарицательным или наоборот: «Геркулес» вместо – сильный, «ментор» вместо наставник.

Одним из самых распространенных тропов украшений является эпитет – яркое определение, признак, выражаемый именем прилагательным. Есть общеязыковые эпитеты – «трескучий мороз», «тихий вечер»; народно-поэтические – «серый волк», «чистое поле»; есть индивидуально-авторские эпитеты – у Чехова – мармеладное настроение, у Писарева – чурбанное равнодушие. Аллегория – иносказательное изображение отвлеченных понятий при помощи жизненных образов: хитрость изображается в виде лисы, Фемида – символ правосудия с завязанными глазами (беспристрастие) и весами в руках. Интересный троп, состоящий в использовании описательного выражения вместо одного слова, — это перифраза: город на Неве вместо Петербурга; «Не пойду в зоопарк! Там царя зверей засадили в клетку». На аллюзии – употреблении в речи широко известного выражения в качестве намека на столь же известный факт: «Я умываю руки» – намек на Понтия Пилата. Образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, значения описываемого — гипербола — например, «испугаться до смерти», «раздирает рот зевота шире Мексиканского залива» (Маяковский). Противоположный троп – литота – преуменьшает размеры, силу, значение описываемого: мальчик-с-пальчик, море по колено. Интересным тропом является ирония – употребление слова в противоположном основному значению : так, в древности Черное море (черное в смысле – злое, бурное) называли Понт Евксинский,т.е. «гостеприимное море»; иронию нередко использовали в бытовом общении – о хилом человеке могут сказать: «Вот это Геракл!».

Итак, риторические фигуры и тропы – мощные средства усиления выразительности речи, позволяющие сделать наши слова легко запоминающимися, яркими, эффективными. Способ выражения мысли часто оказывается не менее значимым, чем содержание высказывания. Гармония мысли и слова, содержания и оформления речи – важнейшее условие успешного общения.

Дата добавления: 2015-09-12; просмотров: 32 | Нарушение авторских прав

|следующая лекция ==>
Задания|Риторика

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2021 год. (0.039 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Структура ораторской речи

Для того чтобы лучше понимать ниженаписанный материал, повторюсь еще раз, что ораторская речь состоит из следующих частей:

  1. вступление – обратить внимание публики, а так же необходимо дать понять слушателям, насколько важна выбранная тема, насколько она серьёзна и сенсационна;
  2. доказательство – аргументировать ту мысль, которая была высказана в сжатом виде во время публичного выступления, а так же подогнать под эти идеи статистические данные, факторы, логические построения и эмоционально – насыщенные фразы;
  3. заключение – закрепление в памяти слушателя как нужное впечатление, так и главную мысль говорящего, которая была уже высказана, подытожить все выступление.

Ну а теперь можно поговорить о частях публичной речи. Существуют виды выступлений, рассмотрим их:

  1. Позитивное выступление. Данное является наиболее популярным из всех имеющихся. В нем сразу же дается главная концепция в доходчивом, но весьма декларативном можно сказать плакатном виде.
  2. Выступление негативного характера. Данное дает опровержение мысли, концепции либо же идеи безальтернативно.
  3. Аналитическое. Данное выступление никак не навязывает аудитории какие – то определенные позиции. Оно предлагает совместно исследовать факторы. Однако информация подобрана таким образом, что у аудитории с самого начала выступления уже присутствует конкретное, необходимое оратору мнение.
  4. Парадоксальное. Данное выступление озадачивает слушателей, сбивает со стереотипного пути, тем самым подготавливает ее к восприятию чего-то необычного. По строению точно такое же как и негативное, то есть аудиторию держат в неведенье о позитивном предложении оратора до самого конца публичного выступления.
  5. Эмоциональное. Данное выступления является самым расплывчатым. Очень часто бывает и такое, что эмоциональное выступление может обойтись вообще без каких – либо частей публичного выступления или же может включать в себя остальные части публичного выступления. По форме можно сопоставить с позитивным выступлением. Однако содержание немного отличается: нет намека на призыв, отсутствие оформленного призыва.

Как существуют виды публичных выступлений, так и существуют виды доказательств. Существует четыре вида доказательств. Итак, рассмотрим их:

  1. Логическое доказательство. Опирается на рациональное мышление, подводит аудиторию к истинности мысли;
  2. Информационное доказательство. В ходе данного доказательства приводится или же справочный материал, или же статистические данные, или же факты;
  3. Эмоциональное доказательство. Данное требует от говорящего и актерского мастерства, и огромной самоотдачи. Иногда правильность идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты Мысль оратора высказывается императивно.
  4. Отсылочное доказательство. Говорящий, который имеет за спиной многолетний ораторский опыт, делает опору на заранее подготовленные тезисы, в качестве подтверждения ценности и правильности своей позиции использует ссылки на мнение авторитетных личностей или организаций.

Что делать

Для начала сделайте растяжку — выберите несколько стилей, сильно отличающихся друг от друга, например «Вождь», «Специалист», «Свой парень» или «Стерва», «Проповедник», «Милашка», — и сделайте одно и то же выступление в разных стилях. Если не совсем понятно, что это за стиль – поищите ораторов, которые, на ваш взгляд, выступают в этом стиле и посмотрите несколько их выступлений.

Потом попытайтесь сделать стиль под себя, например «Аристократ» с добавлением «Артиста» и «Стервы».

Для оценки можно писать себя на видеокамеру, но лучше если вы выступите перед аудиторией, хотя бы и не большой, которая сможет дать грамотную обратную связь. Или (реклама) приходите к нам на тренинг «»Ораторское Искусство».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]