В помощь логопеду: новые поступления литературы за 2021 г.

Книги, в которых систематизировано изложены основы знаний в сфере коррекции нарушений речи на современном уровне научных достижений — это учебники по логопедии. Книги по логопедии для студентов являются основным и ведущим видом учебно-методической литературы. Учебные пособия представлены по степени важности. Данную страницу можно дополнять и корректировать. На странице Вакансии описаны способы сотрудничества с сайтом в данном направлении.

Основной учебник

Логопедия. Учебник для ВУЗов под ред. проф. Л. С. Волковой — основной учебник по логопедии для студентов.

Структура книги представлена четырьмя разделами и соответствующими главами. В 1-ом разделе описаны базовые основания теории и методологии логопедической науки. В следующих изложены учение о конкретных речевых дефектах и способах их коррекции, организационный аспект логопедической работы, исторические сведения в соответствии с рассматриваемой тематикой. В конце издания приложен словарь терминов.

Главы учебного пособия состоят из следующих элементов: характеристика дефекта в историческом подтексте, причины, патогенез, симптоматика, классификационные признаки, методика логопедической диагностики и коррекции и мероприятия, предупреждающие развитие речевого нарушения. Окончание глав оформляется выводами, проверочными вопросами и упражнениями, а также списком дополнительной литературы.

Методическая литература учителя-логопеда

Диагностический материал

Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

В альбоме предоставлен иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, который позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи.

Наглядный материал для обследования детей. Приложение к методическому пособию «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» / под ред. Е.А.Стребелевой — Москва, «Просвещение», 2007.

В приложении представлен конкретный материал для комплексного психолого-педагогического обследования детей раннего и дошкольного возраста (4 набора).

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие / под ред. Е.А.Стребелевой — М.: Просвещение, 2007.

Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Включает в себя описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследования слуха детей разных возрастных категорий.

Программный материал

«От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»/ Под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

Программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009 года). Цель программы — всестороннее развитие психических и физических качеств детей от рождения до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи». Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). — М.: Школьная Пресса, 2003.

Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи — самая распространённая категория детей с отклонениями речевого развития. они представляют собой реальную группу по неуспеваемости при овладении письмом и чтением в общеобразовательной школе.

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. — М.: «Гном-Пресс», 1999.

Представленный материал содержит характеристику особенностей речевого развития детей пятилетнего возраста с ФФН, методические приёмы их обследования, раскрывает вопросы организации и содержания коррекционного обучения по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.

Методический материал

Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий I — III периодов обучения в подготовительной к школе группе. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

Пособие включает перспективный план и конспекты занятий. Каждое занятие комплексное, проводится на материале одной лексической темы и содержит подобранные по степени возрастающей сложности упражнения для развития общей, артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания, голоса, произношения и обучения детей грамоте, связной речи (3 книги).

Борисова Е.А.

Издательство: Сфера, 2011 г.

Серия: Библиотека журнала «Логопед»

«Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие»

В пособии освещены структура, содержание и формы проведения индивидуальных занятий с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Большое внимание уделено формулированию темы и целей занятий, их этапности, использованию разнообразного и красочного наглядного материала, созданию положительного эмоционального фона и постепенному увеличению сложности излагаемого материала. Занимательная форма занятий, игровые приемы, смена видов заданий, система поощрения помогут удержать внимание детей на протяжении всего занятия и формировать интерес к продолжению работы с логопедом. Пособие адресуется логопедам, воспитателям логопедических групп ДОУ.

Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е.В. Новиковой «Логопедическая азбука. Новая методика обучения чтению». М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. Вашему вниманию предлагаются 45 схем, в которых показано положение артикуляционного аппарата во время произнесения гласных и согласных звуков.

Скворцова И.В. Программа развития и обучения дошкольников. 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет. — СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003.

В этой книге подобраны игры и задания, позволяющие устранить пробелы в развитии грамматического строя речи, обогатить словарный запас ребёнка, развить интерес к слову, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе. Параллельно с развитием речи у ребёнка тренируется память, внимание, он учится размышлять, делать выводы, анализировать и фантазировать.

Комарова Л. А. «Автоматизация звука в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.» 10 шт. М.: Изд. ГНОМ и Д, 2009 В пособии предлагается система упражнений по автоматизации звуков у дошкольников 4-7 лет, которая превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру. Вместе с его автоматизацией у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение. Автоматизация звуков проводится по традиционной в логопедии схеме. Эффективность коррекционной работы обеспечивается использованием ряда вспомогательных приемов (работа с объемными и плоскими игрушками, счетными палочками, создание на занятии игровых ситуаций).

Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: пособие для логопедов и родителей: 9 альбомов — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005

Пособие содержит занимательные игровые задания для детей дошкольного и младшего школьного возраста, способствующие формированию правильного звукопроизношения, обогащению словарного запаса, развитию графических навыков.

Спивак Е.Н.: Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет.

М.: Гном и Д, 2007 В данном пособии предлагается практический материал по автоматизации и дифференциации свистящих звуков, шипящих, соноров у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Материал пособия подобран с учетом произносительных возможностей детей, максимально наполнен автоматизируемыми звуками и расположен в порядке усложнения («от простого к сложному»).

Османова Г. А., Перегудова Т. С.

Изд. Каро, 2010 г.

«Вводим звуки в речь. Картотека заданий для автоматизации звуков С,З, Ц, Ш, Ж, Ч,Щ, Л, Ль, Р, Рь»

Пособие представляет собой систему карточек с заданиями для автоматизации звуков в речи детей. Оно может быть использовано и при развитии фонематического слуха дошкольников, помогает уточнить и расширить их словарный запас. Материал традиционно разделен в зависимости от позиции автоматизируемого звука в слове, предусматривает сложность слоговой структуры слов, а также наличие тех звуков, которые у детей не вызывают затруднений в произношении. В книге имеются карточки с картинками, которые можно использовать для автоматизации звуков в самостоятельной речи. Звуки в названиях картинок находятся в различных позициях в начале слова, в его конце, в интервокальной позиции, в словах со стечением согласных. Внимательные родители могут использовать материал пособия для закрепления у своего ребенка правильного звукопроизношения дома, на каникулах, в период отпусков, развивая его речь, воспитывая любовь к родному языку и культуру речевого общения.

Автор: Куликовская Татьяна Анатольевна

Издательство: Гном, 2012 г.

«Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей»

Данное пособие предназначено для автоматизации трудных согласных звуков С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Л, ЛЬ, Р, РЬ у детей и взрослых с речевыми нарушениями. Пособие состоит из трех частей. В первой части пособия предлагается тренировать правильное произношение, повторяя авторские чистоговорки. Во второй части детям предлагаются для повторения и заучивания логопедические считалки. В третьей части представлены авторские скороговорки. Они написаны в шутливой форме, поэтому легки для восприятия и запоминания.

Безрукова О.А. Грамматика русской речи.

Комплект из 2-х книг

Изд. Русская Речь

Книга «Грамматика русской речи» предназначена для проведения индивидуальных занятий по развитию русской речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. С помощью специально подобранных, красочно иллюстрированных заданий у ребенка развиваются целостные, системные представления о русской грамматике. Содержание книги базируется на современных научных исследованиях в области детской речи. Рекомендована логопедам, воспитателям, родителям и всем тем, кого волнует проблема развития речи у детей. Книга полезна и тем, кто изучает русский язык как иностранный.

Безрукова О.А. Русский язык в иллюстрациях для дошкольников (методическое пособие + иллюстративный материал).

Издательство: Русская Речь, 2009

Это научно-методическое пособие издано в рамках образовательного проекта «Наука русской речи» в серии «Наука-практике». Учебно-методическое пособие «Русский язык в иллюстрациях для дошкольников» предназначено для проведения фронтальных занятий по русскому языку и развитию (коррекции) речи детей дошкольного возраста. Пособие включает специально подобранный крупноформатный иллюстративный материал, способствующий усвоению языка на системной основе, и сборник лексико-грамматических заданий, разработанных авторами методики. Для логопедов, педагогов дошкольных учреждений и преподавателей русского языка как иностранного.

Автор: Иванова Юлия Владимировна

Издательство: Гном, 2011 г.

«Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы»

В данном пособии приведены практические материалы по организации работы на дошкольном логопункте: нормативно-правовые документы, планы, образцы отчетов о проделанной за учебный год работе, образцы организационных документов, регламентирующих работу логопеда с воспитателями и родителями, и документов, необходимых для проведения обследования. В пособии также представлены конспекты вводных занятий — логотренинг — на которых логопед подготавливает артикуляционный аппарат и мелкую моторику детей к последующей коррекционной работе. Пособие адресовано логопедам, работающим на логопунктах дошкольных образовательных учреждений.

Безрукова О.А. Слова родного языка.

Издательство: Русская Речь, 2008 г.

Лингвистический материал книги «Слова родного языка» основывается на системном подходе к формированию лексической сферы языка ребёнка. Разделы расположены в определённой последовательности, предлагаемый материал охватывает наиболее важные для дошкольного возраста сведения о лексике родного языка. Материалы книги могут быть творчески использованы педагогами или родителями при соблюдении общей схемы работы, предложенной автором.

Ивановская О. Г., Гадасина Л. Я.

Издательство: Каро, 2007 г.

«Энциклопедия логопедических игр»

Книга о том, как пальчики, являясь с рождения не только главными помощниками ребенка, но и его первыми игрушками и счетными палочками, способствуют развитию мышления и речи. Педагогическая фантазия в играх, загадках, пословицах, поговорках, скороговорках, пестушках, потешках, считалках, шутках, хороводах, стихах. Настольная книга для детей, поступающих в школу, их родителей, учителей, воспитателей и логопедов.

Фомичева М.Ф. Москва «Просвещение», 1989 г. В данном пособии приведены виды речевых нарушений, методы их коррекции (поэтапно для каждой возрастной группы, краткие характеристики речи детей), а также множество речевых игр и речевого материала.

Волкова Л. С.

Издательство: Владос, 2009 г.

«Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высш. учеб. заведений»

Допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебника для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений. В учебнике рассматриваются методологические, теоретические и практические аспекты логопедии, а также вопросы организации логопедической работы. Описаны традиционные подходы и современные новые технологии в методике логопедической работы, излагаются достижения отечественной и зарубежной теории и практики логопедии. В книге представлены понятийно-категориальный и терминологический словарь.

Щетинин Михаил

Издательство: Метафора, 2011 г.

«Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой»

О феномене так называемой парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой известно далеко за пределами нашей страны. Ее результаты поистине удивительны. С помощью нескольких несложных дыхательных упражнений, выполняющихся при сжатии грудной клетки на вдохе, оказалось возможным остановить приступ удушья при бронхиальной астме, избавиться от хронического бронхита и гайморита, преодолеть заикание, вернуть потерянный голос.

Развитие речи. «Учимся говорить правильно».

При запуске программы вы попадаете на главный экран, включающий в себя четыре основных раздела: неречевые звуки; звукоподражание; речевые звуки; развитие связной речи. Каждый раздел включает в себя набор интерактивных заданий, для работы с которыми необходима мышь и колонки (или наушники).

Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. — М.: Эксмо, 2005. Автором представлена система из 44 занимательных упражнений для развития пальцевой моторики у дошкольников и младших школьников. Регулярные занятия по данной книге помогут придать пальцевым движениям ребёнка силу, точность и согласованность.

Куликовская Т.А. «Артикуляционная азбука». — М.: ИД «Карапуз», 2004. в книжке подобрано большое количество артикуляционных упражнений. Они служат для различных целей: для укрепления и растягивания мышц, для умения расслаблять мышцы, для выработки правильного речевого выдоха и направленной воздушной струи. Все упражнения нужны вашему ребёнку и принесут большую пользу для формирования звуковой стороны речи.

Дидактический материал

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Многозначность глаголов в русском языке: 48 цветных карточек. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.

Многозначность 24 глаголов (отобраны по 2 значения) для детей дошкольного возраста впервые представлена наглядно, в картинках. материал предназначен как для индивидуальной работы, так и для занятий с группой детей.

Грамматика в картинках». — М.: Изд. Мозаика-Синтез, 2005. Серия наглядно-дидактических пособий предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми 3-7 лет в детском саду и дома. Темы: «Антонимы. Прилагательные», «Антонимы. Глаголы», «Многозначные слова», «Словообразование, «Говори правильно», «Множественное число», «Один-много», «Ударение». Пособия рекомендуется использовать на занятиях по развитию речи и мышления.

Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Комплекты картинок по всем лексическим темам (24шт). — М.: Издательство ООО «Книголюб», 2000.

Коноваленко В.В. Количественные числительные 1, 4, 5 + существительные. Дидактическая игра для детей 5-7 лет. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. Данная игра поможет детям преодолеть трудности в овладении грамматическим строем русского языка. Направлена на практическое усвоение и закрепление в игровой форме навыков образования и употребления в речи существительных в форме родительного падежа множественного числа.

«Назови одним словом». — Киров, «Радуга», 2002. Развивающие задания предназначены для детей с пяти лет. Они помогут развить логическое мышление ребенка, что осень важно при поступлении в школу.

Учебно-игровой комплект, г. Киров, ОАО «Радуга» 2012г. Серия » Развивающие игры»-Парочки. Все лексические темы. На русском и английском языках. Игры для развития внимания, памяти, речи и фантазии. «Парочки»-это две одинаковые картинки. В каждом тематическом выпуске этой игры 24 парочки с прекрасными изображениями цветов и деревьев, птиц и зверей, насекомых и рыб. Знакомство с ними обязательно для каждого дошкольника.

Найди отличия. 4-5 лет» Земцова О. Н.

Издательство: Махаон, 2012 г

Автором подготовлена серия «Умные книжки», в каждой из которых в игровой форме даны задания на развитие определенных навыков с учетом возраста ребенка. Занимаясь по этой книжке, малыши разовьют зрительное восприятие и произвольное внимание. Для детей 4-5 лет. Художники А. Арматынская, И. Дорошенко.

Ткаченко Т. А.

Издательство: Книголюб, 2007 г.

«Фонематическое восприятие: Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь»

Оно предназначено для совместной работы взрослого и ребенка. В «Логопедической тетради» дан занимательный и красочный материал коррекционно-развивающей направленности. Адресовано логопедам, воспитателям и родителям для коррекционной работы с детьми 4-6 лет, имеющими разный уровень речевого развития: от лепетной речи и практически нулевого порога фонематического восприятия до речи с элементами фонетико-фонематического недоразвития. Может использоваться при групповых и индивидуальных формах обучения.

Игротека речевых игр: Выпуск 1-12: Для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями Бикина Н.В. Мельникова С.М., — М.: Гном и Д, 2006

Из чего мы сделаны? 2. Лото- игра Бурдина С.В. Издательство: Весна-Дизайн, 2006 г. Серия: Забавы в картинках Настольная дидактическая игра «Из чего мы сделаны 2» рассказывает о том, из чего делают привычные вещи: воздушные шары, мороженое, йогурт, одежду, книги, ракеты, сушки и баранки и многое другое. Цель игры: 1. Расширение знаний об окружающем мире. 2. Расширение словарного запаса.

Эта игра развивает логическое мышление, мелкую моторику, наблюдательность, речь, учит малыша выстраивать цепочки ассоциаций, подбирать изображения предметов и живых существ по ассоциации. В комплект входят 10 круглых карточек-заданий с рисунками. К каждой из них нужно присоединить 4 маленьких карточки-ответа с рисунками, логически дополняющими то, что изображено на круглой карточке. Таким образом, получается квадрат большего размера. Всего в набор входят 40 карточек-ответов, поэтому малышу придется потрудиться, чтобы найти подходящие карточки для каждого задания. Рекомендуется начинать с одного задания за один раз, и постепенно увеличивать количество заданий. В обучающую игру «Ассоциации» одновременно могут играть от 1 до 10 детей. Если игроков много, важное значение будет иметь элемент соревновательности.

Эта обучающая игра развивает логическое мышление малыша, мелкую моторику, наблюдательность, речь, помогает ребенку уяснить смысл понятий «часть» и «целое».

В комплект входят 10 круглых карточек-заданий с рисунком какого-либо предмета. Требуется присоединить к ней 4 маленьких карточки-ответа с рисунками частей этого предмета. Таким образом, получается квадрат, большего размера.

Всего в набор входят 40 карточек-ответов, поэтому малышу придется потрудиться, чтобы найти подходящие карточки для каждого задания. Рекомендуется начинать с одного задания за один раз, и постепенно увеличивать количество заданий.

В обучающую игру «Часть и целое» одновременно могут играть от 1 до 10 детей. Если игроков много, важное значение будет иметь элемент соревновательности.

Помогает Вашему крохе развить внимание, логику, мышление. С этой игрой ребенок будет познавать мир с улыбкой и наслаждением.

Эта игра развивает логическое мышление, мелкую моторику, наблюдательность, речь, формирует представление о «контурах предмета». В комплект входят 10 круглых карточек-заданий с изображением перепутанных контуров. К каждой из них нужно присоединить 4 маленьких карточки-ответа с рисунками, логически дополняющими то, что изображено на круглой карточке — предметов, соответствующих контурам, изображенным на центральной карточке. Таким образом, получается квадрат большего размера. Всего в набор входят 40 карточек-ответов, поэтому малышу придется потрудиться, чтобы найти подходящие карточки для каждого задания. Рекомендуется начинать с одного задания за один раз, и постепенно увеличивать количество заданий. Игры серии «Учись, играя!» охватывают весь материал, необходимый для всестороннего гармоничного развития детей дошкольного возраста, и могут быть рекомендованы для занятий как в группе детского сада, так и дома.Серия состоит из 30 оригинальных игр, призванных расширить представление малышей об окружающем мире и развить их природные способности.

Детский кукольный театр имеет очень много разнообразных развивающих и психологических эффектов, весьма полезных для воспитания ребенка. Он прекрасно тренирует память, помогает справиться с застенчивостью, развивает речь и способствует повышению интереса малыша к книгам. Кроме того, кукольный театр – это очень эффективный способ понимания, а зачастую и разрешения внутренних конфликтов ребенка, которые он сам не может или боится проявить.

Шнуровка
Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движения пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации движений и последовательности действий. Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость.

Шишки

Польза массажа несомненна и неоднократно доказана на практике. Cамомассаж можно проводить не только индивидуально, но и на фронтальных занятиях с группой детей одновременно, а также использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях семьи и дошкольного учреждения. Предлагаю Вашему вниманию массаж еловыми, кедровыми, сосновыми шишками. Легко запоминающеся стихи помогут сделать занятие увлекательным и координировать речь с движениями.

Игры с прищепками (из личного опыта)

Постоянная стимуля­ция зон коры головного моз­га, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопеди­ческого воздействия.

Сегодня в магазинах огром­ный выбор наборов для кон­струирования, головоломок и др.. Предметы домашнего обихода принесут не меньше пользы для малы­ша, чем специальные игры из разряда развивающих. Игры с хозяйственной утварью — самые простые, доступные и приносят детям огромную радость. Такой игрушкой мо­гут стать бельевые прищеп­ки, занятия с которыми мож­но отнести к нетрадиционной форме работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гербова, В. Развитие речи в детском саду.6-7лет.Подготовительная к школе группа / В. Гербова. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 112 c. 2. Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 г. / В. Гербова. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 112 c. 3. Гербова, В. Развитие речи в детском саду.5-6лет.Старшая группа / В. Гербова. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 144 c. 4. Гончарова, К. Нейропсихологические игры: 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля / К. Гончарова. — Рн/Д: Феникс, 2016. — 154 c. 5. Жукова, Н.С. Развитие речи: в зоопарке / Н.С. Жукова. — М.: Эксмо, 2015. — 240 c. 6. Жукова, Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. — М.: Эксмо, 2021. — 320 c. 7. Калиниченко, С.А. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР: Лексико-грамматические занятия. Тема «Мебель»: Учебно-методическое пособие / С.А. Калиниченко. — М.: Владос, 2015. — 55 c. 8. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреж / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. — М.: Владос, 2021. — 119 c. 9. Коротяева, Е.В. Развитие речи: тетрадь -тренажер / Е.В. Коротяева. — Рн/Д: Феникс, 2021. — 176 c. 10. Кошелева, Н.В. Развитие памяти и связной речи у школьников и взрослых с речевыми нарушениями речи: новые слова, словосочетания, фразы, рассказы, текст / Н.В. Кошелева, Е.Е. Каценбоген. — М.: Владос, 2015. — 95 c. 11. Кравченко, А.П. Говорите по-немецки! Sprechen Sie deutsch! Развитие навыков устной речи / А.П. Кравченко. — Рн/Д: Феникс, 2021. — 118 c. 12. Липина, С.В. Развитие речи / С.В. Липина, И.В. Полещук. — М.: Эксмо, 2021. — 222 c. 13. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. — СПб.: Детство-Пресс, 2016. — 128 c. 14. Логинова, Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия: Учебно-методическое пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. — М.: Форум, 2021. — 24 c. 15. Маланка, Т.Г. Развитие внимания, памяти, речи / Т.Г. Маланка. — М.: Эксмо, 2021. — 192 c. 16. Матвеева, А.С. Буквы и звуки. Развитие речи. 4-5 лет / А.С. Матвеева, Н.Н Яковлева. — М.: АСТ, 2021. — 336 c. 17. Матвеева, А.С. Говорю легко, красиво и правильно. Развитие речи 6-7 лет / А.С. Матвеева, Н.Н Яковлева. — М.: АСТ, 2021. — 224 c. 18. Новиковская, О.А. Малыш учится говорить. Развитие речи 1-3 лет / О.А. Новиковская. — М.: АСТ, 2021. — 30 c. 19. Новиковская, О.А. Малыш учится говорить. Развитие речи 1-3 лет / О.А. Новиковская. — М.: АСТ, 2021. — 480 c. 20. Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки / Л.Г. Нуриева. — М.: Теревинф, 2021. — 106 c. 21. Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки / Л.Г. Нуриева. — М.: Теревинф, 2015. — 106 c. 22. Пятница, Т.В. Развитие речи в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. — Рн/Д: Феникс, 2021. — 179 c. 23. Пятница, Т.В. Развитие речи в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. — РнД: Феникс, 2016. — 141 c. 24. Слюсарь, К.Н. Логоритмические занятия с элементами ОБЖ для детей 6 лет с общим недоразвитием речи / К.Н. Слюсарь. — М.: Владос, 2015. — 79 c. 25. Тарасова, Н.В. Психологическая подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Тарасова. — Рн/Д: Феникс, 2015. — 592 c. 26. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Т.А. Ткаченко. — М.: Эксмо, 2021. — 240 c. 27. Трясорукова, Т.П. Развитие речи: 2-3 года дп / Т.П. Трясорукова. — Рн/Д: Феникс, 2019. — 224 c. 28. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 176 c. 29. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 272 c. 30. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод.реком., мониторинг / О.С. Ушакова. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 288 c. 31. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 192 c. 32. Шишкова, С.Ю. Буквограмма. В школу с радостью: коррекция и развитие письменной и устной речи. От 5 до 14 лет / С.Ю. Шишкова. — М.: АСТ, 2021. — 192 c. 33. Шишкова, С.Ю. Буквограмма. В школу с радостью: коррекция и развитие письменной и устной речи. От 5 до 14 лет / С.Ю. Шишкова. — М.: АСТ, 2021. — 320 c. 34. Янушко, Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия / Е.А. Янушко. — М.: Теревинф, 2021. — 128 c. 35. Янушко, Е.А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет / Е.А. Янушко. — М.: Эксмо, 2021. — 424 c. 36. Янушко, Е.А. Помогите малышу заговорить: Развитие речи детей 1-3 лет / Е.А. Янушко. — М.: Эксмо, 2015. — 192 c.

Список литературы.материал по логопедии (старшая группа) по теме

Использованная литература:

  1. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов. — М.:

Творческий , 2008

  1. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего

вида для детей с нарушениями речи .- М.: «Просвещение», 2008

  1. Курдвановская Н. В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет.- М.:

Творческий , 2007

  1. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. 1,2,3 периоды.

Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению

грамоте детей старшего дошкольного возраста. М.: Издательство «Гном и

Д», 2007

  1. Гомзяк О.С. Развитие Связной речи у шестилетних детей, конспекты

занятий. М.: Творческий . 2007

  1. Кузнецова Е.В, Тихонова Н.В. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей

с нарушениями речи. М.: Творческий , 2000.

  1. Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в

логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР. М.: Издательство «Гном и

Д», 2005

  1. Тимонен Е.И. Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях

по подготовке к обучению грамоте в условиях специальной группы детского

сада для детей с тяжелыми нарушениями речи. СПб, «Детство-Пресс», 2002

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим

недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. М., 1993.

  1. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. СПб., «Детство –

Пресс», 2005

  1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания.

С-пб., «Каро». 2001

  1. Коррекция речевого и психического развития детей 4- 7 лет.\ под редакцией

Лосева П.Н. М.: Творческий , 2005

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей 5-летнего

возраста с общим недоразвитием речи. М.: 1991.

  1. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения.

М.: Творческий , 2009

  1. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1998.
  2. Нищева Н.В. Программа коррекционно – развивающей работы в

логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи

(с 4 до 7 лет). СПб., «Детство – Пресс, 2007

  1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб.,

«Детство –Пресс», 1996.

  1. Детство: План – программа образовательно-воспитательной работы в

детском саду. – СПб., «Детство-Пресс», 1997

  1. Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Движение. – М., «Дельта», 1997
  2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и

родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у

дошкольников с ОНР. СПб., «Детство –Пресс», 2009

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей

дошкольного возраста. М.: «Айрис Пресс», 2004

  1. Логопедия \ под ред. Л.С.Волковой. М.: 2003
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа

по коррекции звукопроизношения. М: ООО «Гном-Пресс», 1999

  1. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет.

Сценарии занятий. М.: Творческий , 2007

  1. Руденко В.И. Логопедия. Практическое пособие для логопедов, студентов и

родителей. Ростов –на – Дону. изд-во «Феникс», 2006

  1. Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей: практическая логопедия.

М.: Изд-во «Сталкер», 2003

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия

в старшей группе с ОНР. М.: издательство «Гном и Д», 2004

  1. Полякова М. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М.:

«Айрис Пресс», 2006

  1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней

группе детского сада для детей с ОНР. СПб.: издательство «Детство-

Пресс», 2006

  1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей

группе детского сада для детей с ОНР. СПб.: издательство «Детство-

Пресс», 2008

  1. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4 -5 лет с общим

недоразвитием речи. М.: Мозаика – Синтез. Творческий ,

2005

В помощь логопеду: новые поступления литературы за 2021 г.

08 декабря 2020

Уважаемые читатели!

Предлагаем вам список книг и журнальных статей по коррекционной логопедической работе за 2021 год. Данная литература рекомендована как специалистам и воспитателям, работающим с детьми с нарушениями речи, так и родителям, в помощь организации логопедической работы с ребенком в домашних условиях.

Белова, М. П. Создание игровой мотивации на логопедических занятиях [Текст] : игровые упражнения и приемы, способствующие поддержанию интереса к занятию / М. П. Белова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №5. — С. 44-48.

Болотова, Н. В. Пальчиковая гимнастика как средство развития речи для детей дошкольного возраста [Текст] : авторский банк данных по пальчиковым играм с привязкой к лексическим темам / Н. В. Болотова // Игра и дети. — 2021. — №5. — С. 5-13.

Ворошилова, Е. Л. Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию потенциальных понятий у младших школьников [Текст] / Е. Л. Ворошилова, А. Ю. Дымкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. — №4. — С. 14-26.

В статье представлено содержание работы по развитию словарного запаса обучающихся с ОНР на начальной ступени обучения в части формирования потенциальных понятий — базового звена при формировании истинных понятий.

Давидович, Л. Дифференцированный подход к коррекции системных нарушений речи на этапе безречия [Текст] / Л. Давидович, М. Ромусик // Дошкольное воспитание. — 2020. — №7. — С. 71-76.

В статье раскрыто современное состояние проблемы дифференцированного подхода к коррекции системных нарушений речи на этапе безречия. Большое значение уделяется коммуникативному подходу к активизации речи неговорящих детей. Раскрыты приемы работы логопеда по развитию понимания речи при различных вариантах дизоногенеза.

Иванова, М. М. Система коррекционно-развивающих занятий для детей пятого года жизни «Речевая радуга» [Текст] / М. М. Иванова, Я. С. Исакова, Т. В. Нечаева // Дошкольная педагогика. — 2021. — №3. — С. 47-48.

Карелина, И. Б. Выявление дизартрии у детей раннего возраста [Текст] / И. Б. Карелина // Дошкольная педагогика. — 2021. — №1. — С. 4-6.

Киселева, Т. В. Конспект фронтального занятия в старшей группе «Снеговик и елка» [Текст] / Т. В. Киселева // Дошкольная педагогика. — 2021. — №9. — С. 49-51.

Кожухова, Ю. В. Логопедический проект «Пластилиновые истории» [Текст] / Ю. В. Кожухова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №9. — С. 47-48.

Цель проекта — усвоение дошкольниками артикуляционных поз звуков, мотивация детей к выполнению артикуляционной гимнастики, повышение эффективности логопедических занятий.

Крикленко, О. В. Речевые праздники как форма взаимодействия специалистов ДОО с родителями [Текст] / О. В. Крикленко // Дошкольная педагогика. — 2021. — №6. — С. 58-59.

Леонова, С. В. Формирование навыков речевой коммуникации у младших школьников с заиканием [Текст] / С. В. Леонова, А. Э. Зайнитова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. — №4. — С. 70-77.

Авторами статьи даны основные направления повышения уровня готовности к коммуникативному взаимодействию, являющиеся перспективой для дальнейших разработок и решения проблемы психолого-педагогической помощи заикающимся.

Молькова, Н. В. Зачем логопеду пуговицы? [Текст] / Н. В. Молькова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №9. — С. 55-59.

Опыт использования пуговиц как нетрадиционной логопедической технологии.

Мурашова, И. Недостатки повествовательных навыков у детей с речевой патологией [Текст] / И. Мурашова // Дошкольное воспитание. — 2021. — №1. — С. 79-86.

Высказывания разных типов у детей с речевой патологией в старшем дошкольном возрасте проявляются в различной выраженности недостатков повествовательных навыков по лексическому разнообразию, качеству построения предложений, количеству смысловых единиц, качеству произношения. Установлены достоверные различия в средних показателях успешности повествовательных навыков у этих детей. Выявленные особенности повествовательных навыков следует учитывать в процессе коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

Никитина, О. Тематический досуг как форма успешной социализации детей с ОВЗ [Текст] / О. Никитина // Дошкольное воспитание. — 2021. — №4. — С. 60-66.

Описание проекта «Тематический досуг как одна из форм работы логопеда для успешной социализации и развития связной и грамматически правильной речи детей с ОВЗ».

Новикова, Л. В. Использование методов интерактивной технологии в работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи [Текст] / Л. В. Новикова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №5. — С. 38-39.

Ромашко, Е. В. Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда для детей 6-7 лет с ТНР «В поисках добра» [Текст] / Е. В. Ромашко, Р. Ф. Колпакова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №6. — С. 65-66.

Пастухова, Н. В. Влияние театрализованной деятельности на формирование правильного звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Пастухова // Игра и дети. — 2021. — №4. — С. 16-19.

Савельева, М. Н. Бинарное занятие учителя-логопеда и музыкального руководителя «Здравствуй, весна!» [Текст] / М. Н. Савельева, Н. Н. Барбосова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №5. — С. 40-41.

Салкова, Л. Г. Устранение фонематического недоразвития у старших дошкольников через использование нетрадиционного игрового оборудования [Текст] / Л. Г. Салкова, С. М. Харитонова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №3. — С. 55-57.

Саломатова, И. Ю. План-конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе. Звуки а, у, и, о [Текст] / И. Ю. Саломатова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №2. — С. 34-35.

Смирнова, И. А. Логопедическая работа по коррекции произношения у детей [Текст] / И. А. Смирнова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №2. — С. 10-15.

В данной статье выделены те позиции, которые обязательно должны присутствовать в коррекции звукопроизношения.

Солодова, О. А. Конспект коррекционного логопедического занятия с элементами логоритмики для детей старшего дошкольного возраста с ТНР [Текст] / О. А. Солодова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №7. — С. 48-49.

Тихомирова, И. И. Творческий проект «Буквотворчество» для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. И. Тихомирова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №4. — С. 53-56.

Описание проекта, формирующего у детей старшего дошкольного возраста с ТНР четкие визуальные и тактильные представления о буквах русского алфавита через развитие творческих способностей.

Федорченко, Е. Н. Мнемотехника, как инновационная технология, применяемая в коррекционной работе у детей с ТНР [Текст] / Е. Н. Федорченко // Игра и дети. — 2020. — №1. — С. 24-31.

Федотова, Н. А. Мастер-класс по изготовлению игры «Логопедические яйца» [Текст] / Н. А. Федотова // Игра и дети. — 2021. — №3. — С. 6-7.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]