Публицистический стиль: Freepick Кто и зачем использует публицистический стиль? Примеры таких текстов человек встречает повсюду. Этот стиль — царь и бог средств массовой информации, журналистов и блогеров. Рассмотрим его особенности на ярких примерах, что поможет создать, например, собственный блог или необычно оформить страничку в Instagram.
Публицистический стиль: сфера использования, особенности
Стилями речи называют ее разновидности, которые применяются для определенных целей. Публицистический стиль мы встречаем каждый день, так как основная сфера его использования — журналистика. Современный человек живет в информационном поле. Он постоянно контактирует с различными информационными ресурсами:
- читает новости на страницах газет и в интернете;
- знакомится с научно-популярными статьями в журналах и альманахах, рекламой в брошюрах, буклетах и на плакатах;
- читает интервью, отзывы и рецензии;
- смотрит выпуски новостей по телевидению;
- слушает речи политиков и деятелей культуры.
Этот стиль имеет специфические черты. Зная признаки публицистического стиля, не только не перепутаете его с другими коммуникационными направлениями, но и сможете применить в написании информационных текстов — новостей, докладов, выступлений, статей для журналов, газет или интернет-блога.
Публицистический стиль речи основан на сочетании свойств нескольких стилей. В нем гармонично соединены научный, художественный и официально-деловой языки. Основные особенности публицистического стиля заключаются в том, что он:
Образный и эмоциональный
Художественные образы, поэтические сравнения и описания создают особую атмосферу восприятия информации, которую представляет публицистический стиль. Текст может быть трагическим, драматическим, лирическим, романтическим и т. д.
Переживания и эмоции у читателя «включаются» с помощью риторических обращений, вопросов, восклицаний, фигур умолчания. Все эти приемы направлены на то, чтобы включить получаемую информацию в индивидуальный опыт человека.
Оценочный
Работа журналиста: Freepick
Журналисты стараются объективно преподносить сведения, но при этом все же подают их в определенном ключе. Публицистика занимается формированием точек зрения и общественного мнения. Поэтому события не просто описываются, а всесторонне анализируются и оцениваются.
Достоверный и информативный
Посты в интернете, статьи в журналах, выступления должны содержать информацию, которая имеет социальную, культурную, общественную значимость. В публицистическом тексте первое место отводится информации, сведениям и данным о человеке, обществе, культуре, политике и прочих особенностях жизни людей.
В публицистических текстах используется проверенная информация. Профессиональный журналист или блогер обязан находить достоверные, проверенные или официальные источники, а для подкрепления своих слов использовать ссылки на документы, фото и видео.
Логичный
Публицистический текст состоит из последовательно излагаемых тезисов, которые подкрепляются фактами или примерами. Они должны быть объединены логически, чтобы читатель или слушатель воспринимал адекватно информацию и формировал на ее основе мнение.
Понятный
У публицистики очень широкая аудитория. Она обращается к людям разных социальных групп, к представителям различных профессий, возрастов, интересов, социального положения.
Текст публицистики должны понимать массы. Поэтому языковые особенности публицистического стиля заключаются в использовании общепринятой лексики, простых и сложных предложений, иногда популярных публицистических штампов. Высказывания становятся красочными благодаря фразеологизмам, экспрессивно окрашенным словам, разговорной, а иногда и жаргонной лексике, диалектизмам, использованию сленга.
Лексический материал вместе с грамматическими приоритетами определяется автором текста. Главный критерий выбора — аудитория. К примеру, статья о зоопарке для детей и взрослых будет заметно отличаться. Детям интересны красочные и эмоциональные описания животных, их привычек, а взрослые, кроме ярких образов, заинтересуются статистическими данными о весе, росте и рационе разных видов.
Публицистический текст — это важная составляющая нашей жизни, в устном или письменном виде он формирует информационное пространство общества.
Пример текста публицистического стиля
«Какое потрясающее открытие! Житель деревни Лямкино, которая находится в северной части России, придумал и изобрел уникальное средство, позволяющее клубням картофеля вырастать до 7 кг! Много столетий ученые провели в раздумьях над вопросом «как прокормить большую семью?», а ответ нашел наш соотечественник!
Изобретатель пока еще находится в сильном шоке от своего эксперимента и пока не дает комментариев. Но можно однозначно сказать, что подобные открытия — это большой шаг на пути к уничтожению голода населения во многих странах!»
Синтаксические особенности или Как определить публицистический стиль речи?
В публицистическом стиле речи распространены существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения. Роль сказуемого в предложении чаще достается глаголу в форме повелительного наклонения и возрастному глаголу.
Авторы используют однородные члены, вводные слова и предложения, причастные и деепричастные обороты и сложные синтаксические конструкции.
СПРАВКА! Языковые средства публицистического стиля представлены зачастую готовыми формулами речи, которые помогают легко и быстро сформировать любой текст.
Эмоциональные средства выразительности в публицистическом стиле речи
Нередко публицисты применяют образные средства, переносные значения слов и слова с высокой эмоциональной окраской. Средства эмоциональной выразительности в этом случае безграничны.
Публицистический текст становится похож на художественный, однако во втором главная задача — это создание художественного образа, тогда как в публицистике — это воздействие на аудиторию. Авторы используют эпитеты, сравнения, метафоры, а так же риторические вопросы и обращения.
Похожие записи:
- Речевые стили — краткий обзор всех стилей Разные стили речи имеют свои функциональные особенности. Различаются научный, художественный,…
- О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
- Стиль художественного текста — понятие, особенности Из букв люди научились творить различные текста, создали множество стилей….
- Публицистический стиль: классификация популярных жанров Что такое жанры публицистического стиля? Жанры публицистического стиля – определенные…
Что значит публицистический стиль?
Публицистика используется не только в средствах массовой информации, также и литературные произведения данного стиля раскрывают правдивую информацию о тех или иных событиях или личностях.
В литературе публицистика раскрывается обычно автором через его рассуждения.
В то время как газетная публицистика передаёт точные факты по определенной информации.
Жанры публицистического стиля, такие как репортаж, заметка, интервью, статья, очерк, фельетон и другие резко выделяются на фоне других литературных жанров.
Благодаря особым языковым функциям публицистическая речь имея две цели:
- первая цель направлена на точную передачу информации слушателям или читателям. Такая информация не только точна, но и актуальна на определённый момент времени.
- вторая цель — это эмоциональное воздействие, то есть данный стиль речи способствует побуждать слушателей или читателей на эмоциональном уровне к определённого вида действиям.
Возможно, это призыв на субботник или обычная просьба не переключать канал во время рекламы. Да, и это тоже публицистический стиль речи.
Что такое публицистический стиль речи?
Главной целью публицистики является предоставление достоверных научных фактов, информации об актуальных событиях, а также воздействие на аудиторию.
Человеческое сообщество не может существовать без речевого общения.
Мы используем речевые образцы не только при взаимодействии друг с другом, но также и для передачи информации людям, находящимся далеко от нас, как по расстоянию, так и во временном пространстве.
Таким образом, речь имеет классификацию на различные функциональные стили. У каждого стиля свои особенности. В этой статье мы поговорим о публицистическом стиле речи.
Этот стиль присущ письменной составляющей речи и является официальным стилем средств массовой информации, а также донесения важной общественно-политической информации через выступления и побуждения слушателей или читателей к активным действиям.
Как любой стиль письма, публицистический имеет свои характерные особенности. Рассмотрим несколько из важнейших характеристик публицистики.
Как отличить публицистический стиль от художественного?
Также публицистике присущи такие функции, как коммуникативность, экспрессия и эстетичность.
- Коммуникативность подразумевает то, что автор пишет свой текст не для внутренней эксплуатации или конкретного человека, а для наибольшего количества людей. Она предоставляет возможность обратной связи, то есть ответа адресата (дискуссии, письма от читателей в редакцию газеты, телефонные звонки на радио и прочее). Понятность, выразительность и уважение ко всем участникам приоритетны для коммуникации.
- Экспрессия помогает оратору выразить свои чувства и эмоции, а также раскрывает его личностные качества. Как и в ряде стилей речи, этические нормы не позволяют автору заходить за рамки приличий. Высказывание своих чувств не должно быть главной задачей для автора.
- Эстетичность подразумевает достоверность и точность информации, а также художественное описание. Она не является необходимой функцией для публицистики.
Публицистический стиль — определение, адресат, цель, тип коммуникации, автор
Автор выступает в этом стиле как публичный деятель, обычно это человек, профессионально связанный с этой сферой — журналист, политик.
– широкий круг читателей и зрителей средств массовой информации (в науке иногда встречается термин массовый рассредоточенный адресат).
Цель публицистического стиля
—дать информацию о последних актуальных событиях в стране и мире, воздействовать на аудиторию, формировать общественное мнение.
Этот стиль функционирует в письменной и устной форме, проявляется в монологе, диалоге и полилоге.
Тип коммуникации – общественная.
Жанры и функции публицистического стиля
Наиболее характерные жанры данного стиля — это:
Средства массовой информации (СМИ) выполняют в обществе следующие функции:
• информационную — информируют общество о событиях и фактах, происходящих в обществе;
• комментарийно-оценочную – дают информацию о событиях, сопровождающихся оценкой и комментарием, воздействуют на адресата (сообщения, факты и комментарии), формируют мнение людей о том или ином событии, факте,
• гедонистическую — представляют не только развлекательную информацию, но и информацию, которая просто доставляет человеку удовольствие.
Основные черты публицистического стиля
• сочетание экспрессии и стандарта.
Присутствие средств, отображающих экспрессивность в публицистике, больше, чем в других стилях. Использование экспрессивных средств связано с воздействием на аудиторию.
Кто и сколько заработал на смерти принцессы Дианы?
Стандарт появляется там, где информация повторяется каждый день: на официальных визитах, при объявлении прогноза погоды, констатации факта катастрофы и т.д.;
• постоянное стремление к новизне, которое влечет за собой появление большого количества неологизмов:
Неологизмы, с одной стороны, являются мощнейшим средством выражения экспрессии, с другой – неологизмы – колоссальный источник возникновения штампов. Удачно найденный прием, выражение, слово начинает тиражироваться, постепенно теряя экспрессию и со временем становясь расхожим выражением.
«Дорога длиною в год» — день длиною в 35 часов, Поиск длиною в 23 года, Выборы длиною в год, Клевета длиною в 5 лет, Подвиг длиною в жизнь и т.д.
• простота и доступность: эти качества публицистического стиля определены массовостью адресата СМИ и связанными с этим требованиями к тексту: небольшие по объему предложения, использование общеупотребительной лексики и логичность, четкость, эмоциональность и т. д..
Надо ли бороться с курильщиками? С 1 июля в России вводятся новые правила продажи сигарет.
• рекламность: привлечение внимания адресата, особенно проявляющееся в заголовках, — одна из наиболее характерных стилевых черт публицистического стиля:
В какой стране мира лучше болеть? Лечение мазутом. Отряд смертельного назначения. Цивилизованный рынок выгоден всем и т.д.
• документальность – достоверность: Это качество, к сожалению, не всегда свойственно сегодняшним газетным и теле- и радиоматериалам. Однако многие журналисты России поддерживают акцию журналистов Чистые перья, одно из требований которой — достоверность: можно писать о реальности события, если одно подтверждено информацией минимум трех независимых друг от друга источников.
Наша презентация
Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н.О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)
Посмотреть яркий сюжетный видеокомикс о публицистическом стиле здесь
Источник
Морфологические особенности
Нельзя сказать, что язык публицистики обладает некоторой монополией на определенные морфологические особенности, однако существуют так называемые «морфологические приметы», применяемые в публицистике в разы чаще, чем в остальных стилях. К таким «приметам» можно отнести следующие моменты.
- Язык публицистического стиля богат дополнениями в родительном падеже (решение проблемы, подписание договора, оказание услуги и т.д.).
- Он ориентирован на публику и потому избегает выражения субъективного мнения. Это ярко проявляется в том, что стилю свойственно обращение к глаголам в третьем лице. Не меньшей популярностью пользуются безличные предложения.
- Новостной и ораторской речи свойственно применение такого приема, как синекдоха, то есть выражение целого одной его частью. К примеру, «Россия одержала победу в матче» вместо «Российская команда/россияне одержали победу в матче» или «российский потребитель ждет понижения цен» вместо «российские потребители ждут понижения цен» и т.д.
- В публицистике прочно закрепилось употребление несчитаемых существительных во множественном числе (элитные круги, государственные структуры, муниципальные власти и т.д.).
- Императивная форма глагола в публицистике отвечает не столько за приказ к какому-либо действию, сколько за привлечение внимания (Оставайтесь с нами, не переключайтесь, подумайте и т.д.).
- Запланированные события в будущем обычно освещаются в настоящем времени, что свойственно английскому языку (Завтра открывается новый выставочный комплекс, в следующем месяце начинается набор волонтеров и т.д.).
- В публицистике очень высок процент употребления производных предлогов (ввиду того, на основе, с учетом, по причине и т.д.).
- В публицистике широко применяются аббревиатуры (ООН, ЕС, НАТО, БРИКС, ШОС и т.д.).
- Данному стилю свойственно употребление слов с такими приставками, как: де-, а-, анти-, пост-, меж-, интер- и другими, а также суффиксами: -и(я), -изм, -ист, -изация, — ция и т.д.