Книги, в которых систематизировано изложены основы знаний в сфере коррекции нарушений речи на современном уровне научных достижений — это учебники по логопедии. Книги по логопедии для студентов являются основным и ведущим видом учебно-методической литературы. Учебные пособия представлены по степени важности. Данную страницу можно дополнять и корректировать. На странице Вакансии описаны способы сотрудничества с сайтом в данном направлении.
Основной учебник
Логопедия. Учебник для ВУЗов под ред. проф. Л. С. Волковой — основной учебник по логопедии для студентов.
Структура книги представлена четырьмя разделами и соответствующими главами. В 1-ом разделе описаны базовые основания теории и методологии логопедической науки. В следующих изложены учение о конкретных речевых дефектах и способах их коррекции, организационный аспект логопедической работы, исторические сведения в соответствии с рассматриваемой тематикой. В конце издания приложен словарь терминов.
Главы учебного пособия состоят из следующих элементов: характеристика дефекта в историческом подтексте, причины, патогенез, симптоматика, классификационные признаки, методика логопедической диагностики и коррекции и мероприятия, предупреждающие развитие речевого нарушения. Окончание глав оформляется выводами, проверочными вопросами и упражнениями, а также списком дополнительной литературы.
Методическая литература учителя-логопеда
Диагностический материал
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
В альбоме предоставлен иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, который позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи.
Наглядный материал для обследования детей. Приложение к методическому пособию «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» / под ред. Е.А.Стребелевой — Москва, «Просвещение», 2007.
В приложении представлен конкретный материал для комплексного психолого-педагогического обследования детей раннего и дошкольного возраста (4 набора).
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие / под ред. Е.А.Стребелевой — М.: Просвещение, 2007.
Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Включает в себя описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследования слуха детей разных возрастных категорий.
Программный материал
«От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»/ Под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
Программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009 года). Цель программы — всестороннее развитие психических и физических качеств детей от рождения до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи». Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). — М.: Школьная Пресса, 2003.
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи — самая распространённая категория детей с отклонениями речевого развития. они представляют собой реальную группу по неуспеваемости при овладении письмом и чтением в общеобразовательной школе.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. — М.: «Гном-Пресс», 1999.
Представленный материал содержит характеристику особенностей речевого развития детей пятилетнего возраста с ФФН, методические приёмы их обследования, раскрывает вопросы организации и содержания коррекционного обучения по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.
Методический материал
Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий I — III периодов обучения в подготовительной к школе группе. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
Пособие включает перспективный план и конспекты занятий. Каждое занятие комплексное, проводится на материале одной лексической темы и содержит подобранные по степени возрастающей сложности упражнения для развития общей, артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания, голоса, произношения и обучения детей грамоте, связной речи (3 книги).
Борисова Е.А.
Издательство: Сфера, 2011 г.
Серия: Библиотека журнала «Логопед»
«Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие»
В пособии освещены структура, содержание и формы проведения индивидуальных занятий с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Большое внимание уделено формулированию темы и целей занятий, их этапности, использованию разнообразного и красочного наглядного материала, созданию положительного эмоционального фона и постепенному увеличению сложности излагаемого материала. Занимательная форма занятий, игровые приемы, смена видов заданий, система поощрения помогут удержать внимание детей на протяжении всего занятия и формировать интерес к продолжению работы с логопедом. Пособие адресуется логопедам, воспитателям логопедических групп ДОУ.
Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е.В. Новиковой «Логопедическая азбука. Новая методика обучения чтению». М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. Вашему вниманию предлагаются 45 схем, в которых показано положение артикуляционного аппарата во время произнесения гласных и согласных звуков.
Скворцова И.В. Программа развития и обучения дошкольников. 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет. — СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003.
В этой книге подобраны игры и задания, позволяющие устранить пробелы в развитии грамматического строя речи, обогатить словарный запас ребёнка, развить интерес к слову, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе. Параллельно с развитием речи у ребёнка тренируется память, внимание, он учится размышлять, делать выводы, анализировать и фантазировать.
Комарова Л. А. «Автоматизация звука в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.» 10 шт. М.: Изд. ГНОМ и Д, 2009 В пособии предлагается система упражнений по автоматизации звуков у дошкольников 4-7 лет, которая превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру. Вместе с его автоматизацией у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение. Автоматизация звуков проводится по традиционной в логопедии схеме. Эффективность коррекционной работы обеспечивается использованием ряда вспомогательных приемов (работа с объемными и плоскими игрушками, счетными палочками, создание на занятии игровых ситуаций).
Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: пособие для логопедов и родителей: 9 альбомов — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005
Пособие содержит занимательные игровые задания для детей дошкольного и младшего школьного возраста, способствующие формированию правильного звукопроизношения, обогащению словарного запаса, развитию графических навыков.
Спивак Е.Н.: Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет.
М.: Гном и Д, 2007 В данном пособии предлагается практический материал по автоматизации и дифференциации свистящих звуков, шипящих, соноров у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Материал пособия подобран с учетом произносительных возможностей детей, максимально наполнен автоматизируемыми звуками и расположен в порядке усложнения («от простого к сложному»).
Османова Г. А., Перегудова Т. С.
Изд. Каро, 2010 г.
«Вводим звуки в речь. Картотека заданий для автоматизации звуков С,З, Ц, Ш, Ж, Ч,Щ, Л, Ль, Р, Рь»
Пособие представляет собой систему карточек с заданиями для автоматизации звуков в речи детей. Оно может быть использовано и при развитии фонематического слуха дошкольников, помогает уточнить и расширить их словарный запас. Материал традиционно разделен в зависимости от позиции автоматизируемого звука в слове, предусматривает сложность слоговой структуры слов, а также наличие тех звуков, которые у детей не вызывают затруднений в произношении. В книге имеются карточки с картинками, которые можно использовать для автоматизации звуков в самостоятельной речи. Звуки в названиях картинок находятся в различных позициях в начале слова, в его конце, в интервокальной позиции, в словах со стечением согласных. Внимательные родители могут использовать материал пособия для закрепления у своего ребенка правильного звукопроизношения дома, на каникулах, в период отпусков, развивая его речь, воспитывая любовь к родному языку и культуру речевого общения.
Автор: Куликовская Татьяна Анатольевна
Издательство: Гном, 2012 г.
«Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей»
Данное пособие предназначено для автоматизации трудных согласных звуков С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Л, ЛЬ, Р, РЬ у детей и взрослых с речевыми нарушениями. Пособие состоит из трех частей. В первой части пособия предлагается тренировать правильное произношение, повторяя авторские чистоговорки. Во второй части детям предлагаются для повторения и заучивания логопедические считалки. В третьей части представлены авторские скороговорки. Они написаны в шутливой форме, поэтому легки для восприятия и запоминания.
Безрукова О.А. Грамматика русской речи.
Комплект из 2-х книг
Изд. Русская Речь
Книга «Грамматика русской речи» предназначена для проведения индивидуальных занятий по развитию русской речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. С помощью специально подобранных, красочно иллюстрированных заданий у ребенка развиваются целостные, системные представления о русской грамматике. Содержание книги базируется на современных научных исследованиях в области детской речи. Рекомендована логопедам, воспитателям, родителям и всем тем, кого волнует проблема развития речи у детей. Книга полезна и тем, кто изучает русский язык как иностранный.
Безрукова О.А. Русский язык в иллюстрациях для дошкольников (методическое пособие + иллюстративный материал).
Издательство: Русская Речь, 2009
Это научно-методическое пособие издано в рамках образовательного проекта «Наука русской речи» в серии «Наука-практике». Учебно-методическое пособие «Русский язык в иллюстрациях для дошкольников» предназначено для проведения фронтальных занятий по русскому языку и развитию (коррекции) речи детей дошкольного возраста. Пособие включает специально подобранный крупноформатный иллюстративный материал, способствующий усвоению языка на системной основе, и сборник лексико-грамматических заданий, разработанных авторами методики. Для логопедов, педагогов дошкольных учреждений и преподавателей русского языка как иностранного.
Автор: Иванова Юлия Владимировна
Издательство: Гном, 2011 г.
«Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы»
В данном пособии приведены практические материалы по организации работы на дошкольном логопункте: нормативно-правовые документы, планы, образцы отчетов о проделанной за учебный год работе, образцы организационных документов, регламентирующих работу логопеда с воспитателями и родителями, и документов, необходимых для проведения обследования. В пособии также представлены конспекты вводных занятий — логотренинг — на которых логопед подготавливает артикуляционный аппарат и мелкую моторику детей к последующей коррекционной работе. Пособие адресовано логопедам, работающим на логопунктах дошкольных образовательных учреждений.
Безрукова О.А. Слова родного языка.
Издательство: Русская Речь, 2008 г.
Лингвистический материал книги «Слова родного языка» основывается на системном подходе к формированию лексической сферы языка ребёнка. Разделы расположены в определённой последовательности, предлагаемый материал охватывает наиболее важные для дошкольного возраста сведения о лексике родного языка. Материалы книги могут быть творчески использованы педагогами или родителями при соблюдении общей схемы работы, предложенной автором.
Ивановская О. Г., Гадасина Л. Я.
Издательство: Каро, 2007 г.
«Энциклопедия логопедических игр»
Книга о том, как пальчики, являясь с рождения не только главными помощниками ребенка, но и его первыми игрушками и счетными палочками, способствуют развитию мышления и речи. Педагогическая фантазия в играх, загадках, пословицах, поговорках, скороговорках, пестушках, потешках, считалках, шутках, хороводах, стихах. Настольная книга для детей, поступающих в школу, их родителей, учителей, воспитателей и логопедов.
Фомичева М.Ф. Москва «Просвещение», 1989 г. В данном пособии приведены виды речевых нарушений, методы их коррекции (поэтапно для каждой возрастной группы, краткие характеристики речи детей), а также множество речевых игр и речевого материала.
Волкова Л. С.
Издательство: Владос, 2009 г.
«Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высш. учеб. заведений»
Допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебника для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений. В учебнике рассматриваются методологические, теоретические и практические аспекты логопедии, а также вопросы организации логопедической работы. Описаны традиционные подходы и современные новые технологии в методике логопедической работы, излагаются достижения отечественной и зарубежной теории и практики логопедии. В книге представлены понятийно-категориальный и терминологический словарь.
Щетинин Михаил
Издательство: Метафора, 2011 г.
«Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой»
О феномене так называемой парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой известно далеко за пределами нашей страны. Ее результаты поистине удивительны. С помощью нескольких несложных дыхательных упражнений, выполняющихся при сжатии грудной клетки на вдохе, оказалось возможным остановить приступ удушья при бронхиальной астме, избавиться от хронического бронхита и гайморита, преодолеть заикание, вернуть потерянный голос.
Развитие речи. «Учимся говорить правильно».
При запуске программы вы попадаете на главный экран, включающий в себя четыре основных раздела: неречевые звуки; звукоподражание; речевые звуки; развитие связной речи. Каждый раздел включает в себя набор интерактивных заданий, для работы с которыми необходима мышь и колонки (или наушники).
Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. — М.: Эксмо, 2005. Автором представлена система из 44 занимательных упражнений для развития пальцевой моторики у дошкольников и младших школьников. Регулярные занятия по данной книге помогут придать пальцевым движениям ребёнка силу, точность и согласованность.
Куликовская Т.А. «Артикуляционная азбука». — М.: ИД «Карапуз», 2004. в книжке подобрано большое количество артикуляционных упражнений. Они служат для различных целей: для укрепления и растягивания мышц, для умения расслаблять мышцы, для выработки правильного речевого выдоха и направленной воздушной струи. Все упражнения нужны вашему ребёнку и принесут большую пользу для формирования звуковой стороны речи.
Дидактический материал
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Многозначность глаголов в русском языке: 48 цветных карточек. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
Многозначность 24 глаголов (отобраны по 2 значения) для детей дошкольного возраста впервые представлена наглядно, в картинках. материал предназначен как для индивидуальной работы, так и для занятий с группой детей.
Грамматика в картинках». — М.: Изд. Мозаика-Синтез, 2005. Серия наглядно-дидактических пособий предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми 3-7 лет в детском саду и дома. Темы: «Антонимы. Прилагательные», «Антонимы. Глаголы», «Многозначные слова», «Словообразование, «Говори правильно», «Множественное число», «Один-много», «Ударение». Пособия рекомендуется использовать на занятиях по развитию речи и мышления.
Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Комплекты картинок по всем лексическим темам (24шт). — М.: Издательство ООО «Книголюб», 2000.
Коноваленко В.В. Количественные числительные 1, 4, 5 + существительные. Дидактическая игра для детей 5-7 лет. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. Данная игра поможет детям преодолеть трудности в овладении грамматическим строем русского языка. Направлена на практическое усвоение и закрепление в игровой форме навыков образования и употребления в речи существительных в форме родительного падежа множественного числа.
«Назови одним словом». — Киров, «Радуга», 2002. Развивающие задания предназначены для детей с пяти лет. Они помогут развить логическое мышление ребенка, что осень важно при поступлении в школу.
Учебно-игровой комплект, г. Киров, ОАО «Радуга» 2012г. Серия » Развивающие игры»-Парочки. Все лексические темы. На русском и английском языках. Игры для развития внимания, памяти, речи и фантазии. «Парочки»-это две одинаковые картинки. В каждом тематическом выпуске этой игры 24 парочки с прекрасными изображениями цветов и деревьев, птиц и зверей, насекомых и рыб. Знакомство с ними обязательно для каждого дошкольника.
Найди отличия. 4-5 лет» Земцова О. Н.
Издательство: Махаон, 2012 г
Автором подготовлена серия «Умные книжки», в каждой из которых в игровой форме даны задания на развитие определенных навыков с учетом возраста ребенка. Занимаясь по этой книжке, малыши разовьют зрительное восприятие и произвольное внимание. Для детей 4-5 лет. Художники А. Арматынская, И. Дорошенко.
Ткаченко Т. А.
Издательство: Книголюб, 2007 г.
«Фонематическое восприятие: Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь»
Оно предназначено для совместной работы взрослого и ребенка. В «Логопедической тетради» дан занимательный и красочный материал коррекционно-развивающей направленности. Адресовано логопедам, воспитателям и родителям для коррекционной работы с детьми 4-6 лет, имеющими разный уровень речевого развития: от лепетной речи и практически нулевого порога фонематического восприятия до речи с элементами фонетико-фонематического недоразвития. Может использоваться при групповых и индивидуальных формах обучения.
Игротека речевых игр: Выпуск 1-12: Для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями Бикина Н.В. Мельникова С.М., — М.: Гном и Д, 2006
Из чего мы сделаны? 2. Лото- игра Бурдина С.В. Издательство: Весна-Дизайн, 2006 г. Серия: Забавы в картинках Настольная дидактическая игра «Из чего мы сделаны 2» рассказывает о том, из чего делают привычные вещи: воздушные шары, мороженое, йогурт, одежду, книги, ракеты, сушки и баранки и многое другое. Цель игры: 1. Расширение знаний об окружающем мире. 2. Расширение словарного запаса.
Эта игра развивает логическое мышление, мелкую моторику, наблюдательность, речь, учит малыша выстраивать цепочки ассоциаций, подбирать изображения предметов и живых существ по ассоциации. В комплект входят 10 круглых карточек-заданий с рисунками. К каждой из них нужно присоединить 4 маленьких карточки-ответа с рисунками, логически дополняющими то, что изображено на круглой карточке. Таким образом, получается квадрат большего размера. Всего в набор входят 40 карточек-ответов, поэтому малышу придется потрудиться, чтобы найти подходящие карточки для каждого задания. Рекомендуется начинать с одного задания за один раз, и постепенно увеличивать количество заданий. В обучающую игру «Ассоциации» одновременно могут играть от 1 до 10 детей. Если игроков много, важное значение будет иметь элемент соревновательности.
Эта обучающая игра развивает логическое мышление малыша, мелкую моторику, наблюдательность, речь, помогает ребенку уяснить смысл понятий «часть» и «целое».
В комплект входят 10 круглых карточек-заданий с рисунком какого-либо предмета. Требуется присоединить к ней 4 маленьких карточки-ответа с рисунками частей этого предмета. Таким образом, получается квадрат, большего размера.
Всего в набор входят 40 карточек-ответов, поэтому малышу придется потрудиться, чтобы найти подходящие карточки для каждого задания. Рекомендуется начинать с одного задания за один раз, и постепенно увеличивать количество заданий.
В обучающую игру «Часть и целое» одновременно могут играть от 1 до 10 детей. Если игроков много, важное значение будет иметь элемент соревновательности.
Помогает Вашему крохе развить внимание, логику, мышление. С этой игрой ребенок будет познавать мир с улыбкой и наслаждением.
Эта игра развивает логическое мышление, мелкую моторику, наблюдательность, речь, формирует представление о «контурах предмета». В комплект входят 10 круглых карточек-заданий с изображением перепутанных контуров. К каждой из них нужно присоединить 4 маленьких карточки-ответа с рисунками, логически дополняющими то, что изображено на круглой карточке — предметов, соответствующих контурам, изображенным на центральной карточке. Таким образом, получается квадрат большего размера. Всего в набор входят 40 карточек-ответов, поэтому малышу придется потрудиться, чтобы найти подходящие карточки для каждого задания. Рекомендуется начинать с одного задания за один раз, и постепенно увеличивать количество заданий. Игры серии «Учись, играя!» охватывают весь материал, необходимый для всестороннего гармоничного развития детей дошкольного возраста, и могут быть рекомендованы для занятий как в группе детского сада, так и дома.Серия состоит из 30 оригинальных игр, призванных расширить представление малышей об окружающем мире и развить их природные способности.
Детский кукольный театр имеет очень много разнообразных развивающих и психологических эффектов, весьма полезных для воспитания ребенка. Он прекрасно тренирует память, помогает справиться с застенчивостью, развивает речь и способствует повышению интереса малыша к книгам. Кроме того, кукольный театр – это очень эффективный способ понимания, а зачастую и разрешения внутренних конфликтов ребенка, которые он сам не может или боится проявить.
Шнуровка | |
Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движения пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации движений и последовательности действий. Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость. |
Шишки
Польза массажа несомненна и неоднократно доказана на практике. Cамомассаж можно проводить не только индивидуально, но и на фронтальных занятиях с группой детей одновременно, а также использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях семьи и дошкольного учреждения. Предлагаю Вашему вниманию массаж еловыми, кедровыми, сосновыми шишками. Легко запоминающеся стихи помогут сделать занятие увлекательным и координировать речь с движениями.
Игры с прищепками (из личного опыта)
Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия.
Сегодня в магазинах огромный выбор наборов для конструирования, головоломок и др.. Предметы домашнего обихода принесут не меньше пользы для малыша, чем специальные игры из разряда развивающих. Игры с хозяйственной утварью — самые простые, доступные и приносят детям огромную радость. Такой игрушкой могут стать бельевые прищепки, занятия с которыми можно отнести к нетрадиционной форме работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гербова, В. Развитие речи в детском саду.6-7лет.Подготовительная к школе группа / В. Гербова. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 112 c. 2. Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 г. / В. Гербова. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 112 c. 3. Гербова, В. Развитие речи в детском саду.5-6лет.Старшая группа / В. Гербова. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 144 c. 4. Гончарова, К. Нейропсихологические игры: 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля / К. Гончарова. — Рн/Д: Феникс, 2016. — 154 c. 5. Жукова, Н.С. Развитие речи: в зоопарке / Н.С. Жукова. — М.: Эксмо, 2015. — 240 c. 6. Жукова, Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. — М.: Эксмо, 2021. — 320 c. 7. Калиниченко, С.А. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР: Лексико-грамматические занятия. Тема «Мебель»: Учебно-методическое пособие / С.А. Калиниченко. — М.: Владос, 2015. — 55 c. 8. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреж / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. — М.: Владос, 2021. — 119 c. 9. Коротяева, Е.В. Развитие речи: тетрадь -тренажер / Е.В. Коротяева. — Рн/Д: Феникс, 2021. — 176 c. 10. Кошелева, Н.В. Развитие памяти и связной речи у школьников и взрослых с речевыми нарушениями речи: новые слова, словосочетания, фразы, рассказы, текст / Н.В. Кошелева, Е.Е. Каценбоген. — М.: Владос, 2015. — 95 c. 11. Кравченко, А.П. Говорите по-немецки! Sprechen Sie deutsch! Развитие навыков устной речи / А.П. Кравченко. — Рн/Д: Феникс, 2021. — 118 c. 12. Липина, С.В. Развитие речи / С.В. Липина, И.В. Полещук. — М.: Эксмо, 2021. — 222 c. 13. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. — СПб.: Детство-Пресс, 2016. — 128 c. 14. Логинова, Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия: Учебно-методическое пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. — М.: Форум, 2021. — 24 c. 15. Маланка, Т.Г. Развитие внимания, памяти, речи / Т.Г. Маланка. — М.: Эксмо, 2021. — 192 c. 16. Матвеева, А.С. Буквы и звуки. Развитие речи. 4-5 лет / А.С. Матвеева, Н.Н Яковлева. — М.: АСТ, 2021. — 336 c. 17. Матвеева, А.С. Говорю легко, красиво и правильно. Развитие речи 6-7 лет / А.С. Матвеева, Н.Н Яковлева. — М.: АСТ, 2021. — 224 c. 18. Новиковская, О.А. Малыш учится говорить. Развитие речи 1-3 лет / О.А. Новиковская. — М.: АСТ, 2021. — 30 c. 19. Новиковская, О.А. Малыш учится говорить. Развитие речи 1-3 лет / О.А. Новиковская. — М.: АСТ, 2021. — 480 c. 20. Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки / Л.Г. Нуриева. — М.: Теревинф, 2021. — 106 c. 21. Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки / Л.Г. Нуриева. — М.: Теревинф, 2015. — 106 c. 22. Пятница, Т.В. Развитие речи в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. — Рн/Д: Феникс, 2021. — 179 c. 23. Пятница, Т.В. Развитие речи в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. — РнД: Феникс, 2016. — 141 c. 24. Слюсарь, К.Н. Логоритмические занятия с элементами ОБЖ для детей 6 лет с общим недоразвитием речи / К.Н. Слюсарь. — М.: Владос, 2015. — 79 c. 25. Тарасова, Н.В. Психологическая подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Тарасова. — Рн/Д: Феникс, 2015. — 592 c. 26. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Т.А. Ткаченко. — М.: Эксмо, 2021. — 240 c. 27. Трясорукова, Т.П. Развитие речи: 2-3 года дп / Т.П. Трясорукова. — Рн/Д: Феникс, 2019. — 224 c. 28. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 176 c. 29. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 272 c. 30. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод.реком., мониторинг / О.С. Ушакова. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 288 c. 31. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 192 c. 32. Шишкова, С.Ю. Буквограмма. В школу с радостью: коррекция и развитие письменной и устной речи. От 5 до 14 лет / С.Ю. Шишкова. — М.: АСТ, 2021. — 192 c. 33. Шишкова, С.Ю. Буквограмма. В школу с радостью: коррекция и развитие письменной и устной речи. От 5 до 14 лет / С.Ю. Шишкова. — М.: АСТ, 2021. — 320 c. 34. Янушко, Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия / Е.А. Янушко. — М.: Теревинф, 2021. — 128 c. 35. Янушко, Е.А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет / Е.А. Янушко. — М.: Эксмо, 2021. — 424 c. 36. Янушко, Е.А. Помогите малышу заговорить: Развитие речи детей 1-3 лет / Е.А. Янушко. — М.: Эксмо, 2015. — 192 c.
Список литературы.материал по логопедии (старшая группа) по теме
Использованная литература:
- Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов. — М.:
Творческий , 2008
- Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего
вида для детей с нарушениями речи .- М.: «Просвещение», 2008
- Курдвановская Н. В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет.- М.:
Творческий , 2007
- Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. 1,2,3 периоды.
Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению
грамоте детей старшего дошкольного возраста. М.: Издательство «Гном и
Д», 2007
- Гомзяк О.С. Развитие Связной речи у шестилетних детей, конспекты
занятий. М.: Творческий . 2007
- Кузнецова Е.В, Тихонова Н.В. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей
с нарушениями речи. М.: Творческий , 2000.
- Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в
логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР. М.: Издательство «Гном и
Д», 2005
- Тимонен Е.И. Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях
по подготовке к обучению грамоте в условиях специальной группы детского
сада для детей с тяжелыми нарушениями речи. СПб, «Детство-Пресс», 2002
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим
недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. М., 1993.
- Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. СПб., «Детство –
Пресс», 2005
- Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания.
С-пб., «Каро». 2001
- Коррекция речевого и психического развития детей 4- 7 лет.\ под редакцией
Лосева П.Н. М.: Творческий , 2005
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей 5-летнего
возраста с общим недоразвитием речи. М.: 1991.
- Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения.
М.: Творческий , 2009
- Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1998.
- Нищева Н.В. Программа коррекционно – развивающей работы в
логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи
(с 4 до 7 лет). СПб., «Детство – Пресс, 2007
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб.,
«Детство –Пресс», 1996.
- Детство: План – программа образовательно-воспитательной работы в
детском саду. – СПб., «Детство-Пресс», 1997
- Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Движение. – М., «Дельта», 1997
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и
родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у
дошкольников с ОНР. СПб., «Детство –Пресс», 2009
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей
дошкольного возраста. М.: «Айрис Пресс», 2004
- Логопедия \ под ред. Л.С.Волковой. М.: 2003
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа
по коррекции звукопроизношения. М: ООО «Гном-Пресс», 1999
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет.
Сценарии занятий. М.: Творческий , 2007
- Руденко В.И. Логопедия. Практическое пособие для логопедов, студентов и
родителей. Ростов –на – Дону. изд-во «Феникс», 2006
- Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей: практическая логопедия.
М.: Изд-во «Сталкер», 2003
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия
в старшей группе с ОНР. М.: издательство «Гном и Д», 2004
- Полякова М. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М.:
«Айрис Пресс», 2006
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней
группе детского сада для детей с ОНР. СПб.: издательство «Детство-
Пресс», 2006
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей
группе детского сада для детей с ОНР. СПб.: издательство «Детство-
Пресс», 2008
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4 -5 лет с общим
недоразвитием речи. М.: Мозаика – Синтез. Творческий ,
2005
В помощь логопеду: новые поступления литературы за 2021 г.
08 декабря 2020
Уважаемые читатели!
Предлагаем вам список книг и журнальных статей по коррекционной логопедической работе за 2021 год. Данная литература рекомендована как специалистам и воспитателям, работающим с детьми с нарушениями речи, так и родителям, в помощь организации логопедической работы с ребенком в домашних условиях.
Белова, М. П. Создание игровой мотивации на логопедических занятиях [Текст] : игровые упражнения и приемы, способствующие поддержанию интереса к занятию / М. П. Белова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №5. — С. 44-48.
Болотова, Н. В. Пальчиковая гимнастика как средство развития речи для детей дошкольного возраста [Текст] : авторский банк данных по пальчиковым играм с привязкой к лексическим темам / Н. В. Болотова // Игра и дети. — 2021. — №5. — С. 5-13.
Ворошилова, Е. Л. Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию потенциальных понятий у младших школьников [Текст] / Е. Л. Ворошилова, А. Ю. Дымкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. — №4. — С. 14-26.
В статье представлено содержание работы по развитию словарного запаса обучающихся с ОНР на начальной ступени обучения в части формирования потенциальных понятий — базового звена при формировании истинных понятий.
Давидович, Л. Дифференцированный подход к коррекции системных нарушений речи на этапе безречия [Текст] / Л. Давидович, М. Ромусик // Дошкольное воспитание. — 2020. — №7. — С. 71-76.
В статье раскрыто современное состояние проблемы дифференцированного подхода к коррекции системных нарушений речи на этапе безречия. Большое значение уделяется коммуникативному подходу к активизации речи неговорящих детей. Раскрыты приемы работы логопеда по развитию понимания речи при различных вариантах дизоногенеза.
Иванова, М. М. Система коррекционно-развивающих занятий для детей пятого года жизни «Речевая радуга» [Текст] / М. М. Иванова, Я. С. Исакова, Т. В. Нечаева // Дошкольная педагогика. — 2021. — №3. — С. 47-48.
Карелина, И. Б. Выявление дизартрии у детей раннего возраста [Текст] / И. Б. Карелина // Дошкольная педагогика. — 2021. — №1. — С. 4-6.
Киселева, Т. В. Конспект фронтального занятия в старшей группе «Снеговик и елка» [Текст] / Т. В. Киселева // Дошкольная педагогика. — 2021. — №9. — С. 49-51.
Кожухова, Ю. В. Логопедический проект «Пластилиновые истории» [Текст] / Ю. В. Кожухова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №9. — С. 47-48.
Цель проекта — усвоение дошкольниками артикуляционных поз звуков, мотивация детей к выполнению артикуляционной гимнастики, повышение эффективности логопедических занятий.
Крикленко, О. В. Речевые праздники как форма взаимодействия специалистов ДОО с родителями [Текст] / О. В. Крикленко // Дошкольная педагогика. — 2021. — №6. — С. 58-59.
Леонова, С. В. Формирование навыков речевой коммуникации у младших школьников с заиканием [Текст] / С. В. Леонова, А. Э. Зайнитова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. — №4. — С. 70-77.
Авторами статьи даны основные направления повышения уровня готовности к коммуникативному взаимодействию, являющиеся перспективой для дальнейших разработок и решения проблемы психолого-педагогической помощи заикающимся.
Молькова, Н. В. Зачем логопеду пуговицы? [Текст] / Н. В. Молькова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №9. — С. 55-59.
Опыт использования пуговиц как нетрадиционной логопедической технологии.
Мурашова, И. Недостатки повествовательных навыков у детей с речевой патологией [Текст] / И. Мурашова // Дошкольное воспитание. — 2021. — №1. — С. 79-86.
Высказывания разных типов у детей с речевой патологией в старшем дошкольном возрасте проявляются в различной выраженности недостатков повествовательных навыков по лексическому разнообразию, качеству построения предложений, количеству смысловых единиц, качеству произношения. Установлены достоверные различия в средних показателях успешности повествовательных навыков у этих детей. Выявленные особенности повествовательных навыков следует учитывать в процессе коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Никитина, О. Тематический досуг как форма успешной социализации детей с ОВЗ [Текст] / О. Никитина // Дошкольное воспитание. — 2021. — №4. — С. 60-66.
Описание проекта «Тематический досуг как одна из форм работы логопеда для успешной социализации и развития связной и грамматически правильной речи детей с ОВЗ».
Новикова, Л. В. Использование методов интерактивной технологии в работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи [Текст] / Л. В. Новикова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №5. — С. 38-39.
Ромашко, Е. В. Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда для детей 6-7 лет с ТНР «В поисках добра» [Текст] / Е. В. Ромашко, Р. Ф. Колпакова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №6. — С. 65-66.
Пастухова, Н. В. Влияние театрализованной деятельности на формирование правильного звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Пастухова // Игра и дети. — 2021. — №4. — С. 16-19.
Савельева, М. Н. Бинарное занятие учителя-логопеда и музыкального руководителя «Здравствуй, весна!» [Текст] / М. Н. Савельева, Н. Н. Барбосова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №5. — С. 40-41.
Салкова, Л. Г. Устранение фонематического недоразвития у старших дошкольников через использование нетрадиционного игрового оборудования [Текст] / Л. Г. Салкова, С. М. Харитонова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №3. — С. 55-57.
Саломатова, И. Ю. План-конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе. Звуки а, у, и, о [Текст] / И. Ю. Саломатова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №2. — С. 34-35.
Смирнова, И. А. Логопедическая работа по коррекции произношения у детей [Текст] / И. А. Смирнова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №2. — С. 10-15.
В данной статье выделены те позиции, которые обязательно должны присутствовать в коррекции звукопроизношения.
Солодова, О. А. Конспект коррекционного логопедического занятия с элементами логоритмики для детей старшего дошкольного возраста с ТНР [Текст] / О. А. Солодова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №7. — С. 48-49.
Тихомирова, И. И. Творческий проект «Буквотворчество» для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. И. Тихомирова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №4. — С. 53-56.
Описание проекта, формирующего у детей старшего дошкольного возраста с ТНР четкие визуальные и тактильные представления о буквах русского алфавита через развитие творческих способностей.
Федорченко, Е. Н. Мнемотехника, как инновационная технология, применяемая в коррекционной работе у детей с ТНР [Текст] / Е. Н. Федорченко // Игра и дети. — 2020. — №1. — С. 24-31.
Федотова, Н. А. Мастер-класс по изготовлению игры «Логопедические яйца» [Текст] / Н. А. Федотова // Игра и дети. — 2021. — №3. — С. 6-7.