Главная | Новости | Фотогалерея | Наши друзья | Педагоги | Вопросы и Отзывы | Сделать заявку
Сведения об организации
Документы
Локальные акты
О лагере
Дополнительное образование
ПОБЕДЫ и ДОСТИЖЕНИЯ
Родителям
Наше Лето 2020
Наше Лето 2019
Вам, Педагоги!
Акты проверок
Горячая линия
Закупки
Противодействие коррупции
Интернет. Метод.рекомендации
Профилактика гриппа

Наше Лето 2020


Программа жизнедеятельности детей в МАУ ДО ДООЦ «Лесная сказка» в летний оздоровительный период 2020 года «Планета будущего»


Программа жизнедеятельности детей в МАУ ДО ДООЦ «Лесная сказка» в летний оздоровительный период 2020 года «Планета будущего» Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детский оздоровительно-образовательный центр

607690 Нижегородская область, Кстовский район, п/о Запрудное, д.Горный Борок
т/ф. 831-453-94-79, 831-453-94-49

ПРИНЯТО
Педагогический совет
МАУ ДО ДООЦ «Лесная сказка»
«_____»_______________2020 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАУ ДО
ДООЦ «Лесная сказка»
________ С.И. Леонова
«____» ____________ 2020 г.


Программа организации деятельности детей оздоровительно-образовательного центра «Лесная сказка»
«ПЛАНЕТА БУДУЩЕГО».

возраст детей: от 6 до17 лет
срок реализации: 01.07.2020г.-30.08. 2020 г.

Авторы-составители:
Директор Леонова С.И.,
методисты Ильина А.Г.,
Волкова А.Д.

г.Кстово, 2020г.

ПРОГРАММА организации деятельности детей
МАУ ДО ДООЦ «Лесная сказка»
«ПЛАНЕТА БУДУЩЕГО»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Наименование
программы Программа организации деятельности детей ДООЦ «Лесная сказка» «ПЛАНЕТА БУДУЩЕГО»
Авторы-составители программы Леонова Светлана Ивановна, директор;
Методисты Ильина А.Г., Волкова А.Д.
Руководитель программы Леонова С.И. – директор МАУ ДО ДООЦ «Лесная сказка»
Территория, представившая программу МАУ ДО ДООЦ «Лесная сказка» (Нижегородская область, Кстовский район)
Название проводящей организации МАУ ДО ДООЦ «Лесная сказка»
Адрес организации 607690 Нижегородская область, Кстовский район,
п/о Запрудное, д. Горный Борок
Телефон, факс 831-453-94-79, 831-453-94-49
Форма проведения Загородный детский оздоровительно-образовательный лагерь
Направленность программы Социально-педагогическая
Характеристика целевой группы Участники Программы – дети и подростки 6,5-17 лет, проживающие преимущественно на территории Нижегородской области и других регионов России. Социальный статус различен. В программе участвуют как ранее сформированные коллективы (танцевальные или спортивные группы), так и временные коллективы, созданные в лагере по возрастному признаку.
Цель программы Создание условий для формирования социально значимых ценностей у детей: любви к Родине, толерантности, чувства долга, доброго отношения к ближнему, ответственности за свои действия, стремления к самосовершенствованию, реализации творческого потенциала каждого ребенка, сохранения и укрепления здоровья ребят.
Специализация программы Программа направленна на развитие надпрофессиональных компетенций, которые помогут в дальнейшем для самореализации детей в учебе и будущей профессии. Имеет социально-педагогическую направленность.
Обоснование актуальности программы В современном мире главным критерием успешности человека является его социальная гибкость, умение проявить себя в любой ситуации и выполнить любую поставленную задачу. При получении среднего образования учащиеся приобретают лишь так называемые специальные навыки, которые не позволяют ему быть социально гибким. В связи с этим возникла необходимость создания площадки для возможности получения школьниками надпрофессиональных компетенций. Именно эту проблему решает программа организации деятельности детей оздоровительно-образовательного центра «Лесная сказка» «ПЛАНЕТА БУДУЩЕГО».
Благодаря данной программе также решается очень острая проблема на сегодняшний день – это «уход детей в виртуальный мир» игромании и интернет-зависимости. Вовлекая детей в сюжетно-ролевую игру, они имеют возможность примерить на себя различные социальные роли «взрослых людей», через различные профессии в контексте данной программы.
Таким образом в играх детей можно увидеть их интересы, помочь им развить необходимые «для взрослой жизни» качества, а может быть и помочь определиться с выбором будущей профессии ребёнка.
Цель и задачи программы, в соответствии с их актуальностью для целевых групп участников, родителей Программа разработана с целью формирования и развития коммуникативных навыков детей, художественного вкуса, привития любови к Родине, «отвлечения от улицы и гаджетов», формирования социально значимых ценностей, а также, укрепления физического, духовного, социального, интеллектуального и эмоционального здоровья детей и подростков.
Задачи:
1) Адаптировать детей к условиям пребывания в лагере, создать комфортную психологическую среду;
2) Погрузить ребят в игровую модель смены, создать систему мотивации для активной деятельности;
3) Создать условия для укрепления физического, духовного, социального, интеллектуального и эмоционального здоровья детей и подростков
4) Организовать интересную, насыщенную и познавательную досуговую деятельность;
5) Создать условия для формирования социально значимых ценностей у детей;
6) Сформировать мотивацию применения накопленных знаний, умений, навыков в повседневной жизни;
7) Создать условия для получения гибких навыков каждым ребенком;
8) Отвлечь «от улицы и гаджетов» через вовлечение в сюжетно-ролевую игру.
Предполагаемые результаты реализации программы 1) Дети адаптированы к условиям пребывания в лагере, для них создана комфортная психологическая среда, через индивидуальный подход к каждому ребёнку; через распределение в отряды по возрастной категории; через игры на знакомства, выявление лидера, командообразование и тактильный контакт; через соблюдение режима дня, и посещение кабинета психологической разгрузки.
2) Ребята погружены в игровую модель смены, для них создана система мотивации для активной деятельности. У каждого ребёнка своя роль и каждый стремится проявить себя и внести вклад в общую победу отряда в конце смены и завоевать звание лучшего.
3) Созданы все необходимые условия для укрепления здоровья:
• физического, через ежедневные закаливающие процедуры, утренние зарядки и спортивные мероприятия;
• духовного, через проведение тематических бесед, вечерних отрядных огоньков и мероприятий патриотической направленности;
• социального – через работу в команде, применение различных социальных навыков (умение управлять коллективом, умение «слушать и слышать», заботиться о других, принимать другого человека таким какой он ест, через преодоление неуверенности в себе, развитие эмоциональной отзывчивости и т.п.) в процессе достижения общей цели – победы в игре;
• интеллектуального – через накопление, обобщение теоретических знаний и навыков, с последующим воплощением на сцене в виде итогового продукта – спектакля;
• эмоционального - достигается через погружение ребенка в выбранную им роль в игровой модели смены, в которой он чувствует себя гармонично с самим собой и окружающими его людьми, максимально реализуя свой творческий потенциал.
4) Через систему самоуправления лагеря и участие в творческих и спортивных кружках, мастер-классах, отрядных КТД и общелагерных мероприятиях, раскрыт творческий и интеллектуальный потенциал личности ребёнка, выявлены его индивидуальные способности.
5) Через активное участие каждого ребёнка в сюжетно-ролевой игре, и определённой роли в ней, ребята осознали важность и ценность живого общения и значительно сократили время пользования гаджетами и бесполезного времяпрепровождения на улице;
6) Участники программы расширили свой общий кругозор, овладели надпрофессиональными компетенциями;
7) Дети получили практические умения и навыки в различных видах деятельности дополнительного образования: эколого-биологическом, туристско-краеведческом, социально-педагогическом, художественным, физкультурно-спортивном;
8) Созданы условия для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Информация об опыте реализации программы в Интернете  Сайт ДООЦ – www.ls-kstovo.ru
 ВКонтакте – https://vk.com/ls_kstovo
 Инстаграм – https://www.instagram.com/ls_kstovo
 Одноклассники – https://ok.ru/lskstovo
 Фейсбук – https://www.fb.com/lskstovo
Официальные хештеги:
#ЛагерьЛеснаяСказка #ЛеснаяСказкаКстово
#ЛагерьЧайкаКстово #ЛагерьПростоСказка
Место проведения МАУ ДО ДООЦ «Лесная сказка»
Официальный язык программы Русский
Общее количество участников 468 человек, в том числе 408 детей в смену.
География участников Нижегородская область, дети от 6,5 до 17 лет
Краткое содержание программы Главной задачей нашей программы является формирование и воспитание социально значимых качеств у детей: любви к Родине, толерантности, чувство долга, доброго отношения к ближнему, ответственности за свои действия, стремления к самосовершенствованию.
Эффективность данной программы заключается в разнообразии и интенсивности видов деятельности (творческой, проектной, групповой и др.).
Заезжая на территорию лагеря ребята попадают в место, где научно- исследовательский институт (НИИ) «Лесная сказка» обнаружил планету будущего. Планета делится на уникальные государства (отряды). Участники смены объединяются в государства по возрастному признаку.
Главная задача ребят - развить свои государства по 5 направлениям (культура, наука и образование, экономика, здравоохранение и экология, IT-технологии) и вывести их на самый высокий уровень технологического развития.
В течение смены все участники и организаторы программы живут согласно законам и традициям лагеря и действуют согласно своим ролям.
Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические периоды, посвященные разным тематикам смены. По итогам тематических периодов, а также в ходе повседневной работы отряды зарабатывают «жетоны», каждый из которых соответствует своему направлению развития государства, которые выдаются за коллективные достижения (помощь младшим отрядам, поддержание чистоты, дисциплина в отряде, спортивные достижения и т.п.), победы в мероприятиях или иные отрядные дела. На жетоны ребята развивают свое государство, покупая на них объекты инфраструктуры. После каждого периода подводятся итоги. Рейтинг государств отражается на общелагерных стендах.
Помимо общелагерного рейтинга, у каждого участника будет рейтинг личностного развития.
В течение всей смены проводятся занятия в творческих мастерских и спортивных секциях, согласно приложению к лицензии на право ведения образовательной деятельности. Дети выбирают, занятия исходя из своих интересов и потребностей.
В программе обобщен и представлен на качественно новом уровне многолетний опыт работы коллектива МАУ ДО ДООЦ «Лесная сказка» по организации летнего отдыха детей.
Сроки реализации программы 1 смена - 01.07.-14.07.2020
2 смена - 17.07.-30.07.2020
3 смена - 02.08.-15.08.2020
4 смена - 17.08.-30.08.2020
История осуществления программы Программа осуществляется впервые
Кадровое обеспечение программы
- директор лагеря
- ст. вожатые
- методист
- воспитатели
- вожатые
- диджей
- психолог
- педагоги дополнительного образования

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАГЕРЯ.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный центр "Лесная сказка" расположен на территории природного заповедника регионального значения "Шавская горка - Кадницы" и представляет собой современный комплекс, включающий две базы "Сказка" и "Чайка". Функционирует круглогодично с 1966 г. Общая площадь центра 16 га. Находится на балансе Департамента образования Администрации Кстовского района. В 2011 году ДООЦ «Лесная сказка» был реорганизован путем присоединения к нему МОУ ДОД ДООЦ «Чайка». Сезонно ДООЦ «Лесная сказка» может принять: лето-1632 ребёнка (408 чел. в смену), весна, осень, зима - 144 ребенка в смену в возрасте от 6 до 17 лет.
Во время летних каникул далеко не каждый родитель может предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых, в течение которого можно укрепить свое здоровье, снять напряжение, развить способности. Эти проблемы мы решаем, реализуя летом 2020 года программу «Планета будущего». Спецификой организации деятельности детей в рамках нашей программы является ориентация на отдых и всестороннее оздоровление детей, и, конечно же, личностное развитие ребенка.
Программа позволяет ребенку посмотреть на себя с разных сторон, попробовать свои силы в разных областях: спорте, творчестве, интеллектуальном труде. Любое проводимое в лагере мероприятие способствует развитию организаторских навыков, стимулирует творчество и инициативу, укрепляет межличностные связи, удовлетворяет потребности детей в общении, создает благоприятные условия для дружного детского коллектива.
В течение всего времени работы мы стараемся сохранять традиции. Ориентируясь на социальный заказ, стараемся укреплять материально-техническую базу, закупаем современное мультимедийное оборудование, используем инновационные формы работы, для этого проводим социологические опросы, анкетирование детей и родителей, беседы с постоянными членами каникулярных смен. Разрабатываем проекты-программы каждой смены.
Вся деятельность педагогического коллектива лагеря направлена на развитие личности. В деятельности и общении детей, педагогов, родителей культивируется сотрудничество, сотворение, соуправление, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников педагогического процесса.
Социальное партнерство с другими учреждениями позволяет приобрести опыт взаимодействия с другими микросоциумами, обогащая тем самым свой внутренний мир, приобретая навыки коммуникации.

Лето 2019 г.
Заезды, мероприятия.
1. 1-4 смены 2019 года по программе «Университет талантов»
2. Четыре летние смены лингвистического клуба «Школа Робинзонов», (г.Н.Новгород).
3. Учебно-тренировочные сборы ГОУ ДОД СДЮСШОР по самбо, Центр современной хореографии (г.Нижний Новгород).

Летом 2019 года Центр работал по авторской программе педагогов «Университет талантов».
Программа была разработана с целью формирования и развития коммуникативных навыков детей, художественного вкуса, привития любви к литературе и театру, «отвлечения от улицы и гаджетов», формирования социально значимых ценностей, а также, укрепления физического, духовного, социального, интеллектуального и эмоционального здоровья детей и подростков.
Детям была предложена новая форма деятельности – через участие в сюжетно-ролевой игре создать спектакль, от идеи до ее воплощения. На территории ДООЦ «Лесная сказка» расположен Университет талантов. В нем на протяжении всей смены, ребята будут постигать азы актерского мастерства, изучать историю возникновения театра в России, осваивать театральные профессии и жанры.
В Программу «УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ» были включены общелагерные и отрядные КТД, встречи с артистами разных жанров, новые профильные мастер-классы.
В конце смены дети принимали участие в финальном общелагерном спектакле, по итогам смены выбирался лучший творческий коллектив и награждаются все участники смены.

В результате реализации программы «УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ» дети получили новые знания о театре и о процессе создания спектакля, через личное участие в нём, осознание себя наследником богатой культуры родной страны и отказ от чрезмерного использования гаджетов, в пользу живого общения.

Осень 2019г.
Заезды, мероприятия (партнёры)
1. Осенняя смена лингвистического клуба «Школа Робинзонов» (МОУ гимназия №1 г.Н.Новгород).
2. Выездная профильная смена для школьников - активистов Ленинского района г.Н.Новгорода «Ключи к успеху» (МОУ СОШ №182 г.Н.Новгорода).
3. Мероприятие «Нескучные выходные» для школьников Кстовского района и г.Н.Новгорода.

Зима 2019-2020 гг.
Заезды, мероприятия (партнёры).
1. «Рождественский калейдоскоп» зимняя оздоровительная смена для детей Кстовского района (МАУ ДО ДООЦ «Лесная сказка»).
2. Зимняя смена лингвистического клуба «Школа Робинзонов» (г.Н.Новгород).
3. Выездные профильные смены для студентов университета им. Лобачевского (лагерь филологического факультета).

С каждым годом организация воспитательного процесса переходит на более высокий уровень. Этому способствует использование современного мультимедийного оборудования и вариативный подход к работе педагогического состава Центра.

Сравнительный анализ деятельности за 3 года.

1.Численность детей в лагере в летний период
2017г. 2018г. 2019г.
1600 1618 1650

2.Численность кружков по интересам
2017 2018 2019
30 30 30

Возраст и характеристика целевой группы

Программа организации деятельности детей МАУ ДО ДООЦ «Лесная сказка» рассчитана для детей и подростков возрастных категорий от 6,5 до 17 лет различных социальных слоев общества:
 дети творческих коллективов Центров дополнительного образования Нижегородской области;
 юные спортсмены из ДЮСШ и спортивных клубов;
 дети, отдыхающие по путевкам, приобретенным частными лицами и различными организациями.
Программа охватывает весь возрастной диапазон участников образовательно-оздоровительных смен в Центре.
Участниками программы становятся дети из образовательных учреждений Кстовского района и Нижегородской области, в том числе, находящиеся в трудной жизненной ситуации, из многодетных семей, опекаемые, стоящие на внутришкольном учете, с ограниченными возможностями здоровья и др.
Кроме того, продолжается традиция участия в смене профильных спортивных отрядов (самбо, дзюдо, хоккей, футбол, художественная гимнастика, полиатлон, бокс, спортивные танцы, боевое самбо). Общее количество участников в смене – 408 человек.
На смену приезжают школьники со всей области для того, чтобы научиться чему-то новому и передать свой личный опыт другим ребятам. Хочется отметить, что более 70% отдыхающих детей в Центре приезжают к нам не в первый раз, а также 5% отдыхающих детей в течение лета пребывают в лагере по 2,3 смены.
Проанализировав опыт реализации программ прошлых годов и целевую группу участников программы, мы пришли к выводу, что предлагаемая программа лета 2020 «Планета будущего» будет актуальна, интересна детям и педагогам, и мы способны успешно воплотить ее в жизнь.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Шесть букв знакомых и привычных,
Вдали от шума городского,
От суеты и бед обычных,
От быта скучного такого…
Шесть букв, как песня райской птицы,
Что заставляет замирать,
Улыбкой освещает лица
И дарит силу понимать…
Шесть букв в одном, прекрасном слове,
Шесть букв, хранимых тем, кто знает,
Мой лагерь – он лежит в основе,
Того, что нас объединяет…

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный центр «Лесная сказка» расположен в 14 км. от г.Кстово Нижегородской области на территории природного заповедника регионального значения «Шавская горка – Кадницы». Центр представляет собой современный комплекс, включающий две базы «Сказка» и «Чайка». Круглогодично во время каникул в организованном отдыхе ежегодно принимает участие около 2500 человек от 6 до 17 лет.
Детский лагерь ассоциируется как у родителей, так и у детей с местом, где прежде всего можно провести время интересно и насыщенно. В летний период ребенок стремится отдохнуть от учебы, привычной социальной среды, получить новые эмоции и впечатления.
Разрабатывая программу смены в детском лагере, в первую очередь необходимо учитывать потребности отдыхающих. Ребенок, а зачастую и его родители, не думают об образовательной стороне лагерной смены. Для них это дни, наполненные яркими, захватывающими, веселыми событиями. Поэтому игровая модель смены, а также разработанные в рамках ее мероприятия, должны быть не только актуальными, но прежде всего интересными детям.
При этом летнее время благоприятно для позитивной социализации детей, освоения ими различных социальных ролей и функций. Время отдыха должно быть не только увлекательным, но и полезным. В связи с этим выбрана социально-педагогическая направленность программы. Ее основные направления – нравственное развитие личности, развитие творческого потенциала, физкультурно-оздоровительная деятельность.
Данные направления мы считаем актуальными и значимыми стратегиями развития и воспитания личности каждого приезжающего в лагерь ребенка во время каникул.
Содержание деятельности смен в лагере – практическая отработка знаний, умений и навыков в определенном виде (видах) социального, художественного, научно-технического видов творчества, реализация программ детских общественных объединений, выполнение коллективных или индивидуальных творческих работ, дополняемые обязательной системой мер по формированию здорового образа жизни.
Программа строится на основе сюжетно-ролевой игры, в основе которой лежит развитие планеты будущего и надпрофессиональных компетенций каждого ребенка.

Краткое описание программы.

Заезжая на территорию лагеря ребята попадают в место, где научно- исследовательский институт (НИИ) «Лесная сказка» обнаружил планету будущего. Планета делится на уникальные государства (отряды). Участники смены объединяются в государства по возрастному признаку.
Главная задача ребят - развить свои государства по 5 направлениям (культура, наука и образование, экономика, здравоохранение и экология, IT-технологии) и вывести их на самый высокий уровень технологического развития.
В течение смены все участники и организаторы программы живут согласно законам и традициям лагеря и действуют согласно своим ролям.
Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические периоды, посвященные разным тематикам смены. По итогам тематических периодов, а также в ходе повседневной работы отряды зарабатывают «жетоны», каждый из которых соответствует своему направлению развития государства, которые выдаются за коллективные достижения (помощь младшим отрядам, поддержание чистоты, дисциплина в отряде, спортивные достижения и т.п.), победы в мероприятиях или иные отрядные дела. На жетоны ребята развивают свое государство, покупая на них объекты инфраструктуры. После каждого периода подводятся итоги. Рейтинг государств отражается на общелагерных стендах.
Помимо общелагерного рейтинга, у каждого участника будет рейтинг личностного развития.
В течение всей смены проводятся занятия в творческих мастерских и спортивных секциях, согласно приложению к лицензии на право ведения образовательной деятельности. Дети выбирают занятия исходя из своих интересов и потребностей.

Актуальность программы

В современном мире главным критерием успешности человека является его социальная гибкость, умение проявить себя в любой ситуации и выполнить любую поставленную задачу. При получении среднего образования учащиеся приобретают лишь так называемые hard skills, которые не позволяют ему быть социально гибким. В связи с этим возникла необходимость создания площадки для возможности получения школьниками надпрофессиональных компетенций. Именно эту проблему решает программа организации деятельности детей оздоровительно-образовательного центра «Лесная сказка» «ПЛАНЕТА БУДУЩЕГО».
Новизна программы
Новизна программы состоит в том, что в ее содержательную игровую основу впервые вводится тематика, ориентированная на развитие у участников надпрофессиональных компетенций и гибких навыков.
Для педагогов разработаны актуальные формы воспитательной работы с детьми и подростками, социально-педагогического сопровождения временного детского коллектива на протяжении всей смены.
Ребятам будет предложена новая форма деятельности – коллективное создание высокотехнологического государства будущего, в развитии которого задействован каждый ребенок.
В рамках реализации программы будут проведены новые специальные курсы по овладению надпрофесииональными компетенциями.

Понятийный аппарат программы.
Физическое здоровье – это данное природой свойство организма, обуславливающее нормальное функционирование всех систем и органов человека.
Духовное здоровье – умение следовать духовно-нравственным ценностям и идеалам, верность долгу, патриотизм.
Социальное здоровье – положительное взаимодействие с друзьями, семьей и другими членами общества; забота о других, признание, применение различных социальных навыков.
Интеллектуальное здоровье – это творческий и стимулирующий умственную деятельность процесс, направленный на расширение собственных знаний и навыков, а также обмен ими.
Эмоциональное здоровье – это такое состояние, при котором человек живет в гармонии с окружающими и самим собой, реализуя свой творческий потенциал.

Краткая характеристика участников программы:
Участники программы – дети и подростки 6,5-17 лет, проживающие на территории Нижегородской области. Социальный статус различен. В программе участвуют как ранее сформированные коллективы (танцевальные или спортивные группы), так и временные коллективы, созданные в лагере по возрастному признаку.

Цель программы:
Программа разработана с целью формирования и развития коммуникативных навыков детей, художественного вкуса, привития любови к Родине, «отвлечения от улицы и гаджетов», формирования социально значимых ценностей, а также, укрепления физического, духовного, социального, интеллектуального и эмоционального здоровья детей и подростков.

Задачи программы:
Задачи:
1) Адаптировать детей к условиям пребывания в лагере, создать комфортную психологическую среду;
2) Погрузить ребят в игровую модель смены, создать систему мотивации для активной деятельности;
3) Создать условия для укрепления физического, духовного, социального, интеллектуального и эмоционального здоровья детей и подростков
4) Организовать интересную, насыщенную и познавательную досуговую деятельность;
5) Создать условия для формирования социально значимых ценностей у детей;
6) Сформировать мотивацию применения накопленных знаний, умений, навыков в повседневной жизни;
7) Создать условия для получения гибких навыков каждым ребенком;
8) Отвлечь «от улицы и гаджетов» через вовлечение в сюжетно-ролевую игру.

КОНЦЕПТУЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ
Концептуальные основы программы «Планета будущего» детского центра «Лесная сказка» базируются на основных положениях и требованиях к организации отдыха детей и подростков:
 обеспечение сохранности жизни и здоровья ребенка;
 индивидуальный подход к каждому ребенку;
 помощь ребенку в самоанализе, оценивании собственной деятельности в самостоятельном решении проблем;
 удовлетворение интересов наибольшего количества участников отдыха;
 одобрение достижений ребенка в какой-либо области, предоставление ему возможности попробовать себя в других видах деятельности.
Проведение смены реализует потребности детей в творчестве, познании, самореализации, уважении и радости.
Понятие концепции каникулярной деятельности базируется на основе создания гуманной, открытой, многофункциональной системы развивающего отдыха и оздоровления детей.
Основная концептуальная идея лета 2020 – гибкие навыки («soft-skills), как один из мощнейших двигателей становления социально гибкой личности. С их помощью можно привить ребенку социально-значимые ценности, воспитать человека высоконравственного и социально-активного».
Содержание программы ориентировано на отдых, оздоровление и образование детей, их социализацию и личностное развитие в рамках следующих направлений: оздоровительное, спортивное, социально-психологическое, творческое. Суть деятельности лагеря состоит в создании комфортной, психолого-педагогической, развивающей творческой среды с использованием, как групповых, так и индивидуальных методов работы. Роль педагогического коллектива заключается в организации и направлении деятельности ребенка таким образом, чтобы она способствовала укреплению его физического и духовного здоровья, формировала его как личность.
Приоритетным направлением мы считаем развитие у ребенка нравственных ценностей (добро, долг, верность, благодарность, отзывчивость, милосердие); пробуждение и развитие нравственных чувств (стыда, сострадания, любви); формирование нравственного облика, нравственной позиции.
В основе концепции программы лежит:
• развитие творческой и эмоциональной сферы, детской активности;
• создание условий для свободного развития духовно – физических сил каждого ребёнка;
• оздоровление детей.

Основная концептуальная идея лета 2020.

Содержание программы ориентировано на отдых, оздоровление и образование детей, их социализацию и личностное развитие в рамках следующих направлений: физкультурно- спортивное (оздоровительное), туристско-краеведческое, творческое (художественной направленности), естественнонаучное (эколого-биологическое) психологическое.
Суть деятельности лагеря строится на создании комфортной, психолого-педагогической, развивающей творческой среды с использованием, как групповых, так и индивидуальных методов работы. Роль педагогического коллектива заключается в организации и направлении деятельности ребенка таким образом, чтобы она способствовала укреплению его физического и духовного здоровья, формировала его как личность.

Особенности организации образовательного процесса по данной программе.
Для успешной реализации программы необходимо использовать определенную группу принципов, составляющих целостную и неделимую её основу.
• Возрастной подход – учет возрастных особенностей в разработке методов диагностики, воспитательных воспитания, обучения и организации досуга.
• Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения детей и подростков в ту или иную деятельность, создание ситуации успеха; поощрение достигнутого.
• Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
• Принцип личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для себя»).
• Принцип дифференциации воспитания (отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей).
• Принцип сочетания оздоровительных, развивающих, воспитательных и развлекательных мероприятий предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня.
• Индивидуальный подход – учет социальных, психологических характеристик ребенка в выборе средств воспитательной работы.
• Интеграция усилий различных ведомств и учреждений для создания особого образовательного и воспитательного пространства, создающего условия для достижения целей и задач программы.

Реализация основополагающих принципов обеспечивает педагогическому коллективу широкий выбор содержания видов и форм работы как в перспективе, так и в текущие смены.

Основные направления реализации программы.
 организация деятельности детского и педагогического коллектива;
 совершенствование материально-технического обеспечения оздоровительно-образовательного процесса работы Центра;
 расширение сферы сотрудничества и социального партнерства Центра с различными общественными сферами города, района и области, развитие системы внешних контактов Центра;
 кадровое и ресурсное обеспечение работы Центра;
 организация контроля деятельности Центра;
 система информирования общественности о деятельности Центра, взаимодействие со СМИ.

Ожидаемые результаты.
1) Дети адаптированы к условиям пребывания в лагере, для них создана комфортная психологическая среда, через индивидуальный подход к каждому ребёнку; через распределение в отряды по возрастной категории; через игры на знакомства, выявление лидера, командообразование и тактильный контакт; через соблюдение режима дня, и посещение кабинета психологической разгрузки.
2) Ребята погружены в игровую модель смены, для них создана система мотивации для активной деятельности. У каждого ребёнка своя роль и каждый стремится проявить себя и внести вклад в общую победу отряда в конце смены и завоевать звание лучшего.
3) Созданы все необходимые условия для укрепления здоровья:
• физического, через ежедневные закаливающие процедуры, утренние зарядки и спортивные мероприятия;
• духовного, через проведение тематических бесед, вечерних отрядных огоньков и мероприятий патриотической направленности;
• социального – через работу в команде, применение различных социальных навыков (умение управлять коллективом, умение «слушать и слышать», заботиться о других, принимать другого человека таким какой он ест, через преодоление неуверенности в себе, развитие эмоциональной отзывчивости и т.п.) в процессе достижения общей цели – победы в игре;
• интеллектуального – через накопление, обобщение теоретических знаний и навыков, с последующим воплощением на сцене в виде итогового продукта – спектакля;
• эмоционального - достигается через погружение ребенка в выбранную им роль в игровой модели смены, в которой он чувствует себя гармонично с самим собой и окружающими его людьми, максимально реализуя свой творческий потенциал.
4) Через систему самоуправления лагеря и участие в творческих и спортивных кружках, мастер-классах, отрядных КТД и общелагерных мероприятиях, раскрыт творческий и интеллектуальный потенциал личности ребёнка, выявлены его индивидуальные способности.
5) Через активное участие каждого ребёнка в сюжетно-ролевой игре, и определённой роли в ней, ребята осознали важность и ценность живого общения и значительно сократили время пользования гаджетами и бесполезного времяпрепровождения на улице;
6) Участники программы расширили свой общий кругозор, овладели надпрофессиональными компетенциями;
7) Дети получили практические умения и навыки в различных видах деятельности дополнительного образования: эколого-биологическом, туристско-краеведческом, социально-педагогическом, художественным, физкультурно-спортивном;
8) Созданы условия для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Этапы реализации Программы: 2020г.
 I этап. Аналитико-проектировочный этап (январь-май 2020).
Цель: проведение аналитических исследований по итогам реализации предыдущих программ «Сыскное бюро» (2017г.), «Технологии добра» (2018г.) «Университет талантов» (2019г.), создание условий для эффективной реализации программы (написание программы, обсуждение и утверждение ее на заседании совета Центра, решение организационных вопросов), пробуждение творческой активности у педагогов, воспитателей, вожатых лагеря, выработка единой методической тактики по реализации программы.
 II этап. Основной этап – реализация программы (1-4 смена лето 2020г.).
Цель: реализация основных направлений, форм и видов деятельности. Отработка содержания деятельности, организация деятельности по реализации целей и задач программы.
 III этап. Заключительный этап – анализ программы и обновление программы деятельности Центра (август – сентябрь 2020г.).
Цель: определение перспектив и путей дальнейшего развития программы Центра. Анализ деятельности по реализации программы, подведение итогов, постановка задач с целью организации дальнейшей продуктивной работы по совершенствованию каникулярного отдыха детей.

Описание сюжетно-ролевой игры, положенной в основу программы
Словарь смены:
ДООЦ «Лесная сказка» – Планета будущего
Администрация лагеря – Научно-исследовательский институт (НИИ)
Директор – Генеральный директор НИИ
Заместитель директора – Заместитель генерального директора НИИ
Старшие вожатые – Старший научный сотрудник
Воспитатели - Профессора
Вожатые – Ученые
Руководители творческих мастерских – Руководители центра повышения квалификации
Творческие мастерские – Центры повышения квалификации
Отряды – Государства
Командир отряда – Премьер-министр государства
Санитар отряда - дежурный НИИ
Собрание командиров – Совет премьер-министров
Валюта смены – Жетоны
Экран рейтинга отрядов – уровень развития государства

Игровая модель смены:
Заезжая на территорию лагеря ребята попадают в место, где научно- исследовательский институт (НИИ) «Лесная сказка» обнаружил планету будущего. Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические периоды, длинною в 3 дня. Отряды- уникальные государства, имеющие свое название и девиз. Главная задача ребят в каждый из периодов - развить свое государство по 5 направлениям (культура, наука и образование, экономика, здравоохранение и экология, IT-технологии).
По итогам тематических периодов, а также в ходе повседневной работы государства зарабатывают «жетоны», каждый из которых соответствует своему направлению развития. Жетоны можно получить за коллективные достижения (помощь младшим, поддержание чистоты, дисциплина, спортивные достижения и т.п.), победы в мероприятиях или иные отрядные дела. Все достижения отображаются на двух общелагерных баннерах. Развитие государств происходит путём покупки объектов различной направленности.
Ежедневно в течение смены под руководством старшего научного сотрудника (старшего вожатого) собирается совет премьер-министров (командиров отрядов). На этом собрании премьер-министры проводят анализ прошедшего дня, высказывают пожелания по грядущим дням, получают информацию, касающуюся рейтинга государств, планируемых мероприятий и коллективных творческих дел. А также на совете осуществляются сделки по покупке или обмену объектов.
В течение всей смены проводятся занятия в центрах повышения квалификации (творческих мастерских и спортивных секциях), согласно приложению к лицензии на право ведения образовательной деятельности. Дети выбирают занятия исходя из своих интересов и потребностей.

Помимо общелагерного рейтинга, существует личный рейтинг для каждого жителя планеты. В каждый из периодов ребенок может обрести одну из компетенций:
I-diver- получают жители-дайверы в Мире информации. Вручается он за виртуозную работу с большими объемами информации;

Target-master- получает житель лучше всего научившиеся концентрироваться на задаче, планировать свое время, организовывать себя, успевать многое.
EQ-guru- получают жители, хорошо научившиеся разбираться в своих эмоциях, умеющие их различать, описывать оттенки.

You Lead- «мастер коммуникаций». Капитаны команд, лидеры проектных групп, те, кто не только поучаствовал в хорошем деле, но и привлек к нему других.
4К-brain- это все, что связано с успехами в развитии мыслительных способностей: памяти, креативности.

Компетенции можно получить за активную работу в отряде, на мероприятиях, помощь педагогическому составу и т.п.

По окончанию лагерной смены определяются победители государства, достигшие максимального развития в одном из направлений. А также абсолютный победитель – государство, которое внесло максимальный вклад в развитие планеты.

Антураж игры:
Оформление информационных стендов:

 «План развития планеты» - план смены.
 Оформление эстрады для проведения общелагерных мероприятий.
 Введение в игровую модель смены – буклеты с подробным описанием игровой модели, презентация.
 Видеоролики для «перехода» в новый период.
 Жетоны направлений – валюта смены.

Схема соуправления.

 Премьер-министр – осуществляет общее управление государством под контролем учёного (вожатого);
 Совет премьер-министров – собрание премьер-министров каждого государства для обсуждения вопросов развития планеты, покупки и обмена объектов и т.п.
 Заседание министров – сбор министров для обсуждения развития государства по всем направлениям
 Министерство здравоохранения и экологии – группа ребят, осуществляющая подготовку к спортивным и экологическим мероприятиям, а также прогресс государства в сфере здравоохранения и экологии под руководством министра здравоохранения:
 Министерство культуры – группа ребят, осуществляющая подготовку к творческим мероприятиям, а также отвечающая за культурный прогресса государства под руководством министра культуры;
 Министерство науки и образования – группа ребят, отвечающая за подготовку к интеллектуальным мероприятиям, а также за осуществление научного прогресса государства под руководством министра науки и образования;
 Министерство экономики – группа ребят, отвечающая за подготовку к экономическим мероприятиям, а также за осуществление экономического прогресса государства под руководством министра экономики;
 Министерство IT-технологий – группа ребят, отвечающая за подготовку к информационным мероприятиям, а также за осуществление информационного прогресса государства под руководством министра IT-технологий;
 Государственный совет – собрание государства для выполнения задач, направленных на развитие государства и планеты.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Этапы реализации программы лагерных смен.
Смена в нашем центре – это не просто 14 календарных дней, а поэтапно организованная творческая оздоровительно-образовательная жизнь детей.
1. Подготовительный период: заселение, размещение, адаптация детей к новым условиям (1 день смены).
2. Организационный период: диагностика интересов и потенциала, запуск игровой модели, знакомство с правилами жизнедеятельности, формирование органов самоуправления (2 дня смены).
3. Основной период: реализация принципов и идей игровой модели, включение детей в различные виды коллективно-творческой деятельности, работа кружков, проведение ролевых, деловых игр, соревнований, мероприятий (4-12 дни смены).
4. Итоговый период: итоговая диагностика, анализ деятельности смены, обобщающее мероприятие, деролинг, отъезд детей. (13-14 дни смены).

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА.

МАУ ДО ДООЦ "Лесная сказка" расположен на территории природного заповедника регионального значения "Шавская горка - Кадницы" и представляет собой современный комплекс, включающий две базы "Сказка" и "Чайка" общей площадью около 17га. Общее количество строений - 54.
Для реализации поставленных целей и задач Центр располагает следующей материальной базой:
 Летняя эстрада -1;
 Клуб – 1;
 Летняя открытая площадка – 1;
 Библиотека -1;
 Методический кабинет-1;
 Кабинеты для кружковой работы-5
 Спальные корпуса -11;
 Мини-стадион -2
 Волейбольная площадка – 3;
 Баскетбольная площадка – 2;
 Медицинский кабинет – 2;
 Процедурный кабинет – 2;
 Изолятор – 2;
 Столовая –1;
 Баня – 1;
 Душевые комнаты – 2.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

В соответствии со штатным расписанием, утвержденным директором МАУ ДО ДООЦ «Лесная сказка» в реализации программы участвуют:
- Заместитель директора по воспитательной работе (координирует работу лагеря, решает воспитательные, организационно-хозяйственные вопросы).
- Методист (контролирует организационную работу в лагере, оказывает методическую поддержку педагогам).
- Старший вожатый - (контролирует реализацию программы, организует общелагерные мероприятия).
- Воспитатели (ведут в отрядах воспитательную и оздоровительную работу, несут ответственность за жизнь и здоровье детей).
- Вожатые ведут в отрядах анимационную, воспитательную и оздоровительную работу, несут ответственность за жизнь и здоровье детей).
- Инструктор по физической культуре (организует спортивно-оздоровительную работу, несет ответственность за жизнь и здоровья детей во время спортивных мероприятий).
- Педагоги дополнительного образования (ведут кружковую работу, организуют деятельность детей с учетом их интересов и в соответствии с планом работы лагеря, несут ответственность за жизнь и здоровье детей во время мероприятия).
- Служба обеспечения – медицинские работники, зам.директора по АХЧ, работники пищеблоков, горничные, сестра-хозяйка, прачка, водители, зав.складом и др. (обеспечивают благоприятные условия для функционирования лагеря).
С целью повышения качества работы привлекаемых вожатых из числа студентов нижегородских вузов ежегодно проводятся курсы вожатского мастерства «Школа Современного Вожатого». Набор также осуществляется из числа действующих бойцов студенческих педагогических отрядов Нижегородского регионального отделения Молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды», прошедших подготовку на курсах вожатского мастерства.
Воспитателей и педагогов дополнительного образования мы приглашаем из числа педагогов общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей Кстовского района и области.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Механизм оценки реализации программы
Изменение уровня нравственных ценностных ориентаций, качества знаний, умений и навыков, а также результаты социально-значимой деятельности позволят оценить следующие мероприятия:
 анкетирование, проведение диагностик ценностных ориентаций детей;
 беседы, интервью с участниками смены, педагогами, родителями, представителями партнерских организаций и учреждений, которые принимают участие в реализации программы;
 включение педагогов в анализ и проектирование хода мероприятий;
 включенное и не включенное наблюдение за ходом деятельности в рамках программы, анализ общей атмосферы в процессе участия в мероприятиях;
 проведение итоговых мероприятий, фестивалей, конкурсов;
 рефлексия.
Критерии и показатели реализации программы смены
 Воспитательно-образовательные:
1. Охват программой детей (количество, возрастные и социальные группы)
2. Динамика показателей уровня развития детей по принципу (в процентном выражении):
• не умел - научился
• не знал - узнал
• не имел - приобрел
 Количество детей, прекративших участие в реализации программы по различным причинам.
 Косвенные:
а) количество различных продуктов творческой деятельности детей (дела, мероприятия, создание информационного поля и т.д.)
б) характер и число реализованных инициатив детского объединения в рамках проекта лагерной смены.
 Социальные:
Показатели социальной адаптации (правонарушения, активность)
Психологический комфорт участников (%)
Популярность (рейтинг) кружков, мастерских, секций в глазах детей.
Организация жизни в лагере: режим дня

8.30 - Подъем
8.45 - Зарядка
9.00 – Завтрак
9.50 – Общее собрание госсударств
10:00-12.00 – занятия в Центрах повышения квалификации
11.00- 11.05 – Пятиминутка здоровья
12:00-12:50 – Отрядные мероприятия
13.00 - Обед
14.00- 16.00 – Два тихих часа
16.15 – Полдник
17.00-18.00 – Общелагерные мероприятия
18:00-19:00 – Самоподготовка (свободное время)
18.50-18.55 – Пятиминутка здоровья
19.00 - Ужин
20.00 – Дискотека/фильм
21.00 - Сонник (второй ужин)
22.00 – Отбой (младшие отряды)
22.30 – Отбой (старшие отряды)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ПРИ НАПИСАНИИ ПРОГРАММЫ.

1. Учебно-методическое пособие «Формирование семейных ценностей у детей и подростков в организациях отдыха и оздоровления»: /Н.Г. Чанилова, С.А. Пилюгина, И.Н. Жирова, Н.Г. Каргина. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. – 88 с.
2. «Психолого-педагогическое сопровождение деятельности вожатого: Методические рекомендации.» – Москва : МПГУ, 2017
3. «Организация массовых мероприятий в детском оздоровительном лагере. Методические рекомендации.» – Москва : МПГУ, 2017
4. «Фишечки». Методический материал ростовского областного ПО "Юга". 2017
5. «В помощь вожатому. Подсказки на любой случай». Сборник материалов для вожатых и воспитателей оздоровительного лагеря. “Центр творческого развития и гуманитарного образования “Дар” Москва 2013
6. «Безопасный мир» Инструкции по обеспечению безопасной жизнедеятельности детей в детском лагере. Из опыта работы ВДЦ «Орлёнок». Издание третье, дополненное и переработанное. Составители: А.А. Киреева, А.В. Яблокова.- ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»: учебно-методический центр, 2017.
7. «Личная безопасность.» Предупреждение пожаров. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях. Методическое пособие по работе с детьми.Сызрань.2003г.
8. Информационно-методический сборник методических материалов организаций отдыха и оздоровления детей Волгоградской области / Государственное бюджетное детское оздоровительное учреждение Волгоградской области «Зеленая волна». – Волгоград, 2017
9. Сборник программ специализированных областных профильных смен в организациях отдыха и оздоровления детей Волгоградской области / Государственное бюджетное детское оздоровительное учреждение Волгоградской области «Зеленая волна». – Волгоград, 2017
10. Методичка игр Методичка "Маяк" 1 Методичка "Маяк" 2 ИгротехникаТворческая игровая программа «Хочу знать все»
11. «Настольная книга вожатого» / Сост. В. Гугнин. — М.: Альпина Паблишер, 2015
12. «Навстречу подвигам и приключениям». Набережные Челны 2016
13. «Создай команду». ВДЦ "Орленок" 2017
14. Программа Шаг за шагом - Методические рекомендации по созданию авторской программы детского лагеря. Юрова О.А., Гузенко А.П., Иванченко И.В. - ФГБОУ ВДЦ "Орлёнок", Управление образовательных программ, 2015 г.
15. "Карманная энциклопедия вожатых" Содружество вожатых Ямала. Санкт-Петербург 2014. (PDF) , "Чемодан вожатого" Содружество вожатых Ямала. Санкт-Петербург 2014. (PDF)
16. Воронкова, Л.В. Как организовать воспитательную работу в отряде: Учебное пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2007. – 304 с.
17. Панченко, С. Планирование лагерной смены// Народное образование. - 2008.-№3.-С.212-220.
18. Фришман И. И. Игры без проигравших.- Н.Новгород, Изд – во ООО «Педагогические технологии»,2008.-90 с.
19. Юзефавичус Т.А.Кипарис-9: Советы бывалого вожатого: Уч. пособие по организации детского досуга в лагере и школе. - М.: Педобщество России, 2005. – 160 с.
20. Профильный лагерь. Курский вектор. Теория и практика работы специализированных (профильных) смен в детских оздоровительных лагерях. Чертова А.А., Чернышев А.С., Фришман И.И. и др.Курск 2014г.
21. Обеспечение безопасного отдыха детей. Методическое пособие. Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области. Самара 2017г.


Новости

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Лето 2015

607690, Нижегородская обл.,
Кстовский р-н, д. Горный Борок,
Тел.: 8(83145)3-94-49, 3-94-79.

Схема проезда ...
vk.com/ls_kstovo instagram.com/ls_kstovo ok.ru/lskstovo facebook.com/lsskazka
Создание сайта Dr.U