Что это такое
Дикция − это одна из характеристик речи, обозначающая правильное и четкое проговаривание всех звуков. Человек должен даже в самых сложных словах четко произносить все звуки. Кроме того, для хорошей дикции нужно обладать и выразительным голосом, чтобы окружающим было хорошо слышно говорящего.
Важная составляющая правильной дикции − это умение пользоваться интонацией. Таких людей приятно слушать, они являются хорошими рассказчиками, поскольку могут передавать настроение персонажей. Темп речи должен быть таким, чтобы окружающим была понятно, о чем говорит человек.
Признаки нарушений дикции
Когда у взрослого человека имеется нарушение дикции, это сразу заметно по следующим признакам:
- затруднения в произношении одного или нескольких звуков (замена, искажение или отсутствие);
- слишком быстрый темп речи, при котором окружающие не понимают говорящего;
- замедленная речь, которую людям трудно воспринимать;
- нечеткое проговаривание окончаний слов;
- слабый тихий голос или слишком громкий;
- затруднения в использовании интонаций.
При нарушениях дикции речь получается смазанной, нечеткой, невыразительной. Окружающим трудно ее воспринимать. Поэтому иногда им даже приходится переспрашивать, что вызывает у оратора определенный дискомфорт. Взрослые люди с такими особенностями дикции стесняются своей речи, и обращаются за помощью к специалисту или записываются на курсы «Красивой речи».
Стан мімічної мускулатури
Стан мімічної мускулатури обстежується логопедами шляхом виконаня наступних фізичних вправ:
- Вправа1 підняти брови вверх;
- Вправа 2 насупити брови;
- Вправа 3 примружити очі;
- Вправа 4 надути щоки;
- Вправа 5 втягти щоки.
Під час виконання цих вправ для логопедичного обстеження дитині необхідно звернути увагу:
- на обсяг рухів (повний або неповний);
- на активність, загальмованість або розгальмування рухів;
- на м’язовий тонус (нормальний, підвищений або знижений);
- на темп виконання рухів (нормальний, швидкий, повільний);
- на заміну одного руху іншим;
Виды и причины нарушений дикции
Они выделены в отдельный блок классификации речевых расстройств:
- Нарушения голосообразования: афония (человек говорит только шепотом), дисфония (нарушения голосообразования и управление его высотой).
- Нарушения темпо-ритмической стороны (тахилалия − слишком быстрый темп речи, брадилалия − замедленная речь).
- Заикание − у человека сформированы средства для оформления высказывания, но из-за судорог в речевом аппарате возникают запинки в речи.
Кроме того, нечеткая смазанная речь может быть признаком более сложных речевых расстройств:
- дизартрии;
- афазии.
Если у взрослого человека только проблемы с дикцией, логопед будет подбирать упражнения для ее коррекции. Но если это входит в симптоматику более сложных речевых расстройств, педагог составляет коррекционную работу по преодолению этого речевого дефекта, а не только делает упор на исправление дикции.
Этиология нечеткой речи различна. Она может быть обусловлена как биологическими факторами, так и социальными и психологическими причинами.
Биологические:
- анатомические особенности речевого аппарата;
- нарушения в артикуляционной моторике;
- травмы головы;
- органическое поражение центральной нервной системы;
- недоразвитие речевых центров коры головного мозга.
Социальные:
- в окружении человека есть люди с неправильной дикцией;
- неправильная речевая среда.
К психологическим стоит отнести неуверенность человека в себе, боязнь публичных выступлений. Бывает так, что при общении с близкими людьми не возникает затруднений, а при выступлении на широкую публику у оратора возникает волнение, из-за которого и появляется нарушение дикции. Или запинки в речи могут возникать у замкнутых некоммуникабельных людей. Поэтому логопед обязательно проводит диагностику, чтобы определить точную причину расстройства и подобрать подходящие коррекционные упражнения.
Статья:
Человек не рождается с умением говорить, тем более делать это правильно и четко. Если ребенок испытывает проблемы с произношением отдельных звуков, ему может помочь артикуляционная гимнастика. Это комплекс упражнений, направленный на коррекцию этих трудностей. В каких случаях ее достаточно, а когда требуется более серьезный подход? Какие упражения артикуляционной гимнастики вы можете проводить дома сами? Что такое артикуляционная гимнастика
Дети первых лет жизни очень часто искажают сложные в произношении звуки, потому что их органы речи еще продолжают свое формирование. Практически нет малышей, которые сразу говорят идеально четко.
Для чистого произношения звуков необходима правильная артикуляционная моторика, то есть скоординированная деятельность органов речевого аппарата. Если есть какие-то проблемы в артикуляционной моторике, они всегда будут отражаться на звукопроизношении.
При разговоре мы задействуем около ста мышц, включая мышцы шеи, груди, лица, языка, мягкого неба. Для управления всеми этими мышцами используется гораздо больше нейронов, чем при ходьбе и беге. Артикуляционная гимнастика направлена на те органы, в которых есть мускулатура: язык, губы (круговая мышца рта), мимические мышцы. Но в первую очередь она предназначена для языка. Язык — это главный орган речи, а развитие и укрепление его мышц поможет более точно и четко выговаривать все звуки.
Виды артикуляционной гимнастики
Такая гимнастика бывает активной и пассивной. Чаще всего, говоря об артикуляционной гимнастике, подразумевают ее активную форму: ту, которую ребенок выполняет сам. Она подойдет в тех случаях, когда артикуляционная моторика не нарушена, а просто нуждается в совершенствовании и отработке отдельных движений.
Но бывают и более серьезные ситуации, такие как дизартрия, когда произносительная сторона речи нарушается в результате поражения нервной системы, а подвижность органов речи ограничена. В таком случае детям крайне сложно или невозможно выполнять такую гимнастику самостоятельно. Ведь их органы речи к этому не готовы.
Здесь используется пассивная гимнастика: взрослый своими руками или при помощи приспособлений — зондов, шпателей, щеток — выполняет те движения и позы, которые мы бы хотели получить. Например, очень часто дети при моторных нарушениях не могут поднять язык наверх. Естественно, что в этом случае они не могут четко произносить звуки, при которых требуется это движение. И сама собой эта проблема вряд ли исчезнет, нужна серьезная работа над этим.
Хотелось бы еще остановиться на такой проблеме, как короткая подъязычная уздечка. Это также может быть причиной ограниченной подвижности языка. Ее можно немного растянуть посредством упражнений, но если она слишком короткая, то для нормализации звукопроизношения остается ее только подрезать.
Какая гимнастика нужна вашему ребенку
Проведите такой тест: попросите ребенка показать язык. Обратите внимание на следующие признаки:
- ребенок не может высунуть и зафиксировать язык по просьбе,
- может высунуть его лишь частично и быстро втягивает обратно,
- не может поднять его наверх или покачать им из стороны в сторону,
- при подъеме языка наверх вместе с ним поднимается нижняя челюсть,
- высунутый язык начинает дрожать или отклоняться в сторону,
- наблюдается обильное слюнотечение,
- ребенок нечетко произносит сразу несколько групп звуков (шипящие, свистящие, сонорные),
- нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков (произношение усреднено, нет четкой разницы между звуками).
Если наблюдается несколько из перечисленных признаков, то, скорее всего, ребенку, помимо консультации специалиста, нужна именно пассивная гимнастика и логопедический массаж. В комплексе они подготовят речевой аппарат малыша к активной артикуляционной гимнастике, сделают возможной постановку звуков.
О приемах пассивной гимнастики лучше узнать у логопеда во время консультации. Дело в том, что нарушения могут быть разными, нет универсальных упражнений, которые бы подошли всем. Только специалист может пояснить, какие приемы будут наиболее эффективными в каждом случае.
Общие принципы артикуляционной гимнастики
Регулярность. Это значит, что от ежедневных пятиминутных занятий будет больше пользы, чем от часовой гимнастики раз в неделю.
Игровая форма. Артикуляционная гимнастика может быть не только полезным, но и веселым занятием для малыша.
Наглядность. Чем больше анализаторов (зрение, слух, осязание) подключается при выполнении упражнений, тем гимнастика эффективнее. Как достичь наглядности? Можно использовать зеркало, в котором ребенок будет видеть свое отражение. Сам взрослый, сидя напротив малыша, может выступать как образец выполнения движений. Используйте картинки, видеоролики с другими детьми, делающими эту гимнастику. Узнайте опытным путем, что больше подходит вашему ребенку, что сильнее его мотивирует.
Удобство. Гимнастикой нужно заниматься в удобной позе: спина расслаблена, руки лежат спокойно, у головы есть опора. Ребенку должно быть комфортно.
Постепенное усложнение. Сначала пробуйте самые легкие упражения, постепенно повышая трудность. Каждый раз вводите не больше одного нового упражнения, и только в том случае, если все предыдущие уже хорошо отработаны.
Целесообразность. Если ребенок очень легко справляется со всеми упражнениями, стоит подумать, нужна ли ему вообще эта гимнастика. Ведь основная задача этих упражнений — научиться делать то, что пока не очень хорошо получается.
Правильное отношение. Не следует рассматривать ее как панацею, это лишь один из методов.
Приемы гимнастики
Эти упражнения активной гимнастики, направленные на статику или динамику, вы легко освоите сами. Каждая поза удерживается 5−7 секунд, повторяется несколько раз.
«Дудочка». Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.
«Заборчик». Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы показать зубки.
Чередование упражнений «Дудочка» и «Заборчик».
«Кролик». Нужно приподнять верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы.
«Злая лошадка». Нужно изображать фырканье лошади. С силой выдыхать воздух ртом, не раскрывая его. При этом губы начнут вибрировать.
«Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, а затем сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.
«Лошадка». Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.
«Грибок». Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и удерживается в таком положении.
«Гармошка». Держа язык в положении «грибок» нужно несколько раз открыть/закрыть рот.
«Лопни шарик». Щеки надуваются, затем ребенок должен легонько ударить по ним, чтобы воздух вышел.
«Хомяк». Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.
«Рыбка». Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются.
«Лопатка». Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая).
«Иголка». Узкий язычок высовывается как можно дальше.
«Часики». Приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта.
«Чашечка». С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху.
«Фокус». Поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кончик носа. Можно на кончик носа положить кусочек ваты.
«Вкусное варенье». Широким языком облизывается верхняя губа (можно слизывать настоящее варенье).
«Маляр». Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык — малярная кисточка, которой раскрашивается небо.
«Чистим зубки». Кончиком языка нужно провести по верхним, а затем по нижним зубам от одного до другого края.
«Обезьянка». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены.
«Бульдог». Из положения «обезьянка» перевести язык в положение между верхней губой и верхними зубами. Губы сближены.
«Кружок». Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг.
«Парус». Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении.
«Качели». Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.
«Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д-». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать.
«Месим тесто». Язык ложится на нижнюю губу (как при «лопатке»), а рот при этом открывается и закрывается, губы шлепают по языку.
«Покусаем язычок». Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик и . Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка надавливая то на одну, то на другую щеку изнутри.
«Индюк» («Болтушка»). Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы.
«Пароход гудит». Улыбаясь, необходимо прикусить язычок и долго произносить «ы».
Выполняйте эти упражнения регулярно, но при этом не превращая их в повинность для ребенка, и вы обязательно увидите прогресс! И не забывайте о других приемах развития речи.
Особенности логопедической диагностики
Специалист всегда обследует все составляющие речевого развития. Чтобы оценить состояние дикции, он обращает внимание на следующие компоненты:
- силу и высоту голоса;
- владение интонаций;
- темп речи;
- звукопроизношение;
- артикуляционную моторику;
- силу и длительность выдоха.
Логопед сначала смотрит на анатомические особенности органов артикуляции, потому что это может быть одной из причин нарушения дикции. Также предлагает выполнить задания на статику и динамику.
Далее он обследует звукопроизношение всех фонем. Нужно произносить их изолированно, в слогах и словах. Также в диагностику включают обследование слоговой структуры, во время которого логопед оценивает, насколько четко человек произносит звуки в слове (даже со стечением согласных).
Для оценки темпо-ритмической стороны используют задания на прочтение фраз с различной интонацией и высотой голоса. Человек проговаривает скороговорки и чистоговорки, которые помогают оценить четкость слов. Логопед оценивает и темп обычной речи человека.
Также во время диагностики специалист проверяет сформированность речевого дыхания, силу и длительность выдоха. Для этого он просит «пропеть» гласные как можно дольше, поиграть на духовых инструментах.
Обязательно специалист беседует с человеком, чтобы узнать о его речевом анамнезе в детском возрасте, точнее определить причины нарушения дикции и возможное речевое нарушение. По результатам диагностики логопед подбирает необходимые упражнения.
Будова артикуляційного апарату
Під час дослідження роботи органів артикуляційного апарата слід бути уважними. Логопедами з логопедичної онлайн служби підібрано лінійку вправ для встановлення наявності аномалій що спричиняють дефекти мовлення :
Зверніть увагу на такі частини тіла
губи: товсті, тонкі; щілина, шрами;
зуби: рідкі, криві, дрібні, позащелепною дугою, відсутність зубів щелепи;
прикус: прогнатія, прогенія, відкритий боковий, відкритий передній;
тверде піднебіння: високе, вузьке, готичне, плоске, скорочене, щілина, субмукозна щілина;
м’яке піднебіння: скорочене, роздвоєне, відсутність маленького язичка;
язик: масивний, географічний, маленький, зі скороченою під’язиковою зв’язкою.
Дыхательная гимнастика
Одна из причин нарушений темпа речи, следовательно, и дикции у взрослого человека, − это несформированное речевое дыхание. Каждое занятие начинают с дыхательной гимнастики:
- Вдыхая, медленно наклоняйтесь вперед. Спина должна быть прямой. Далее распрямитесь. На выдохе проговаривайте слово «ГИМ», пропевая гласную, и шагайте на месте.
- Рот открыт, вдох сделайте носом. Медленно выдыхайте через рот.
- Это упражнение направлено на формирование диафрагмального дыхания. Исходное положение − ноги на ширине плеч, одна рука находится на груди, вторая − на животе. Дышите медленно, спокойно, при этом округляя живот, а грудь должна оставаться неподвижной.
Дыхательную гимнастику можно совместить с тренировкой силы и высоты голоса.
- Ртом нужно сделать как можно более глубокий вдох. На выдохе произносите гласные звуки, стараясь тянуть их как можно дольше. У вас должны получиться плавные переходы между гласными. Каждый звук должен звучать громко и четко.
- Выполняя это задание, рот должен быть закрыт. Сделайте как можно более глубокий вдох через нос. На выдохе «мычите», растягивая как можно дольше М. Его звучание должно быть максимально громким.
- Петь гласные можно не только громко, но и тихо. Усложняйте задание, постепенно понижая и повышая высоту голоса.
Эти задания помогут взрослому сформировать речевое дыхание и научиться управлять высотой и силой своего голоса.
Логопедичне обстеження рухливості нижньої щелепи та стану під’язикової вуздечки
Вправи для логопедичного обстеження рухливості нижньої щелепи дитини:
- Під час обстеження порухати нижньою щелепою вперед, праворуч, ліворуч;
- широко відкрити рот, закрити його;
- висунути нижню щелепу вперед, потім відтягнути її назад;
Вправи для логопедичного обстеження під’язикової вуздечки дитини:
- доторкнутися кінчиком язика до краю верхньої губи;
- доторкнутися кінчиком язика до краю нижньої губи;
- старатись дотягнутися кінчиком язика до носа
Артикуляционная гимнастика
Если у взрослого человека сформировано произношение всех фонем, но оно нечеткое, причиной может быть недостаточная артикуляционная моторика. Поэтому в занятия обязательно нужно включить базовые упражнения для органов артикуляции.
Для губ:
- «Улыбка»;
- «Трубочка» (губы вытягивают вперед);
- «Окошечко» (губы вытягивают немного вперед так, чтобы получилось окошечко).
Для нижней челюсти:
- поднимание−опускание;
- движение из стороны в сторону.
Для языка:
- делать его поочередно широким и узким;
- поднимать−опускать;
- двигать из стороны в сторону;
- «Чашечка»;
- «Варенье» − поглаживание верхней и нижней губы;
- «Лошадка».
Артикуляционную гимнастику нужно делать перед зеркалом, чтобы взрослый мог оценить правильность выполнения упражнения.
Стан артикуляційної моторики
При логопедичному обстеженні стану артикуляційної моторики виконуються логопедичні вправи для перевірки рухливості губ, роботи язика, роботи м’якого піднебіння, а також рухливості нижньої щелепи та стану під’язикової вуздечки.
Логопедичні вправи для обстеження рухливості губ:
Вправи:
- дитинна розтягує губи в усмішці, витягає трубочкою;
- дитина кладе верхню губу на нижню і навпаки;
- виконувати почегово губами: вправа «Усмішка» — «Трубочка» (під рахунок):до 5 років — 3 рази;
- виконати логопедичну вправу «Хоботок», «Вареничок», «Пустушка» і т.і.
В ході логопедичного обстеження звернути увагу на:
- наявність чи відсутність рухів дитини;
- тонус (нормальний, млявий, напружений);
- темп рухів (нормальний, швидкий, повільний);
- переключення від одного руху до іншого;
- спосіб дитячих рухів (повільний, неповільний);
- точність виконання;
- тривалість (здатність тримати губи в заданому положенні);
- заміни рухів;
- синкінезії.
Логопедичні вправи для обстеження рухливості язика:
Вправи:
- широкий — вузький (під рахунок): 3 рази — до 5 років, 5 разів —до 7 років);
- кінчик язика підняти, опустити;
- покласти широкий язик на верхню губу — на нижню губу, вправи «Маятник» — «Гойдалки»;
- цокати язиком по піднебінню — вправа «Коник»;
- торкатися язиком почергово правого та лівого кутиків рота — вправа «Тік-так»;
- утримувати піднятий язик до піднебіння, а поті опкстити до нижніх зубів — вправа «Грибочок»;
- витягування язика вперед голочкою — вправа «Голочка»;
Під час логопедичного обстеження звернути увагу на:
- наявність чи відсутність рухів;
- тонус;
- темп дитячих рухів;
- переключення від одного руху до іншого;
- характер рухів дитини;
- точність виконання логопедичних вправ при обстеженні;
- зміни рухів;
- тривалість;
- синкінезії;
- наявність тремору, салівації, відхилення кінчика у роботі язика.
Логопедичне бстеження м’якого та твердого піднебіння:
Вправи для логопедичного обстеження м’якого та твердого піднебіння .
- покашляти з відкритим ротом (язик на нижній губі);
- вимовити звук — [а], коли рот широко відкритий;
Під час логопедичного обстеження дитини звернути увагу на:
- наявність післяопераційних щілин;
- носові поліпи, аденоїди;
- пухлини носової порожнини;
- викривлення носової перегородки;
- зрощення м’якого піднебіння з дужками, мигдалинами із задньою стінкою глотки;
- збільшення глоткової непарної мигдалини;
Рекомендации по коррекции дикции
Для тренировки четкого произношения используют скороговорки. Начинать работу с ними нужно в медленном темпе, постепенно ускоряя его. Все звуки должны проговариваться четко, и окружающие должны понимать, о чем говорит человек даже при быстром темпе речи. Поэтому лучше всего на занятия приглашать кого-нибудь, кто мог оценить прогресс. Для большего психологического комфорта это может быть кто-то из родных или близких.
Чтобы сделать речь выразительной, взрослым помогает чтение любимых стихотворений. При их прочтении нужно делать акцент голосом на самых важных словах. Человек на их примере будет учиться использовать интонацию, чтобы передать окружающим смысл произведения.
Взрослым полезно потренировать свои навыки на публичных выступлениях. Это могут быть выступления в театральном кружке или произнесение тостов. Если нарушения дикции сочетаются с психологическими проблемами, то стоит заниматься под расслабляющую музыку, заняться плаванием. А публично выступать перед малым количеством людей.
Обязательно нужно выполнять все задания перед зеркалом. Взрослый человек должен не только выразительно говорить, но и использовать невербальные средства − мимику и жесты. Тогда речь будет не только понятной и красивой, но и эффектной.