Что такое картавость?
Картавость — это дефект речи, при котором нарушено произношение звука “р”. А точнее — искажено, заменено другими звуками или вообще отсутствует.
Самые сложные слова для картавых людей — это слова с буквой “р”:
Вместо “р” картавый человек произносит звуки “г” (кран-кган), “д” (красный-кдасный), “л” (паровоз-паловоз), “ы” (рыба-ыыба), “в” (крутой-квутой), “й” (рысь-йысь) или пропускает совсем (рука-ука).
И надо сказать, это не лучшим образом сказывается на качестве жизни из-за эмоционального дискомфорта.
Почему так происходит? Почему люди картавят?
Как проводить логопедические занятия с ребенком дома. Советы
Занятия должны проходить в игровой форме. Так ребенок не будет настороженно к ним относиться, нервничать и комплексовать.
- Нельзя чрезмерно настаивать на упражнениях и заставлять ребенка. Занятия должны приносить ему удовольствие. Лишь в этом случае произношение быстро начнет улучшаться.
- Занятие не должно превышать 15 минут, а артикуляционная гимнастика (разминка) пусть длится не менее 5 минут. Так упражнения принесут наибольшую пользу.
- Не стоит повторять дыхательные и голосовые упражнения больше 4-5 раз. Дети быстро утомляются, затрачивают больше кислорода, чем обычно, и могут почувствовать головокружение.
- Ребенок не должен быть простужен (заложенный нос, больное горло), иначе дыхательные упражнения будут выполняться неверно и не принесут пользы.
- Чтобы усилить эффект от занятий, надо обязательно закреплять навыки в течение дня. Детям будет интересно играть и произносить скороговорки вместе со взрослыми. Делать это можно и дома, и на прогулке.
- Можно предложить ребенку побыть в роли учителя. Пусть он «научит» любимую игрушку выговаривать букву.
- Развить речь помогут игры и упражнения для мелкой моторики — лепка, раскрашивание, конструирование букв.
- Обязательно хвалите малыша. Ему важно ощущать свои достижения.
Причины картавости
Картавая речь может иметь разные причины:
- Нетипичное строение полости рта, например, недостаточной длины уздечка, выдвинутая вперед нижняя челюсть, инертный язык. Это нарушает работу артикуляционного аппарата и человек картавит на букву “р”.
- Органические нарушения слуха. Снижение слуха приводит к недоразвитию моторной стороны речи и неправильному произношению.
- Наследственность. Существует мнение о большой вероятности наследования от родителей такого дефекта.
- Психологические. В результате сильного стресса, непредвиденной ситуации может возникнуть сбой в работе организма и измениться произношение некоторых звуков.
- Социальные. Если родители не обращают внимания на то, как разговаривает ребенок, не принимают своевременных мер по исправлению нарушения речи, картавость может остаться с ним надолго.
Скороговорки на букву Р
Веселые скороговорки на букву Р, которые обязательно понравятся детям. Скороговорки или как их еще называют — чистоговорки по буквам чаще всего востребованы логопедами и родителям. Их цель научить ребенка четко произносить и закрепить проблемный звук, в данном случае, звук Р.
Для многих деток буква Р самая сложная буква, дети комплексуют из-за кортавости. Четкое произношение «Р» важно не только для дикции, но и для дальнейшего обучения грамотности ребенка.
Рекомендуем также:
На букву Б / На букву В / На букву Г / На букву Д / На букву Ж / На букву З / На букву К / На букву Л / На букву М / На букву Н / На букву П / На букву С / На букву Т / На букву Ф / На букву Х / На букву Ц / На букву Ч / На букву Ш / На букву Щ Все скороговорки Сложные скороговорки Русские народные скороговорки Современные скороговорки для взрослой аудитории
Рис сырой сварился сразу. © Рыбу рак кормил червями, Рак держал червей клешнями. © Роет крот наш огород, Всё разрыл на грядке крот. © Рисовала рамку Рима, мама краски подарила. © У редьки и репки корень крепкий.
Рысь и тигр подрались, проиграла тигру рысь. © На рынке Кирилл крынку и кружку купил. Радиус у круга вычислял я другу. © Рубль принесла сорока, у нее рублей коробка.© Розовый браслет у Римы, ярко красный у Марины. © Редька редко росла на грядке, Грядка редко была в порядке. Королева кавалеру подарила каравеллу. Забор деревянный кривой постоянно. © Рано встали рыбаки, рыбу ловят у реки. © Рот открыла черепаха, в панцирь спряталась от страха.© Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка Чертили чёрными чернилами чертёж. Грянул гром – гроза в разгаре. Много гроз и грома в мае. На горе Арарат зреет красный виноград. На дворе парад, я параду рад, Выйду на парад, возьму фотоаппарат. Рот открыт у крокодила, рысь красиво проходила, © Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап! Забыл Панкрат кондратов домкрат. Построй параллелограмм по противоположным углам. © Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет. Король орёл – орёл король. Прилетел комар к пруду, пруд понравился ему.© Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки. Громко бобр кричит — Ура! Резать торт пришла пора. Рома брат родной Егору. © Макара укусил комар. Прихлопнул комара Макар. Красный борщ в кастрюле красной, смотрится всегда прекрасно. © В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона. Крута гора, в горе — дыра, В дыре кротовая нора. В недрах тундры выдры в гетрах Тырят в вёдра ядра кедров. На горе у речки уродилась гречка. Испугался грома Рома. Заревел он громче грома. От такого рева гром Притаился за бугром. Королева Клара кавалера Карла строго карала за кражу кораллов. Боря Ире дал ириску, Ира Боре – барбариску. Сорок сорок для своих сорочат сорок сорочек строчат. Римма рано чистит раму, Рома рядом мажет рану. Перед коровой короб корок. Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят. Чтоб редис рос в рост, проредим редиса рост. © Крабу нравилась креветка Красоты креветка редкой. © Раки в драке у коряги, Драчуны в коряге раки. © Крыли крышу черепицей, Ровно в ряд она крепится. © Ресторан закроют рано, К повару приедет мама. © Рысь рычала у ручья, В ручье гремучая змея. © Грач грамматике учил, ястреб двойку получил. Вот орел ответил сразу, за урок четыре раза, Три пятерки получил, три плюс три еще сложил. © На рынке крынки с простоквашей в корзинке. © Ворон громко крикнул Кар-р-р, Ворон недруга прогнал. © Сгрыз рис старый крыс, Дырку в погребе прогрыз. © У Русалки нет игрушек, лишь конструктор из ракушек. © Грызли гризли грузди с рисом. © Разбросали раки, водоросли в коряге, Смастерили там кровать, будут раки сладко спать. © Для рубашки рукава раскроил портной сперва. © На рояле в тронном зале, романс придворные играли. © Рано утром на работу пчелок рой летит в субботу, Вторник, в среду и четверг.. выходных для пчелок нет. © Торт украшен сверху кремом, В середине персик с джемом. © Роль Австрийской королевы, режиссер берег для Веры. Режиссер решил, что Вера, прям актриса — королева. © Кривые рельсы на трамвайном рейсе. © Всю неделю на заре, ждет Егор угря в реке, Все зря, опять заря, не поймал Егор угря. © Ловит Игорь в реке рыбу, Игорь путь рыбацкий выбрал. Только рыбе червяков, есть не хочется с крюков. © Роза ждет грозу с рассвета, Нет грозы с начала лета, Гроза прольется, Роза напьется. © Радость радуга несет, тем, кто край ее найдет. © Вышел Лев из-за горы И, подумав, молвил: — РРРЫ ! На дворе дрова, за двором дрова, Под двором дрова, над двором дрова, Дрова вдоль двора, дрова вширь двора, Не вместит двор дров. Двора выдворить обратно на дровяной двор. У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась. Дробью по перепелам да по тетеревам. Наша дочь речистая, речь у нее чистая. Ест Федька редиску и редьку. Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов. Ходит перепел между перепёлками со своими перепелятами. Перепёлки пролетали, перья на траву роняли. Отвори, Варвара, ворота, У двора на траве коли дрова. Рубили дроворубы сыры дубы на срубы. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом. Бравый корнет взошёл на корвет, Корнет с корвета шлет всем привет. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Роль лиры в мире мала. Всё равно мне лира мила. Ронял Ролан лорнет на рояль. Рисовала Лариса акварелью нарциссы. Георгины гуашью рисовала Наташа. Под крышей коробки квартирного дома в укромной каморке укрылись хоромы. Загорелся светофор, мы проехали во двор. Розовые розы замерзают в морозы. Руки рыбака грязны от червяка. Зимним утром от морозе. На заре звенят берёзы. На тропинке крапивка, на крапивке крупинка. Крокодил зарылся в ил, Крокодила Нил манил. Монтёр Артём мотор оттёр. Хитёр мотор, монтёр — матёр. Ветер траву треплет, у тетерева клюв крепнет. Пляшут на языке скороговорки, как караси на сковородке. Белые бараны били в барабаны, Без разбора били — лбы себе разбили. Руслан — с базара, Назар — на базар. Валера грачам подарил три эклера — Добрый и щедрый с грачами Валера. Рита и Рома резвятся играя, Розы рисует им радостно Рая. Кричал Архип, Архип охрип. Не надо Архипу кричать до хрипу. Рома Маше нарвал ромашек. Собиpaлa Мapгapитa мapгapитки нa гоpе, Растеpялa Мapгapита мapгapитки нa тpaве. Нa гope — гopa, Внутpи гopы — дыpa, Из дыpы — жapа. Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор. На Ерёму напала дрёма, от дрёмы уснул Ерёма. У пригорка Егорка объегорил волка. Три вороны на воротах. Через бревна, через рвы, пробирались по грибы. Гречки гора посреди двора. У барана рога скручены — перекручены, вверчены — переверчены. Фрол подол у кафтана порол, Распарывал, распарывал, да не распорол. Летит гусь на Святую Русь. Русь, не трусь, это не гусь, а вор-воробей, вора бей — не робей! Хороши в дорожку пирожки с горошком. Подорожник по дороге Собирал прохожий строгий. Выбирал себе прохожий Подорожник подороже. Сорок сорок воровали горох, Сорок ворон отогнали сорок. Сорок орлов напугали ворон, Сорок коров разогнали орлов. Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры. Хитрую сороку поймать морока. А сорок сорОк – сорок морок. Дружно в оркестре играли дети: Карл играл на чёрном кларнете, Кирилл — на валторне, На арфе — Алла, А на рояле Лара играла. Скороход покупал скороварки — Друзьям-скороходам подарки. Скороходы скоро ходят, Скороварки им подходят. Березка коренистенькая, По корню – криволистенькая, По середке – суковатенькая, По вершинке – высококудреватенькая. На рынке Кирилл Подарки купил: Ксюшке – косынку, Катерине – крынку, Петрушке – погремушки. Петрушка погремушками потряхивает, Погрохатывает: Тара-рах, тара-рах, Тара-рах-тах-тах. Карасёнку раз карась Подарил раскраску. И сказал Карась: «Раскрась, Карасёнок, сказку!» На раскраске Карасёнка — Три весёлых поросёнка: Карасёнок поросят перекрасил в карасят. У реки росла рябина. А река текла, рябила. Посредине — глубина, Там гуляла рыбина. Эта рыба — рыбий царь, Называется пескарь. Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, Прививки делать им пора Для укрепления пера! Вёз корабль карамель Наскочил корабль на мель И матросы три недели Карамель на мели ели. Рыба рубль раздобыла, Рыб на завтрак пригласила, Прикупила рыба корма, Ждет гостей на завтрак дома. © РА-РА-РА – пришла поРА РЕ-РЕ-РЕ – день на двоРЕ РИ-РИ-РИ – здесь снегиРИ РО-РО-РО – спустись в метРО РУ-РУ-РУ – всё убеРУ РЫ-РЫ-РЫ – горят костРЫ РЮ-РЮ-РЮ – мяч подаРЮ РЯ-РЯ-РЯ – взошла заРЯ
Скороговорки помогают формировать речь и дикцию. Умение четко выговаривать слова полезно не только детям и представителям творческих, телевизионных профессий, блогосферы. На протяжении всей жизни мы общаемся с людьми, в быту и на работе, четкая речь помогает донести информацию до окружающих, и расположить к конструктивному диалогу. Если же вам по роду вашей деятельности необходимо выступать перед большими аудиториями, скороговорки это то, с чего стоит начинать подготовку к каждому выступлению.
Не забудьте, поделиться ссылкой с друзьями !
Что делать, если картавишь?
Специалист, который реально может помочь излечить картавость и научиться не картавить букву “р” — это врач-логопед. Профессиональные знания никогда не бывают лишними. Тем более, что ротацизм, так еще называется картавость, — явление довольно распространенное среди взрослых и детей.
Правильная постановка звука, работа с артикуляционным аппаратом, логопедический массаж языка, специальные упражнения для исправления картавости — все это есть в арсенале специалиста-профессионала. И все это способно вернуть вам свободу в общении и удовольствие от звучания собственного голоса.
Обращение к логопеду, чтобы разучиться картавить, особенно актуально для родителей малышей старше 6 лет. До этого возраста, пока идет развитие речевого аппарата, нечеткое произношение буквы “р” считается нормальным.
Исправление картавости возможно и в домашних условиях.
Когда отвести ребёнка к логопеду
Желательно сделать это до того, как малыш пойдёт в школу. Иначе проблема с произношением или восприятием «р» может сказаться на учёбе или общении со сверстниками.
Сколько времени займёт коррекция? Всё очень индивидуально: одним хватает трёх‑четырёх занятий со специалистом, а другим нужны месяцы регулярных тренировок дома под контролем логопеда. В любом случае во взрослом возрасте процесс исправления речевых ошибок потребует гораздо больше времени и усилий, чем в 6–7 лет.
Как вылечить картавость самостоятельно
Для того, чтобы убрать картавость, следует:
- научиться глубокому дыханию с участием диафрагмы;
- выполнять специальные упражнения от картавости, направленные на разработку мышц языка и губ.
Техника дыхания
Если понаблюдать за собой, можно увидеть, что дыхание самым непосредственным образом участвует в произношении звуков. Попробуйте произнести звук “п”, не дыша, — получается пустое шлепание губами. Звук “п” появляется только на выдохе.
То же и со звуком “р” — чем глубже дыхание и сильнее выдох, тем ярче звучит “ррррр”.
Небольшое отступление. Звук или буква?
Звук и буква неотделимы друг от друга. Но зачастую даже взрослые путают эти понятия, не понимая разницу между ними.
На самом деле все очень просто. То, что мы говорим и слышим — это звуки русского языка. А то, что мы видим в книге, тетради, мониторе компьютера и читаем — это буквы.
Дети сперва учатся воспроизводить звуки (говорить) и лишь затем начинают писать буквы (обозначать сказанное графически).
Но в связи с тем, что почти всегда нам задают вопрос: «Как научить ребенка говорить букву Р или букву Ш?», мы считаем, что разница между буквой и звуком в данном случае не принципиальна Для легкости понимания и чтения статьи мы выбрали единый и привычный для большинства читателей термин «буква».
Буква Л
Это одна из самых сложных в произнесении букв. Дети учатся выговаривать ее одной из последних. Тем не менее, важно начать как можно раньше работать над верным произношением.
Как же правильно говорить букву Л?
Губы растягиваются в улыбке, а зубы сжаты. Язык может упираться в зубы, щель между верхними и нижними зубами или в альвеолы. Боковые стороны языка не препятствуют свободному прохождению воздушной струи.
Существует несколько вариантов неправильного выговаривания буквы Л.
- полное отсутствие этого звука (ложка-ожка)
- замена более простым звуком, например, У
- искаженное произношение (похожее на С, Й или Р)
- неумение различать твердую и мягкую Л.
Стоит попробовать следующие артикуляционные и дыхательные упражнения:
- «Улыбка». Держать растянутые губы в улыбке, считая до 10.. Рот должен быть закрыт.
- «Паровоз». Губы растягиваются в улыбке, зубы сжаты, язык давит на зубы, как на гудок паровоза и добавляет голос. Получается звук Л.
- «Собачка». Ребенок растягивает губы в улыбке, показывает зубы и прикусывает кончик языка. Затем надо начать дышать, как собачка, которой жарко. Важно следить, чтобы воздух проходил через рот, а не через нос. Затем нужно подключить голосовые связки и произносить ЫЫЫ или ААА. Щеки надувать не надо.
- «Лошадка». Широко улыбаясь и показывая зубы, надо цокать языком (как будто скачет лошадка). Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
- Передвигать язык во рту поочередно вправо и влево.
- «Дует ветерок». Губы растягиваются в улыбке, приоткрывается рот и прикусывается язык. Ребенок начинает дуть на ватку на ладони взрослого.
- «Карандаш». Надо сделать глубокий вдох через нос и выдохнуть воздушную струю через рот так, чтобы прокатить по столу карандаш.
Игры с буквой Л
- «Доскажи фразу». Это могут быть рифмованные предложения, которые нужно придумать самим (например, ло-ло-ло — на улице тепло). Ребенок также может продолжить строчки известных ему стихотворений (например, А.Барто «Лягушата»).
- «Коробка с картинками». Пусть малыш называет предметы, изображенные на картинках (в названии которых есть буква Л). Затем нужно составить из этих нескольких слов предложение. Например: миска с малиной и лампа стоят на столе.
- «Что исчезло?» На столе лежат предметы, в названии которых есть буква Л (ложка, кораблик, лягушонок и т.д.). На несколько секунд ребенок отворачивается от стола, а взрослый прячет предмет. Нужно назвать «пропавшую» вещь.
- Стишки и песенки.
Убежало, убежало, Убежало молоко. Я с трудом его поймала, Быть хозяйкой нелегко!
Посадил дед лук, Отрастил лук чуб. Увидал лук внук, Оборвал луку чуб. Удивительная штука: Слёзы капают — у внука!
Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят.
Скороговорки с буквой Л
- Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
- На речной мели мы на налима набрели.
- Около колодца кольцо не найдется.
- Королева кавалеру подарила каравеллу.
- Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал, лакал, да не мелел Байкал.
- Милу мама мылом мыла.
- У Антипа росла одна липа, а Филипп посадил семь лип.
- Карась, в лаз не лазь! Застрял в лазе карась.
- Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.