Что такое публицистика: определение, история, виды (по учебникам Кима, Есина, Овсепяна)

Понятие публицистика, по словарю СМИ А. А. Князева, означает жанр, «спецификой которого является реагирование на актуальные общественно значимые процессы и проблемы путем их документального отображения, идейно-политического осмысления и эмоционально-художественной оценки».

Далее исследователь тесно связывает публицистику с политической деятельностью, имея в виду ее социальный аспект. Из этого можно вывести, что основа публицистического текста – случай из социальной жизни, обобщенный до общественно значимого явления. Анализ и обобщение роднят публицистику и аналитику, а отличается она яркой гражданской позицией автора.

История возникновения

История публицистики восходит к временам Древнего мира. Прообразом является ораторское искусство Древней Греции и Рима. Выступления включали в себя приемы риторики, актерского мастерства и психологии. Целью был детальный анализ проблемы и убеждение слушателей.

Те же черты выражались в жанре проповеди, которая была предтечей публицистики в Средних веках. Также публицистикой можно назвать труды на религиозные темы, которые несли воспитательно-нравоучительную функцию. Однако настоящий публицистический жанр появился в эпоху Возрождения. Это был памфлет – обличительное произведение на социальную тематику. Именно с этого времени публицистика основывалась на случаях из социальной жизни.

  • Русская публицистика зародилась еще в Киевской Руси («Поучения Владимира Мономаха», «Домострой», «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели русской земли»). Древнерусская литература была более публицистической, чем художественной, так как служила эмоциональным откликом автора на общественные события.
  • Развитие публицистики продолжалось в XVIII веке. Это время было наполнено различными событиями: реформы Петра I, Екатерины II, войны, крестьянские бунты. Авторы писали на тему крестьянского вопроса (М. М. Щербатов – против освобождения, А. Н. Радищев, А.П. Сумароков, Ф. Прокопович – за него), а также создавали антиклерикальные (Ф. Прокопович) и либеральные (Н. И. Новиков) произведения. Подробнее…
  • XIX век – золотой век публицистики в России. Главные проблемы того периода – притеснение крестьян и злоупотребления власти всех уровней. Ведущие имена начала столетия — М. П. Погодин, С. П. Шевырев, Н. И. Греч и Ф. В. Булгарин. Помогала развитию публицистики традиция «толстых журналов», где публиковались литературные, критические и публицистические произведения. В 60-х годах в общественном диспуте участвовали западники (В. Г. Белинский), славянофилы (А. С. Хомяков), революционные демократы (Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов и Д.И.Писарев). Подробнее…
  • Искусство публицистики оттачивалось и в XX веке. Публицистов начала века беспокоила судьба страны, ее будущее развитие, тема Первой мировой войны. Русскую литературу и общественную жизнь разделила революция. Множество ученых, философов, писателей и публицистов эмигрировали, их занимала оставленная родина, в ее настоящем положении многим виделась трагедия. Советскую же публицистику регулировала цензура. Развитию жанра поспособствовала Великая Отечественная война, на которую отправилось множество авторов в качестве военных корреспондентов. Публицисты рассказывали об успехах Советского союза, героизме солдат, единении фронта и тыла. Талант журналистов внес большой вклад в общую победу. Знаковые личности и произведения – А.Толстой («Родина»), Н.Тихонов («Сила России»), Л.Леонов («Размышления у Киева»), А.Довженко («Украина в огне»), И.Эренбург («Душа России»), Вс. Вишневский («Уроки истории»). В 50-80-х годах публицистика находилась под гнетом партийного давления, однако талантливые авторы могли найти способы выразить свои мысли. Авторы использовали бытовые случаи, чтобы вскрыть общественные противоречия (А. Аграновский, В. Песков, Я. Голованов, И. Руденко).

Аналитическая корреспонденция

Аналитическая корреспонденция — это сообщение, в котором содержится информация о событии или явлении (обычно это один какой-то значительный факт).

Аналитическая корреспонденция может включать фрагменты «живого» репортажа или пересказ происходящего, но обязательно в таком сообщении присутствует выяснение причин события/явления, определение его ценности и значимости для общества, прогнозирование его дальнейшего развития.

Первоисточником такого сообщения всегда является сам автор публикации (корреспондент).

В качестве примера аналитической корреспонденции можно привести описание достаточно необычного события – спасения человека, пораженного ударом молнии. Именно этому событию посвящена основная часть публикации. Описывая его, журналист использует информацию, полученную от самой пострадавшей, ее родителей, ее спасителей, других людей. Описанием самого события дело не ограничивается. Автор осуществляет причинно-следственный анализ случившегося, ищет ответ на вопросы, которые мучают Далю Ралене, ее родителей, их знакомых: почему молния угодила именно в эту женщину? Почему она все-таки оказалась живой?

Основные черты

Основы публицистики – это осмысление отдельных фактов социальной жизни как представление общественно значимых явлений. То есть, если хочется рассказать о бюрократии, то нужно не абстрактно рассуждать, а начать с частного случая, после все обобщить.

В публицистике журналистика тесно сливается с литературой: фактическое, актуальное содержание принимает художественную форму, что выражается в языке, средствах выразительности. Также имеет большое значение впечатление автора и его осмысление факта.

Главные функции публицистики – экспрессивная (воздействующая) и информативная.

Информационный жанр: отчет

Отчет — хронологически последовательное, детализированное сообщение о событии. Центральным элементом в данном случае выступает описание или анализ деятельности людей.

Примеры: отчет о военных действиях, отчет о результатах собрания, о конференции, о правительственном или судебном заседании, отчет-коммюнике о международных переговорах.

В отчет могут быть включены не только мнения и суждения людей по какому-то вопросу, но и их дискуссии, споры, реплики, а также комментарии самого автора.

Отчет относится как к информационным жанрам журналистики, так и к аналитическим.

Все зависит от того, какая задача стоит перед журналистом. Если необходимо провести авторский анализ какого-то мероприятия, допустим, с комментариями и личным мнением, тогда имеем дело с аналитическим отчетом.

Но, если журналисту необходимо проинформировать общественность о любом мероприятии, кратко сообщить о произошедшем, в строгой последовательности описать развитие действия, тогда перед автором стоит задача — написать информационный отчет.

Используемые материалы:

  • Жанры печатных и электронных СМИ. Учебник для вузов. Ким Максим Николаевич, ‎Пак Екатерина Максимовна · 2019
  • Жанры периодической печати: учебное пособие. Александр Алексеевич Тертычный.

Фото на обложке: freepik.com

P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!

Виды, жанры и стили

Публицистику можно разделить по тематическим видам: военная, литературная (это расширенная версия отзыва или рецензии, в которой затрагивается не только конкретное произведение, но и современная автору социальная ситуация), политическая, социальная (затрагивает наиболее острые проблемы, но социальный аспект присутствует в любом из видов), философская, сатирическая.

Жанры художественно-публицистических произведений:

  1. Очерк – разновидность рассказа, в которой преобладают описания и раскрываются проблемы гражданского и нравственного состояния «среды». Подробнее об очерке…
  2. Зарисовка – высокохудожественное образное описание пейзажа, объекта. Чаще всего, реализуется на телевидении в видовых съемках. Подробнее о зарисовке…
  3. Фельетон – сатирический очерк, то есть описание и обобщение факта, требующего осмеяния, гнева, осуждения аудитории.
  4. Памфлет – наибольшая сатирическая окраска изложения, наиболее масштабный объект разоблачения и осмеяния.
  5. Пародия – гипертрофированное описание объекта или явления с целью подчеркнуть его особенности, сделать их узнаваемыми и при этом смешными.
  6. История и легенда – наиболее близкие к рассказу жанры, описания каких-либо событий и явлений, настоящих или вымышленных.

Информационное интервью и его разновидность «блиц-опрос»

Интервью — получение информации в ходе разговора интервьюера (журналиста) с собеседником.

Можно говорить об информационном интервью только в том случае, когда журналист сообщает аудитории исключительно о тех сведениях, которые он получил от своего собеседника, не пытаясь их как-то комментировать.

В таком интервью очень ясно прослеживаются вопросы журналиста что?, где?, когда? и полученные на них ответы от интервьюируемого.

Цель журналиста: проинформировать читателей о предмете своего интереса, но не анализировать этот предмет и не давать ему оценки.

Примеры: информационное интервью для сбора актуальных данных о произошедшей авиакатастрофе (например, опрос очевидцев).

Блиц-опрос

К разновидностям информационного интервью можно отнести и блиц-опрос.

Блиц-опрос — один из самых распространенных видов интервью. Заключается в том, что несколько человек отвечают на один и тот же вопрос (иногда несколько вопросов), который касается какого-то недавно произошедшего актуального события или явления.

В зависимости от темы опроса в нем участвуют представители одной или разных социальных групп.

Язык

Язык публицистики сочетает в себе экспрессию и стандарт. Здесь могут присутствовать выражения как публицистического стиля, так и художественного (а этот последний стиль может сочетать в себе все остальные и даже позволять отступления для наилучшего выполнения авторской задачи).

Особенности лексики – сочетание общественно-политических выражений с разговорными и даже просторечными. Могут добавляться авторские неологизмы, переносное значение слов, а также пословицы, поговорки, афоризмы, цитаты. Интересную и новаторскую публицистику можно встретить в гонзо-журналистике.

Средства выразительности обусловлены функциями. С экспрессивностью связана оценочность, для этого употребляются эпитеты с положительной или отрицательной оценкой. Также могут употребляться метафоры и сравнения, чтобы убедить читателя и передать ему авторскую позицию. Информативность достигается документальностью изложения, выражающимися специальными терминами, профессиональными выражениями.

«Борис Годунов» Пушкина — публицистика?

В определенном смысле — безусловно. Ведь уже во времена Пушкина эта драма имела политическую направленность. Автор выступал против социально-политического состояния страны того времени.

И все-таки «Борис Годунов» – художественное произведение. Это не русская публицистика в чистом виде. Данное произведение следует относить к литературному жанру. Следовательно, наше определение того, что такое публицистика, пока еще нельзя назвать исчерпывающим. Его необходимо дополнить, добавив уточнение.

Особенности эссе

Это раздумья, которые рождены стремлением автора рассмотреть эстетические, историко-политические и морально-этические проблемы через конкретную личность, персонификацию. Данный жанр позволяет высказать и обосновать мнение автора наиболее полно, а также отразить в нем личные эмоции и чувства. Эссе одновременно присуща и художественная типизация образа, и философско-аналитический взгляд на рассматриваемый предмет.

Основная задача художественно-публицистического жанра журналистики

Основная задача художественно-публицистического жанра заключается в создании образного, эмоционального представления о событии или факте. Под событиями и фактами подразумеваются те процессы, которые происходят в социуме ежедневно и даже ежесекундно, и вызывают в нем определенные изменения.

На этапе отбора необходимых фактов, воздействующих на читателя, определяется позиция журналиста. В этот момент возникает так называемая «триада»: автор->факт->читатель. При этом материал для будущего текста отбирается исходя из творческого воображения автора.

Минутка рекламы. Создавайте запоминающиеся, яркие, интересные публикации, фотоколлажи, инфографику, открытки, плакаты, визитки, оформляйте документы в визуальном редакторе Canva! После регистрации по ссылке каждый подписчик получит 30-дневный бесплатный пробный период Canva Pro.

Художественно-публицистический жанр журналистики: эссе

Эссе — очерк, сочинение небольшого объема (обычно 300-500 слов), написанное в свободной манере повествования. Это литературный жанр, в котором автор выражает личный взгляд на определенную проблему, свои переживания или точку зрения по какому-то вопросу.

Эссе пишется в свободной манере с ярко выраженной позицией автора, поэтому текст получается живым и эмоциональным. Автор может написать эссе от 1-го или 3-го лица (чаще).

Эссе свойственны образность, разговорный стиль повествования, откровенность и нацеленность на массовую аудиторию.

Пример: к эссеистам 19 века относятся Оскар Уайльд, Артур Шопенгауэр, Фридрих Вильгельм Ницше и многие другие.

Особенности художественно-публицистического жанра

Особенностями художественно-публицистического жанра являются:

  1. Художественная образность.
  2. Требовательность к языку.
  3. Эмоциональная насыщенность.
  4. Значительная степень выраженности авторского «Я».

Публицистический текст должен быть понятен массовой аудитории. Именно поэтому ему свойственна простота изложения и общедоступность.

Основными характеристиками, которыми обладает художественно-публицистический жанр, являются эмоциональность и образность. Именно эти две составляющие помогают публицисту воздействовать на чувства и воображение своего читателя или зрителя.

Поэтому вполне закономерно, что в текстах художественно-публицистического жанра встречается множество различных образных средств, например: эпитеты, сравнения, метафоры. Кроме того, используются фразеологизмы и просторечные слова.

На создание любого из художественно-публицистических жанров влияет несколько факторов:

  1. Творческие возможности автора.
  2. Время, которое редакция или сам автор выделил для написания текста.
  3. Наличие объекта отображения.
  4. Наличие цели, а именно воздействие на читателя теми возможностями, которыми располагает художественный образ.

Кроме того, на содержание, а также на степень эмоциональности и образности художественно-публицистического текста влияет наличие конфликта, авторская позиция, роль деталей, стиль написания и используемые художественно-изобразительные средства (тропы, стилистические фигуры).

Читайте статью «Как написать убедительный текст: приемы риторики, фигуры речи и тропы».

Далее в статье представлена характеристика таких художественно-публицистических жанров, как очерк, эссе, памфлет, фельетон, эпиграф и эпитафия.

Художественно-публицистический жанр журналистики: эпиграф

Эпиграф — цитата, комментарий или изречение перед началом произведения или его частью, который отражает основную идею текста.

В журналистике роль эпиграфа заключается в том, чтобы задать определенный тон, вызвать нужный эмоциональный настрой и сформировать установку на восприятие читателем опубликованного материала (например, эпиграф к отдельной газетной полосе).

Эпиграф к книге К. Е. Левитина «Научная журналистика как составная часть знаний и умений любого ученого»:

Лекции, которые на самом деле учат, никогда не могут быть популярными; популярные же лекции не могут обеспечить подлинного обучения.

Но, вообще говоря, лекции могут дать много пищи для ума.

Майкл Фарадей

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]